Особенности формирования и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Дуденкова Елена Александровна

В жизни каждого человека существует множество различных эмоций, которые он испытывает и переживает. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, бурными и яркими или едва заметными, а иногда даже непонятными для самого человека. Доказано, что эмоции играют большую роль в становлении личности. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «СКАЗКА»» Особенности и формирование эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОВЗ Подготовила: педагог-психолог Дуденкова Елена Александровна

Слайд 2

ГНЕВ СТРАХ ГРУСТЬ РАДОСТЬ ЛЮБОВЬ БЕШЕНСТВО УЖАС ГОРЕЧЬ СЧАСТЬЕ НЕЖНОСТЬ ЯРОСТЬ ОТЧАЯНИЕ ТОСКА ВОСТОРГ ТЕПЛОТА НЕНАВИСТЬ ИСПУГ СКОРБЬ ЛИКОВАНИЕ СОЧУВСТВИЕ ИСТЕРИЯ ОЦЕПЕНЕНИЕ ЛЕНЬ ПРИПОДНЯТОСТЬ БЛАЖЕНСТВО ЗЛОСТЬ ПОДОЗРЕНИЕ ЖАЛОСТЬ ОЖИВЛЕНИЕ ДОВЕРИЕ РАЗДРАЖЕНИЕ ТРЕВОГА ОТРЕШЕННОСТЬ УМИРОТВОРЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕЗРЕНИЕ ОШАРАШЕННОСТЬ ОТЧАЯНИЕ УВЛЕЧЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬ НЕГОДОВАНИЕ БЕСПОКОЙСТВО БЕСПОМОЩНОСТЬ ИНТЕРЕС СПОКОЙСТВИЕ ОБИДА БОЯЗНЬ ДУШЕВНАЯ БОЛЬ ЗАБОТА СИМПАТИЯ РЕВНОСТЬ УНИЖЕНИЕ БЕЗНАДЕЖНОСТЬ ОЖИДАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ УЯЗВЛЕННОСТЬ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО ОТЧУЖДЕННОСТЬ ВОЗБУЖДЕНИЕ ГОРДОСТЬ ДОСАДА РАСТЕРЯННОСТЬ РАЗОЧАРОВАНИЕ ПРЕДВКУШЕНИЕ ВОСХИЩЕНИЕ ЗАВИСТЬ ВИНА, СТЫД ПОТРЯСЕНИЕ НАДЕЖДА УВАЖЕНИЕ НЕПРИЯЗНЬ СОМНЕНИЕ СОЖАЛЕНИЕ ЛЮБОПЫТСТВО САМОЦЕННОСТЬ ВОЗМУЩЕНИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ СКУКА ОСВОБОЖДЕНИЕ ВЛЮБЛЕННОСТЬ ОТВРАЩЕНИЕ ОПАСЕНИЕ БЕЗЫСХОДНОСТЬ ПРИЯТИЕ ЛЮБОВЬ К СЕБЕ ЗАВИСТЬ СМУЩЕНИЕ ПЕЧАЛЬ ПРИНЯТИЕ ОЧАРОВАННОСТЬ СЛОМЛЕННОСТЬ ЗАГНАНОСТЬ НЕТЕРПЕНИЕ СМИРЕНИЕ ПОДВОХ ВЕРА ИСКРЕННОСТЬ НАДМЕННОСТЬ ИЗУМЛЕНИЕ ДРУЖЕЛЮБИЕ ОШЕЛОМЛЕННОСТЬ ДОБРОТА ЕДИНСТВО ВЗАИМОВЫРУЧКА НЕРВОЗНОСТЬ РАСКАЯНИЕ ТУПИК УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СОПЕРЕЖИВАНИЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ БЕЗВЫХОДНОСТЬ УСТАЛОСТЬ УВЕРЕННОСТЬ СОПРИЧАСТНОСТЬ НЕДОВОЛЬСТВО ПРЕВОСХОДСТВО ПРИНУЖДЕНИЕ ДОВОЛЬСТВО УРАВНОВЕШЕННОСТЬ ВРЕДНОСТЬ ВЫСОКОМЕРИЕ ОДИНОЧЕСТВО ОКРЫЛЕННОСТЬ СМИРЕНИЕ ОГОРЧЕНИЕ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ОТВЕРЖЕННОСТЬ ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ НЕТЕРПИМОСТЬ НЕУДОБСТВО ПОДАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ ЖИЗНЕЛЮБИЕ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ НЕЛОВКОСТЬ ХОЛОДНОСТЬ ОБЛЕГЧЕНИЕ ВДОХНОВЕНИЕ АПАТИЯ/БЕЗРАЗЛИЧИЕ БЕЗУЧАСТНОСТЬ ОБОДРЕННОСТЬ ВООДУШЕВЛЕНИЕ НЕУВЕРЕННОСТЬ РАВНОДУШИЕ УДИВЛЕНИЕ

