Памятка «Учимся пересказывать»
консультация по коррекционной педагогике

Информация для родительского уголка учителя-дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_rech.docx64.34 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Речь – это средство общения людей. Речь бывает устной и письменной.
  2. Наша речь состоит из предложений.
  3. Предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу.
  4. Слово состоит из слогов (или слога).
  5. Устная речь состоит из звуков. Звуки речи бывают гласными и согласными.
  6. Гласными называют звуки, которые образуются при помощи голоса. В русском языке их 6:   а, о, у, и, ы, э. В звуковом анализе слова гласный звук обозначается красным цветом.
  7. Согласные звуки при произнесении встречают преграду (язык, губы, зубы, верхнее нёбо).

РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ.

Младший дошкольный возраст.

Цель: учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы воспитателя).

1.     Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).

2.     Рассматривание картины.

3.     Беседа по ее содержанию. Вопросы должны быть четкими, лаконичными, последовательными, выделять центральный образ, помогать целостному восприятию картины.

4.     Сюжетный рассказ воспитателя по картине. Возможно чтение художественного произведения, загадывание загадок и т.д.

Средний дошкольный возраст.

         Цель: учить составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец педагога.

1.     Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).

2.     Рассматривание картины.

3.     Беседа по ее содержанию.

4.     Целевая установка на составление рассказа по картине.

5.     Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу.

6.     Обобщающий рассказ педагога.

Старший дошкольный возраст.

         Цель: учить детей самостоятельно (с небольшой помощью воспитателя) составлять описательные и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

1.     Предварительная беседа.

2.     Рассматривание картины.

3.     Беседа об основных моментах сюжета.

4.     Целевая установка на составление рассказа.

5.     Сообщение плана рассказа (или обсуждение его с детьми).

6.     Рассказы детей (в начале года – прием совместных действий: воспитатель начинает, дети продолжают и заканчивают рассказ, коллективное составление рассказа: несколько рассказчиков) с оценкой речевой деятельности.

7.     Заканчивается занятие хорошим образцом рассказа (ребенка или воспитателя).

8.     Итоги занятия (краткая формулировка темы и сюжета рассказа).

В случае затруднений детей допустимы помощь, указания педагога, речевой образец перед рассказами детей.

         Итак, основные методические приемы: беседа об узловых моментах сюжета, совместные речевые действия, коллективный рассказ, речевой образец (допустим в начале, середине и конце занятия).

Подготовительная к школе группа. 

     Цель: учить самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Активизировать воображение приемом «вхождения в картину». Учить описывать события по серии картин.

1.     Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины.

2.     Рассматривание картины.

3.     Беседа по картине (включающие вопросы, активизирующие воображение: что можно услышать, почувствовать, находясь в месте действия картины и др.)

4.     Целевая установка на составление рассказа по плану.

5.     Составление и обсуждение с детьми плана рассказа.

6.     Рассказы детей (коллективный рассказ).

7.     Оценка рассказов детей (полнота рассказа, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.).

8.     В конце НОД дети должны услышать хороший речевой образец (ребенка или воспитателя).

9.     Итоги  НОД с краткой формулировкой детьми цели, темы рассказа и т.д.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 19 «Светлячок», г Волжск, РМЭ

Памятка

«Учимся пересказывать»

D:\151585806875715288.jpg

Говоркова Г.О., учитель-дефектолог


Советы от педагога по пересказу текста:

1.     Не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст, задавая детям излишне много вопросов, требующих простого припоминания содержания. Вопросы должны отражать основные моменты сюжета.

2.     В младшем и среднем дошкольном возрасте практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком слов, начатой фразы. Попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).

3.     При затруднениях ребенка используются приемы: подсказ (слова, части фразы педагогом или детьми), исправление речевой ошибки, напоминание, вопросы, указания, одобрение и др.

4.     Пересказ произведения должен сопровождаться оценкой речевой деятельности ребенка (поощрить старание, отметить положительные моменты и недостатки, внимательность детей при слушании ответа товарища; в старшем дошкольном. возрасте – оценить полноту пересказа, отметить самостоятельность, использование различных интонаций, темпа речи и др.).

5.     В старшем дошкольном возрасте применяют приём «трансформации» текста: пересказ от первого лица, третьего лица.

6.     В случаях, когда произведение делится на логические части и длинно, применяется коллективный пересказ по частям со сменой рассказчика.

7.     В конце занятия подводятся итоги, кратко формулируется тема (сюжет) произведения (рассказывали о том, как рак перехитрил лису и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся пересказывать тексты

Данный материал  поможет  Вашему ребенку научиться пересказывать тексты....

Учимся пересказывать

Учим детей пересказу...

УЧИМ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ. МАЛЕНЬКИЕ ТЕКСТЫ НА ТЕМУ "ЗИМА"

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов н...

Мини-проект. Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка»

Мини-проект. Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка»...

Памятка для родителей "Учимся пересказывать"

Памятка для родителей "Учимся пересказывать"...