Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зайнуллина Сания Гафиятовна
Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному  развитию (ФЦКМ)

«Знакомство  детей  старшего  дошкольного возраста  с  культурой  башкирского народа»

     Возраст воспитанников: 5 -6 лет

     Вид НОД: интегрированное

     Формы организации: индивидуальная, фронтальная

     Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям.

     Образовательные задачи:

Расширять представления детей  о Башкирии; закреплять умение ценить культуру башкирского  народа;

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа (с легендами);

Продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми;

Продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными  инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.

     Развивающие задачи:

Развивать память, сообразительность, находчивость;

Развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;

Обогащать словарный запас и расширить кругозор;

Развивать двигательную активность.

     Воспитательные задачи:

Воспитывать патриотические чувства,  любовь к национальной культуре;

Формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре;

Формировать чувства толерантности.

     Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие».

         Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.

         Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдение, беседы, рассматривание фотографий, иллюстраций о музыкальных инструментах, чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае, башкирских сказок; прослушивание башкирских мелодий, исполненных на народных инструментах; 

         Словарная работа:  культура, традиции,  поэт, портрет, легенда, кубыз, домра, курай, кубызист, домрист, кураист, озон кой, кыска кой.

        Планируемый результат: знает о Башкирии; умеет  ценить культуру башкирского  народа; знает устное  народное  творчество башкирского народа; знает башкирские народные игры, музыкальные  инструменты; умеет слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.

        Средства и оборудование:

        Организационные: мультимедийный проектор, указка, презентации: «Природа Башкортостана», «Легенда о семи девушках», «Музыкальные инструменты Башкир», сборник башкирских народных легенд и сказок, народные музыкальные инструменты (кубыз, домра, курай), головные уборы для девочек и мальчиков, маски: волк, козлята, платок.

Инновационный метод: презентации.

                                                      Ход НОД

     Вводная часть

Дети  под  музыку  входят  в зал  и  становятся  полукругом.

     Воспитатель: 

-  Ребята, сегодня  к  нам  пришли  гости.  Давайте  их  поприветствуем.

- Ребята, сегодня  у  нас  необычное,  праздничное  занятие.  Мы  поговорим  о  культуре башкирского народа. Свою родную республику надо уметь любить, какой бы национальности ты не был.

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с легендами башкирского народа.

    Основная часть

Послушайте легенду о семи девушках.

    «В одном селении жили семь сестер красавиц. И были они самыми красивыми и желанными невестами. Никто не мог отличить одну красавицу от другой, так они были похожи и лицом, и станом, и характером.  Однажды красавиц похитил злой хан, желая взять их в жены. Но они ему отказали и решились бежать из плена. Хан догнал убежавших девушек у подножья горы, у самого обрыва. И тогда башкирские красавицы сбросились со скалы и  погибли, сохранив свою честь и достоинство».

- Танцы  башкирского народа передавались из поколения в поколение. Без них не обходился ни один праздник, потому, что башкиры, ребята, очень  музыкальный  народ. Они  отличные  танцоры, певцы  и  музыканты.

Послушайте стихотворение:

Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай.

- Про курай написано много стихов, песен, сказок и легенд.

 - Послушайте, ребята, легенду о курае.

 -  «Однажды джигит бродивший в лесу услышал дивную мелодию. Это был голос сухого курая, под дуновением ветра издавал мелодию. Тогда джигит срезал его стебель и стал дуть в него. Так он научился играть на курае знакомые мелодии и сочинять новые напевы».

-  Ребята, теперь вы знаете, как появился курай. И с тех пор башкирский народ играет на нём свои задушевные мелодии.

-  У башкир очень много народных игр, в которые играли дети раньше и играют теперь.                                                                                                                                                

Физминутка: игра: «Курай»

-  А сейчас мы узнаем,  на каких  музыкальных  народных  инструментах еще  играли  башкирские  музыканты.                   

Презентация: «Музыкальные инструменты Башкир»

  1. Лицом  повёрнут  к  твоему  лицу,

       Дёрнешь  его  за  язычёк –

       Назад он прыгнет.  (Кубыз)

  (Показ музыкального инструмента).

