МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Байдикова Ольга Владимировна

В статье рассматривается методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

О.В.Байдикова,

учитель-логопед,

 МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25

с. Ясные зори Белгородского района Белгородской области»

Белгородская область, с. Ясные Зори

Н.А. Квитченко

воспитатель,

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25

с. Ясные зори Белгородского района Белгородской области»

Белгородская область, с. Ясные Зори

Н.Н.Черемных

воспитатель,

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25

с. Ясные зори Белгородского района Белгородской области»

Белгородская область, с. Ясные Зори

Современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это многогранная социально-педагогическая, развивающаяся система, охватывающая разные виды деятельности. Среди них: воспитание, обучение и развитие детей. Также в этот список можно включить социально-психологическое обеспечение и правовая защита, материально-техническое, кадровое и методическое обеспечение, повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического коллектива.

В настоящее время система образования требует от учреждений переосмысливание основных направлений деятельности, в том числе методической, в виде методической работы. Методическая работа - это система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на повышение квалификации каждого педагога, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива.

Понятие «методическое сопровождение» отличается от термина «методическая работа». М.М. Паташник разбирает методическое сопровождение как нестандартную деятельность, на основе которой педагоги обеспечивают организацию педагогического процесса с помощью планирования и организации, сконцентрированного на достижении образовательных целей. Если внедрить методическое сопровождение в дошкольное учреждение, то возникает вопрос обучения непосредственно самого педагогического состава, а также возможности и важности повышения квалификации и профессионального мастерства. При этом в дошкольном образовательном учреждении важно учитывать эффективность и оптимальность содержания методического сопровождения. Результаты практики методической работы подтверждают актуальность такого выбора.

Работа с педагогами рассматривается с позиции передачи работникам дошкольных учреждений немного новых знаний о социальной ситуация развития, зоне ближайшего развития, а значит эта работа несколько ограниченна. Из-за этого вопросы воздействия педагогов на самих себя остаются неизученными. Последствия такого положения дел являются неумение понять индивидуальность воспитанников, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, администрацией. В связи с этим основным преимуществом в работе с педагогами должно быть создание условий для реализации потенциала их личности.

Повышение квалификации педагогов, пополнение их практических и теоретических знаний можно осуществить различными способами. Это разнообразна работа с кадрами: педагогический совет, семинары- практикумы и т.д. С целью повышения мастерства педагогов ДОУ используются разнообразные технологии, которые могут помочь раскрыть потенциал педагога, обычно это тренинги, дискуссия, деловая игра. В другом случае метод анкетирования позволяет выявить уровень подготовки педагога, уровень его способностей. Повышения уровня педагогов заключается в формировании ключевых компетенций. Профессиональная компетенция- это совокупность знаний и качеств, которые обеспечивают эффективность образовательного процесса. Получить необходимые знания можно систематически, используя метод коллег, путем самообразования, и т.д. Существует также проектный метод активизации педагогов. Высоким показателем педагога является умение им пользоваться. Успех этого проекта заключается в умении создать подходящий психологический климат во время проведения курсов повышения квалификации. Оптимальный психологический климат – социально-психологические условия, при которых  в максимальной степени реализуются интересы коллектива и личности.

Особую роль играет такой фактор как стимулирование деятельности педагогов. Для этого должны быть следующие факты чтобы создать систему стимулирования.

  • на высоком уровне стоят психологические условия, административное управление, методическая работа
  • чуть выше среднего уровня - материальные и социальные условия.

В педагогическом коллективе лучше всего стимулируют сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководства качества их работы и соответствующая оплата труда. Использование  морально- психологического стимулирования остается наиболее значимым.

В современных условиях, когда перемены в обществе и образовательных учреждениях происходят несколько быстрее, мастерство и уровень профессиональной квалификации, способность быстро принять решения, адекватные новой ситуации, умение нацелить слушателей на непрерывное развитие - оцениваются в первую очередь. Над этим постоянно приходится работать.

