«Соблюдение единого слухоречевого режима в течение учебного дня на примере дошкольной группы»
статья по коррекционной педагогике

В данной статье автор раскрывает опыт работы образовательного учреждения по созданию педагогических условий для успешного развития неслышащих дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bakievoy_m.v.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Соблюдение единого слухоречевого режима в течение учебного дня на примере дошкольной группы».

                                                          М.В. Бакиева, воспитатель,

                                                                               казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья №1»,

 г. Нижневартовск.

Аннотация. В данной статье автор раскрывает опыт работы образовательного учреждения по созданию педагогических условий для успешного развития неслышащих дошкольников.

Ключевые слова. Кохлеарный имплант, психолого-педагогическая коррекция, слухоречевая реабилитация, слухоречевая среда, социально-психологический статус.

Под слухоречевым режимом понимается совокупность единых организованных требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего персонала, направленных на развитие связной речи, развитие слухового восприятия и закрепление правильных произносительных навыков. Слухоречевая среда организуется в ходе всего учебно – воспитательного процесса и предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.

Основными условиями создания слухоречевой среды являются следующие:

  • мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
  • формирование у детей потребности в речевом общении;
  • обязательное использование учащимися индивидуальных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов;
  • поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень;
  • побуждение детей к активному применению речи;
  • использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;
  • контроль за речью (произношением) детей со стороны взрослых;
  • соблюдение единых требований к речи взрослых;
  • оформление речевого материала в помещении группы: «Уголок наблюдения», «Мое настроение», «Уголок художника», «Кто дежурный», «Дни недели» и т.д.

Жизнь ребёнка в дошкольном отделении связана с проведением различных режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, сборы на прогулку и т.д.). Ежедневная бытовая деятельность создаёт условия для общения детей со взрослыми и между собой. Дети наблюдают за действиями взрослых и их общением между собой. Взрослые поддерживают и поощряют попытки общения детей, использования речевого материала. Повторяемость одних и тех же бытовых действий, использование предметов гигиены, посуды, одежды создают возможности накопления слов, необходимых для обозначения постоянно используемых предметов и действий.

На начальных этапах обучения бытовая деятельность создаёт условия для формирования предметной отнесенности значений слов, обеспечения прочной наглядной основы. Слова используем в разных коммуникативных высказываниях: простых по структуре вопросах, побуждениях (Что это? Это мяч. Покажи мяч. Где мяч? И т.д). Пользуясь естественной речью при  выполнении действий, организации детей во время проведения режимных моментов, мы выделяем слова, нужные для обозначения наиболее необходимых предметов и действий. Важно предъявление слова в единстве с демонстрацией функций и свойств предмета (демонстрируя ложку, мы показываем её форму, правильное удержание в руке, аккуратное зачерпывание пищи и др.). Условия общения делают необходимым включение слова в различные типы высказываний («Это ложка», «Ешь ложкой», «Возьми ложку», «Ложка упала», «Где твоя ложка?»). Речевой материал разрабатывается с учителем–дефектологом (сурдопедагогом)  предъявляем его устно и, в зависимости от этапа обучения, письменно (на табличках) или устно- дактильно. Он употребляется в связи с логикой выполняемых действий. Многократно повторяем одни и те же слова и выражения в связи с бытовой деятельностью и это позволяет детям запомнить речевой материал, использовать в привычных и специально созданных ситуациях.

Развитие устной речи детей происходит в процессе овладения различными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании) на занятиях и в свободной деятельности, а также в ходе ознакомления с окружающим миром. На занятиях по видам детской деятельности дети овладевают различным речевым материалом: во-первых, специфическими для данной деятельности словами и фразами. Например, в игре на начальном этапе это слова «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и другие; на четвёртом-пятом году обучения используем фразы «в гости пришла кукла Оля. Надо накрыть на стол. Чем угостим куклу? И т.д.». Примерные слова фразы в изобразительной деятельности - сначала это слова «бумага», «кисточка», «вода», после появляются фразы - «Какого цвета?», «Какой формы?», «Что нужно для работы?». Это слова и выражения, связанные с тематикой игр, рисования, лепки, которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают дальнейшие уточнение и конкретизацию. Речевой материал, связанный с организацией детей, оценкой их деятельности («Лепи аккуратно», «Не мешай», «Помоги Кате» и другие).

