Тренинг с детско-родительской группой "Путешествие в страну Понимания"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Волощук Елена Петровна

Есть мудрое высказывание о том, что родители могут дать своим детям две вещи:

  • одну – корни,
  • другую – крылья.

И действительно, только семья дает ребенку любовь, эмоциональную близость, т.е. все то, без чего не может происходить становление человека, человека с большой буквы.

Именно поэтому стараемся  уделять большое внимание сотрудничеству и взаимопониманию с родителями.

Вашему вниманию  предоставлен конспект  тренингового  занятия для группы детей и их родителей  «Путешествие в страну Пониманию».

Это  занятие представляет систему моей работы с проблемными семьями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

С  ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ГРУППАМИ

     Есть мудрое высказывание о том, что родители могут дать своим детям две вещи:

  • одну – корни,
  • другую – крылья.

И действительно, только семья дает ребенку любовь, эмоциональную близость, т.е. все то, без чего не может происходить становление человека, человека с большой буквы.

      Именно поэтому стараемся  уделять большое внимание сотрудничеству и взаимопониманию с родителями.

       Вашему вниманию  предоставлен конспект  тренингового  занятия для группы детей и их родителей  «Путешествие в страну Пониманию».

     Это  занятие представляет систему моей работы с проблемными семьями.

     Состав воспитанников  (6 человек из старшей и подготовительной групп).  

Группа подбирается с учетом:

  • результатов проективных рисуночных методик,
  • по запросам педагогов, родителей, а также
  • степенью их личной  заинтересованности  в укреплении и поддержании психоэмоционального здоровья детей.

      На данном занятии  присутствуют мамы  детей.  Но сразу хочу отметить, что проблемы, которые существуют в этих семьях, мы решаем, прежде всего, в индивидуальных беседах. И по возможности с обоими супругами.

          Несколько слов о сущности проблем:

  •   Дети воспитываются в семьях «социального риска»: родители пьющие, учиняющие скандалы при детях, не всегда выполняющие свои родительские обязанности. Из-за чего, дети испытывают дефицит внимания родителей.
  • У  некоторых  детей,  появляется негативизм, боязнь, упрямство (связанные с «кризисом»  7лет)
  • У других - неуверенность, боязнь перехода от привычного образа жизни к   чему-то новому, неизвестному (т.е. – школе).

           В то же     время   дети, принимающие участие в занятии не имеют  ярко выраженных акцентуаций характера, не имеют хронических заболеваний.

     А теперь мне хочется дать характеристику  группе:

  -   По социальному статусу,  дети   относятся к группе «предпочитаемых», «изолированных» и «лидеров».  

-          У детей   разная  скорость реакции (высокая, средняя и  низкая).

-          Тип темперамента данных детей может быть тоже разный.

 

Основная цель занятий – установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества через создание эмоционально-комфортной атмосферы. Способствующей самореализации и формированию в ребенке нравственно – этических позиций.

       Для достижения цели  были поставлены  такие задачи:

  • формирование навыков эффективного общения;
  • расширение возможности взаимопонимания между детьми и родителями,
  • снятие психоэмоционального напряжения и другие.

Конспект

занятия с детско-родительской группой

(дети и мамы из семей «социального риска»)

«Путешествие  в  страну «Понимания»

 Цель: 

  • установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества через создание эмоционально-комфортной атмосферы, способствующей самореализации и формированию в ребенке нравственно – этических позиций.

Задачи:

  • воспитание бесконфликтных семейных отношений путем развития коммуникативных навыков в процессе общения детей  с родителями;
  • расширение возможности взаимопонимания между детьми и родителями;
  • развитие у детей психологических качеств и практических навыков, необходимых для межличностного общения;
  • развитие предпосылок для благоприятной социализации детей путем   воспитания культуры общения;    
  • развитие согласованных действий, сотрудничества, умения договориться;
  • создание дружественной обстановки для снятия эмоционального и  

     психомышечного напряжения в процессе общения ребенка со  

      сверстниками  и с родителями.

Методические приемы:

Беседа, психогимнастика, рефлексия (совместное рисование), игра.

Материал к занятию: 

Демонстрационный:  рисунки портреты детей, изображающие разные эмоции, тексты высказываний о семье, семейном воспитании и  любви к детям.

Раздаточный: сердечко-подушечка, клубок  ниток,  цветные  

фломастеры  или   маркеры, листы  бумаги А-3.

Оборудование: мольберты, магнитофон, фонограмма.