Слайд 3

умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме

Слайд 4

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ сниженная возможность произвольной регуляции поведения преобладание стойкой аффективной возбудимости, психическая неустойчивость, такие дети расторможены трудности в коммуникации со сверстниками и педагогами т рудности в усвоении норм и правил поведения в группе трудности соблюдения правил в совместных играх со сверстниками л егко и быстро возбуждаются усталость, утомление о тказ от продуктивной деятельности бурные эмоциональные реакции с клонность к агрессии и конфликтам споры с педагогами и детьми в ысокая ранимость, чувствительность стеснительность страхи м огут тяжело переживать разрыв с матерью о чень обидчивы и плаксивы часто жалуются педагогам на других детей т рудности в понимании своих собственных чувств и эмоций и других людей, что влечет проблемы в коммуникации со всеми и особенности игры со сверстниками мрачность ,безынициативность , подавленность, упрямство, агрессивность.

Слайд 5

Основные направления коррекционной работы Устранение повышенной возбудимости, агрессивности, тревожности Коррекция самооценки Снижение эмоционального дискомфорта у детей Формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции

Слайд 6

Органы чувств Эмоции Тело Когниции (интеллект) БАЛАНС

Слайд 7

Органы чувств Контакт ребенка с тем, что «Я вижу…», «Я слышу…», «Я ощущаю…» и т.д. Наша задача – развивать эти ощущения!!! : пробуем,трогаем , слушаем, нюхаем, смотрим и обсуждаем Упражнение «Наперсток» Упражнение «Что я вижу, замечаю?» или «Что я слышу?»

Слайд 8

ЭМОЦИИ - Контакт ребенка со своими эмоциями: понимание и осознание чувства и принятие его в окружающих Наша задача – обозначить чувство и принять его («Ты сейчас грустишь», «Ты сердишься», «ты боишься» и т.д.) Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие эмоционального мира ребенка

Слайд 9

Коррекционно-развивающие занятия формирование способности осознавать и контролировать свои переживания, развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей чувства становятся более устойчивыми и глубокими обучение ребенка управлению своими эмоциями умению воспринимать и проявлять в невербальной форме свои и чужие эмоции, что позволит ребёнку произвольно контролировать своё поведение положительная динамика в общении с окружающими.

Слайд 10

АРТ-ТЕРАПИЯ изотерапия сказкотерапия музыкотерапия куклотерапия Работа с пластичными материалами – глина, пластилин пескотерапия

Слайд 11

Примерная схема изучения чувства: Картинка, небольшая история, сказка с базовым чувством Озвучиваем его Найдем на пиктограммах нужное чувство Покажем его на лице, посмотримся в зеркало – обратим внимание на наши брови, глазки, рот при выражении чувства Что хочется делать, когда мы испытываем это чувство? – покажем А какие движения делает это чувство? (походка, поза), какой голос? Рассмотрим сюжетные картинки и вместе назовем причину чувства («Почему мальчик радуется?») А когда ты радуешься(злишься, грустишь и т.д.)? («Я радуюсь, когда….») А когда твоя мама радуется? Воспитатель? Домашнее животное? Нарисуй свою радость (злость, грусть, страх и т.д ) и расскажи Нарисуй радостное лицо (сердитое, грустное, удивленное и т.д.) и расскажи Слепи и расскажи Этюды, проигрывание историй Игра «Кубик настроения» (какая эмоция выпадет у кидающего кубик, такую он и показывает на своем лице) Разрезные картинки Прослушивание истории и выкладывание цепочки из пиктограмм и многое другое, что позволяет говорить о чувстве, осознавать его

