Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения.
консультация по коррекционной педагогике

Галоян Елена Сергеевна

К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте.

Нарушения речи многообразны, они различаются по форме и степени. Одни формы нарушений проявляются в фонетической, другие в смысловой стороне речи, словарном запасе, грамматическом строе. Особое место занимают нарушения темпа и плавности речи.

У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:

1) По развитию физических качеств. Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий нет.

2) По степени сформированности двигательных навыков. Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью.

Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).

В этой связи занятия физическими упр. должны способствовать коррекции не только двигательного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_doshkolnikov_problemy_puti_resheniya.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание детей с нарушением речи. Консультация для воспитателей

К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте.

Нарушения речи многообразны, они различаются по форме и степени. Одни формы нарушений проявляются в фонетической, другие в смысловой стороне речи, словарном запасе, грамматическом строе. Особое место занимают нарушения темпа и плавности речи.

У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:

1) По развитию физических качеств. Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий нет.

2) По степени сформированности двигательных навыков. Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью.

Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).

В этой связи занятия физическими упр. должны способствовать коррекции не только двигательного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.

Этиология речевых расстройств так многообразна, и структура дефекта настолько неоднородна, что составление коррекционного курса по физическому воспитанию должно опираться только на результаты развернутого психомоторного обследования детей и оценку сформированности двигательных навыков в соответствии с возрастной нормой.

Обследование показало, что дети с нарушением речи имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Следовательно, предметом особого внимания служит работа над осанкой, т. к. тяжелая походка (на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей с задержкой речевого развития. У этих детей снижена двигательная активность из-за нарушений общей и мелкой моторики, координации движений, равновесия.

Для детей с речевыми нарушениями автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Необходимо постоянно контролировать физическое состояние детей. Дети, с нарушением речи, как правило, относятся ко второй - третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями.

В работе с этими детьми надо исключить следующие виды движения: спрыгивания с возвышенности, прыжки в длину и в высоту, резкие движения позвоночника, кувырки и т. д.

В начале занятия проводить упражнения на разгрузку позвоночника в и. п. – лежа на полу, фитболе. Игры и упражнения направлены на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета и укрепление сводов стопы. Освоению каждого упр. способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упр. в определенном ритме, координируя движения и речь. Использование ребенком подобных упр. со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп.

Особое внимание, необходимо уделять дыхательным упр., учитывая, что наряду с работой над физиологическим дыханием, осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом.

Дыхательные упражнения проводятся без музыки. Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика должна выполняться в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Обучение проводиться под контролем педагога и по его показу. Для этого предлагаются дыхательные упр. в образном оформлении, чтобы детям были более понятны их действия при вдохе и выдохе. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны; выдоху – упр. в сгибании туловища вперед, приседании, сведение и опускание рук.

Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции. Учитывая, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти, надо использовать упражнения на развитие «ручной умелости» и отводить им значительное место в процессе физического совершенствования.

Помощь детям с нарушением речи состоит из организации физкультурно - оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление нервной системы. Поэтому на занятиях создается положительный эмоциональный фон, речь педагога плавная, певучая, спокойная. Целенаправленно создаются ситуации, помогающие детям почувствовать себя ловкими и сильными. В результате проводимой работы и использования индивидуально – дифференцированного подхода у детей логопедических групп наблюдается положительная динамика:

Вырабатываются навыки правильной осанки, укрепляется мышечный корсет;

Происходит увеличение выносливости, силы мышц спины, брюшного пресса, увеличиваются показатели динамометрии;

У детей логопатов повышается двигательная активность за счет снижения моторной напряженности, движения приобретают плавность, скоординированность, появляется моторная ловкость;

У детей развивается образная речь как способ выражения отношения к миру и самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения

педагогический совет №2 по проблемам речевого развития дошкольников...

Педсовет -деловая игра "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Педсовет в виде деловой игры с педагогами по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения».

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...

Педагогический совет "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Цели педагогического совета.1. Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.2. Определить пути совершенствования работы кол...

Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решений.

Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...