Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

    Чебрякова Юлия Юрьевна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.

    Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».

    Лексическая тема: «Посуда».

    Программные задачи:

    • уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана, о правилах обращения с посудой;
    •  знакомство с историей посуды; обогащение словаря новыми словами: печь, ухват, чугунок;
    • активизация словаря существительных по теме;
    • работа над падежными окончаниями, упражнение в употреблении существительных в В. п. и Т. п.;
    • закрепление  употребление антонимов;
    • упражнение в образовании относительных прилагательных;
    • развитие сенсомоторных способностей, фантазии, воображения, глазомера;
    • закрепление обобщающего понятия «чайная посуда»;
    • развитие глубокого вдоха и выдоха разной силы;
    • закрепление умения согласовывать речь с движением;
    • закрепление правил безопасного обращения с горячим чаем;
    • совершенствование грамматического строя речи;
    • развитие познавательно-психических функций: логического мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, воображения;
    • воспитание у детей аккуратности, чистоплотности, бережного отношения к посуде.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_posuda.docx31.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.

    Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».

    Лексическая тема: «Посуда».

    Программные задачи: 

    1. уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана, о правилах обращения с посудой;
    2.  знакомство с историей посуды; обогащение словаря новыми словами: печь, ухват, чугунок;
    3. активизация словаря существительных по теме;
    4. работа над падежными окончаниями, упражнение в употреблении существительных в В. п. и Т. п.;
    5. закрепление  употребление антонимов;
    6. упражнение в образовании относительных прилагательных;
    7. развитие сенсомоторных способностей, фантазии, воображения, глазомера;
    8. закрепление обобщающего понятия «чайная посуда»;
    9. развитие глубокого вдоха и выдоха разной силы;
    10. закрепление умения согласовывать речь с движением;
    11. закрепление правил безопасного обращения с горячим чаем;
    12. совершенствование грамматического строя речи;
    13. развитие познавательно-психических функций: логического мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, воображения;
    14. воспитание у детей аккуратности, чистоплотности, бережного отношения к посуде.

    Материал и оборудование: телевизор, ноутбук, флешка с записью фрагмента мультфильма и изображением сказочного леса; клубок ниток; глиняная и плетеная посуда, чугунок, ухват; посуда для игры «Из чего сделана посуда»;шаблоны посуды и пушистые шарики для игры «Укрась посуду»; чайник игрушечный, стаканы с трубочками; чайник с кипятком, пакетик чая, сахарница, стакан, чайная ложка, баранки. Оформление зала «Изба Федоры».

    Предварительная работа: знакомство с материалами, из которых сделана посуда, беседа и отгадывание загадок о посуде; разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики по теме, просмотр мультфильма и чтение сказки «Федорино горе».

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Организационный момент.

    Дети входят в зал. Федора встречает их.

    - Здравствуйте, мои друзья.

    Рада видеть всех вас я.

    В гости вас давно ждала.

    Все помыла, убрала.

    Я пришла из сказки доброй,

    А зовут меня Федорой.

    - Ребята, назовите сказку, из которой я пришла? («Федорино горе»)

    - Правильно. Вспомните, что случилось в сказке?

    - А почему посуда убежала от меня?

    - Присаживайтесь на ковер, давайте вспомним, как все было.

    Включается фрагмент мультфильма, где посуда идет по полям и по лесам.

    - Так и ушла от меня посуда в лес. Еле я ее нашла. Сейчас я посмотрю, нашли бы вы посуду в сказочном лесу.

    2. Дидактическая игра «Отыщи посуду в сказочном лесу».

    Перед детьми изображение сказочного леса.

    --Рассмотрите сказочный лес. Найдите в нем посуду. Назовите ее.

    - Скажите, во что превратилась посуда.

    Сито в облако, из которого идет дождь.

    Кастрюля в пень.

    Блюдца со стаканами в грибы.

    Поднос в озеро.

    Чашка с ложкой в лодку с веслом.

