Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе»
консультация по теме

Тарасова Вероника Сергеевна

Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе» предназначена для воспитателей общеразвивающих групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fktsm_cherez_ikt.docx168.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 17 «Машенька»

Ступинского муниципального района

E:\Вероника\Работа\ДС 17\методическая работа\РМО\ФЦКМ _апрель 2014\рабочие материалы\икт\картинки\мультимедиа\picture-8014.jpg

Консультация для воспитателей

«Формирование целостной картины мира,

расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе»

Подготовила: заместитель заведующего

по воспитательной и методической работе

Сергеева В.С.

Ступино

2014

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, программа «Электронная Россия». Данные нормативные документы направлены на создание и развитие информационного общества, доступность информации для всех категорий граждан и организацию доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий) является одним из приоритетов дошкольного образования.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют  не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим организованных  знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие  способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение   самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей дошкольного возраста.

Мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном   использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные технологии в процессе формирования целостной картины мира для детей дошкольного возраста могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Для формирования целостной картины мира, расширения кругозора мы используем мультимедийные презентации.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у наших детей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной, что вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Так, использование мультимедийных презентаций на НОД по ФЦКМ  обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формирует способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развивает зрительное внимание и зрительную память. Компьютерные программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли.  

Электронные пособия, используемые нами носят игровой, познавательно-развивающий характер, хорошо оформлены графически, с хорошим звуковым оформлением, но с достаточно простым сюжетом (удовлетворяющим морально-эстетическим требованиям) простым игровым процессом, управлением и, что определяется санитарными нормами, небольшие по длительности.

ИКТ, на наш взгляд, могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности в процессе формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей дошкольного возраста:

  1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
  3. Как информационно – обучающее пособие
  4. Для контроля усвоения материала детьми.

С помощью мультимедийных презентаций  проводятся динамические паузы и физминутки с детьми. На экране монитора появляются  картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. «Облачко и солнышко», «Весна», «Розочка»  и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения детей соответствуют движениям героев на экране.

В результате  работы по внедрению информационных технологий в процессе ФКЦМ можно отметить  преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

7. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

В детском саду мы начали создавать «Библиотеку электронных пособий», в которой педагоги  могут найти много полезной, нужной и наглядной информации для образовательной деятельности с детьми по различным категориям.

Природа:

1.     Времена года;

2.     Живая и  неживая природа

3.     Овощи, фрукты;

4.     Что в лукошке? (грибы, ягоды);

5.     Растения;

Животный мир:

1.    Дикие животные;

2.    Ферма (домашние животные)

3.     Птицы

ОБЖ:

1.    Дорожная безопасность;

2.    Пожарная безопасность.

В заключение хочется отметить, что электронные пособия с использованием различных мультимедийных технологий являются одним из самых эффективных инструментов в усвоении новых представлений и формировании целостной картины мира, расширении кругозора детей, улучшает активность каждого ребенка и тем самым повышает интерес к познанию.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных изобразительных технологий на тему: «Космическое путешествие»

      Занятие представляет собой итог познавательно – развивающего  цикла «Такой разный космос». Структура  занятия смоделирована таким образом, чтобы стимулировать инт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда

Конспект непосредственно – образовательной  деятельности в подготовительной к школе группе(образовательная область «Познание»)формирование целостной картины мира, расширение кругозораИгра-в...

Непосредственно образовательная деятельность "ЛЕСНЫЕ ЧУДЕСА" в первой младшей группе по образовательной области "Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

Непосредственно образовательная деятельность разработана для детей первой младшей группы по основной общеобразовательной программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы по образовательной ...

Конспект НОД в средней группе на тему «Как дикие звери к зиме готовятся» Формирование целостной картины мира (расширения кругозора, ознакомление с окружающим миром) Подготовила и провела: воспитатель: О.В.Медведева (Разновозрастная группа от 3 – 5 лет)

Конспект НОД в средней группе на тему«Как дикие звери к зиме готовятся»Формирование целостной картины мира (расширения кругозора, ознакомление с окружающим миром)Подготовила и провела: вос...