Предварительная работа: разучивание  приветствия  на    

предыдущих занятиях,   упражнений «Мыльные  пузыри», «Доброе  

 животное».

        

Индивидуальная работа: индивидуальные  беседы  с каждым из  

родителей, с   обоими  родителями, индивидуальные занятия с

детьми в форме беседы,  дидактической игры,   проведения  

проективных методик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

          Вводная беседа

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! У нас с вами сегодня необычная встреча. Мы все в гостях друг у друга. А когда много гостей, что необходимо сделать? (поздороваться, познакомиться). Меня зовут – Елена Петровна. Я работаю педагогом-психологом в детском саду «Сказка».    

 

 Психологическая разминка:

  1. УПРАЖНЕНИЕ  «ПРИВЕТСТВИЕ» (  стоя в  кругу)

Цель: снятие эмоционального и психомышечного напряжения, создание дружественной обстановки, способствовать развитию групповой сплоченности.

Скажите, а когда много незнакомых гостей, что надо сделать?

  • Познакомиться.
  • Предлагаю стать всем в один большой круг для того, чтобы ПРЕДСТАВИТЬСЯ друг другу (А поможет нам это сделать вот это сердце).
  • А кто скажет, что же означает сердце и почему оно красное?

-    Мы все знаем, что в сердце живет любовь.

  • Правильно. Сейчас каждая мама, которой передадут сердце – назовет свое имя, отчество  и  скажет, чья она мама, а ребята будут называть только свое имя.

Проводится  процедура  знакомства:  по  кругу  передается    сердечко 

- мама  называет  свое  имя, отчество  и  называет  чья  она  мама;  

- ребенок  называет  свое  имя.

Мотивация к общению:

2. ИГРА  «МЫЛЬНЫЕ  ПУЗЫРИ»

(свободное  хождение  по  залу)

Цель: создание дружественной обстановки, снятие эмоционального и психомышечного напряжения в процессе общения ребенка со сверстниками и с родителями; развитие мотивации к совместным действиям.

Когда я была маленькая, я любила пускать мыльные пузыри. Скажите, пожалуйста, а вы любите пускать мыльные пузыри? Вспомните и скажите, какие они: (воздушные, разноцветные, летающие, радужные).

Я обратила внимание на то, какие вы все нарядные, яркие.

Предлагаю вам ПРЕВРАТИТЬСЯ в такие же мыльные пузыри и полетать.

Давайте превратимся в  мыльные пузыри.

Под тихую спокойную музыку   вы летаете, кружитесь…

По  моему сигналу (хлопок в ладоши) - вы объединяетесь  по:

 -два  человека (ребенок  и  родитель  обнимаются);

-два ребенка + 2 мамы;

- последний  раз  объединяются  все  члены  группы.

 (один большой, радужный мыльный пузырь).

Пройдемся по  кругу и покажем, какой он красивый, радужный.

Члены  группы – «мыльные пузыри»- свободно  двигаются  по  комнате  под музыку.  По  сигналу  ведущего (например,  хлопок в ладони)  «пузыри»  объединяются  по:

-два  человека (ребенок  и  родитель  обнимаются);

-два ребенка + 2 мамы;

- последний  раз  объединяются  все  члены  группы.

Мы  единый  целый  мыльный  пузырь: красивый, переливающийся  всеми  цветами  радуги.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3. Упражнение  на сплочение коллектива «ДОБРОЕ  ЖИВОТНОЕ» 

( держатся  за руки  в  кругу).

Цель: развитие согласованных действий, сотрудничества, умения договориться.

Способствовать сплочению детско-родительского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать  поддержку и сопереживать.

Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

 А сейчас закройте глаза и представьте,  какое-то доброе, большое животное. (опросить кто кого себе представил)

А я представила себе СЛОНА.

А какое из названных нами животных самое большое и доброе?

Наш круг – это одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит…..

Ведущий  тихим  таинственным  голосом  говорит:  «Встаньте,  пожалуйста,  в  круг  и  возьмитесь  за  руки.  Мы – одно большое,  доброе  животное.  Давайте  послушаем,  как  оно  дышит!  А  теперь  подышим  вместе!

- На  вдох  делаем  шаг  вперед,  на  выдох – шаг  назад.

- А  теперь  на  вдох  делаем  2  шага  вперед,  на  выдох –2 шага  назад. Вдох – 2  шага  вперед. Выдох – 2  шага  назад.  

Так  не  только  дышит  животное,  так  же  четко  и  ровно  бьется  его  большое  доброе  сердце.  Стук – шаг  вперед,  стук – шаг назад  и  т.д.  Мы  все  берем  дыхание  и  стук  сердца  этого  животного  себе».

