«Развитие интеллектуальной и эмоциональной и эмоционально-волевой сферы дошкольника в современных условиях»
консультация

Мансурова Зоя Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Лицея №7 Дошкольное отделение

Выступление на педсовете №3 с темой:

 «Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы дошкольника в современных условиях»

Подготовила: Мансурова З.В

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. 

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте.

Механизмы возникновения эмоций и чувств в дошкольном детстве:

  • «заражение» эмоциональными состояниями окружающих
  • подражание взрослым, сказочным и «мультяшным» персонажам
  • эмоциональное предвосхищение (старший дошкольник).

Общими закономерностями в развитии эмоциональной сферы личности в дошкольном возрасте является следующие:

1. Вначале появляются эмоции, отражающие простейшие переживания (удовлетворение естественных потребностей, потребностей в безопасности)

2. Обогащение и дифференциация переживаний

3. Развитие чувств как обобщение эмоций, направленных на определённый объект (плохой волк, добрая фея)

4. Отделение субъективного отношения от объекта переживаний на 4 году жизни (до 3 лет: медсестра – «плохая тётя», потому что делает больно)

5. В дошкольном возрасте - расширение содержания эмоций, углубление и продолжительность переживаний, формирование способности к эмоциональной саморегуляции.

Основные особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте:

  • ребенок осваивает культурные (социальные) формы выражения чувств; формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические; насыщенность, интенсивность эмоциональной жизни ребенка. Ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, они становятся более осознанными и обобщенными. Появляется способность к саморегуляции эмоций - слово помогает дошкольнику управлять своими эмоциями (сдержать слезы).

Личностный аспект развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте:

  • Нарушение привычной ситуации может вызвать стресс, острую  аффективную реакцию (адаптация к детскому саду)
  • Возбуждение часто преобладает над торможением
  • Неумение «затормозить» бурную радость может привести к плачу
  • В период кризисов неудовлетворение новых потребностей может вызвать состояние фрустрации (агрессия/депрессия)
  • Несоответствие ожиданиям может вызывать устойчивые негативные эмоциональные состояния – омрачённость, подавленность, апатию
  • Появление эмоционального предвосхищения у старших дошкольников (радость в ожидании подарка, страх наказания)
  •    Возникновение эмоциональной регуляции деятельности (положительные эмоции «вдохновляют»  ребёнка

Волевое развитие детей дошкольного возраста.

В развитии воли Л.С.Выготский выделял два уровня: гипобулический – неосознаваемый, не связан с осмыслением ситуации, «слепое подражание» и целевой, на котором воля – это уже культурная функция, возникающая в результате социального и интеллектуального развития ребёнка. Дошкольный возраст характеризуется по его мнению возникновением воли как способности сознательно управлять поведением, переходом от непроизвольного к произвольному с помощью символических стимулов – слов. Развитие воли последовательно проявляется в специфических формах:

  • Первая форма – произвольные движения – спокойно сидеть, смотреть на образец. Основа -  непосредственный зрительный контроль. Необходим и внешний контроль – указание взрослого. Внутренний контроль – на основании мышечных ощущений.
  • Вторая форма - управление собственным телом, обеспечивается координация движений на основе сенсомоторных представлений.

 Этапы развития волевого действия:

1. Развитие целеполагания как начального этапа волевого действия.

Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями; старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. Характерным становится свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком (Л.С. Выготский).

2. Овладение планированием для реализации волевого действия.

Выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и «приказывает» себе добиваться цели.

3. Развитие действий контроля в осуществлении волевого действия.

Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают еще в раннем возрасте и вызваны стремлением ребенка к самостоятельности. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии: освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу.

В развитии произвольного действия ребёнка выделяют две фазы:

1 - предварительная ориентировка (наблюдение за действиями взрослого, формирование образа действия;

2 – собственное действие, сравнение с образцом и совершенствование. Сложившийся образ служит регулятором произвольности.