Слайд 12

ТЕЛО способность ребенка быть в контакте со своим телом, чувствовать его УПРАЖНЕНИЯ, помогающие в ощущении собственного тела, например: «Воздушный шарик», «Солнечный зайчик», «Вареные макароны», «Свечка на тортике », «Снеговик» и др « Воздушный шарик» Представь, что в твоем животике находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни воздухом животик, надуем воздушный шарик в животе. Выдыхая ртом, почувствуй, как он сдулся . Так повторяем 3 раза. На первых порах предварительная работа – сдутый шарик дети прощупывали пальчиками в мешочке, угадывали ощущения и что это может быть. Я надувала шарик на их глазах, а затем мы проделывали упражнение с воображаемым шариком в животе. «Солнечный зайчик». Сядь поудобнее, расслабься. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Погладим зайчика нежно и аккуратно, чтобы он не испугался. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вдохнем и улыбнемся друг другу. Солнечный зайчик придет к вам еще .

Слайд 13

КОГНИЦИИ - как ребенок может быт в контакте со своими психическими процессами – мышление, память, внимание, т.е. интеллект Упражнения разного рода, направленные на развитие психических процессов – используются всеми педагогами в своей деятельности внимание мышление восприятие память речь воображение Психические процессы

Слайд 14

Дети с ОВЗ – часто ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ Сниженная самооценка болезненно воспринимают критику от окружающих, во всех неудачах винят себя, боятся браться за новые сложные задания ( часто мы можем слышать «У меня не получится» и ребенок не стремится достичь успеха , у него развита больше мотивация избегания неудачи)

Слайд 15

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ Необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых . В группе детского сада можно оформить стенд "Звезда недели", «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это !», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. Хорошо награждать ребенка грамотами, жетонами . Поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради , карандаши и т.д.). НЕЛЬЗЯ сравнивать результаты выполнения задания одних детей с другими. Если же педагог все таки хочет провести сравнения, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.

Слайд 16

Основные выводы: Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития – это организованная система педагогических и психологических воздействий . 2. Ключевое направление - смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность . 3. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний приводит к успешному саморегулированию и значительно повышает адаптивные возможности ребёнка СПАСИБО за внимание!



Предварительный просмотр:

Я буду рассказывать об актуальном на сегодняшний день вопросе формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ.

В жизни каждого человека существует множество различных эмоций, которые он испытывает и переживает. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, бурными и яркими или едва заметными, а иногда даже непонятными для самого человека. Доказано, что эмоции играют большую роль в становлении личности.

Слайд 2(посмотрите какой спектр чувств и эмоций способен переживать любой из нас и это далеко не весь список!)

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до семи лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяет его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Эмоции не только выражают те или иные особенности мотивации поведения ребенка, но играют существенную роль в реализации этих мотивов

 Слайд 3 В работах Л.С. Выготского проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме

Произвольную саморегуляцию личности в ее взаимодействии со средой обеспечивает аффективно-волевая сфера. Это некий баланс и волевая подконтрольность эмоций и психических состояний.

Слайд4 В норме для старшего дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам: аффективно-волевые механизмы обеспечивают уравновешенность поведения, саморегуляцию эмоций, самоконтроль. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ часто характеризуются различными расстройствами, нарушениями в аффективной сфере, что проявляется в снижении возможности произвольной регуляции поведения, дети могут быть повышенно возбудимы либо наоборот заторможены. В поведении легковозбудимых детей преобладает стойкая аффективная возбудимость, психическая неустойчивость, такие дети расторможены.