    Вилки в камыши.

    Нож, бутылка, кувшин  в стволы деревьев.

    Бочка в мишку.

    - Молодцы! Всю посуду отыскали! Простила меня посуда, вернулась. Теперь я изменилась: я за посудой ухаживаю, мою ее, чищу.

    3. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

    - Вставайте в круг. У меня есть волшебный клубочек, давайте поиграем и расскажем, какой стала моя посуда.

    Раньше она была грязная, а теперь…(чистая)

     тусклая – яркая;

     разбитая – целая;

     старая – новая;

    кривая – ровная

    пыльная – чистая

    черная – белая

    - Так мне нравится моя посуда, что изобразить ее хочется!!! А давайте вместе со мной изобразим посуду.

    Физкультминутка.

    Вот большой железный чайник
    Очень важный, как начальник,

    – надули животик: одна рука на поясе –« ручка», другая изогнута – «носик»,

    - «сделали важное лицо», приподняв подбородок

    Вот керамические чашки,
    Очень хрупкие, бедняжки

    – присели, одна рука на поясе – «ручка»,

     - испуганное выражение – вдруг кто разобьет

    Вот фарфоровые блюдца,
    Очень весело смеются;

    – кружатся, «рисуя руками круг»,

     -- смеются

    Вот серебряные ложки,
    Голова на тонкой ножке;

    – потянулись, руки вверх, сомкнутые над головой,

    -- «удивились» –  какие они высокие

    Вот пластмассовый поднос,
    Он посуду нам принес.

    – взялись за руки, сделали большой круг.

    - Молодцы! Здорово получилось!

    4.История посуды.

    Если б не было посуды

    Нам пришлось бы очень худо

    Мы бы тут же из людей

    Превратились в дикарей.

    Брали мясо бы руками

    Разрывали бы зубами.

    Пили воду бы в реке

    Или в грязном ручейке.

    - Были времена, ребята, когда посуда была совсем не такая как сейчас. Присаживайтесь на  стульчики, я вам сейчас расскажу много интересного о посуде.

    Давным-давно, ребята,  посуда была каменная и даже кожаная. В Африке делали посуду из скорлупы яиц .  Еще была посуда съедобная — хлебная. Вместо тарелок клали плоские лепешки или ломти хлеба, на них еду и все вместе съедали.  А в Италии в хлебные тарелки даже суп наливали! Только его надо было съесть быстро, чтобы хлебная тарелка не размокла.

    Потом появилась глиняная посуда. (показываю кувшин, горшок). Она изготовлена из глины, поэтому имеет коричневый цвет. Иногда глину раскрашивали. Мы до сих пор пользуемся этой посудой.

    Есть плетеная посуда. Она плетется из соломы и служит больше для украшения. Также в нее можно класть хлеб, конфеты.(показ)

    Раньше еду готовили на печи. Разжигали огонь, печь нагревалась, и можно было на ней готовить. Готовили на печи в чугунной посуде. Были вот такие чугунки. В них варили и щи, и кашу, еда получалась очень вкусной. Ставили их на печь. А снимали с печи с помощью ухвата, потому что горшок был горячий, ручек у него нет, и можно было обжечься.

    5.Дидактическая игра «Из чего сделана посуда»

    - Ребята, а из чего еще делают посуду? (из дерева, из бумаги, из металла, из пластмассы, из дерева, из фарфора, из стекла)

    - Молодцы! А у меня для вас есть игра. Вставайте. Подойдите к столу. Возьмите любую посуду. Рассмотрите ее. Называем посуду и говорим, из чего она сделана. Из чего твоя посуда? Из стекла. Значит она какая? Стеклянная.

    - Молодцы! Знаете, из чего делают посуду. А теперь давайте покажем, как нужно за ней ухаживать.

    Пальчиковая гимнастика.

    Раз, два, три, четыре,

    Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

    Мы посуду перемыли:

    Одна ладонь скользит по другой.

