Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» (ФЦКМ) (организованная образовательная деятельность с детьми среднего возраста по направлению познавательно – речевое развитие).
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юга – восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1987
Дошкольное структурное подразделение
_____________________________________________________________________________
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в области «Познание»
(ФЦКМ)
(организованная образовательная деятельность с детьми среднего возраста по направлению познавательно – речевое развитие).
Подготовила и провела воспитатель
Тимоненкова Н.В.
Москва, 2018-2019 уч.г.
« Кого можно встретить зимой в лесу?»
Цель: расширять и систематизировать знания о диких животных.
Интеграция образовательных областей:
«Познание»
- расширять представления детей о жизни диких животных леса средней полосы: названия жилищ, чем питаются, как готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы;
- воспитывать интерес к изучению природы;
« Коммуникация»
- формировать умение вести диалог;
- совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные;
«Социализация»
- воспитывать умение слушать, друг друга, не перебивая;
- формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
«Художественное творчество »
- закреплять умение правильно изображать зимнию композицию на листе бумаги.
«Здоровье»
- формировать потребность в двигательной активности;
- развивать крупную и мелкую моторику.
Методические приёмы:
- Беседа;
- Рассматривание;
- Показ;
- Объяснение;
- Художественное слово
Материалы к занятию:
Оборудование: Мультимидийный показ, акварель, кисти, салфетки, альбомный лист .
Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций, беседы, чтение рассказов о диких животных
Ход занятия.
Организационный момент
Воспитатель: - Дети, давайте вспомним, какое было до этого (осень) время года?(слайд 1). А сейчас какое? Вы ведь наверно слышали о жизни лесных зверей зимой? Предлагаю вам пойти в лес и узнать о жизни зверей.
Ребята давайте совершим прогулку в зимний лес. Звери очень пугливы, и поэтому в лесу надо вести себя осторожно. Зимой в лесу голодно и холодно.(слайд 2)
Посмотрите, какой красивый зимний лес. Все засыпано снегом! Лес как будто спит под белым, пуховым одеялом. Может быть, в зимнем лесу никого нет, исчезли все звери. Если мы сейчас войдем в этот лес, то каких зверей можем встретить?
Ответы детей
Воспитатель: - А можем встретить в лесу ежика? (нет)
- Почему нельзя зимой встретить ежа? (он спит)
- Когда наступают холода, еж забирается в свой тёплый и уютный домик и крепко спит до весны.
- Когда пригреет весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ёжик выходит из норы.
- Весной у ежика норе появляются малыши
- Что же это за сугроб? Да большой какой! Кто же это может быть (медведь) (слайд 3)
- Как он там оказался?
(Ответы детей - забрался осенью спать, а весной проснется)
- Что ел медведь летом?
(Ответы детей - яблоки, грибы, ягоды, рыбу)
- Есть ли зимой для медведя корм в лесу?
( Ответы детей - нет)
Уточняю: «На зиму медведь не делает запасов, потому что он всю зиму спит»
- Где спит медведь?
(Ответы детей - в берлоге)
- Где он ее сделал?
(Ответы детей - под корнями упавшего дерева)
Воспитатель: - НА зиму медведи укладываются в берлогу. Натаскал медведь молодых елочек, мха, хвороста. Зимой берлогу накроет снежное одеяло и медведю тепло в ней спать» Вход в берлогу заваливается ветками и землёй. Сон его длится до весны. Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. Поздней зимой появляются медвежата.
Воспитатель: - Дети смотрите! Вот и чьи-то следы! ( слайд4) Это пробежала лиса
Посмотрите на лисицу. Расскажите о ней, какая она? (красивая, рыжая, хитрая, с пушистым хвостом). У лисички шерсть золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстук. Не боится она самых трескучих морозов, так как шубка у неё густая и пушистая. Лапы как бы в валенках, и поэтому не зябнут даже в самые лютые морозы.
Зима - самое тяжелое время для лисы. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится рыскать по полю, чтобы поймать мышей. Но слух у лисы отличный. За много метров слышит она, как под снегом пищат мыши. Вот и мышкует, пока не насытится. Ловит лиса под снегом и куропаток. Иногда охотится за зайцами, но они быстрее её бегают, вот и проблема их поймать. Иногда лиса может заглянуть и в деревню к курам в гости, но боится собак и охотников, ведь её мех ценится довольно высоко
Воспитатель: - А вот ещё чьи-то следы! (слайд 5) Это заяц здесь на тропил
Заяц-беляк приспособился к жизни в лесу в зимнее время. Он к зиме меняет серый мех на белый. Белая шкурка помогает спасаться от врагов.