:Ребенок с ОВЗ в ДОУ:Попадая в условия дошкольного образовательного учреждения, такие особенности ребенка проявляются:

  • трудностями в коммуникации со сверстниками и педагогами,
  •  трудностями усвоения норм и правил поведения в группе,
  • трудностями соблюдения правил в совместных играх со сверстниками.
  • Легко и быстро возбуждаясь, такие дети могут быстро утомляться, уставать, при этом,
  • они могут отказываться от продуктивной деятельности, бросать начатое занятие, не доводя его до конца. Трудности, возникающие при выполнении задания, вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают ни только при столкновении с трудностями, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь снижает продуктивность деятельности ребёнка в решение интеллектуальных задач. Что в свою очередь приводит к формированию заниженной самооценки
  •  Для них характерна импульсивность, ребенок может начать плакать, бурно проявлять реакции гнева, ярости.
  • Дети могут быть склонны к конфликтам, агрессии. Нередко дети вступают в спор с педагогами (взрослыми), сердятся, теряют терпение, бранятся. Не выполняя требования и просьбы воспитателя, ребенок может намерено раздражать взрослого. Дети с ограниченными возможностями здоровья нередко не признают свои собственные ошибки, а пытаются обвинить в них других, из-за чего часто возникают конфликты со сверстниками.
  • Особенностями эмоциональной сферы у других детей могут выступать высокая ранимость, чувствительность, поведение характеризуется стеснительностью. Таким детям часто присуще большое количество страхов, они не уверены и не решительны, при этом дети предпочитают не вступать в совместные игры с другими детьми, а держаться в стороне, и нередко в группе ДОУ такой ребенок предпочитает быть постоянно рядом с воспитателем («прилипнуть»).
  • По причине сильной привязанности к матери (или близкому родственнику) дети очень тяжело переживают «разрыв» – необходимость находиться самостоятельно в группе дошкольного образовательного учреждения.
  • Еще одной особенностью выступает то, что дети очень легко обижаются и плаксивы (даже по самому ничтожному поводу), такому ребенку кажется, что все дети его обижают, и он часто жалуется педагогу на других детей.
  • Незрелость и проблемы развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются так же трудностями понимания детьми своих собственных чувств и эмоций, а так же чувств окружающих, что, прежде всего, отражается проблемами коммуникации с окружающими и особенностями игры со сверстниками, которая является ведущей деятельность в дошкольном возрасте
  • Собственные простые эмоции понимают хуже, чем эмоции, изображённые на картине. Хорошо выделяют на картинке причины эмоциональных состояний персонажей.
  • Эмоциональная подвижность или заторможенность, нередко способствует возникновению и закреплению таких отрицательных черт характера, как мрачность безынициативность, подавленность, упрямство, агрессивность.

Это лишь малая часть того, что можно сказать о дошкольниках с ОВЗ. При этом надо все же помнить, что каждый ребёнок индивидуален, его реакция может быть специфичной, не похожей на другие. 

Эмоциональное-волевое развитие заслуживает особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми. Решая вопрос эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, следует понимать, что коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна проводиться постепенно, терпеливо и систематически. 

Слайд 5: Основным направлением работы является снижение эмоционального дискомфорта у детей, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция самооценки; устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, например, таких как повышенная возбудимость, агрессивность, тревожная мнительность, а основным методом в системе методов коррекции эмоционально-волевой сферы детей следует считать игру, являющуюся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте

Я расскажу на своем практическом опыте, как выстраиваю свою работу в этом направлении, чтобы сложилось какое-то общее представление:

Далее смотреть Хухлаева

Слайд 6 Гармония человека, его внутренний комфорт находится в прямой зависимости от того, на сколько в балансе у него присутствуют 4 компонента: сначала перечисляю, затем расшифровываю

Слайд 7

  • это органы чувств, (это когда у ребенка есть контакт с тем, что Я ВИЖУ, Я СЛЫШУ и т.д. Здесь наша задача – развивать эти ощущения – даем пробовать и обсуждаем, даем понюхать и обсуждаем, даем потрогать и обсуждаем. Очень хорошо иметь баночки, тазики с различными крупами, куда дети смогут и ручки свои окунуть и тем самым почувствовать ощущения тактильные, понюхать, посмотреть и пообсуждать разницу , а затем угадывать, прощцпывая мешочек с крупой. Это как пример. Также можно разглядывая листочки с разными оттенками, пообсуждать цвет, запахи и поверхность этих листочков.

