Главные вкладки

    Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей средней группы. Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Планирование раскрывает содержание работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей средней группы (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). В разработке отражен национально-региональный компонент,  компонент МБДОУ (коррекция  отклонений в  развитии). Раскрыты сопутствующие формы обучения.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад компенсирующего вида №22 «Почемучка» г. Воркуты.

    Планирование

    работы по формированию целостной картины мира,

    расширению кругозора детей  средней   группы.

    Направление: «Познавательно-речевое развитие».

    Образовательная область: «Познание».

                                                                                                                                                                                                                             Воспитатель:

                                                                                                                                                                                                                              Добролюбова

                                                                                                                                                                                                               Вера

                 Владимировна

    г. Воркута.

    Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей  средней группы

     (по  «Программе воспитания и обучения в детском саду»  под  редакцией  М. А.  Васильевой,  В. В.  Гербовой,  Т. С.  Комаровой.

    Интеграция образовательных областей:

     «Коммуникация», « Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация», «Безопасность», «Труд».


    Наименование

    Кол-во занятий


    Содержание


    Сопутствующие

             Месяц

    темы

    основное

    (по программе

    М.А.Васильевой)

    национально-

    региональный

    компонент

    компонент

    МДОУ

    (коррекция отклонений

    в развитии)

    формы обучения

    Тема 1.

    «Детский сад»

    1

    Знакомство с детским садом, групповыми помещениями, сотрудниками  группы.

    Воспитание  бережного отно-шения к игрушкам, к личным вещам, желания поддерживать порядок в группе




    Формирование коммуникатив-

    ных функций.

    Развитие умения орие-нтироваться в помещениях группы.

    Активизация словаря.

    Беседы, чтение худ. .литературы, игры.

    Рисование, изготовление поделок для центра «Наша группа».

    .Дид. игра «Каждой вещи свое место».

    Сентябрь

    Тема 2. «Лето-осень».

    1

    Уточнение и расширение представлений детей о двух временах года: лете и осени Закрепление и расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе.

    Воспитание желания  любоваться  природой и беречь ее.

    Сообщение сведений о том, что на Севере осень наступает рано, что осеннее солнце  мало. греет

    Развитие интереса к явлениям природы.

    Формирование умения взаимодействовать с природой.

    Развитие умения  отвечать на вопросы воспитателя.

    Наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций.

    Дидактические игры: «Какое время года?»  «Лето-осень».

    Сентябрь

    Тема 3. 

    «Овощи,     фрукты»

    1

    Развитие умения различать (на ощупь, по вкусу) и правильно называть  овощи и фрукты. Развитие способности к обобщению     Ознакомление с профессией продавца.

    Воспитание уважительного от-ношения к профессии продавца.

    Формированиение представлений  об особенностях кли-матических усл-овий на  Севере, при которых ово-щи и фрукты не растут.

    Расширение знаний об окружающем.

     Развитие мыслительной дея-тельности.

    Активизация и обогащение  словаря.

    Дидю. игры: «Что где рас-тет», «Лото», «Что съел?», «Чего не стало?»

    Рисование, лепка овощей и фруктов.

    Сюж.ролевая игра «Ма-газин».

    Сентябрь

    Тема 4. «Домаш-

    ние животные»

    1

    Расширение представлений о до

    машних  животных и их детены-

    шаах. Ознакомление с трудом

    людей по уходу за животными.

    Воспитание любви и бережного отношения к животным, желания заботиться о них.

    Ознакомление

    детей с особен-ностью жизни домашних жи-вотных на Севере.

    Продолжение формирования познавательного интереса.

    Совершенствование умения образовывать множественное число существительных. обозначающих детенышей животных.

    Наблюдения в быту. Рассматривание иллюстраций Дидактические игры: «Кто как кричит?», «Чей

    малыш?», «Кто где живет?».

    .

    Сентябрь

    Тема 5. «Осень»

    1

    Обобщение представлений де-тей  об осенних  изменениях в природе, о состоянии расти-тельного и животного мира осенью, о подготовке людей  к  зиме.

    Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

    Расширение и обо-бщение предста-влений  детей об особенностях  

    осени  на Севере (рано выпадает снег, замерзают водоемы, улетают птицы.)