Посмотрите, а здесь заяц-русак насторожился. Ему зимой сложнее спрятаться от врага. Мех его зимой остается серым, и только большие чуткие уши помогают услышать приближающего врага, а длинные задние ноги помогают зайцу быстро бегать и далеко прыгать.
Много врагов у зайца - совы, лисы, волки, рыси.
Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, то он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться. Зубы у зайца острые.
Заяц-беляк - живет в лесу, он лесной заяц. Днем спит, а ночью выходит добывать себе корм. Очень любит кору молодых осинок и берез. Глубокого снега он не боится, легко передвигается по нему. Потому что лапы его к зиме обрастают мохнатой шерстью. Ему тепло и на снегу удержаться легче как будто лыжи надел.
Заяц-русак - живет в полях и степях. Он тоже отправляется ночью кормиться, раскапывает снег на озимых. Когда поле покрывает глубокий снег, и русак не может добраться до озимых, он начинает бегать на огороды грызть кочерыжки от капусты. Если их нет, скачет к стогам сена. Он бегает и в сады, где обгрызает кору молодых яблонь. Русаки приносят садам большой вред. Днем русак спит в ямке на лугу или в поле
Физкультминутка «Зайка серенький»
Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. | Дети имитируют движения |
Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. Вот так, вот так Надо лапочки погреть. | |
Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать. | |
Зайку волк испугал Зайка тут же убежал. |
Воспитатель: молодцы хорошо поиграли. А сейчас давайте продолжим наше занятие
(слайд 6) А здесь пробежал кабан. Для кабанов наиболее трудное время - зима. Под снегом нелегко искать пищу, еще труднее ее добывать. А когда выпадает много снега, кабанам даже ходить становится тяжело. В зимнее время в поисках пищи кабаны собираются в стаи и совершают вылазки на поля и огороды, забираются в стога снега, оставленные на сенокосах. У кабанов плохое зрение, но отличное обоняние. Обнаружив что - нибудь вкусное в земле, зверь выкапывает пищу острыми клыками и рылом. Они поедают клубни, корневища, луковицы, стебли, семена и плоды растений, грибы, мхи и орехи, а также червей, улиток, насекомых , змей, ящериц, лягушек и мышей
(слайд 7) - А вот от дерева к дереву прошел лось.
При небольшом снеге лоси передвигаются легко. Но когда снега много, ходить им тяжело. Но самое страшное для лосей, когда поверхность снега после оттепели покрывается твердой ледяной коркой-настом. Наст ломается под тяжестью огромного зверя. Лоси режут ноги об острый, как лезвие ножа, отломанный край. Таким животным трудно спастись от хищников. У лося бурая толстая шкура, хотя и не пушистая, надежно защищает от мороза. Ростом бывает больше двух метров. Издали, кажется, что лось плывет по воздуху. Высокие ноги лося белового цвета и совсем незаметны на фоне белого снега. Питаются лоси сеном, но больше всего их выручает осина. Кора у осин горькая, а лосям нравится. Лоси прекрасно научились пользоваться для защиты от холода снегом. Лежка лося это яма в снегу с заледеневшими стенками, подтаявшими от тепла его большого тела. По форме она напоминает корыто.
Сейчас, к сожалению, лоси без рогов, самцы сбрасывают их в декабре, а новые начнут расти весной.
Узнаете, чьи это следы? (слайд8) Они очень похожи на кошачьи!
Рыси - представители кошачьих. Мех рыси не имеет себе равных среди кошачьих— очень густой, высокий, шелковистый, особенно зимний.
Рысь питается зайцами, косулями, оленятами, поросятами, различной птицей, грызунами. Охотится также на молодых оленей, кабана, лося, а на глубоком снегу и насте убивает даже крупных взрослых зверей. При случае ловит белок, соболей, куниц, а лисицу злобно и решительно уничтожает даже тогда, когда не чувствует голода.
(слайд 9) Волк для рыси такой же опасный и непримиримый враг, как рысь для лисицы.
Следы волка похожи на лисьи, только чуть крупнее.
Волк - опасный хищник. Летом он сыт, а зимой почти всегда голоден. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой волки живут стаями. В стае бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщут по полям и, ищут добычу. В поисках пищи пробегают очень
большие расстояния. Недаром про них говорят “Волка ноги кормят”. Когда они голодны, то очень смелы и могу нападать на дворовых собак, овец.