Особенности развития волевого действия дошкольников:

  • Разобщённость сенсорной и моторной сфер
  • Зависимость произвольности от объёма зрительных, слуховых, двигательных  представлений и опыта, от уровня понимания и осознания словесных инструкций
  • к 4 годам появляется способность управлять познавательными процессами, вниманием
  • 5-й год – появляется  ситуативное управления поведением и эмоциями.

В целом, генезис волевого действия в дошкольный период представляется так: младший дошкольник – ситуативное, фрагментарное проявление воли; средний дошкольник – число волевых действий возрастает, но преобладают непроизвольные; старший дошкольник – ребёнок способен к длительным волевым действиям. Тем не менее, надо признать, что в развитии волевой сферы ребёнка-дошкольника есть ряд недостатков.  Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в воспитании воли ребенка, выражающиеся в том, что родители во всем угождают ему, не предъявляют требований, которые должны им безоговорочно выполняться. Не приучают его подчиняться определенным правилам поведения. Другая крайность семейного воспитания - перегрузка детей непосильными заданиями. Ребенок зачастую не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути, постепенно привыкая не доводить начатое до конца. Выделяют следующие виды нарушения воли у дошкольников: несформированность структуры волевого действия (планирование, преодоление затруднений, контроль..), абулия, гипербулия, кататония (кататонический ступор/ возбуждение).

К условиям развития воли у детей дошкольного возраста относятся:

-Требования и ожидания взрослых

-Ожидания и санкции сверстников

-Правила игры и других видов деятельности

-Мотивация признания, достижения успеха, престижа

-Чувства стыда, гордости

-Внутренняя позиция личности ребёнка (к 7 годам)

-Воспитание и обучение

-Критичность мышления – способность к самооцениванию.

Чрезвычайно важна в развитии воли игровая деятельность. Подвижные, развивающие игры преобразуют волю ребенка. Кроме того, игровые правила и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать затруднения, считаться с намерениями партнера по игре, решительность в действиях.

Игры на развитие эмоциональной сферы детей. Помогут воспитателю наладить контакт с ребенком и его эмоциональное благополучие.

Игра «Лото настроений»

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок  берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

Так же с карточками настроений, можно провести и другую игру

Раз, два, три ... Настроение, замри! (для детей с 5 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики. Показать ребятам картинку с изображением людей в различных настроениях (грусть, обида, радость, злость и т.п.). Ребята по команде: «Раз, два, три ... Настроение, замри!» - изображают на лице определенное настроение

Игра «Молчание»

Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.

Зеркальный танец (для детей с 5 лет)

Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.

Попугай (для детей с 4 лет)

Цель: учить передавать эмоциональное состояние с помощь речи и мимики

Взрослый говорит любое короткое предложение, например «Я иду гулять» с определенным чувством, а дети по очереди должны повторить его и угадать, с каким чувством сказано это предложение (радостно, грустно, вопросительно, с досадой, испугано, со злостью, спокойно

Подводя итог, хотелось бы сказать, что способы поведения, которые мы демонстрируем ребенку в обыденной жизни не всегда продуктивны, иногда - неадекватны, а часто и ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоционально-волевой сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении.

 Педагогам необходимо проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Активировать эмоции детей через разные виды деятельности, отдавая предпочтение игре. Подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕНСОРНОМ ОБОРУДОВАНИИ (из опыта работы по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы)

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибул...

План по самообразованию педагога-психолога на 2016-2021 год по теме: "Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольников"

План по самообразованию педагога-психолога на 2016-2021 год по теме: "Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольников"...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (вторая младшая группа)

Рабочая программа по психолого- педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников

   Дошкольное детство — это период, когда закладываются самые важные качества человека. В это время  развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспо­...

Мастер-класс «Технологии углубленной диагностики базовых высших психических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации».

Задачи: - создание творческой атмосферы; - снятие психо-эмоционального напряжения; - повышение эмоционального тонуса; - позитивного настроя педагогов....