    Развитие эстетического восприятия красоты осеннего пейзажа.

    Обучение детей умению  выражать словами отличительные признаки сезона.

    Экскурсия в парк

    Дид. игры:  «Времена года», «Круглый год», «Что лишнее?».

    Октябрь

    Тема  6. «Грибы

                и ягоды».

    1

    Обучение умению различать и

    называть ягоды, грибы.

    Воспитание бережного отноше-ния  к растительному миру.

    Ознакомление детей с ягодами, грибами, которые растут в тундре.

    Развитие, памяти, мышления.

    Активизация и обогащение словаря.

    Лепка, рисование грибов и ягод.

    Рассматривание иллю-страций.

    Дид. игры: «Что где растет?», «Что лишнее?».

    Октябрь

    Тема 7. 

    «Детский сад».

    1

    Продолжение знакомства детей с детским садом и его сотрудниками. Беседа о труде воспитателя и музыкального руководителя.

    Воспитание чувства уважения  к сотрудникам детского сада.

    Расширение знаний об окружающем мире.

    Развитие умения ориен-

    тироваться в помещениях

    детского сада.

    Формирование диалогической речи детей.

    Экскурсия по детскому  саду.

    Рисование на тему «Наш детский сад».

    Октябрь

    Тема 8. 

    «Деревья»

    1

    Обучение умению узнавать

    разные породы деревьев по ко-

    ре и листьям. Ознакомление детей со свойствами  дерева.

    Воспитание бережного отноше-ния к миру  растений.

    Развитие предс-тавлений детей об особенностях ра-ительного мира

    тундры. Сообще-ние знаний об умении растений приспосабливать-ся  к среде оби-тания

    Расширение знаний об окружающем мире природы.

    Развитие восприятия, мы-шления, памяти.

    Активизация и обогащение словаря.

    Наблюдения на прогулке.

    Рисование деревьев, рассматривание иллюстра-ций.

    Дид. игры: «От какой ветки детки?», «Какое это дерево?».

    Октябрь

    Тема 9. «Зима»

    1

    Уточнение и расширение зна-ний детей о характерных при-знаках зимы; о многообразии и взаимосвязи природых явлений.

    Воспитание любви к природе, желания любоваться красотой зимнего пейзажа

    Расширение и углубление зна-ний детей об особенностях зи-мы на Севере: наступает рано, длится  долго.

    Активизация эмоционального реагирования на красоту зимнего пейзажа.

    Обучение умению под-держивать беседу.

    Наблюдения на прогулках.

    Дид. игры: «Времена года», «Зима-Осень».

    Рассматривание иллю-страций, репродукций с картин художников.

    Ноябрь

    Тема 10. «Одеж-да и  головные уборы».

    1

    Развитие представлений детей об одежде. Уточнение и активи-зация в речи названий и наз-начения одежды, головных уборов. Ознакомление со свойствами  ткани, меха.

    Воспитание желания содержать свою одежду в чистоте и порядке.

    Знакомство с осо-бенностью одеж-ды народов Коми.

    Расширение знаний о пред-метном  окружении.

    Развитие внимания, мышления, памяти.

    Активизация и обогащение словаря.

    Рассматривание иллю-страций.

    Игры с куклами.

    Наблюдения в быту.

    Дид. игры; «Помоги», «Чего не стало?», «назови предмет».

    Ноябрь

    Тема 11. 

    «Наш город».

    1

    Уточнение названий улиц, на которых живут дети. Расшире-ние представлений о досто-примечательностях города.

    Воспитание любви к родному городу.

    Формирование знаний о том,что Воркута - один из городов Коми республики.

    Формирование умения   ори-ентироваться в ближайшем окружении.

    Развитие внимания, мышления, памяти.

    Формирование связной речи..

    Целевая прогулка в парк,  по ул. Московская.   Рассматривание фотографий о Воркуте.

    Изготовление из бумаги домов для игры «Наша улица».

    Ноябрь

    Тема12. «Птицы»

    1

    Расширение представлений   о птицах (перелетные, зимую-щие, размножение птиц.)

    Воспитание бережного отно-шения к птицам, желания под-кармливать  птиц на участке.