    Чайник, чашку, ложку, вилку

    Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды

    И стеклянную бутылку.

    Полотенцем все протрем

    И на место уберем.

    Чашка пусть стоит в серванте

    Ну а чайник на столе

    Вилку с ложкой в шкафчик спрячем

    А бутылку на окне.

    Всю расставили посуду

    Чистота теперь повсюду.

    Одна ладонь скользит по другой.

    Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды

    Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

    - Ребята, еще посуду можно украшать, раскрашивать.  А давайте украсим нашу посуду, думаю, она обрадуется этому!!

    6. Дидактическая игра «Укрась посуду» .

    - Подходите к столам. Ребята, перед вами посуда, узор на ней белый. Сделайте его цветным с помощью пушистых шариков. Берите шарики и приклеивайте их на узор, он липкий.

    Дети подходят к столам и украшают посуду цветными шариками (чайник, чашку, блюдце, кружку)

    - Какими по цвету шариками ты украшаешь ее?

    - Какого цвета твои шарики?

    - На что похож твой узор?

    -  Такая посуда украсит мою избу. Несите ее сюда. (вешают посуду на стену)

    - Красивая получилась у вас посуда. Давайте отойдем и полюбуемся ею.

    - Саша, назови посуду, которую ты украсил.

    - А ты Света, что украсила?

    Как мы одним словом назовем эту посуду? Какая она? (Чайная)

    - Конечно, из этой посуды пьют чай.

    7. Дыхательная гимнастика.

    - Чтобы нам чайку попить нужно чайник вскипятить. Где же мой чайник? Вот он. Чайник у меня не простой, а электрический. (Включает игрушечный чайник) Слышите? Закипел.

    Подойдите к столам. Возьмите стаканчики с трубочками. Сейчас мы изобразим, как кипит вода в чайнике. Сделайте глубокий вдох носом, а затем подуйте в соломинку, не раздувая щек.

    Сначала вода закипает потихоньку, и появляются маленькие пузырьки. Потом чуть сильнее, а затем сильно, вода закипела и забурлила.

    8. Заваривание чая.

    - Теперь самое время заварить чай. Кто из вас умеет заваривать чай? Не все умеют. Ну ничего, сейчас я вас научу, как правильно заваривать чай.

    Я в прозрачный стакан кипяток наливаю

    И бросаю пакетик индийского чаю.

    Очень нравится мне наблюдать и смотреть

    Как вода начинает в стакане темнеть.

    Насыпаю я сахар. На дне сахаринки

    Таять начали, будто весною снежинки…

    До чего я люблю крепкий чай ароматный,

    Из стакана мне пить его очень приятно.

    - Чай готов. Но нужно помнить, что чай бывает очень горячим. Наливать его лучше взрослым. А вы можете, например, положить пакетик чая и добавить сахар. Пить слишком горячий чай опасно, можно обжечься. Что нужно сделать, чтобы чай остыл? (подождать или остудить его)

    9. Подведение итогов занятия.

    - Теперь вы знаете, как правильно заваривать чай и чтобы чай был вкуснее, я дарю вам эти баранки. И на прощанье напомню.

    Помогать готова всюду

     Нам различная посуда.

    На нее еду кладут,

    Из нее едят и пьют;

    Сохраняют в ней продукты:

    Сыр и масло, хлеб и фрукты;

    В ней готовят сотни блюд,

    Варят, жарят и пекут.

    Благодарны мы посуде,

    И ее за это будем

    За собою убирать,

    Чисто мыть и протирать!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда

    Конспект непосредственно – образовательной  деятельности в подготовительной к школе группе(образовательная область «Познание»)формирование целостной картины мира, расширение кругозораИгра-в...

    Непосредственно образовательная деятельность "ЛЕСНЫЕ ЧУДЕСА" в первой младшей группе по образовательной области "Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

    Непосредственно образовательная деятельность разработана для детей первой младшей группы по основной общеобразовательной программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы по образовательной ...