Профессиональное развитие педагога  ДОУ – это долгий процесс, конец которого представляет собой формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Учебно - методическое сопровождение - это одно из направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Современный УМК должен помогать воспитателю в организации учебного процесса. Работа методической службы дает возможность педагогам быть в курсе научно- методической информации и оперативно использовать эти знания в практической работе. Система поддержки профессионального роста педагогов является одной из эффективных форм методической работы.

Из исследований в данной области Лосевым П.Н и Белой К.Ю, следует, что методическую работу необходимо рассматривать как аспект управления. Она является деятельностью, направленной на обеспечение качества образования в ДОУ.

Основные задачи методической работы в ДОУ:

  • управление образовательным процессом
  • организация работы с родителями
  • организация повышения квалификации педагогов
  • содействие изучению и использование современных технологий
  • содействие поддержке педагогов, стремящихся к инновационным идеям

Современному педагогу предъявляют более высокие требования. В этот список входят:

  • владение методами и формами мониторинга
  • знание теории и методики воспитательной работы
  • организация свободного времени воспитанников
  • знание и использование современных педагогических технологий продуктивного, развивающего обучения

На основе различных исследований выявили, что существуют различные модели методического сопровождения. Но наиболее приемлемой является модель Белой К.Ю, которая определяет, что методическая работа может быть построена в структуре от прогнозирования до анализа.

Сейчас новые образовательные стандарты формируют состояние педагогической деятельности. Эти образовательные стандарты предопределяют новый социальный заказ, а значит, и обновляются требования к самой системе дошкольного образования. Подготовка учащихся и воспитанников к дальнейшей жизни, где он сможет чувствовать себя уверенным и самостоятельным является главной задачей современной образовательной системы. В качестве первоначальной образовательной системы дошкольное образование отвечает за подготовку воспитанника к обучению в школе, при этом единые образовательные стандарты дают равнозначные возможности для познания всем детям. Таким образом, можно с уверенностью говорить о необходимости организации методического сопровождения педагогов в каждом дошкольном учреждении для оказания своевременной педагогической помощи и поддержки в организации педагогического процесса.

Литература:

  1. Вербицкая И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. - 2018. - №21. - С. 467-469.
  2. Майер, А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А. А. Майер. — Москва: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
  3. Ставцева, Юлия Гафурьяновна Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ // Гаудеамус. — 2016. — № 2. -С. 109–117.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение педагогического процесса с учетом введения Федеральных государственных требований к структуре основной программы дошкольного образования

Целью проекта является  Создание условий для развития профессиональной компетентности педагога; обеспечение информационного и организационно-методического сопровождения педагогического процесса в...

3.Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождении образовательного процесса профессиональных конкурсах

3.2.Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах,наставничество3.3.Результаты участия в профессиональных конкурсах,в том числе участников,подготовленных аттестуемым работником -на му...

3. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

1.Выспуление на РМО с вопросом о работе по внедрению ВФСК ГТО в систему дошкольного образования (2019 – 2020 уч. год).Итогом продельной работы был представленный мониторинг участников тестирован...

Методическая разработка - Применение функциональной модели организационно-педагогических условий методического сопровождения в процессе подготовки педагогов к прохождению аттестации в соответствии с изменяющимися требованиями и необходимостью применения и

Необходимость информатизации процесса образования, затрагивает и процесс аттестации педагогов, становится необходимым составление электронного портфолио, представление результатов своей деятельности в...

Критерий 3: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

3.1. Методическая работаВыписка из протокола ПДС педагогов дошкольных групп Выписка из протокола по теме "Инновационные технологии творческого развития дошкольников с учетом ФГОС дошкольного...

Статья "Деятельность старшего воспитателя по научно-методическому сопровождению педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО"

Современный стандарт предъявляет новые требования к педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Поэтому задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для по...