    Ознакомление с некоторыми ви дами птиц, оби-тающими на Се-вере: куропатки, трясогузки, по-лярные  совы, утки.)

    Развитие интереса к окружа-ющему миру природы.

    Активизация и обогащение словаря.

    Подвижные игры .

    Дид. игры: «Зоологическое лото», «Что лишнее?», «Рыба, птица, зверь».

    Рассматривание иллю-страций.

    Подкормка птиц на участке.

    Ноябрь

    Тема13. «Зима».

    1

    Уточнение и расширение зна-ний детей  об особенностях жизни животных и растений зимой. Забота человека о животных и растениях.

     Воспитание любви ко всему живому.

    Расширение пре-дставлений детей об особенностях жизни животного и растительного мира на Севере.

    Расширение знаний детей об окружающем мире.

    Формирование диалогической речи.

    Наблюдения на прогулке. Чтение художественных произведений.

    Рассматривание иллюстраций. репродукций с картин художников.

    Дид. игры:  «Какое время года?», «Что лишнее?», «Что где растет?».

    Декабрь

    Тема14 «Обувь».

    1

    Уточнение и углубление  знаний детей об обуви. Обучение умению классифицировать обувь (зимняя, летняя).

    Воспитание бережного отно-шения к личным вещам.

    Расширение знаний детей о национальной обуви коми на-рода

    Развитие любознательности, мышления.

    Обогащение  и  активизация словаря

    Наблюдения на прогулке,  в быту.

    Рассматривание иллю-страций.

    Игра: «Магазин».  

    Дид. игры: «Чего не стало?», «Помоги», «Что лишнее?».

    Декабрь

    Тема 15 «Рыбы».

    1

    Закрепление знаний об аквари-умных рыбках. Ознакомление с обенностями среды обитания рыб в природе.

    Воспитание бережного отно-шения к живым существам ,же-лания ухаживать за рыбками в аквариуме.

    Ознакомление с некоторыми видами северных рыб.

    Расширение знаний о животном мире.

     Развитие внимания, памяти, мышления.

    Обогащение и активизация словаря.

    Рассматривание иллю-страций,

    Наблюдение за рыбками в аквариуме.

    Дид. игры: «Кто, где живет?», «Рыба, птица, зверь».

    Декабрь

    Тема 16. 

    «Новый год».

    1

    Расширение представлений де-тей о праздниках Уточнение и углубление знаний детей о материалах, из которых сде-ланы елочные игрушки (бумага, стекло).

    Воспитание осторожного обращения с елкой и елочными украшениями.

    Расширение представления детей об окружающем мире. Развитие эмоциональной    сферы.

    Формирование диалогической речи.

    Подготовка к Но-вогоднему утреннику .Изготовление игрушек  для елки из бумаги.

    Рисование лепка, аппли-кация  елок, снеговиков, Деда Мороза, Снегурочки.

    Декабрь

    Тема17. «Труд взрослых».

    1

    Ознакомление детей с трудом почтальона.

    Воспитание уважения к людям данной профессии.

    Расширение знаний детей об окружающем мире.

    Развитие диалогической речи, обогащение словаря.

    Наблюдение в быту. Рассматривание иллюст-раций.

    Сюж.рол. игра «Почта».

    Дид.игры: «Кому что нужно для работы?», «Вам письмо».

    Январь

    Тема 18. 

    «Игрушки».

    2 блок

    1

    Продолжение знакомства со свойствами и качествами пред-метов. Расширение представле-ний о материалах, из которых сделаны игрушки (резина, пластмасса)

    Воспитание чувства уважения к изготовителям игрушек.

    Ознакомление с национальными игрушками Север-ных народов.

    Развитие интереса к предме-тному окружению.

    Обогащение и активизация словаря.

    Игры детей.

    Рассматривание иллюс-траций.

    Дид. игры: «Нам игрушки принесли», «Расскажи Незнайке о любимой игрушке».

    Игра-эксперимент «Узнай все о себе,  Шарик».

    Январь

    Тема 19. 

    «Моя семья».

    1

    Формирование представления о семье; развитие умения называть своих ближайших родственников, рассказывать о том, где работают.

