Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных изобразительных технологий на тему: «Космическое путешествие»
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Алифирова Наталья Александровна

        Занятие представляет собой итог познавательно – развивающего  цикла «Такой разный космос». Структура  занятия смоделирована таким образом, чтобы стимулировать интеллектуально - творческие способности детей и развивать морально - нравственные человеческие качества.

        Основной формой обучения на занятии является логически обоснованная система нетрадиционных игровых упражнений, позволяющих дифференцированно подходить к нагрузке на каждого ребёнка и развивать у детей умение творчески решать  поставленные задачи.

        Мультимедийное сопровождение всего занятия сделало его наиболее привлекательным для ребят и более наглядным, а аудио материалы помогли погрузить детей в подготовленную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_neizvedannoe_ryadom.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия

по формированию целостной картины мира,  расширение кругозора для детей  старшего дошкольного возраста с использование нетрадиционных

изобразительных технологий на тему: «Космическое путешествие»

Слайд №1                

Программные задачи: Уточнять и обобщать знания детей о космосе, учить воплощать в рисунках (планеты солнечной системы, солнце, звезды). Продолжать учить рисовать,  используя нетрадиционные методы и приемы. Создать условия для познавательно-творческого развития детей. Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности. Воспитывать интерес к космосу, к работе нетрадиционным материалом.

Материал: комната «Этот загадочный космос», панно 60х60 см., счетные палочки, строительная плитка, кисти, салфетки, клей, гуашь, губки, черные квадраты 20х20 см., белые кружки диаметр 6 -8 см.. Ведро с водой, значки со знаками зодиака, мультимедио. Музыкальное сопровождение: синтезатор, фонограмма «Спейс», «Утренняя гимнастика» В. Высоцкого.

Предварительная работа: подборка и выставка литературы, иллюстраций о космосе, проведение познавательных занятий, бесед по космической тематике «Такой разный космос»; лепка, рисование, конструирование, сюжетно – ролевые игры.

                                                             Ход                                                Слайд №2

    Дети входят в комнату «Этот загадочный космос» под космическую музыку.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в космическое путешествие.

Мы  находимся на космодроме. (В звезде находят билеты – задания (геометрические фигуры)).

     Давайте, вспомним какой праздник отмечала наша страна 12 апреля? (День космонавтики).                                                                          Слайд №3

     А почему праздник отмечается в этот день.

(Потому что, впервые в мире облетел вокруг Земли русский космонавт Юрий Гагарин.)                                                                                 Слайд №4

- На каком корабле летал Гагарин? (Восток)                                 Слайд №5

- Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса?

 (Белка и Стрелка).                                                                           Слайд №6

- Назовите первую женщину – космонавта?

(Валентина Терешкова)                                                                    Слайд №7

Воспитатель: а кто – нибудь из вас мечтает побывать в космосе? (Ответы).

                                                        Если в космос вы хотите.          Слайд №8

                                                        Значит, скоро полетите,

                                                        Самым смелым будет наш

                                                        Веселый, дружный экипаж!

     Сначала вспомним, что необходимо подготовить для полета в космос (Топливо, рация, фотоаппарат, подзорные трубы и т.д.)

    Космонавтам нужно хорошо питаться. Для этого возьмем большие кастрюли с борщом, котлетами, компотом.

     Дети: Нельзя, ведь в космосе невесомость и вся еда будет летать по кабине. Нужно брать тюбики.

Воспитатель: Члены экипажа, нужно проверить вашу готовность к полету – составить из палочек силуэт ракеты, по этому проекту, любезно предоставленный нашим другом Знайкой. (Работа парами. Дети конструируют, педагог контролирует их действия, при затруднениях оказывает помощь).

Ракетой управлять,

Нужно  сильным, смелым стать.

Слабых в космос не берут!

Ведь полет – не легкий труд!

Будем мы тренироваться,

Будем силы набираться!

«Подготовка к полету» - «Утренняя гимнастика» (муз. Высоцкого)

Воспитатель: А сейчас мы с вами, дети,

                      Улетаем на ракете.

