Главные вкладки

    Конспект совместной образовательной деятельности "Формирование целостной картины мира, расширение кругозора"(средний возраст). Тема "Весна".
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Алексеева Ирина Николаевна

    Расширять представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных. Совершенствовать речь, как средство общения. Воспитывать любовь к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vesna_zanyatie_okruzhayushchiy_mir.docx24.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цели.

    Образовательные:

    формировать знания о признаках весны в неживой природе в сравнении с зимними признаками. Расширять представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных: знания о профессиях (синоптик, ботаник, зоолог); словарный запас детей. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга; о неразрывной связи человека с природой ( человек - часть природы).

    Развивающее:

    развивать логическое мышление, умение детей сравнивать (признаки весны с признаками зимы). Развивать экологическое мышление и творческое соображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе. Развивать эстетическое мышление к окружающей действительности. Совершенствовать речь, как средство общения. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.

    Воспитательные:

    воспитывать любовь к природе, наблюдательность, желание разобраться в явлениях природы, понять их суть. Воспитывать активную любознательность. Продолжать воспитывать заботливое отношение к природе.

    Материал:

    костюм зайца для взрослого, плакат с изображением лесной поляны, таблицы и карточки для экологического моделирования (признаки весны) и цепи питания, карточки зеленые и красные (на каждого ребенка), картинки с первоцветами (подснежники, мать - и - мачеха, ветреница лесная, медуница), солнышко, значки в виде солнышка на каждого ребёнка,

    Ход занятия.

    Дети сидят за столами.

    На доске картина с изображением лесной поляны. Появляется заяц (взрослый).

    3аяц. Здравствуйте, ребята.

    Воспитатель. Здравствуй, зайка! А что это ты так дрожишь, замёрз?

    3аяц. Такая погода, просто ужас! Не поймёшь, то холодно, то жарко, что надеть на себя - не знаешь. Хоть бы кто - нибудь сказал, какая будет погода, никто не знает и мне не подскажет.

    Воспитатель. Как это не подскажет? А радио, телевидение, газеты, всегда сообщают прогноз погоды.

    3аяц.  Так нет у нас в лесу ни радио, ни телевидения, газеты тоже к нам не приходят, про погоду нам не сообщают. Вчера на нашей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять белые шубки на серые? Получилось так, что одна половина поляны считает, что пора, а другая - что ещё рано. Одни кричали, что снег ещё лежит и весна только собирается в наши края, а другие - что весна уже наступила и скоро начнётся лето. Мы не знаем, что делать? Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы уже большие и скоро пойдёте в школу и можете определить, наступила ли весна?

    Воспитатель. Да, тяжело, конечно, жить без радио, телевидения, без газет, но и вас в лесу можно найти очень много примет, которые могут рассказать вам какая завтра будет погода. Конечно, приметы предсказывают погоду приблизительно.

    3аяц. Нам нужен точный прогноз. Заячье собрание просит представить убедительные доказательства. Ведь менять шубки - для нас, зайцев, дело непростое. Надеемся на вашу помощь.

    Воспитатель. Тогда здесь одними приметами не обойдёшься. Точный прогноз составляют люди, которые называются - синоптиками. Вот они вам и помогут. Ты тогда садись да слушай внимательно, А синоптиками поработают ребятки.

    Юные синоптики, перед вами в красных конвертиках лежат карточки. Расположите их в том порядке, в котором мы наблюдаем в природе признаки весны.

    Дети выкладывают на своих столах:

          1 .Солнце.

    2.        Дол гота дня.

    3.Температура воздуха. 4.Осадки.

    5.Почва.

                    6. Водоёмы.

    Объяснения детей выполненной работы:

     - Солнце поднимается выше, чем зимой;

     - Дни становятся длиннее, а ночи короче;

     - Становится теплее;

      -Идёт мокрый снег или дождь;

     - Почва оттаивает;

     - Тает снег. Бегут ручьи. Ледоход на речках. Значит, наступила весна.

    3аяц.Почему с наступлением весны произошли все эти изменения?

    Дети. Солнце стало греть сильнее и дольше.

    Воспитатель. Значит, все эти изменения произошли благодаря солнцу. И что бы на нашей поляне наступила весна нужно солнце.

    Воспитатель прикрепляет на лесную поляну солнце.

    Воспитатель. Хорошо поработали наши синоптики, но с наступлением весны изменения происходят и  в жизни растений. Для того, что бы доказать изменения в жизни растений, надо обратиться к ботаникам. Ботаники - это люди, которые изучают растительный мир. Юные ботаники, вы готовы?

    Вам    необходимо   доказать,   что   в   жизни   растений    произошли изменения с наступлением весны.

    Дети. На деревьях и кустах набухают почки, распускаются листья. Появляются раннецветущие растения.  Появляется травка.

    3аяц. Какие первоцветы вы знаете?

    Дети. Мать - и – мачеха, подснежник, ветреница лесная, медуница.

    3аяц. Где растут первоцветы?

    Дети. На хорошо прогретых солнцем проталинках и пригорках.

    Воспитатель. Почему   произошли   все   эти   изменения   в   жизни   растений   с наступлением весны?

    Дети. Солнце поднялось выше, стало греть сильнее и дольше. Появились хорошие условия для роста растений.

    Воспитатель     предлагает     детям     вспомнить     стихотворения     о первоцветах.

    Дети читают стихи (выученные заранее)

    Мать-и-мачеха.

    Едва в апреле снег растает

    Насклонахиливдольдорог,

    Гладь! А весна уж примеряет

    Измать - и - мачехи венок.

    Подснежник.

    Я и маленький, и нежный,

    И немножко озорной.