А здесь лежат пустые шишки, шелуха. Кто здесь побывал? (слайд 10)
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой вовремя сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или в дуплах деревьев. Гнездо белки называется гайно.
В дупле у белки сухо, тепло. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. Когда очень холодно, белка не выходит из дупла. От врагов защищается: быстро лазит по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева.
Дидактическая игра «Чей след».
(Перед детьми на полу лежит длинный лист белой бумаги с нарисованными следами диких животных).
- Ребята будьте очень внимательны. Не ошибитесь. Чьи следы вы узнали?
- Лисьи, волчьи, заячьи, беличьи, волчьи.
- Чьих следов вы здесь не увидели? (Медвежьих, ежих).
- Почему? (Потому что медведь и еж зимой спят).
- Правильно, молодцы. Теперь отправляемся в «Волшебную мастерскую».
Пальчиковая гимнастика «Много могут пальчики».
Много могут пальчики – (сжимание-разжимание: кулак-ладошка)
озорные мальчики: (энергично шевелим пальцами)
Могут карандаш держать, (имитация держания карандаша)
Чтоб картинки рисовать, (рисуем в воздухе указательным пальцем круги)
Могут пальчики лепить, (руки в «замке», ладонь трется о ладонь)
Из бумаги птиц сложить (кистями рук изображаем полет птиц)
И машинку, и зверей. (руки в «замке», большие пальцы вращаются
«вертолетиком»; изображаем ушки зайца)
Приготовьтесь поскорей! (кулак-ладошка)
- Ребята. Нам предстоит ответственное дело, нужно руки как следует размять.
Рисование по замыслу (животные зимой)
Игра: Где живет….?
- Медведь.
1) Где живет? (В берлоге).
2) Как приготовился к зиме? (Накопил жира, лег спать).
«Медведь одну лапу сосет, да всю зиму живет».
- Заяц.
1) Где живет? («Зайцу любой куст – дом родной»).
2) Как приготовился к зиме? (Сменил шубку серую на белую более густую и
теплую).
3) Чем питается? (Корой осины).
«Заяц бел, потому и цел».
- «Лиса – всему лесу краса».
1) Где живет? (В норе).
2) Как приготовилась к зиме? (Шуба стала более густая, на лапках выросли
«сапожки»).
3) Чем питается? (Зайцами, мышами).
- Волк.
1) Где живет? (В норе, в логове, стаями).
2) Как приготовился к зиме? (Шерсть стала более густая).
3) Чем питается? (Зайцами, овцами).
«Волка ноги кормят».
- Белка – «хлопотунья».
1) Где живет? (В дупле).
2) Как приготовилась к зиме? (Шуба из рыжей стала серой, чтобы не видно
было среди стволов деревьев).
3) Чем питается? (Запасы: грибы, орехи, шишки).
«Крутится как белка в колесе».
- Еж.
1) Где живет? (В норе).
2) Как приготовился к зиме? (Впал в спячку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» /область «Познание» - формирование элементарных математических представлений/ во второй младшей группе "Чудесное дерево"
Программное содержание:Образовательные задачи:-закрепить представление детей о геометрических фигурах,-закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый,-продолжать учить различать кол...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. Тема "Лесная прогулка"
Итоговая непосредственно-образовательная деятельность, включающая в себя темы "Зимний лес", "Природа зимой", "Животные зимой"....
Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей средней группы. Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».
Планирование раскрывает содержание работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей средней группы (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гер...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» образовательная область «Познание» по «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие за названием группы»
Программные задачи:Обучающие:1. Совершенствовать умение различать инаходить геометрические фигуры; выделять несколько признаков (цвет и форму);2. ...
Конспект НОД с детьми средней группы по познавательно- речевому развитию на тему: "Путешествие маленького автомобиля ". (метод проблемного обучения)
Конспект НОД с детьми средней группы по познавательно- речевому развитию на тему "Путешествие маленького автомобиля"(метод проблемного обучения)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по направлению «Познавательно-речевое развитие», по теме: «Какие мы интересные»
Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми средней группы по направлению«Познавательно-речевое развитие»,по теме: «Какие мы интересные»Составитель: восп...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию на тему: «Волшебные картинки, или Новые приключения колобка»
Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), умение объединять их по разным признакам.Задачи:Образовательные:1. Развитие диалогической ...