Ребенок:        Взвилась ракета в небеса

                      И в тот же миг умчалась

                      Лишь в синем небе полоса,

                      Как снег, белеть осталась.

Песня «Звездная песня» (муз. И.А. Арсеева, сл. В. Орлова)

      Дети проходят к космическим ракетам.

Воспитатель: Пройдите в салоны кораблей, займите кресло, согласно билетам. Необходимо пристегнуть ремни. (Дети отсчитывают от 10 до 1, пуск!). (Аудиозапись взлетающей ракеты)

Воспитатель: Во время запуска нас будет немного трясти, пока мы не пройдем плотные слои атмосферы. (Дети имитируют тряску). Это ненадолго, скоро наш корабль войдет в спокойный режим полета. (Тряска прекращается звучит  аудиозапись «Спейс», вовремя полета дети интересуются состоянием друг друга.)

     Мы вошли в спокойный режим полета. «Команда расстегнуть ремни!»

Вовремя полета, мы с вами можем свободно передвигаться по нашим кораблям. (Вовремя полета, дети интересуются состоянием друг друга.)

      Внимательно посмотрите в иллюминатор: что мы видим на своем пути? (Воспитатель указывает на спутник Земли – Луну).

Дети: Луну - спутник Земли.                                                              Слайд №9

Воспитатель:  Давайте, прилунимся на нее. (Ответы) Одеваем скафандры.

Сюрпризный момент выход лунатиков.                                          Слайд №10

Танец «Лунатиков»

(Вовремя танца «лунатики»  обследуют детей).

Лунатики: ААМ – ААМ - ААМ.

Дети и воспитатель в растерянности.

Лунатики: ААМ – ААМ - ММ - АМ.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, мне кажется, я понимаю, о чём они говорят. Вы понимаете? (Ответы)

Воспитатель: Давайте, я буду переводить.

Лунатики: ААМ - ААМ – ААМ  - ММ - АМ.

Воспитатель: Жители Луны, они очень рады гостьям.

Давайте, расскажем, откуда мы прилетели.

Дети: Мы, космонавты из детского сада, жители планеты Земля.

Лунатики:  АММ - ААМ-ААМ.

Воспитатель: Лунатики хотят рассказать о Луне.

Лунатики: ААМ-ААМ-ААМ.

Воспитатель: Они говорят о том, что у них очень красиво, много морей и озёр, в которых нет воды. Кратеры, которые остались от метеоритов, а так же много высоких гор.

Воспитатель: А что, вы, можете рассказать о Луне.

Далее методом коллективного рассказывания дают данные о Луне.

     Луна - Это спутник Земли, Она вращается вокруг нашей планеты. На Луну запускали много космических станций. На ней нет воздуха, воды. Луна бывает круглой - это полнолуние.  Иногда нам видна не вся Луна, а только её кусочек - мы называем его “Месяц”

Лунатики: ААМ-АААМ-АААМ.

     Воспитатель: вы очень много знаете о Луне. Они хотят научить нас нескольким движениям, что бы у нас в памяти остались впечатления о полёте на Луну.

Танец «Лунатики» (Танцуют все дети)

      Дети приглашает лунатиков отправиться вместе с ними дальше в путешествие. Лунатики отказываются: им нужно охранять Луну. (Лунатики прощаются с детьми).

     Воспитатель: а мы продолжаем наше путешествие. Давайте, определим дальнейший маршрут. Вспомним все планеты Солнечной системы.

Дидактическая игра “Парад планет”

      Все планеты вращаются вокруг Солнца. Дети называют планеты Солнечной системы по порядку (от  Меркурия до Плутона).      Слайд №11

Назвать планету, находящуюся ближе всех к солнцу? (Меркурий), дальше  (Плутон).

      Назвать самую большую и самую маленькую планеты (Юпитер, Плутон).

Воспитатель: Ребята, а  что вы можете рассказать о нашей планете Земля.

Дети методом коллективного рассказывания дают ответ о планете.