    Первым встретил вас подснежник

    Наполянкеподсосной.

    Медуница.

    В лесу зима, как зверь таится,

    А в соснячке вокруг села

    Уж лесная медуницу,

    Как в доброй сказке расцвела..

    3аяц. А на нашей поляне нет первоцветов.

    Воспитатель. Ребятки давайте украсим нашу поляну первыми цветами весны. На доску с изображением лесной поляны дети прикрепляют цветы.

    3аяц. Спасибо, ребята, вот и ожила наша полянка с появлением первоцветов.А они - смелые. Вырастают после долгой зимы, когда ещё не везде снег растаял. В народе говорят: подснежники - это первая улыбка весны.

    Воспитатель. Наши ботаники просто молодцы. Зайка, ты со мной согласен?

    3аяц.  Конечно. Они так потрудились, я предлагаю им отдохнуть.

    Заяц проводит физкультминутку.

    Физкультминутка.

      Поработали, ребятки!

    А теперь все на зарядку!

    Тихо встаньте, улыбнитесь!

    Все в зайчишек превратитесь!

    Веселее в пляс пускайтесь.

    Все танцуйте не стесняйтесь!

    Вправо, влево повернитесь,

    То присядь, то поднимись!

    Лапки вверх  и лапки в бок

    И на месте прыг да скок!

    А теперь бежим вприпрыжку.

    Молодцы, мои зайчишки!

    Замедляем, зайки, шаг.

    И на месте стой! Вот так.

    А теперь мы сядем дружно -

    Нам еще работать нужно.

    Воспитатель. А поработать нам надо зоологами. Потому что с наступлением весны изменения произошли и в жизни животных, а зоологи – это люди, которые изучают жизнь животных.

    Ребята, изменилась ли жизнь с наступлением весны у животных, насекомых и птиц?

    Дети. Да.

    Воспитатель.  Какие изменения произошли в жизни животных?

    Дети. Просыпаются медведи и ежи. Белочки и зайчики меняют свои шубки,

    Воспитатель. Какие изменения произошли в жизни птиц?

    Дети. Перелётные птицы прилетают с юга. Вьют гнёзда. Откладывают яйца. Выводят птенцов.

    Воспитатель. Почему произошли эти изменения в жизни птиц?

    Дети. Стало теплее. Появилась пища для птиц.

    Воспитатель. Какие изменения произошли в жизни насекомых?

    Дети. Насекомые выползли из почвы и из – под коры деревьев.

    Воспитатель. С чем связаны изменения?

    Дети. С потеплением, с возможностью найти пищу.

    Воспитатель.  Как выдумаете,  что произойдёт,  если человек уничтожит всех насекомых?

    Дети. Если человек уничтожит всех насекомых, то улетят птицы, потому что нечем будет питаться.

    Воспитатель. Но через некоторое время насекомые снова появятся и поедят все растения, так как птицы улетели.

    Давайте с вами составим цепь питания: (выставляются картинки)

    1. Дерево, гусеница, скворец, гнездосптенчиками;
    2. Капуста, гусеница, птица, человек;
    3. Трава, заяц, волк, охотник:
    4. Шишка, белка, ель, мышка.

    Воспитатель. Если человек вмешивается и разрушает цепь питания, он наносит вред природе, которая его окружает, а значит, и самому себе.

    Давайте с вами вспомним как нужно себя вести, чтобы не нанести вред природе.

    У каждого из вас по две карточки зелёная и красная. Я покажу вам картинки, на которых изображены разные ситуации, а вы оцените поступки детей и покажите карточку. Давайте договоримся, каким цветом мы будем оценивать хорошие поступки, а каким - недопустимые.

    -Девочка рвёт цветы,

    -Мальчик ломает ветки кустов и деревьев.

    -Дети делают скворечник.

    -Дети кормят птиц.

    -Мальчик разрушает гнёзда.

    -Девочка ловит бабочку.

    -Папа с сыном огораживают муравейник.

    -Взрослые разводят огонь в лесу.

    -Ребята сажают  деревья.

    3аяц. Как много настоящих друзей появилось у нашей поляны.

    Воспитатель. Давайте эти правила перенесем в жизнь, в природу, которая нас окружает. Как хорошо будет, если ты, Ваня, никогда не будешь разорять гнезда с птенчиками, а повесишь скворечник, и его заселят птицы – и ты услышишь их благодарное пение. А ты, Максим, остановить мальчишку - хулигана, который ломает ветку...

                            Итог занятия:

    • Молодцы вы справились с заданием.
    • Чем мы с вами сегодня занимались?
      - Вам понравилось?
    • Что больше всего понравилось?
    • Что было самым трудным?
    • Что нового узнали?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора для детей средней группы, тема: «Моя семья» (печем печенье для любимых)

    Есть в доме любомСемейный альбом.Как в зеркале,Мы отражаемся в нем.Пускай, не всегда мы красивы,Зато эти фото — правдивы.Хранится альбом в нашем доме,И снимки хранятся в альбоме.Их много — и ста...

    Конспект образовательной области “Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» Средняя группа. Тема «Магазин»

    (Встаем в круг)1.Подготовительная работа.-Мы сейчас  с вами поиграем. Я называю геометрическую фигуру, а вы говорите, что бывает такой формы.Круг - мячик, солнце, помидор, часы.Квадрат – телевизо...

    Конспект НОД по формированию целостной картины мира, расширения кругозора детей в средней группе по теме "Профессии".

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширения кругозора с детьми средней группы по лексической теме: «Профессии»...

    Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора и художественно-эстетическому развитию дошкольников

    Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора и художественно-эстетическому развитию дошкольников на тему: «Уход за комнатными растениями» во второй младшей группе.( с ...