Главные вкладки

    Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей 2 младшей группы. Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».
    методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Планирование раскрывает содержание работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей 2 младшей группы (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). В разработке отражен национально-региональный компонент,  компонент МБДОУ (коррекция  отклонений в  развитии). Раскрыты сопутствующие формы обучения.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад компенсирующего вида №22 «Почемучка» г. Воркуты.

    Планирование

    работы по формированию целостной картины мира,

    расширению кругозора детей  2 младшей  группы.

    Направление: «Познавательно-речевое развитие».

    Образовательная область: «Познание».

     

                                                                                                                                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                                                                                                                                   Добролюбова

                                                                                                                                                                                                                              Вера Владимировна

    г. Воркута.

    Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей  2 младшей  группы

     (по  «Программе воспитания и обучения в детском саду» под  редакцией М. А. Васильевой,  В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

    Интеграция образовательных областей:

     «Коммуникация», « Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

    Наименование

    Кол-во занятий

                                            Программное

    содержание

    Сопутствующие

    Месяцы

                 Месяц

    темы

    основное

    (по программе

    М.А.Васильевой)

    национально-

    региональный

    компонент

    компонент МБДОУ

    (коррекция  отклонений

    в  развитии)

    формы обучения

    Тема 1.

    «Детский сад»

          2 блок.

    1

    Знакомство с группой, с сотрудниками группы, с профессией воспитателя.

    Воспитание бережного отношения к игрушкам, книгам, личным вещам и  желания участвовать в поддержании порядка.

    Формирование

    коммуникативных функций,  умения ориентироваться в групповых помещениях.

    Экскурсия по

    группе. Беседы.

    Чтение художественной .литературы.

    Сент.

    Тема 2.

    «Осень».

    1

    Обучение умения наблюдать явления природы.

    Ознакомление с характерными   признаками

    осени (идут дожди, опадают листья).

    Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

    Формирование представлений

    об особенностях осени на Севере: наступает рано.

    Формирование

     интереса к явлениям природы.

    Активизация и обогащение словаря.

    Наблюдения на

    прогулке, рассматри-вание иллюстраций. Дидактические игры «Какое это время года?».

    Сент.

    Тема 3. 

    «Овощи»

    1

    Развитие у детей умения узнавать в натуральном виде,  на картинках

     и правильно называть некоторые виды овощей Формирование способности к обобщению.

    формирование знаний о том, что на Севере овощи не растут.

    Расширение знаний об окружающем мире.

    Обогащение и активизация словаря.

    Дидактические

    игры: «Что где

    растет?», Рисование, лепка овощей.

    Чтение художественных про-изведений.

    Сент.

    Тема 4. «Домаш-

    ние  животные»

    1

    Расширение представлений о домашних животных и их детенышах (особенности передвижения, поведения, что едят, где живут).

    Воспитание бережного и заботливого отношения к животным.

    Развитие познавательного интереса, умения образовывать мн. число существительных, обозначающих детенышей животных.

    Дидактические игры: «Кто как кричит?», «Чей

    малыш?».Рассматривание иллюстраций.

    Сент.

    Тема 5. «Осень»

    1

    Развитие умения определять состояние погоды. Расширение представлений детей о характерных признаках  осени.

    Воспитание желания любоваться природой и беречь её.

    Развитие пред-ставлений об особен-ностях осени на Севере: рано выпадает снег.

    Формирование эстети-ческого восприятия природных явлений. Обучение умению выражать словами отличительные приз-наки сезона.

    Экскурсия в парк

    Дидактическая

    игра «Времена

    года». Рассматрива-ние иллюстраций..

    Окт.

    Тема 6

    «Фрукты ».

    1

    Обучение умению различать и

    называть некоторые виды фруктов.

    Формирование знаний о том, что на севере холодно и фрукты не растут.

    Развитие мышления, активизация словаря.

    Лепка, рисование

    овощей, фруктов.

