КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы» (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Молоствова Наталия Николаевна

Конспект НОД по приобщению к культуре чувашского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_chuvashskie_umeltsy_molostvovoy_n.n.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №116 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики

КОНСПЕКТ

непосредственно-образовательной деятельности

по приобщению

к культуре чувашского народа

«Чувашские умельцы»

(старшая группа)

Составила:

Молоствова

Наталия Николаевна

Чебоксары, 2019

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с чувашским народным промыслом: резьба по дереву и лозоплетение.

- Закреплять знания о государственной символике Чувашии, о чувашских народных промыслах и элементах чувашского орнамента.

Развивающие: 

- Развивать мышление, память детей.

- Активизировать речь детей.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к чувашской народной культуре.   

Материал к занятию:

  • Флаг Чувашской Республики;
  • Чувашский народный костюм;
  • Музыкальное оформление (чувашские мелодии);
  • Деревянные изделия (посуда, корзины, лапти);
  • Схемы чувашского орнамента;

Последовательность образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, в какой стране мы с вами живем? (Мы живем в России).

А как называется столица России? (столица России – город Москва).

Правильно, мы живем в большой стране – Россия. Но в состав России входят маленькие республики, края и области. А как называется наша республика? (Чувашия). А какой город является столицей Чувашской Республики?  (город Чебоксары). Каждый город славится своими ремеслами и промыслами.

А знаете ли вы, чем славится чувашский народ? Какими ремеслами? (Дети рассказывают о уже знакомых ранее чувашских ремеслах, воспитатель помогает вопросами, выстраивая беседу):

1.  Вышивка.

1) Что такое вышивка?

2) Что украшали вышивкой?

3) Что изображали?

4) Какие цвета использовали?

2. Украшения.

1) Из чего делали украшения?

2) Что изготавливали:

- головные уборы (хушпу, сурбан);

- нагрудники;

- бусы, серьги, браслеты.

3. Ткачество

1) На чем ткали?

2) Какие изделия ткали?

Воспитатель. Молодцы! А знаете, что есть у любой страны или республики, чем они отличаются друг от друга и почему их можно узнать? Что это за знаки отличия? (Флаги).

Вот здесь на столе представлены разные флаги найдите флаг нашей Чувашской Республики. (Дети находят флаг, педагог уточняет, что изображено на флаге, что означают изображения).

Красный цвет означает свободу.

Желтый цвет – цвет солнца.

3 солнца означают связь поколений (молодость, зрелость и старость).

Дерево – дерево жизни, почитали и уважали (дуб).

Воспитатель. Давайте подойдем к карте России и вы прикрепите флаг на то место, где изображена наша Чувашская Республика.  

А скажите, пожалуйста, какую роль играет дерево в жизни человека? (ответы детей).

Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним ремеслом, которым славятся чуваши, но для этого нам надо с вами кое-куда отправиться. Закрывайте глазки, как услышите музыку, можно глаза открывать. (Воспитатель переодевается. Звучит чувашская музыка и появляется Илемпи).

Илемпи:                  Знаете ли вы такой народ,

                            У которого сто тысяч слов,

                            У которого сто тысяч песен

                            И сто тысяч вышивок цветет?

                            Приезжайте к нам -  и я готов

                            Это все проверить с вами вместе

                            Собирается на площадь народ

                        Сегодня вас необычное ждет

                        Игры! Песни! Чудеса из чудес!

                        Спешите! Времени осталось в обрез!

                        Милости просим, будьте как дома!

                        Вся территория вам знакома.

                        Чувашскую ярмарку отпразднуем шумно.

                        Весело, задорно, дружно!

          Илемпи: Ыра кун ачасем. (Добрый день ребята) Я рада видеть вас на ярмарке чувашских изделий.

Обойди хоть целый свет

Сувениров лучше нет.                

И недаром на весь мир

Чувашский славен сувенир.

Илемпи: На ярмарке представлены деревянные изделия. Так как чуваши очень почитают и уважают дерево, то и оно служило им добрую службу. Здесь вы можете увидеть деревянную посуду: (дети вместе с персонажем рассматривают изделия: уточняют форму, предназначение, название)

А еще из дерева чуваши строили деревянные дома с резными ставнями и наличниками. А давайте поиграем в игру «Изба».