    Воспитание любви и уважения к членам семьи.

    Развитие пред-ставления детей об особенностях труда взрослых в северных райо-нах.

    Развитие мышления, памяти, элементов связной речи

    Рассматривание семейных фотографий.

     Беседы о членах  семьи.

    Январь

    Тема 20. 

    «Земноводные».

    1

    Закрепление знаний о лягушке, ознакомление с движениями лягушки: определение  связи между строением передних и задних конечностей и способом передвижения.

     Воспитание бережного отношения к лягушкам.

    Развитие интереса ко всему живому.

    Обогащение и активизация словаря.

    Дидактическая игра «Зоологическое лото». Рассматривание иллюст-раций.

    Январь

    Тема 21. «Мир предметов».

    1

    Расширение представления детей о материалах.из которых изготовлены предметы. Ознакомление со свойствами дерева и металла.

    .

    Расширение знаний  о предметном  окружении.

    Обогащение и активизация словаря.

    Наблюдение на прогулке. . Чтение художественных произведений.

    Февраль

    Тема 22. 

    «Мебель».

    1

    Продолжение знакомства детей с предметами быта, их назначением. Развитие умения вычленять признаки предметов , определять материал, из ко-торого изготовлена вещь, классифицировать предметы.

    Воспитание уважения к людям. изготавливающих мебель.

    Ознакомление детей с обста-новкой чума для оленеводов.

    Развитие познавательных, сенсорных способностей. Обогащение и активизация словаря.

    Конструирование мебели. Игры в кукольном уголке. Рассматривание иллюстраций.

    Дид. игры: «Что лишнее?», «Тик-так –это не так».

    Февраль

    Тема 23. 

    «Наша армия»

    1

    Формирование у детей доступных их пониманию представлений о государ-ственных праздниках. Озна-комление с некоторыми родами войск (морской флот, ракетные войска и т.д.).

    Воспитание у детей уважения к защитникам Родины.

    Ознакомление де-тей с некоторыми видами воору-женных сил, рас-положенными  в Воркуте (летчики,

    пограничники,космические войска)

    Развитие познавательного интереса, наблюдательности.

    Развитие диалогической речи.

    Рассматривание иллю-страций, чтение художест-венной литературы. Подготовка к празднику «Защитники Отечества».

    Сюж.рол. игры; «Мы военные», «Пароход».

    Февраль

    Тема 24. «Дикие животные».

    1

    Расширение представлений о жизни диких животных в приро-дных условиях, об умении приспосабливаться  к среде обитания.

    Воспитание бережного отно-шения к живым существам.

    Расширение представлений о животных Севера (заяц, ,лиса, волк, ,медведь, песец )

    Расширение представлений об окружающей природе.

    Развитие умения употреблять существительные обознача-ющие животных и их детенышей.

    Рассматривание иллюс-траций, чтение художест-венной литературы. Дидактические игры: «Зоологическое лото», «Кто где живёт?»

    Февраль

    Тема25. «Зима»

    1

    Обобщение знаний детей  о характерных признаках зимы ,о жизни животных и растений, о труде взрослых в зимнее время, о зимних забавах.

    Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней..

    Обобщение знаний детей об особенности зимы на Севере.

    Развитие эстетического восприятия красоты зимнего пейзажа.

    Развитие умения поддерживать беседу ,отвечать на вопросы полными предложениями.

    Наблюдения на прогулке. Чтение худ. произведений. Дид. игры: «Времена года», «Когда это бывает?»

    Рисование .

    Март

    Тема  26. 

    «Наши мамы».

    1

    Расширение представлений о праздниках .Беседа «Как тру-дятся наши мамы.»

    Воспитание чувства любви и уважения к мамам.

    Развитие эмоциональной сферы, элементов связной речи.

    Изготовление подарков для мам, подготовка  к ут-реннику. Разучивание стих. Благининой «Посидим в тишине»

    Сюж.рол. игра «Семья»

    Март

    Тема 27.

    «Посуда».

    1

    Расширение представления де-тей о посуде, о материалах, из которых изготовлена посуда (стекло,фарфор). Обучение уме-нию различать и называть пред-меты чайной, .столовой и ку-хонной посуды.