    Рассматривание

    иллюстраций.

    Окт.

    Тем а 7. 

    «Детский сад».

    1

    Знакомство детей  с

    детским садом и его сотрудника-

    ми.

    Воспитание чувства уважения к сотрудникам детского сада.

    Развитие коммуникати-вных функций, умения ориентироваться в помещениях детского сада.

    Экскурсия по

    детскому саду. Дид. игра «Кто в домике живет?

    Окт.

    Тема 8. 

    «Деревья»

    1

    Ознакомление с названиями некоторых .наиболее распространенных деревьев.

    Научить детей находить и называть у деревьев ствол, ветки, листья.

    Воспитывать  бережное отношение к растительному миру.

    Развитие представле-ний детей об особенно-стях растительного мира северных тер-риторий.

    Расширение представ-лений о растительном мире. Обогащение и активизация словаря.

    Наблюдение на прогулке. Рисование деревьев, рассмат-ривание иллюстра-ций, репродукций с картин художников.

    Дидактическая игра «От какой ветки детки?»

    Окт.

    Тема 9. «Зима»»

    1

    Ознакомление детей с первыми признаками зимы.

    Воспитание желания любоваться красотой зимнего пейзажа.

    Формирование пред-ставлений об особен-ностях зимы в нашей местности (наступает рано)

    Активизация эмоционального реагирования на красоту зимнего пей-зажа. Развитие эле-ментов связной речи.

    Наблюдения на прогулках.

    Дидактические

    игры «Какое время года?», «Зима-Осень».

    Рассматривание иллюстраций. Рисование.

    Нояб.

    Тема 10. 

    «Одежда»

    1

    Расширение  представлений детей об одежде.

    Ознакомление со свойствами ткани и меха.

    Воспитание желания содержать свою одежду в чистоте.

    Ознакомление детей с одеждой коренных жителей Коми.

    Расширение пред-ставлений об окружающих пред-метах. Активизация в речи названий и назначения предметов  одежды.

    Рассматривание

    иллюстраций.

    Игры с куклами.

    Дид. игры: «Назови предмет», «Чего не стало?».

    Нояб.

    Тема 11

    «Наш город».

    1

    Уточнение названия улицы, на которой, расположен детский сад.

    Воспитание любви к родному городу.

    Формирование

    пространственной    ориентировки. Активизация словаря.

    Целевая прогулка по улице Московская. Рассматривание фотографий о Воркуте.

    Нояб.

    Тема 12

    «Птицы»

    1

    Уточнение и расширение представлений   о птицах. Обучение умению находить и назы-вать характерные отличительные особенности птиц.

    Воспитание бережного отношения к птицам, желания подкармливать их зимой на участке.

    Ознакомление с некоторыми видами птиц, обитающих на Севере: синица, сорока, воробей, полярная сова.

    Развитие интереса к  окружающему  миру природы.

     Обогащение, активизация словаря.

    Наблюдения на прогулке.

    Подвижные игры: «Воробышки и кот», «Птички и птенчики».  Рассматривание иллюстраций.

    Нояб.

    Тема 13 «Зима».

    1

    Расширение знаний детей о  характерных признаках зимы: холодно, морозы, снего-пады,, деревья голые, только ель зеленая.

    Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

    Расширение пред-ставлений об особеннос

    тях зимы на Севере (частые метели дни становятся  короче, наступает полярная ночь).

    Развитие эстетического восприятия природных явлений. Обучение умению поддерживать беседу.

    Наблюдения на прогулке, чтение художественных произведений.

    Дидактическая игра «Какое время года?», «Что лишнее?» «Когда это бывает?». Рисование.

    Дек.

    Тема 14. 

    «Обувь»

    1

    Уточнение и расширение представлений детей об обуви. Уточнить название и назначение предметов обуви. Обучение умению сравнивать и группировать предметы по назначению.

    Воспитание бережного отношения к личным вещам.