Игра «Изба»

Для этого мы разделимся на две команды. На стульях лежат красивые платки. Вы выходите на середину и говорите слова:

Мы ребята – молодцы                     Эпир – маттур ачасем

В играх все мы удальцы                   Пер ушкана пуханар

Вместе спляшем и споем                Выляр, ташлар, саванар

А потом домой пойдем                   Унтан киле саланар

Потом под музыку исполняются элементы чувашского танца, а как только музыка заканчивается, вы бежите к стульям и натягиваете платок над головами за 4 угла. Выиграет команда, которая быстрее «построит» избу.

Илемпи: Матур! (Молодцы!) Ай да молодцы, ребята-удальцы. Посмотрим, что же еще чуваши делали из дерева (ответы детей – корзины, короба, подносы, лапти). Их плели из прутьев и лозы, и называется это ремесло лозоплетением. Как вы думаете, для чего использовались эти изделия? (ответы детей).

А теперь давайте поиграем в еще одну игру, которая называется «Лапти».

Игра «Лапти»

Для этого нам надо выбрать сторожа, который будет охранять лапти. Остальные игроки должны взять себе лапоть. Сторожу нельзя толкать игроков, а тот, до кого сторож успеет дотронуться становится его помощником и помогает охранять лапти. После того, как игроки возьмут все лапти, они их раскидают, а сторож собирает и снова садится охранять.

Ай да молодцы!  Чем чуваши украшали свои изделия? (орнаментом) Посмотрите и скажите, с помощью чего чуваши украшали посуду:

- узор рисовали

- узор вырезали (вот это ремесло называется резьба по дереву).

А вот сейчас я проверю, как вы знаете элементы чувашского орнамента. Я вам буду загадывать чувашские загадки, а вы должны будете отгадать их и найти отгадку среди элементов чувашского орнамента.

Загадки:

  1. Из леса смотрит красная девица (солнце).
  2. Снаружи 8 углов, а внутри 4 (дом).
  3. Летом одевается, а зимой раздевается (дерево).
  4. Красная собака лает (огонь).
  5. Звонко чирикает, стремительно летает (воробьиные лапки).
  6. Одна барыня одела 5 мелковых платков (цветок).
  7. Один каравай разрежу, потом не могу приставить (пашня).
  8. Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит (ручей).

        Илемпи: Матур! (Молодцы!)

                       Мы по улице гуляли,

                       Хороводы собирали,

                       Где веселый народ

                       Тут наш будет хоровод

Чувашская хороводная игра «Кашманла»

Илемпи. Ай да молодцы! Веселились от души!

Ну, а в моей коробушке есть угощение.

Всем на славу, детям на забаву.

Пряники, конфеты, леденцы!

Налетайте, молодцы!

Мальчишкам, да девчонкам-красавицам

Мои лакомства понравятся

(Угощает детей леденцами)

А теперь вам пора возвращаться в детский сад – закрывайте глазки, звучит медленная чувашская мелодия, воспитатель переодевается.

Воспитатель: Понравилось вам на ярмарке? С каким народным промыслом вы познакомились на ярмарке? (ответы детей). Из чего делали? Для чего использовали? Что еще вам понравилось на ярмарке?

Какие изделия понравились больше всего? Теперь вы сами знаете и всем расскажете, что славится чувашский народ своей культурой:

- яркой вышивкой;

- звонкими украшениями;

- красивыми тканями;

- резьбой по дереву;

- лозоплетением.

Список литературы:

  1. Çǎлкуç. Родник: хрестоматия. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006. – 228с.
  2. Васильева Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: «Новое время», 2006. – 104с.
  3. Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательный учреждений / Под ред. Р.Б. Кузьминой – Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006. – 204с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия: "Выставка изделий народных умельцев."- старшая группа

Расширять представление детей о многообразии предметов народного декоративно - прикладного искусства....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре с элементами футбола в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Страна футбола».

Цель: Обогащение двигательного опыта детей по средствам обучения элементам игры в футбол.Задачи: Обучающие:  Продолжать знакомить детей с техникой владения мячом. Познакомить детей с качествами х...

Конспект образовательной организованной деятельности «Путешествие в Африку» (физическая культура с элементами ритмической гимнастики) (старшая группа)

Конспект образовательной организованной деятельности «Путешествие в Африку»(физическая культура с элементами ритмической гимнастики) (старшая группа)...

конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре ( плавание ) < мы умеем плавать >. Старший возраст.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре ( плавание ) < Мы умеем  плавать >  Старший возраст....

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы» (старшая группа)

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельностипо приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы»(старшая группа)...

Обобщающее зянятие на чувашском языке для детей старшей группы. " В гостях у животных".

Обобщающее занятие на чувашском языке для детей старшей группы." В гостях у животных"....