Современная классификация детей с нарушениями в развитии.
консультация по коррекционной педагогике

Борисова Альбина Раисовна

В настоящее время не существует единой классификации детей с нарушениями в развитии. Связано это с многообразием видов дизонтогенеза, приводящих к большому числу различных классификаций.

Тем не мене классификация нарушений в развитии необходима, поскольку она объединяет исследуемые явления в разнообразные группы, типы, благодаря чему появляется возможность понимания внутренних законов дизонтогенеза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Современная классификация детей с нарушениями в развитии

В настоящее время не существует единой классификации детей с нарушениями в развитии. Связано это с многообразием видов дизонтогенеза, приводящих к большому числу различных классификаций.

Тем не мене классификация нарушений в развитии необходима, поскольку она объединяет исследуемые явления в разнообразные группы, типы, благодаря чему появляется возможность понимания внутренних законов дизонтогенеза.

Классификации детей с нарушениями в развитии отличаются друг от друга в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок.

Рассмотрим наиболее распространенные классификации нарушений в развитии:

1. Классификация по времени возникновения [4]:

а) врожденные

- наследственные (внутри группы врожденных нарушений следует выделить подгруппу, связанную с наследственной патологией, ибо не все врожденное является наследственным, но все наследственное чаще всего бывает врожденным)

б) приобретенные

  • рано приобретенные
  • поздно приобретенные

Данная классификация отражает взаимосвязь тяжести расстройства с временем возникновения основного нарушения. Именно от последнего во многом зависит прогноз дальнейшего развития, характер и содержание коррекционных мероприятий, имеющих или не имеющих возможность опоры на период нормального функционирования психики, если таковой существует.

2. Классификация по обратимости возникающих отклонений [4]:

  1. необратимые,
  2. частично обратимые
  3. практически обратимые.

Данная классификация отражает возможность трансформировать нарушение развития в нормальное развитие, скорость или темпы обратимости.

3. Классификация по этиологическому критерию (то есть по причине, вызвавшей отклонение). Примером является нейропсихологическая классификация А.В. Семенович, в которой различные виды дизонтогенеза связаны с незрелостью отдельных мозговых структур [2; 3]:

1) функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга;

2) функциональная несформированность левой височной области;

3) функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистое тело);

4) функциональная несформированность правого полушария мозга;

5) функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер);

6) функциональная дефицитарность стволовых образований мозга.

Этиологические классификации позволяют воздействуя на причину, приведшую к возникновению отклонения в развитии, разработать и провести эффективную коррекционную и развивающую работу.

4. Эмпирические классификации.

Данные классификации отражают вид нарушения в развитии с ориентацией на определенный тип помощи или коррекционное учреждение.

К данному типу классификаций относится классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнер:

1) дети с отклонениями в развитии, вызванными с органическими нарушениями ЦНС;

2) дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС;

3) дети с отклонениями в связи с депривационными ситуациями.

Также к данной группе относится классификация В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова:

1) дети с сенсорными нарушениями (зрения и слуха);

2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержка психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными, комбинированными расстройствами;

6) дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.

Также к данной группе относится классификация Г.Н. Коберник и В.Н. Синева:

1) дети со стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети со стойкими нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы;

4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями;

5) дети с комплексными расстройствами;

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с задержкой психического развития;

8) дети с психопатическими формами поведения.

В настоящее время у нас наибольшую популярность приобрела классификация отклонений в развитии, предложенная В.В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза [1]:

1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.

2. Задержанное развитие - полиформная группа, представленная разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т.д. В отличие от умственной отсталости характеризуется парциальной ретардацией и разными степенями обратимости.

3. Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами.

4. Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие - сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития.

6. Дисгармоническое развитие - нарушения в формировании личности. Типичной моделью данного вида дизонтогенеза могут быть различные формы психопатий.

Данная классификация достаточно компактна в силу того, что представленные в ней группы велики по своему качественному составу (полиформны). Но именно поэтому она удобна в использовании.

Таким образом, по мере увеличения качественного разнообразия многочисленных вариантов нарушений в развитии все более остро встает вопрос изучения их сущности и механизмов. Одним из способов или направлений его решения и представляется метод классифицирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте – 6-е изд. - М.: Академия, 2011. – 144 с.
  2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста – М.: Генезис, 2017. – 319 с.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М.: Генезис, 2017. – 474 с.
  4. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. — М.: Юрайт, 2016. — 287 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"

Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....

Классификация детей с нарушениям зрения

Классификация детей с нарушением зрения может помочь учителям, воспитателям и родителям. Для наглядности матеиал представлен в виде таблицы....

Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушения эмоционально-волевой сферы

Инициатива при вступлении в коммуникацию, умение поддерживать общение и его завершить........

Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха Р.М. Боскис

Эта классификация построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации являются положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слу...

Классификация детей с нарушениям зрения

Классификация детей с нарушением зрения может помочь учителям, воспитателям и родителям. Для наглядности матеиал представлен в виде таблицы....