    Развитие познавательного интереса. Обучение умению правильно отвечать на вопросы.

    Рассматривание иллюстраций

    Наблюдения.

    Чтение худ. произведений.

    Дид. игры: «Чего не стало?», «Помоги».

    Дек.

    Тема 15. 

    «Рыбы».

    1

    Расширение представлений о рыбах, живущих в аквариуме.

    Воспитание бережного отношения к обитателям аквариума, желания ухаживать за ними.

    Расширение знаний о животном мире. Развитие внимания, мышления. Активизация словаря.

    Наблюдение за  рыбками  в аквари-уме. Кормление ры-бок. Рассматривание иллюстраций

    Дек.

    Тема 16. 

    «Новый год».

    1

    Расширение представлений детей о праздниках. Уточнение и расширение представлений детей о встрече Нового года.

    Воспитание осторожного обращения с елкой и ёлочными игрушками.

    .

    Формировать чувство причастности к событиям, которые происходят в стране, семье, детском саду..

    Подготовка к Но-вогоднему утрен-нику. Рисование, аппликация на новогоднюю тема-тику.

    Дек.

    Тема 17 «Зима».

    1

    Расширение представлений детей  о жизни животных и растений зимой.

    Воспитание любви  ко всему живому, желания заботиться о животных и растениях.

    Расширение пред-ставлений  об особен-ностях жизни растений и животных зимой на Севере. Забота человека о животных .

    Расширение представлений о природных явлениях. Развитие внимания, памяти, речи.

    Наблюдение на прогулке.

    Рассматривание иллюстраций

    Рисование.

    Дид. игры: «Какое время года?», «Что лишнее?» Чтение худ. произведений.

    Янв.

    Тема 18. 

    «Игрушки».

    2 блок

    1

    Продолжение знакомства со свойствами и качествами предметов. Ознакомление с материалами, из которых сделаны игрушки (ткань, мех, глина, бумага, пластмасса).

    Воспитание бережного обращения с игрушками.

    Развитие интереса к предметному окруже-нию, активизация словаря.

    Игры детей. Рассматривание иллюстраций. Дид. игры «Расскажи  Незнайке о любимой игрушке», «Какой игрушки не стало?».

    Янв.

    Тема 19. 

    «Моя семья».

    .

    1

    Формирование представления о семье; развитие умения называть своих ближай-ших родственников, рассказывать о том, как они заботятся друг о друге.

    Воспитание уважительного отношения к членам семьи, желания помогать взрослым.

    Развитие мышления, памяти, элементов свя-зной речи.

    Рассматривание семейных фото-графий, беседы о членах  семьи.

    Янв.

    Тема 20. 

    «Земноводные».

    1

    Закрепление знаний о лягушке, формировать умение называть характерные особенности внешнего вида, движений, издаваемых звуков.

    Воспитание бережного отношения к живым существам.

    Развитие поз-навательного интереса, внимания. Обогащение и активизация словаря.

    Дидактическая

    игра «Зоологическое лото»; рассма-тривание иллюст-раций. Чтение художественной литературы.

    Янв.

    Тема2 1. «Зима».

    1

    Расширение знаний детей  о характерных признаках зимы. Формирование представлений о связи живой и неживой природы.

    Воспитание бережного отношения как к живой, так и неживой природе.

    Закрепление и рас-ширение знаний об осо-бенностях зимы на Севере: в феврале  дуют сильные ветры ,дни становятся длиннее.

    Расширение знаний о живой и не живой природе. Развитие мышления,  речи.

    Наблюдение на прогулке. Дидак-тические игры: «Когда это быва- ет?», «Времена го-да». Чтение худо-жественных про-изведений.

    Февр.

    Тема 22. 

    «Мебель».

    1

    Уточнение названия и назначения предметов мебели и их деталей. Развивать умение ориентируясь на назначение объектов  объединять их в группы.