В свободной деятельности обсуждаем с детьми замысел рисунков, тематику игр и подбор игрушек и атрибутов, организуем их общение между собой, используя разговорную речь. Речевой материал употребляется в основном в логике данных видов деятельности. Особое значение в плане развития речи имеет ознакомление с окружающим миром, т.к. в процессе познания назначения и свойств окружающих предметов и явлений живой и неживой природы, формирования представлений об условиях жизни человека дети усваивают и необходимый речевой материал, который в дальнейшем будет предметом рассмотрения на занятиях по развитию речи. В процессе ознакомления с окружающим миром формируется предметная отнесённость слов, создаются конкретные условия для развития обобщающей функции слова. Приучаем постоянно детей к словесному общению со сверстниками, для этого формируем вместе с сурдопедагогом необходимые для этого фразы, на занятиях создаём ситуации, требующие словесного общения. Например: в виде сюрпризного моментаиз мешочка достаю нужный материал, дети его называют, а мы спрашиваем: «Что это? Что будем делать?

Особенно активно дети пользуются словесной речью во время сюжетно - ролевых игр. Выполняя определённую роль, ребёнок не только воспроизводит необходимые действия, ему приходится вступать в общение с партнёрами в соответствии со своей речью.

         Создание слухоречевой среды в семье - важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию, т.к. здесь создаются основания для расширения и обогащения речи в естественных условиях жизни ребёнка. Коммуникативные навыки могут быть развиты на новом, более высоком уровне. Работа родителей по развитию речи детей проводится в единстве с рекомендациями сурдопедагога и направляется им.

Рекомендуем родителям развитие речи соединять с практической деятельностью детей и взрослых в процессе различных бытовых моментов, посещением общественных мест, развлечениями детей. Эта деятельность может стать основой для формирования представлений о различных сферах жизни человека и в связи с этим - созданием естественных или специально организованных ситуаций общения с ребёнком, в которых обеспечивается усвоение новых слов и наиболее типичных для разговорной речи высказываний. Проходя очередную тему, просим родителей повторить её дома. Сначала родители испытывали трудности в выполнении домашнего задания (незнание как помочь своему ребёнку, как правильно задать вопросы, какую наглядность использовать, какой речевой материал брать в работе с детьми), но затем это стало регулярной и неотъемлемой частью нашей совместной работы. Проводимая нами работа помогает общению детей друг с другом, также помогает родителям общаться с детьми. Можно сказать, что предложенная нами работа с родителями подтверждает важность и целесообразность проведения такого рода мероприятий с детьми и их родителями, способствует формированию речевого общения и развития устной речи в целом у неслышащих детей дошкольного возраста. Конечно, когда мы приняли наших детей они не умели говорить. Речь была невнятной. Когда мы начинали заниматься, совместно с учителем–дефектологом (сурдопедагогом), мы учили их произносить звуки, слоги и небольшие слова. Прошло 3 года. Сейчас наши дети легко общаются друг с другом, легко вступают в контакт со взрослыми, отвечают и задают много вопросов, знают много стихотворений.

Таким образом, разные виды деятельности детей, будучи организованы в виде занятий или в свободном виде, формируются и развиваются в тесной связи с речью детей, что способствует формированию ее смысловой стороны, овладению навыками речевого общения. Значение деятельности воспитателя по введению нового речевого материала, активизации его в разнообразных условиях общения очень велико, так как в этих условиях может быть обеспечено первичное усвоение детьми речевого материала еще до того, как он станет предметом внимания с учителя–дефектолога (сурдопедагога), на занятиях по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет)....

Реализация принципа преемственности в рамках единого ОУ на примере МБОУ «СОШ № 2» г. Абакана и дошкольных групп «Гнездышко»

Актуальность данной темы в том, что школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Как показывает практика, очень часто принцип преемственности не реализуется в полной мере, это привод...

О соблюдении единых требований к формулированию заключений учителя-дефектолога в системе ПМПК.

О соблюдении единых требований  к формулированию заключений учителя-дефектолога  в системе ПМПК Новосибирской области  Методические рекомендации для специалистов ПМПК...

"Соблюдение двигательного режима как основа улучшения состояния здоровья ребенка дошкольного возраста"

Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главну...

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в группах

Согласно федеральному закону №52 - ФЗ "О санитарно-эпидемиологичесом благополучии населения " в ДОУ должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья о...

Консультация для педагогов "Организация двигательного режима в течении дня"

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка...