Методическая разработка по консультированию родителей воспитанников при нарушении социальной адаптации и сенсорной интеграции
консультация по коррекционной педагогике

Наталья Леонидовна Корчагина

Методическая разработка консультации для родителей воспитанников с нарушениями социальной адаптации  и сенсорной интеграции. Практические рекомендации по организации игр-взаимодействий врослого и ребенка с проблемами в развитии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

по сенсорной интеграции  ребенка-дошкольника при нарушении социальной адаптации.

У многих родителей часто возникает вопрос о том, как помочь ребенку успешно адаптироваться в обществе, как помочь ему понять этот огромный окружающий мир, особенно когда у ребенка наблюдаются проблемы в познании, развитии и коммуникациях. Как правильно с ним играть и как правильно научить его играть  с другими.  Когда вам становятся ясны сенсорные предпочтения вашего ребенка, вы можете понять, почему ему нравится определенный тип поведения, или почему он избегает некоторые виды деятельности и ситуации. Вы также можете использовать, предложенную ниже  информацию, чтобы помочь ребенку справиться с трудными ситуациями.

Если ваш ребенок гиперчувствителен к некоторым ощущениям, вы можете помочь ребенку, избегая то, чего он не любит. Например, можно выбрать дня него более удобную одежду, чтобы он смог сконцентрироваться на других вещах помимо дискомфорта из-за чувства рубашки на коже.

Или если ребенка беспокоит звук ножек, скрипящих по полу в помещении, можно одеть на ножки стула носки и подавить этот звук. Дефектолог может предоставить вам другие предложения по адаптационным мероприятиям и занятиям, которые помогут ребенку в его сенсорных потребностях.

Если ваш ребенок гипочувствителен к ощущениям и ищет их, вам следует найти креативные способы удовлетворения этих сенсорных потребностей. В то время,  как ваша интуиция может подсказывать вам, чтобы вы исключили все предметы и ситуации, которые вовлекают вашего ребенка в повторяющееся и разрушительное поведение (например, убрать все игрушечные машинки, чтобы ребенок не смог смотреть на вращающиеся колеса, или убрать батут, чтобы ребенок не прыгал на нем часами), но обычно,  это не сыграет хорошую службу. Если у ребенка есть сенсорное предпочтение, он обычно постарается найти другой способ, чтобы восполнить свою необходимость.

Лучше будет, если вы сможете использовать сенсорные предпочтения для создания игр, в которые можно играть вместе, что поможет не только удовлетворить сенсорные потребности ребенка, но также создаст возможности для общения и взаимодействия. Эти игры называются «Играми с людьми».

Игры с людьми

Игры с людьми - это игры, в которые играют без игрушек - только с людьми. Некоторые такие игры включают в себя движение и музыку, другие только движение и действия (например, щекотки, прятки, догонялки). Игры с людьми дают особые преимущества детям с аутизмом, которые лучше обучаются через структуру и повторение. Так как в эти игры играют одинаково каждый раз,  и они часто имеют свой «сценарий», который нужно произносить во время игры, дети с аутизмом могут научиться многим вещам через эти предсказуемые игры, как, например, делать что-то по очереди, обращать на вас внимание и имитировать ваши движения, звуки и слова.

Так как игры с людьми подразумевают некоторое движение или действия, сенсорные предпочтения ребенка могут быть легко включены в игру. Если сенсорные предпочтения ребенка будут учитываться при выборе игры, он будет очень замотивирован в игре. Потому что он не будет озабочен тем, как восполнить своё сенсорное предпочтение, а он может обратить внимание на ваши слова и действия. Некоторые дети даже говорят свои первые слова во время игр с людьми. Если сенсорные предпочтения ребенка восполняются, то это часто заставляет его общаться и просить, чтобы игра продолжилась.

Самая важная вещь в играх с людьми - это, то, что они веселые! Многие семьи в них играют, осознавая это или нет. Вот некоторые примеры:

  • Игра в прятки;
  • Пальчиковые игры, например «Сорока»;
  • «Куча – мала»;
  • Игры со щекоткой;
  • «Догонялки»;
  • Катания на спине взрослого;
  • «Каравай»,  и т.д.

Превратите сенсорные предпочтения Вашего ребенка в игры с людьми.

Когда вы определились с теми ощущениями, которые ваш ребенок любит или не любит, вы можете подумать о соответствующей игре. Вот некоторые примеры сенсорных предпочтений и игры, которые их удовлетворяют:

Сенсорное предпочтение ребенка

Попробуйте такую игру с людьми

Бег

Догонялки или соревнования по бегу. Или попробуйте игру «Красный свет, зеленый свет», когда вы бежите или идете на зеленый свет и резко останавливаетесь, когда объявляют красный.

Раскачивание взад-вперед

Можно сесть на полу напротив ребенка, держась за руки, раскачиваться взад-вперед, напевая при этом песню

Смотреть на свои пальцы

Пальчиковые игры, например «Сорока». В интернете можно найти множество примеров таких игр по запросу «пальчиковые игры».

Кружиться

Хоровод, «Каравай-каравай» или можно попробовать вращать ребенка в крутящемся офисном стуле.

Глубокое надавливание или сильные объятия

Попробуйте завернуть ребенка в одеяло, затем развернуть его (можно представить, что он гусеница, которая идет в свой кокон). Или играть в догонялки и когда вы поймали ребенка, нужно его крепко обнять. Или ребенку может понравиться вариация на тему «Прятки», когда вы прячете его под кучу подушек, а затем находите.

Прыжки

Превратите это в игру с людьми, держа ребенка за руки, когда он прыгает на батуте или на кровати. Также можно петь при этом песенку.

Качаться взад-вперед

Положите ребенка в одеяло, затем двое взрослых берут его за концы и раскачивают взад-вперед

Предпочтения по некоторым тканям/текстурам

Если ребенку нравятся мягкие ткани, при игре в прятки прячьтесь за мягким одеялом или тканью или раскачивайте его в мягком одеяле

Избегает некоторые движения и предпочитает более медленные и спокойные занятия

Попробуйте пальчиковые игры или «Ладушки», в которые можно играть медленно и спокойно.

Самые лучшие игры - это те игры, которые семьи придумывают сами. Вы можете поразмышлять над сенсорными предпочтениями своего ребенка и сделать свою игру, которая, как вам кажется, ему бы понравилась.

Как играть в игры с людьми

Если вы выбираете игры, исходя из сенсорных предпочтений ребенка, она должна ему понравиться. Вы, возможно, заметите, что ваш ребенок чаще смотрит на вас во время игры, и может попробовать общаться с вами. Не важно,  в какие игры вы решите играть с ребенком, вот несколько советов, чтобы вашему ребенку было весело и он чему-нибудь учился в процессе:

Дайте игре название. Придумав название для игры, всегда используйте его, когда играете. Дети, умеющие говорить, могут начать просить вас поиграть в эту игру, используя название.

Всегда играйте в игру одинаково. Используйте одни и те же слова и движения каждый раз, когда играете в эту игру. Это повторение добавляет структуру и предсказуемость игре и помогает вашему ребенку знать, чего ждать далее, и что он должен делать или говорить.

Играйте в игру несколько раз. Не бойтесь играть в игру снова и снова, если ребенку она понравилась. Это поможет вашему ребенку познакомиться с игрой, и он сможет знать, что его ждет далее.

Дайте ребенку шанс поучаствовать в игре так, как ему захочется. Когда ваш ребенок уже будет знаком с игрой, вы можете создать возможности, чтобы он что-то сделал или сказал во время игры. Например, если вы качаете его в одеяле, положите одеяло на пол и подождите. Посмотрите, протянет ли он его вам в руки или скажет что-нибудь, чтобы вы его снова покачали.

Помогайте ребенку отправить вам его сообщение. Если вы делаете паузу в ключевой момент, и ваш ребенок ничего не делает и не говорит, вы можете помочь ему. Вы можете взять его за руку и помочь ему дать вам одеяло, вы можете показать на часть тела, которой ему следует пошевелить, или вы можете произнести первую букву слова, которое ему нужно произнести. Некоторые дети, которые умеют говорить и повторяют за взрослым, могут получить пользу, если вы скажете слово и затем дадите им шанс повторить за вами.

Заканчивайте игру всегда одинаково. Когда ваш ребенок уходит или показывает, что он больше не хочет играть, скажите что-нибудь, указывающее на завершение игры. Таким образом, ваш ребенок научится способу окончить игру самостоятельно. Вы можете сказать «всё закончено», использовать жест или знак, или указывать другим способом, что игра завершена.

Учитывая сенсорные предпочтения ребенка при выборе игры, вы найдете много преимуществ. Ребенок будет замотивирован к взаимодействию с вами, будет смотреть на вас. Он будет показывать вам, что он хочет начать игру и продолжать её. И самое главное - вы почувствуете связь со своим ребенком и будете получать наслаждения от улыбок и смеха, так как вам обоим будет весело от совместной игры!

Консультацию подготовила

 педагог-психолог Корчагина Н.Л. по материалам :

Lauren Lowry

Hanen Certified Speech-Language Pathologist

Источники:

Статья на русском языке: http://www.si-speech.ru/3/post/2012/06/135.html

Оригинал статьи: http://www.hanen.org/Helpful-Info/Articles/Helping-Your-Child-Cope-with-his-Sensory-Needs.aspx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности «Красная шапочка в гостях у ребят» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» (с использованием игровых те

Цель: Закрепление у детей знаний, полученных ранее на занятиях, тренировать в умении составлять слова, предложения, анализировать полученную информацию.Задачи:Способствовать развитию речи,  позна...

Методическая разработка по консультированию родителей воспитанников по проблеме "Постепенная подготовка к обучению в школе"

Поступление в школу - новая ступень в жизни каждого ребенка и его родителей. Как зараннее продумать и распределить возможности, ресурсы и необходимые дейсвтия, что бы подготовка к обучению в школе был...

Методическая разработка для консультирования педагогов по медитативному рисованию

Методическая разработка для консультирования педагогов по медитативному рисованию с целью применения при психо-эмоциональных перегрузках, для профилактики психо-эмоционального выгорания....

Конспект методической разработки «Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов»

Конспект методической разработки «Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов»...

Методические разработки для педагогов, родителей воспитанников (консультации, памятки)

quot;Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту""Как выбрать вид спорта для ребёнка""Лишние килограммы у детей""Значение мяча в жизни ребенка&q...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности «Божья коровка» с детьми младшего возраста с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» (с использованием здор

Конспект СОД «Божья коровка»Задачи:образовательные:расширять и обогащать знания детей о насекомых: уточнить названия, внешние признаки;познакомить детей с внешним видом и образом жиз...

Методическая разработка "Конфликты с родителями воспитанников"

Методическая разработка "Конфликты с родителями воспитанников"...