    Воспитание бережного отношения к предметам мебели.

    Развитие познава-тельных, сенсорных способностей, активизация словаря.

    Конструирование мебели, игры в ку-кольном уголке, рассматривание иллюстраций.

    Февр.

    Тема 23. 

    «Труд взрослых»

    1

    Ознакомление детей с профессией медицинской сестры.

    Воспитание уважительного отношения к профессии медицинской сестры.

    .

    Развитие внимания, познавательного интереса, речи.

    Экскурсия в медицинский кабинет. Чтение худ. литературы. Дид. игра «Кому, что нужно для работы?» С\ролевая игра «Больница».

    Февр.

    Тема 24. «Дикие животные».

    1

    Ознакомление детей с жизнью  диких животных в природных условиях.

    Воспитание любви и бережного отношения к животным.

    Ознакомление детей с дикими животными Севера.

    Расширение представлений об окружающем.

    Рассматривание иллюстраций.

    Чтение художественной литературы. Дидактические игры: «Зоологическое лото», «Кто где живёт?»

    Февр.

    Тема 25. «Зима».

    1

    Обобщение  и закрепление знаний  детей о зиме, о жизни растений  и животных в зимних условиях

    Закрепление знаний детей об особенностях зимы, жизни растений и животных на Севере.

    Развитие эстетичес-кого восприятия при-родных явлле-ний.

    Наблюдения на прогулке, чтение художественных произведений. Ди-дактические игры: «Времена года», «Когда это быва-ет?»

    Март

    Тема  26. 

    «Наши мамы».

    1

    Расширение представлений о праздниках.

    Беседа «Наши мамы».

    Развитие эмо-циональной сферы, элементов связной речи.

    Изготовление по-дарков для мам, подготовка  к ут-реннику. Заучивание стихотворения Я.Акима «Мама».

    Март

    Тема 27.

    «Посуда».

    1

    Уточнение названия и назначения предметов посуды. Оучение умению групппировать и классифицировать предметы, используя обобщающие слова.

    Развитие сенсорных способностей, мыш-ления. Активизация словаря.

    Игры в кукольном уголке, рассматри-вание предметных картинок, чтение художественной литературы.

    Март

    Тема 28

    . «Весна».

    1

    Уточнение и углубление знаний о сезонных изменениях в природе. Расширение представлений о характерных признаках весны

    Развитие пред-ставлений об осо-бенностях весны на Севере: солнце светит ярче, начинает таять снег, прилетют птицы.

    Развитие познава-тельной деятельности, внимания, воображения, мышления, речи.

    Чтение художест-венных произведе-ний, рассматривание иллюстраций, на-блюдения на прогулке.

    Апр.

    Тема 29. 

    «Транспорт».

    1

    Уточнение представления детей о некоторых транспортных средствах: легковых и грузовых автомобилях, автобусах. Развитие умения различать и  называть части трансп. средства (кабина, руль, кузов, колеса )

    Уточнение и углубление знаний детей о транспортных средствах Воркуты.

    Развитие внимания, памяти, мышления, ак-тивизация словаря.

    Игры детей с ма-шинами, рассмат-ривание иллюст-раций, наблюдения на пргулке.

    Апр.

    Тема30. «Прави-ла дорожного движения»

    1

    Учить детей различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора

    .

    Развитие пред-ставлений об окружающем, вни-мания, памяти, мышления, пространственной ориентировки.

    Экскурсия к све-тофору. Сюжетно-ролевая игра «Улица».

    Апр.

    Тема 31 «Комна-тные  растения»

    1

    Ознакомление детей с названиями некоторых комнатных растений Учить различать и называть  стебель, листья, цветок..

    формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края.

    Расширение представлений об окружающей нас природе.

    Наблюдение за комнатными растениями. Труд в уголке природы.

    Апр.

    Тема 32.

