Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушения эмоционально-волевой сферы
учебно-методический материал по логопедии по теме

Бодня Наталья Владимировна

Инициатива при вступлении в коммуникацию, умение поддерживать общение и его завершить.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narushenie_intellektualnogo_razvitiya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушениями эмоционально-волевой сферы

Нарушение интеллектуального развития

Нарушение эмоционально – волевой сферы (РДА)

инициатива при вступлении в коммуникацию

  • У  детей с нарушением интеллекта  недостаточно развита инициатива в общении.
  • Недостаточное развитие умения применять знания на практике.
  • Затруднение в анализе полученной информации, ее использовании.
  • У детей с ранним детским аутизмом полностью отсутствует  инициатива в общении.
  • Словарный запас носит ограниченный характер, что также является причиной нарушения коммуникации.

умение поддерживать общение и его завершить

  • При общении испытывают страх, смущение, что приводит порой к прекращению общения; отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству.

  • Очень часто можно отмечать негативное отношение к общению, замкнутость, страх. У детей с РДА  не отмечается умение поддерживать общение; погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от внешнего мира. Он замкнут и избегает общения с детьми, не смотрит в глаза окружающих, отстраняется от телесного контакта и ласки близких. Он как бы не замечает других людей; предоставленный сам себе, может однообразно потряхивать руками, подпрыгивать на месте или бегать на пальцах по кругу, нашептывать, выкрикивать отдельные слова или звукосочетания и т. п.

особенности речи, затрудняющие процесс коммуникации

  • Недостаточное развитие речи /трудности в построении вопросов, просьб, ответов/
  • Отсутствие речевой инициативы и выраженная дефицитарность речемыслительных средств способствуют возникновению речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.
  • Словарный запас носит ограниченный характер, что является причиной нарушения коммуникации.
  • Присутствие в речи неологизмов, скандированное произношение фраз, протяжная интонация. Иногда дети рифмуют слова, часто применяют по отношению к себе местоимения и глаголы во втором и третьем лице. Речь может быть примитивной и одновременно содержать сложные обороты и выражения. У некоторых детей могут наблюдаться нарушения звукопроизношения; речь их часто невнятна, скомканна, произносятся лишь отдельные звуки из слова.

использование невербальных средств общения

  • Использование мимики, жестов, пантомимы.
  • Использование жестов, мимической экспрессии, движений тела. зрительный контакт, наличие возгласов с целью привлечь внимание. Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих ос...

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования...

ИНДИВИДУАЛЬНО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОВР.

Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных высших психических функций, связанных с органическими дефектами воспитанников, а также их личностных особенностей (эмоциональн...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...