      Наша планета Земля - огромный шар, который летает в космосе вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг себя. Облетела Земля вокруг Солнца - прошел  год, повернулась Земля вокруг себя - прошли сутки, т.е. день и ночь. Только планета Земля - планета жизни. Жизнь – это человек (взрослый и ребёнок), животные, растения, наличие воздуха и воды, солнечный свет и тепло.

       Вывод: Планета Земля – планета жизни.                                Слайд №12

Воспитатель: Ребята, давайте создадим солнечную систему нашей группы (Дети соглашаются).

Воспитатель: вокруг  чего вращаются планеты?

Дети: Вокруг  Солнца.                                                                    Слайд №13

Воспитатель: Что вы знаете о Солнце? (Солнце - это звезда, огромный шар.)

Воспитатель: Давайте, эту большую звезду нарисую я. Какие краски  нужно использовать (теплые краски), (показывает, как можно изобразить.)

     Где будем размещать Солнце? Правильно, в центре. Наносим немного тёплых  красок на середину строительной плитки, затем сверху накладываем (заранее приготовленное солнце) прижимаем лист… и засветило Солнце.             Ребята наша планетная система не может быть без звёзд. Удивительно, какие они разные: большие, яркие и маленькие похожие на горошинки. Посмотрите  на них. Мелкие скопления звезд. Что они вам напоминают? (Ответы). А мне они напоминают рассыпанные драгоценности. Кто мне скажет, почему звезды так отличаются друг от друга? Правильно, звезды, которые ближе к нам кажутся больше, а с удалением от нас они зрительно уменьшаются.  Предлагаю запечатлеть в рисунках уведенные нами звезды. А как можно быстро нарисовать близкие нам звезды? (Ответы. Показывает звездочку-штампик). Наносим кисточкой краску на звезду (можно выложить немного краски на лист и макнуть в нее звездочкой) и оставляем отпечаток. (Под музыкальное сопровождение на космическую тему дети рисуют звезды). На что похожи наши звезды подальше? На горошинки.  А чем можно рисовать их? (Ответы: пальцами, кистью). Правильно, но мы будем рисовать вот таким  штампиком (на конец карандаша накручен поролон) рисуют.  

       Вот мы и дошли до звездных скоплений. Как же мы будем их рисовать? (Ответы). Предлагаю тихонько постучать указательным пальцем по кисточке, держа ее над местом скопления. А можно, как вы предложили, с помощью зубной щетки. Этот прием вы знаете. (Под музыкальное сопровождение дети рисуют).

     Предлагаю нарисовать свою планету. Посмотрите, как я буду это делать: выбираю краски, которые нужны мне для моей планеты. (Берем строительную глазированную плитку. Наносим на середину нужные цвета рядом друг с другом; возможно малое вкрапление цвета в цвет; сверху накладываем заранее вырезанный белый кружочек, прижимаем. Снимаем, немного протянув кружком по плитке в любую сторону. Наносим немного капель клея на бумажный круг и приклеиваем его на лист, слегка прижав.) Выбирайте  свою цветовую гамму для планеты и рисуйте. (Выполняют.)

     А сейчас я предлагаю вам из кусочков сложить нашу систему. Но необычным путем, мы будем приклеивать в определенной очередности – по знакам зодиака  (Овен – Рыба). (Дети приклеивают свои планет, в центре располагают Солнце.) Молодцы, ребята, а теперь превратимся в звездочки.

Психогимнастика «Звезды»                                                         Слайд №14

Дети «летают» по комнате.

Напряжение                            Послушаем, не слышно шума, не летит ли метеорит, (прикладываем       руку к левому уху, к правому уху), смотрим влево, вправо, вверх.               Нет, нигде нет. Шея напряжена.

Расслабление                          (Можно пока отдохнуть, расслабим шейку, опустим уставшую головку  на грудь. Шейка расслаблена, голова тяжелая, ни как не удержать: падает туда – сюда, едва ее поднимаешь. Голова на шейке как на веревочке, болтается.