    Воспитание осторожного обращения с фарфоровой и стеклянной посудой.

    Развитие сенсорных спосо-бностей, мышления, памяти.

    Обогащение и активизация словаря.

    Игры в кукольном уголке, рассматривание предметных картинок, чтение художественной литературы.

    Наблюдения в быту.

    Дид. игры; «Помоги», «Чего не стало?».

    Игра-эксперимент «Удивительное стекло».

    Март

    Тема 28. «Пре-смыкающиеся»,

    1

    Формировние представления детей  о пресмыкающихся ящерица, черепаха),о харак-терных особенностях их внешнего вида.

    Воспитание бережного отно-шения к живым существам.

    Расширение знаний об окружающем.

     Развитие внимания, мышле-ния.

    Обогащение и активизация словаря.

    Рассматривание иллю-страций.

    Чтение худ. литературы.

     Дидактические игры: «Зоологическое лото», «Кто где живет?».

    Март

    Тема29 «Весна».

    1

    Уточнение и углубление знаний детей  о характерных признаках весны. Развитие умения выделять первые признаки весны. Ознакомление  с трудом людей весной.

    Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

    Расширение представлений об особенностях весны на Севере: наступает поздно, проходит быстро.

    Развитие познавательного интереса, внимания,  вообра-жения, диалогической речи.

    Чтение художественных произведений, рассма-тривание репродукций с картин художников. Наблюдения на прогулке.

    Наблюдения за всходами растений (огород на окне).

    Дид.игры: «Круглый год», «Какое это время года?», «Когда это бывает?».

    Апрель

    Тема 30. 

    «Транспорт».

    1

    Расширение представлений об общественном транспорте (ав-томашина, автобус, поезд, само-лет, теплоход).

    Воспитание культуры пове-дения в общественном тран-спорте.

    Уточнение и углубление знаний детей об общественном транспорте Воркуты.

    Расширение представлений детей о транспортных сред-ствах Развитие внимания, па-мяти, мышления.

    Обогащение и  активизация словаря.

    Игры детей с машинами, рассматривание иллюст-раций. Наблюдения на прогулке, в быту.

    Рисование, конструи-рование транспортных средств.

    Сюж.рол. игра «Наша улица».

    Апрель

    Тема31. «Прави-ла дорожного движения»

    1

    Уточнение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения. Ознакомление с трудом водителя.

    Воспитание уважения к профес-сии водителя.

    Ознакомление с особенностями труда водителя в северных районах.

    Развитие  ориентировки в окружающем, внимания, па-мяти, элементов связной речи.

    Экскурсия к светофору. Сюжетно-ролевая игра «Улица».

    Апрель

    Тема32. «Комна-тные и травянис-тые растения»

    1

    Формирование знаний о комнат-ных и травянистых растениях, представлений о том, что расте-ния – живые существа, условия роста   им обеспечивает чело-век.

    Воспитание бережного отно-шения к растениям, желания ухаживать за ними.

    Ознакомление с некоторыми северными травянистыми растениями.

    Расширение представлений об окружающей нас природе.

    Развитие эмоционального реагирования на красоту внешнего мира.

    Обогащение и активизация словаря.

    Наблюдение за комнат-ными растениями., травой (для корма). Труд в уголке природы.

    Рассматривание иллю-страций.

    Апрель

    Тема33 «Весна».

    1

    Обобщение и углубление предс-тавлений о весне. Развитие умения устанавливать связь ме-жду  состоянием живой и нежи-вой природы.

    Воспитание бережного отношения к природе.

    Расширение и обобщение пред-ставлений детей об особенностях весны на Севере: быстро начинает таять снег, текут ручьи, набухают почки.

     Развитие эстетического вос-приятия красоты весеннего пейзажа, умения выражать свои мысли в речи.

    Чтение художественной  литературы, рассматрива-ние картинок о весне, отгадывание загадок, наб-людение  за погодой.

    Дид. игры: «Какое время года?», «Времена года», «Круглый год».

    Май

    Тема34. «Пред-меты домашнего обихода».

    1

    Уточнение названия и назначе-ния предметов домашнего оби-хода (пылесос, телевизор, телефон  и т.п.).

