Статья "Направления в коррекционном воздействии при нарушении звукослоговой структуры слов у детей"
статья по коррекционной педагогике

Зайцева Виктория Владимировна

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудоемких и длительных  для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой (звукослоговой) структуры слов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaslogovaya.docx13.67 КБ

Предварительный просмотр:

Направления в коррекционном воздействии при  нарушении звукослоговой структуры слов у детей: обзор современных методических разработок

        Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудоемких и длительных  для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой (звукослоговой) структуры слов.

        В отечественной специальной литературе представлен разнообразный исследовательский материал по этой проблеме. Но в теории и практике логопедической науки недостаточно сведений о факторах, значимых для усвоения слоговой структуры слова. Логопеды  предлагают в своих работах разные направления коррекционного воздействия.

 Так, например, в работах Курдвановской,  Н.В., Ванюковой  Л.С. «Формирование слоговой структуры слова». (М., 2007),  Четверушкиной Н.С. «Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет». (М., 2006) представлен речевой материал по принципу усложнения слоговой структуры, но некоторые исследователи считают, что при грубых искажениях слоговой структуры тренировки путём повторения, проговаривания слов усложняющейся структуры малоэффективны. Предлагаемый материал удобно использовать уже для закрепления, способности воспроизводить определённую слоговую структуру.

В некоторых работах предлагается для коррекции использовать дополнительные символы-опоры звуков. Так, например, в книге Большаковой С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей». (М., 2007) в качестве такой опоры предлагается двигательный образ звука,  а Ткаченко Т.А. в книге «Коррекция нарушений слоговой структуры слова».  (М., 2002) предлагает использовать зрительные символы.  Такие виды работы положительно влияют на развитие фонематических процессов, но данные исследователей показывают, что при нарушениях звукослоговой структуры фонематические нарушения носят вторичный характер, являются следствием основного нарушения.

Многие исследователи при изучении вопроса приходят к выводам, что для коррекции нарушений слоговой структуры слов самым значимым является первоначальное формирование базовых предпосылок становления звукослоговой структуры слов.  Подробным  исследованием, посвящённым этому вопросу, является работа  Бабиной Г.В., Шариповой Н.Ю. «Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: логопедические технологии».  (М., 2010). Ранее другие исследователи (Маркова А.К., Голубева Г.Г. и др.)  также указывали на необходимость развития слухового внимания, восприятия и воспроизведения ритмов, пространственной ориентации.

Таким образом, в настоящее время логопедам предлагается огромное количество методических разработок, направленных на коррекцию нарушений воспроизведения слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.

Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

«Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи при помощи компьютерных технологий» (методическая разработка)

Методическая разработка с электронной поддержкой  в виде презентаций и flash – роликов предназначена для включения в систему коррекционной работы с детьми 5 – 7 лет, имеющими ре...

«Вариативные подходы к программе «Коррекция звукослоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3) как средство профилактики нарушений письменной речи на почве несформированности языкового анализа и синтеза»

В методическое пособие «Вариативные подходы к реализации целей логопедических занятий по программе «Логообучалочка» включены:- программа «Коррекция звукослоговой структуры слов...

Развитие звукослоговой структуры слова у детей с ОНР.

Развитие звукослоговой структуры слова у детей с ОНР....

Презентация "Исследование состояния звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста"

Цель данной презентации:выявление нарушений воспроизведения слов различной  звукослоговой структуры у  детей старшего дошкольного возраста....

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с различными формами речевой патологии

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с различными формами речевой патологии...

Основные виды нарушений звукослоговой структуры слов у детей с дизартрией

Основные виды нарушений звукослоговой структуры слов у детей с дизартрией...