Напряжение                           Ой, головка закружилась, ручки расставим в стороны и ноги, чтобы не упасть, вот так, закачались, чуть не упали. Мы звездочки, ножки – лучики напряжены, твердые руки – лучики, как камень.

Плавно                                     Собрались звездочки все вместе и медленно, плавно наклоняются то влево, то право, руками налево, вправо, вперед. Осторожно не разлетайтесь. Вверху все тело свободное, мягкое, только ноги твердые стоят.

Резко                                        Собрались все звездочки. Обрадовались и начали баловаться, брыкаться, смеяться. Кто громче, кто веселей? Руками сзади уперлись и бык ножками: левой, правой. Брык-брык, дрыг-дрыг. Сначала медленно, теперь все быстрее,  быстрее и быстрее. Ох, устали от брыкалочек.

Расслабление                          Звездочки устали. Легли, отдыхают.

Входит под музыку Звездочет.

Звездочет: В моем звездном небе появились новые звездочки, а я о них ничего не знаю.

Воспитатель: Зато наши дети уже знакомы со многими звездами и созвездиями на твоем загадочном небе.

Звездочет: Хорошо, сейчас проверим. (Звездочет на магнитной доске выкладывает созвездие  Большой медведицы. Дети отгадывают.)

Звездочет: Молодцы, приглашаю вас в мою звездную лабораторию, теперь задания будут посложнее, обратимся к моему помощнику.

Помощник: Первая загадка

Большой подсолнух в небе, цветет он много лет,

Цветет зимой и летом, а семечек все нет. (Рассуждения детей) 

Ответ: солнце.                                                                                    Слайд №15

Помощник: Вторая загадка

Это что за потолок:

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый

Кружевной и синий-синий! (Рассуждения детей), ответ: небо.     Слайд №16

Помощник: Третья загадка

Вся синяя дорожка,

Усыпана горошком. (Рассуждения детей) ответ: звезды.            Слайд №17

Звездочет: Какие, вы молодцы, мои юные друзья! Растет достойная смена моему делу. Хочу подарить вам значки с вашими знаками зодиака.

(Детям  вручаются значки.)

Воспитатель: Звездочет, я точно знаю, что у Вас есть волшебная звезда, которая может исполнить любое желание, если только дотронуться до каждого из нас.

Дети, давайте все дружно встанем в круг, возьмемся за руки и загадаем заветное желание, которое обязательно исполнится.

(Выключается свет, зажигаются «звезды», Звездочет проходит по кругу, касаясь каждого волшебной звездой.)

Звездочет: Прощайте, мои юные друзья, берегите свою планету, ведь  будущее планеты в ваших руках.                                                   Слайд №18

Дети поют «Песня о волшебниках»                                               Слайд №19

 (сл. В.Лугового, муз. Г.Гладкова)                                                   Слайд №20

Воспитатель: И опять в ракету мы спешим,

                        На свою планету полетим.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Тема: Беседа «Наши мамы»

Данное занятие знакомит детей с общественным праздником «День матерей»Учить доброму, внимательному отношению к матери...

Конспект совместной образовательной деятельности "Формирование целостной картины мира, расширение кругозора"(средний возраст). Тема "Весна".

Расширять представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных. Совершенствовать речь, как средство общения. Воспитывать любовь к природе....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора для детей средней группы, тема: «Моя семья» (печем печенье для любимых)

Есть в доме любомСемейный альбом.Как в зеркале,Мы отражаемся в нем.Пускай, не всегда мы красивы,Зато эти фото — правдивы.Хранится альбом в нашем доме,И снимки хранятся в альбоме.Их много — и ста...

Конспект образовательной области “Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» Средняя группа. Тема «Магазин»

(Встаем в круг)1.Подготовительная работа.-Мы сейчас  с вами поиграем. Я называю геометрическую фигуру, а вы говорите, что бывает такой формы.Круг - мячик, солнце, помидор, часы.Квадрат – телевизо...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора и художественно-эстетическому развитию дошкольников

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора и художественно-эстетическому развитию дошкольников на тему: «Уход за комнатными растениями» во второй младшей группе.( с ...