То есть нам нужно давать возможность ребенку быть внимательным к тому, что он пробует, смотрит, нюхает. НО этого не должно быть много – учим ребенка немного в этом пожить,а затем идем играть, а затем снова посмотрим, понаблюдаем и снова играть.

Это важно развивать, ведь большое количество детей сейчас (и не только с ОВЗ) не доверяют себе, своим ощущениям. Ребенок не замечает, что лежит мокрый, не замечает, что жарко, холодно и т.д. Поэтому развиваем органы чувств, обращаем внимание на ощущения ребенка  - зрит, слух, вкус, тактил.)

Предлагаем задания:

- что вы замечаете в комнате? –что ты здесь видишь? – Тебе нравится, что здесь…? – найди все зеленое ;- есть ли что то, что похоже на круг?треугольник? И подкрепляем игру своими эмоциями – «это удивительно!»

Упражнение «Наперсток» (здесь возможен в качестве наперстка любой другой вариант игрушки)

Детки закрывают глаза, вы прячете какую то вещь, все ищут глазками. Кто первый нашел – прячет.

На первых порах выберите вещь крупнее и затем, когда дети хорошо начнут ориентироваться в процессе, вещь постепенно меняем на меньшую размером. Также поначалу педагог прячет всегда сам, а затем постепенно меняем правило – дети прячут сами, кто смог найти.

Я часто прошу детей закрыть глаза и прислушаться к звукам вокруг. Что каждый услышал? На первых порах упражнения всегда проходят менее продуктивно и качественно, чем потом, когда дети со временем лучше понимают его смысл и процесс. Не бросайте это дело.

Слайд 8 Умение воспринимать и проявлять в невербальной форме свои и чужие эмоции является важным условием эффективного общения. Эмоции имеют особое значение в становлении психического развития ребенка, так как именно эмоциональное развитие является фундаментом, на котором закладываются и далее формируется личность.

  • это эмоции – важно укреплять ребенка в плане эмоционального развития. Во-первых ребенок должен быть в контакте со своими эмоциями, важно учить детей тому, что они сейчас чувствуют и принимать эти чувства. Ты сейчас грустишь. Ты сердишься. Ты боишься. Это про то, как я узнаю, что происходит сейчас со мной в данный момент. Задача взрослых – обозначить чувство и принять его. Ты сердишься и это нормально, это твое право. То есть в первую очередь хорошо уже ПРОГОВОРИТЬ чувство.

Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.

у  детей с ОВЗ, как правило отсутствуют реакции на эмоции других людей, чувства мало дифференцированы, тонкие оттенки чувств им недоступны, они могут только испытывать удовольствие и неудовольствие, также отмечается выраженное нарушение поведения, проявляющееся в безынициативности и неспособности к самостоятельности.

Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в коррекции. Слайд 9 Только в процессе коррекционно-развивающих занятий возможно постепенное формирование способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.  Важной частью здесь является обучение ребенка управлению своими эмоциями, а также умению воспринимать и проявлять в невербальной форме свои и чужие эмоции, что позволит ребёнку произвольно контролировать своё поведение и как результатом этой работы будет положительная динамика в общении с окружающими.

Слайд 10 На своих занятиях мы с детками изучаем каждую базовую эмоцию отдельно и подробно на столько на сколько позволяют это личностные особенности детей.