    «Весна»,

    1

    Обобщение и углубление представлений о весне. Развитие умения устанавливать связь между  состоянием живой и неживой природы.

    Углубление представлений об особенности весны на Севере: снег тает, текут ручьи, набухают почки ,появляются листья на деревьях, трава, первые цветы.

     Развитие эсте-тического восприятия, умения выражать свои мысли в речи.

    Чтение художест-

    венной  литературы, рассматривание картинок о весне, отгадывание загадок, наблюдение  за пого-дой.

    Май

    Тема 33. «Пред-меты домашнего обихода».

    1

    Уточнение названия и назначения предметов домашнего обихода (пылесос, люстра, телевизор и т.п.).

    Развитие интереса к окружающей действи-тельности, обогащение словаря.

    Рассматривание предметных кар-тинок; сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».

    Май

    Тема 34. «Труд взрослых» .

    1

    Ознакомление детей с профессией повара.

    Формирование интереса к  профессии повара, развитие элементов связной ре-чи.

    Экскурсия на кухню.

    Игры в кукольном уголке.

    Май

    Тема 35. «Нежи-вая природа».

    1

    Расширение знаний детей о неживой природе.

    Развитие сен-сомоторной сферы, мышления.

    Наблюдение на прогулке, труд в уголке природы. Игры с песком, водой, снегом.

    Май

    Тема 36. «Лето»

    2  блок

    2

    Ознакомление детей с характерными признаками лета (солнце светит ярко и сильно греет, появляется много цветов.).

    Ознакомление детей с  особенностями лета в северных районах (короткое лето).

    Развитие эстети-ческого восприятия природных явлений. Обучение детей выра-жать словами отличительные признаки сезона.

    Наблюдение на прогулке, чтение художественных произведений, от-гадывание загадок Дидактические игры: «Зима, весна, лето, осень»;

    Июнь

    Тема37. «Насе- комые»

    2 блок

    2

    Ознакомление детей с насекомыми (ба-бочкажук)

    Ознакомление с особенностью жизни насекомых в тундре.

    Развитие поз-навательного интереса, обогащение словаря.

    Наблюдения на  прогулке, рассматривание картинок.

    Июнь

    Всего:

    39

    Примечание: темы  «Детский сад», «Игрушки», «Лето», «Насекомые» реализуются во 2 блоке.

    Требования к уровню подготовки детей.

    к концу года дети могут:

    • Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал).
    • Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.            
    • Знать некоторые деревья, травянистые и комнатные растения; совместно со взрослыми поливать их, заботиться о чистоте помещения и участка, без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников.
    • Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

    Способы  усвоения знаний, умений и навыков.

    Ежеквартальная диагностика уровня усвоения программы.

    Диагностика №1. Диагностика №2. Диагностика №3.

    Список литературы.

    1. М.А.Васильева «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду», М., «Воспитание дошкольника», 2005 г.

    2. Л.М. Щипицина «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений», СПб., «Образование», 1995 г.

    3. Г. М. Лямина «Воспитание детей в средней группе детского сада». М., Просвещение, 1982 г.

    4. Л.В.Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», М., Просвещение, 1992 г.

    5. И. И. Кобитина «Дошкольникам о технике». М., Просвещение, 1990 г.

    6. П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой», М., Просвещение, 1983 г.

    7. М.Т.Карпенко «Сборник загадок», М., Просвещение,1988 г.

    8. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 до 6 лет (старшая возрастная группа)», М., Просвещение, 1987 г. 

    9 .С.С.Белых «Парма». Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми. Сыктывкар.2003 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей средней группы. Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

    Планирование раскрывает содержание работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей средней группы (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гер...

    Конспект НОД в средней группе «Как работает почта». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

    Продолжать знакомство с профессией почтальона, расширять представления о пользе его труда. Знакомить с людьми, работающими на почте, их атрибутами. Развивать зрительное и слуховое внимание при рассмат...

    Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе»

    Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе» предназначен...