    Воспитание бережного отно-шения к предметам домашнеего обихода.

    Развитие интереса к окружа-ющей действительности. Обогащение и активизация словаря.

    Рассматривание предметных картинок

     Сюжетно-ролевая игра «Семья».

    Наблюдения в быту.

    Май

    Тема35. «Труд взрослых».

    1

    Продолжение знакомства детей с трудом взрослых, его содержанием.

    Воспитание уважительного от-ношения к профессии врача.

    Развитие интереса к раз-личным профессиям, раз-витие элементов связной ре-чи.

    Сюжетно-ролевая игра «Больница». Рассматри-вание иллюстраций. Экскурсия в кабинет врача.

    Май

    Тема36. «Нежи-вая природа».

    1

    Обобщение и углубление зна-ний детей о неживой природе Обучение умению определять свойства неживой природы. Закрепление умения уста-навливать простейшие связи между явленииями живой и не-живой природы.




    Расширение знаний детей об особенностях неживой природы на Севере.

    Расширение знаний детей об окружающем мире. Развитие сенсомоторной сферы, мышле-ния, умения использовать в речи сложные конструкции.

    Наблюдение на прогулке, в быту. Труд в уголке природы .Игры .с песком, водой.

    Май

    Тема38. «Лето»        2 блок

    2

    Расширение представления де-тей о характерных признаках лета. Развитие способности детей устанавливать простей-шие связи между ними (под влиянием тепла, влаги и света быстро растут цветы, трава).

    Воспитание желания любова-ться  природой, беречь ее.



    Расширение знаний детей об особенностях лета в северных райо-нах ( короткое

    лето, наступает поздно, проходит быстро).

    Развитие эстетического вос-приятия природных явлений. Развитие умения детей выражать словами отличительные признаки сезона.

    Наблюдение на прогулке, чтение художественных произведений, от-гадывание загадок Дидактические игры: «Зима, весна, лето, осень»,

    «Времена  года»,

     «Круглый  год».

    Июнь

    Тема39. «Насе-комые».

    2 блок

    2

    Закрепление представлений о насекомых.

    Воспитание бережного отношения к насекомым.




    Сообщение све-дений об особен-ностях жизни на-секомых в тундре.

    Развитие познавательной деятельности.

    Обогащение  и активизация  словаря.

    Наблюдения на  прогулке, чтение художественных произведений, рассматривание картинок.

    Июнь

    Всего

    40

    Примечание: темы «Игрушки», «Лето», « Насекомые» реализуются во 2 блоке.

    К концу года дети могут:

    • Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал).
    • Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.            
    • Знать некоторые деревья, травянистые и комнатные растения; совместно со взрослыми поливать их, заботиться о чистоте помещения и участка, без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников.
    • Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

    Литература, рекомендуемая для проведения занятий:

    1. М.А.Васильева «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду», М., «Воспитание дошкольника», 2005 г.

    2. Л. М. Щипицина «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений», СПб., «Образование», 1995 г.

    3. Г. М .Лямина «Воспитание детей в средней группе детского сада». М., Просвещение, 1982 г.

    4. Л.В.Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», М., Просвещение, 1992 г.

    5. И. И .Кобитина «Дошкольникам о технике». М., Просвещение, 1990 г.

    6. П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой», М., Просвещение, 1983 г.

    7. М.Т.Карпенко «Сборник загадок», М., Просвещение,1988 г.

    8. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 до 6 лет (старшая разновозрастная группа)», М., Просвещение, 1987 г.

    9.С.С.Белых «Парма». Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми. Сыктывкар.2003 г.

    10.В.В.Холмовская  «Воспитание и обучение детей пятого года жизни».М. «Просвещение»,1986.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора и коммуникации для детей подготовительной группы Тема: «Далекая, жаркая Африка».

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора и коммуникации для детей подготовительной группы  Тема: «Далекая, жаркая А...

    Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей 2 младшей группы. Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

    Планирование раскрывает содержание работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей 2 младшей группы (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Г...

    Интегративное планирование по формированию целостной картины мира, расширение кругозора

    Интегративное планирование по формированию целостной картины мира, расширение кругозора с детьми подготовительной группы...

    Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».

    Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...