Здесь применяются различные методы арт-терапии:

музыкотерапия (послушай музыку и определи чувство, нарисуй свое настроение под эту музыку)

Сказкотерапия (побудем героями сказки – положительные и отрицательные герои)

Изотерапия (нарисуй чувство, раскрась настроение)

Работа с пластилином или кинетической глиной (– слепи чувство, на что похоже)

-пескотерапия

-куклотерапия

Слайд 11 Примерная схема поэтапного изучение чувства

  1. Картинка, небольшая история, сказка с базовым чувством
  2. Озвучиваем его
  3. Найдем на пиктограммах нужное чувство
  4. Покажем его на лице, посмотримся в зеркало – обратим внимание на наши брови, глазки, рот при выражении чувства
  5. Что хочется делать, когда мы испытываем это чувство? – покажем
  6. А какие движения делает это чувство? (походка, поза), какой голос?
  7. Рассмотрим сюжетные картинки и вместе назовем причину чувства («Почему мальчик радуется?»)
  8. А когда ты радуешься(злишься, грустишь и т.д.)? («Я радуюсь, когда….»)
  9. А когда твоя мама радуется? Воспитатель? Домашнее животное?
  10. Нарисуй свою радость (злость, грусть, страх и т.д) и расскажи
  11. Нарисуй радостное лицо (сердитое, грустное, удивленное и т.д.) и расскажи
  12. Слепи и расскажи
  13. Этюды, проигрывание историй
  14. Игра «Кубик настроения» (какая эмоция выпадет у кидающего кубик, такую он и показывает на своем лице)
  15. Разрезные картинки
  16. Прослушивание истории и выкладывание цепочки из пиктограмм и многое другое, что позволяет говорить о чувстве, осознавать его

Слайд 12

  • это тело (это способность ребенка быть в контакте со своим телом, как он его чувствует. Например, дети с СДВГ не в контакте со своим телом, не ощущают себя. Поэтому в работу мы добавляем упражнения, помогающие в ощущении собственного тела – «Воздушный шарик», «Солнечный зайчик», «Вареные макароны», «Свечка на тортике», «Снеговик» и др.)

Примерные упражнения:

«Воздушный шарик»Представь, что в твоем животике находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни воздухом животик, надуем воздушный шарик в животе. Выдыхая ртом, почувствуй, как он сдулся. Так повторяем 3 раза. На первых порах предварительная работа – сдутый шарик дети прощупывали пальчиками в мешочке, угадывали ощущения и что это может быть. Я надувала шарик на их глазах, а затем мы проделывали упражнение с воображаемым шариком в животе.

«Солнечный зайчик». Сядь поудобнее, расслабься. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик.  Погладим зайчика нежно и аккуратно, чтобы он не испугался. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вдохнем и улыбнемся друг другу. Солнечный зайчик придет к вам еще.

Также дети показывают, как варятся макароны в кастрюле, становятся более мягкими и пластичными, как тает свечка на тортике постепенно, снеговик …. Это работа с телом

Вот такого плана упражнения тоже даю небольшими порциями

Слайд 13

  • и когниции ( это то, как ребенок может быт в контакте со своими психическими процессами – мышление, память, внимание, т.е. интеллект) Именно эмоции воздействуют на психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, мышление, память, речь. Все взаимосвязано

Слайд 14 Кроме этого, Дети с ОВЗ – тревожные дети, а значит у них сниженная самооценка

Мы работаем с самооценкой ребенка, стараемся снижать его тревожность в различных ситуациях. Только принимая ребенка, его чувства, помогая ему и поддерживая, мы тем самым укрепляем чувство доверия ребенка к себе, а значит и чувство безопасности, а значит снижаем тревожность.

Я повторюсь, что Практически все тревожные дети имеют низкую самооценку. Это проявляется в том, что

- они болезненно воспринимают критику от окружающих,

- во всех неудачах винят себя,

- боятся браться за новые сложные задания и часто мы можем слышать «У меня не получится» и ребенок не стремится достичь успеха, у него развита больше мотивация избегания неудачи.

Чтобы вырасти в собственных глазах, такие дети, с низкой самооценкой любят выискивать недостатки у других людей и это может спровоцировать сложности в общении.