Такое  же дыхание  у  нас и  стук  наших  любящих  сердец.

Почувствуйте, как стучат ваши сердца.

4.УПРАНЕНИЕ «ПАУТИНА  ЛЮБВИ» (сидя в  кругу)

Цель: развитие коммуникативных навыков, бесконфликтных взаимоотношений, эмпатии и любви к близкому человеку.

Развитие открытости, умения выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.

Для проведения  игры  понадобится  клубок  цветной  шерсти.  

Для выполнения следующего упражнения  нам необходимо  сесть  на стулья в круг.

Есть такое насекомое – ПАУК. Вспомните, пожалуйста, а что он делает? (Он плетет паутину).

Посмотрите, что у меня в руках? (Клубок ниток) Какого он цвета?

Ведущий  предлагает  всем  вместе  составить  одну  большую  паутину любви, связывающую  всех  между  собой.  Почему  любви? Потому, что когда  мы  будем  ее  плести,  то каждый  ребенок должен  рассказать  за  что  он  любит  свою  маму, а мама - за  что  любит  своего  сына (дочь).

Ребята  должны  внимательно  слушать  свою  маму  и  запоминать,  за  что  же  она их  любит.

Последний,  получивший  клубок,  начинает  сматывать  его  в  обратном  направлении,  при  этом   каждый  ребенок  должен  повторить,  то  что  сказала  его  мама.

Вывод:  все  мамы любят  своих  детей  такими, какими они  есть. Нет  мамы,  которая  не  любит  своих  детей

5. УПРАЖНЕНИЕ   «ВОЛШЕБНЫЕ  СЛОВА» 

(сидя на стульчиках или стоя, повернувшись лицом друг к другу)

Цель: развитие эмоционально-коммуникативного взаимопонимания между родителями и их детьми.

Подойдите, пожалуйста, друг к другу: обнимитесь и скажите друг другу ласковые, нежные, добрые слова.

Каждый  из  вас покажет, как  вы  любите  друг  друга.

Мама - ребенка, а  ребенок - маму.

6.«СОВМЕСТНЫЙ  РИСУНОК» (стоя  за мольбертами).

Цель: развитие согласованных действий, сотрудничества, умения договориться.

Вы сегодня говорили много ласковых, добрых и хороших слов друг другу. А сейчас я предлагаю вам нарисовать это большое светлое чувство, ту любовь, как вы себе ее представляете.

Пройдите, пожалуйста, к мольбертам (ДОГОВОРИТЕСЬ и НАРИСУЙТЕ). Дайте название.  Расскажите всем о своем рисунке.

Предлагаю показать,  как  вы умеете сотрудничать, согласовывать  свои  действия  и  договариваться, чтобы  выполнить  совместную работу.

(Рисуют совместный  рисунок,  после  чего  рассказывают о  нем).

Рефлексия:

- Что понравилось, что нет?

- Что было легко выполнять а что нет?

-  Какие чувства испытывали, при выполнении упражнений?

-  Что бы хотелось сказать, сделать друг другу?

Домашнее задание.

Мы сегодня еще раз высказали  свою любовь друг к другу. Я хочу, чтобы вы говорили это часто. У вас дома есть папы, мужья, дети – расскажите им о сегодняшней нашей встрече  и нарисуйте с ними общий рисунок.

  • Я сегодня была с вами, слушала и радовалась тому, как вы любите друг друга. Я тоже вас люблю и хочу подарить вам частичку своей любви.
  • Спасибо вам!!!

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Страна понимания».

Тренинг направлен на развитие коммуникативных способностей....

Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений

Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений  Цель психологической коррекции:·        изменение неадекватности родительских позиций,·...

Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений

Задачи программы:а) психологическое просвещение - дать родителям знания о механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье;б) обучение ...

Тренинг гармонизации детско-родительских отношений «Я понимаю своего ребенка»

Цель данного тренинга- Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений...

Детско-родительская встреча "Путешествие по стране игрушек"

Консультация для родителей "Игрушка в жизни ребенка", спортивное развлечение "Путешествие в страну веселых мячей", буклет для родителей "Игры с мячом"...

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Страна понимания».

Тренинг способствует  сплочению детского коллектива, научит детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать....

Родительский практикум. Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений.

Цель психологической коррекции• изменение неадекватности родительских позиций.• гармонизация стиля воспитания.• расширение осознанности мотивов воспитания в семье.• оптимизация фор...