-  Дети, это самый древний башкирский народный музыкальный инструмент – кубыз. Это металлическая дуга с язычком посередине. Когда на нём играют, звучит мелодия.  Послушайте игру на кубызе.

 -  На каком музыкальном инструменте играл музыкант? (Кубыз).

-  Как называют музыканта игравшего на кубызе? (Кубызист).  

 2. Только тронешь – запоёт,

    Людям радость принесёт.

    У неё звенит струна,

    Голосом поёт она.  (Домра)

 (Показ музыкального инструмента).

-  На этом инструменте играют и женщины и мужчины. Он сделан из дерева имеет грушевидную форму. Послушайте звучание инструмента.

-  На каком музыкальном инструменте играл музыкант? (Домра)

-  Как называют музыканта игравшего на домре? (Домрист)

3. Дитя во поле растёт,

    Принесёшь домой, поёт.

   Я на нем пять дырок сделал,

    Начал дуть да подувать.  (Курай)

 (Показ музыкального инструмента).

- Он похож на дудочку. Изготавливают его из стебля сухого растения, который называется – курай. Вырезается из стебля тонкая трубка, на ней проделывают пять отверстий и инструмент готов.

                                    (Звучит мелодия курая – озон  кой).

-  Ребята, на каком музыкальном инструменте сейчас играли? (На курае)

-  Как называют музыканта игравшего на курае? (Кураист)

-  Какое у вас теперь настроение? (Грустное). А грустное оно потому, что мелодия протяжная, долгая, а называется она озон кой.

-  Курай гордость башкирского народа. На нем очень любят играть башкиры. А как красиво и мелодично он звучит. Давайте еще послушаем звучание курая.

                                    (Звучит мелодия курая – кыска кой).

-  Какое у вас теперь настроение? (Веселое). А веселое  оно потому, что мелодия быстрая, веселая, а называется она кыска кой.

-  А теперь послушаем, как все эти инструменты звучат вместе.

                         Ансамбль башкирских народных инструментов.        

-  Народные игры создавались веками, поэтому мы не должны их забывать, т.о. сохраняя традиции башкирского народа.

Как  мы нарядны и красивы,

Как весело – посмотри,

Давайте вместе мы попляшем,

Взялись за руки, раз, два, три.

Звучит башкирская мелодия

И не устоишь на месте (игра: «Наза эбей»)

      Заключительная часть                                     

- Вам  понравилось наше занятие?

-  С какими легендами башкирского народа вы сегодня познакомились?  

-  С какими башкирскими народными музыкальными инструментами вы сегодня  познакомились? (Кубыз, домра, курай)

-  Как называется мелодия протяжная, долгая? (Озон кой)

-  Как называется мелодия быстрая, веселая? (Кыска кой)

-  В какие башкирские народные игры вы играли?

 - Ребята, мы  должны  знать    культуру, обычаи  и  традиции  башкирского народа. Пусть  всегда  будет  мир  и  дружба  в  этом  удивительном  краю. Здесь  хватит  места  для  всех  народов.

 - А теперь, ребята, поблагодарим  наших  гостей за то, что они нашли время прийти к нам.

    Список литературы:

1. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства: Региональная программа для дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016

2. Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – Уфа: БИРО, 2009

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа – руководство. Уфа, БИРО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познания ФЦКМ

предоставлен конспект  непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познания ФЦКМ с элементами театрализации...

«Чудесный сундучок Золушки». Конспект непосредственно образовательной деятельности детей по ФЦКМ в подготовительной группе.

В детский сад к детям приходит Золушка приносит сундучок. Дети помогая Золушке сами узнают новое: для чего нужны часы, режим дня и что может произайти, если не соблюдать режим дня. Играют игры - "Собе...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по Познанию ФЦКМ В старшей группе Тема: Бытовые предметы

Цель: формирование опыта социального взаимодействия, активизация внимания, создание положительного эмоционального настроения группы.  Интеграция  с другими образовательными областями:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. По образовательной деятельности «Познание» в подготовительной группе на тему: «Дикие животные средней полосы» (интеграция ФЦКМ и ФЭМП)

Цель: Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе ;учить выкладывать задачи, используя знаки . Образовательные задачи:...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы» (старшая группа)

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельностипо приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы»(старшая группа)...