Слайд 15

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу

Для того, чтобы повысить самооценку, нужно максимально оказать поддержку:

1.Необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Хвалим не просто так, а за какое то конкретное действие, которое заслуживает похвалы. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

2.А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада  можно оформить стенд "Звезда недели", «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенкак.  Хорошо  награждать ребенка грамотами, жетонами. 3.Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске).

4.Многие педагоги используют метод сравнения результатов, чтобы мотивировать тем самым на большие достижения. Это подходит гиперактивным детям, но не тревожным!!! НЕЛЬЗЯ сравнивать результаты выполнения задания одних детей с другими. Если же педагог все таки хочет провести сравнения, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера. Неделю или месяц назад.

Например, Молодец! Посмотри как хорошо ты рисуешь (пишешь)! Вчера это у тебя не получалось! А сегодня ты смог!

Таким образом, мы поддерживаем ребенка и показываем динамику его развития.

Слайд 16

ВЫВОД:

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития – это организованная система педагогических и психологических воздействий. Ключевым её направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность.

Иногда работа с такими детьми носит индивидуальный характер, но для формирования эмоционально-волевой сферы необходимо проводить подгрупповые, а затем и групповые занятия, в которых используются и разнообразные методы коррекции для формирования и развития эмоционально-волевого компонента личности. Результат будет положительным в том случае, если коррекцией и развитием в команде занимаются все участники образовательного процесса. Воспитателям в группе тоже отводится немалая роль в организации игр на развитие эмоционально-волевой сферы.

Коррекционно-развивающие занятия должны строиться с учётом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребёнка (утомляемость, темп работы, зона развития, уровень мышления). В течение занятия педагог оказывает помощь в выполнении упражнений, а также эмоционально реагирует на происходящее, в это время ребёнок становится активным участником взаимодействия, так как учится не только реагировать и отзываться на происходящее, но и осознает, что происходит с ним, как правильно выразить то, что происходит с ним, начинает понимать эмоции людей, оценивать чувства другого человека и на этой основе устанавливать эмоциональный контакт. Всё это позволяет ребёнку регулировать свои эмоции и выражать их таким образом, чтобы укрепить эмоциональный, коммуникативный и социальный контакты с окружающими и сохранить своё внутреннее равновесие. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний приводит к успешному саморегулированию и значительно повышает адаптивные возможности ребёнка

ИГРЫ на развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ.

Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать насыщению и обогащению эмоциональной сферы.

«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

Игра-упражнение - создает психологически непринужденную атмосферу.

Воспитатель рассказывает о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных.

Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия и поздороваться им.

«ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО...»

Игра направлена на развитие внимания, наблюдательности.

Воспитатель дает задание: "Встаньте все те, кто ...

- любит бегать- радуется хорошей погоде,

- имеет младшую сестру- любит дарить цветы и т.д.

(роль ведущего могут выполнять дети).

Воспитатель после завершения упражнения детям задает вопросы, подводящие итоги игры:

- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

«ОПИШИ ДРУГА»

Игра на развитие внимательности и умения описывать то, что видел.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Игра на развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий закрывает глаза, за это время производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно поменять место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Игра на развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

«ЛИЦА»

Игра способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Воспитатель вывешивает на доске различные картинки, маски:

- радость- удивление- интерес,

- гнев, злость, -страх- стыд,

- презрение, -отвращение,

Задача детей определить, какое чувство выражает маска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития эмоционально – волевой сферы дошкольников

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развив...

Консультация для родителей "Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника"

Консультация для родителей "Особенности  развития эмоционально-волевой сферы дошкольника"...

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника или Как помочь ребенку научиться свои эмоции и эмоции окружающих

В статье представлены теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Разобраны условия развития эмоций и чувств у дошкольников. Даны практические советы и ряд упражнений для ро...

"Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника". Консультация для родителей.

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника весьма актуальна. Эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и свю жизнь реконструируется здание чело...