Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения
методическая разработка на тему

Мищенко Светлана Сергеевна

Педагогический совет в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_no_2_r.r.docx73.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:
ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Цели педагогического совета.

1. Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.

2. Определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.

План проведения педсовета.

1. Вступительное слово по теме педсовета – Мищенко С.С., ст. воспитатель (Приложение 1)

2. Итоги тематической проверки «Речевое развитие детей» – Мищенко С.С., ст. воспитатель (Приложение 2)

3. Деловая игра (Приложение 3)

4. Обсуждение проекта решения педсовета.

Обоснование формы проведения педсовета

Форма проведения педсовета: смешанная.

1-я часть – традиционная – вступительное слово, итоги тематической проверки.

2-я часть – интерактивная – деловая игра.

Данная форма педсовета предполагает решение задач:

– создание у педагогов мотивации в решении данной проблемы через представление результатов тематической проверки, анкетирования педагогов;

– усовершенствование теоретического уровня профессиональной компетентности и повышение практического уровня профессиональной компетентности воспитателей за счет участия в деловой игре;

– развитие у педагогов умения общаться и вырабатывать единое мнение в работающей группе.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА

1. Использовать создание на занятиях и в свободное время проблемных ситуаций, побуждающих детей к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира.

Срок: постоянно.

Ответственные: педагоги ДОУ.

2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности и т. п.

Срок: по мере необходимости.

Ответственные: педагоги ДОУ.

3. Воспитателям всех групп организовывать тематические вечера, посвященные детским писателям и поэтам.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели групп.

4. Следить за своей речью, её эмоциональностью, интонационной выразительностью, тембром и темпом; строить грамматически правильные высказывания; правильно ставить ударения в словах; не использовать в речи слова-паразиты (как бы) и жаргон.

Срок: постоянно.

Ответственные: все сотрудники ДОУ.

5. В родительских уголках групп размещать речевой материал по теме модуля, советы логопеда.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели, учитель-логопед.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

2. Белая К.Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении. Подготовка и проведение / К.Ю. Белая. – М., 2004.

3. Голицына Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами / Н.С. Голицына. – М., 2007.

4. Гризик Т.В. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 6.

5. Скоролупова О.А. Тематический контроль в ДОУ / О.А. Скоролупова. – М., 2006.

Приложение 1

Заберите у меня все, чем я обладаю,

                                                                   но оставьте мне мою речь,

                                                                           и скоро я обрету все, что имел.

Дэниэл Уэбстер

Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам, уровень развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Приложение 2

Итоги тематической проверки «Речевое развитие»

На основании  годового плана на 2015 – 2016 учебный год,  приказа    № 165 от 30.11.2015 и в рамках подготовки к педагогическому совету № 2   в срок с 01.12.2015 по 30.12.2015г.  был проведён тематический  контроль.

Задачи

1. Оценить знания педагогов по методике развития речи детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать уровень планирования работы.

3. Оценить условия для речевого развития детей.

4. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.

5. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.

Вопросы, подлежащие проверке

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей – экспресс-опрос

2. Проверка документации педагогических работников

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

4. Оценка эффективности занятий по развитию речи

5. Работа с родителями

В тематической проверке приняло участие 6 групп:

• 2 младшая группа № 1 «Лапушки»;

• подготовительная группа компенсирующей направленности № 2 «Умнички»;

• средняя группа № 3 «Сладкоежки»;

• средняя группа № 4 «Почемучки»;

• средняя группа № 5 «Фантазёры»;

• 2 младшая группа № 6 «Непоседы».

Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми дошкольного возраста по речевому развитию показал:

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей

Невозможно сформировать личность ребёнка без овладения им хорошей, грамотной речью. Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

Экспресс-опрос педагогов ДОУ показал, что они на хорошем уровне разбираются в типах высказываний и текстах, четко различают разновидности предложений в диалоге.

2. Проверка документации педагогических работников

Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В утренний промежуток времени педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, организуются вечера загадок.

Мало планируется игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и др.), игр-драматизаций, режиссерских игр.

В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по речевому развитию детей.

Рекомендации. Ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.). Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.

Срок – постоянно, ответственные – воспитатели групп.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

В группах создана достаточно богатая предметно-пространственная развивающая среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал.

Созданная предметно-пространственная развивающая среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.

В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где расположены книги в соответствии с возрастом детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно, имеется несколько книг одного писателя. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. Воспитатели периодически организуют выставки книг одного писателя, выставки по теме модуля.

Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками.

В зоне сюжетно-ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра.

В зонах сюжетно-ролевых игр практически всех групп имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов. Воспитателями групп совместно с родителями проведена большая работа по оформлению игровых зон, изготовлению атрибутов. Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты, пособия исключают возможность детского травматизма. Стеклянные, острые, режущие и другие опасные предметы отсутствуют.

В каждой группе имеются ширмы для обыгрывания и показа сказок.

Во всех группах в достаточном количестве методической литературы, картотек и пособий по речевому развитию воспитанников.

Рекомендации. Приобрести портреты современных художников иллюстраторов.

4. Оценка эффективности ООД по речевому развитию

Главная цель посещения занятий по речевому развитию заключалась в изучении уровня формирования звуковой культуры речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми.

Во 2 младшей группе № 1 (воспитатель Пеняйкина О.С.) прошла ООД по речевому развитию «Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: сюрпризный момент, чтение нового произведения, беседа по прочитанному с опорой на наглядность, вопросы к детям, дидактическая игра.

Все дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности.

Рекомендации. Обращать внимание на осанку детей на протяжении всего занятия, привлекать к общению пассивных детей.

Во 2 младшей группе № 6 (воспитатель Баратаева А.С.) прошла ООД по речевому развитию «Заучивание стихотворения «Трое». Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, но мало эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: чтение нового произведение, беседа по прочитанному, рассматривание картины, разучивание стихотворения, вопросы к детям. Однако воспитатель на низком уровне владеет методикой разучивания стихотворения.

Дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности.

Рекомендации. Воспитателю использовать более эффективные приёмы мотивации, четко знать методику разучивания стихотворений с детьми.

В средней группе № 4 (воспитатель Садыкова О.Н.) прошла ООД по речевому развитию «В гости к Лесовичку». Занятие было начато с мотивации, построено методически правильно, в середине проведена динамическая пауза. На занятии был использован наглядный материал. Методы обучения соответствовали возрастным особенностям детей. Для закрепления материала были использованы дидактические игры речевого характера («Доскажи словечко», «Скажи ласково», «Сколько слогов в слове»). В процессе занятия воспитатель мало уделял внимания работе над правильным и четким произнесением слов и речевых оборотов. Речь воспитателя напряженная. Владение детским коллективом, приемами активизации детского внимания у педагога по-прежнему на низком уровне.

Дети на вопросы воспитателя отвечают одним словом, отвлекаются, не слышат педагога. Необходимо обращать внимание на всех детей, добиваться правильных и полных ответов.

По времени занятие выдержано в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна.

Рекомендации. Воспитателю следить за своим эмоциональным состоянием и интонационной выразительностью речи. Продумывать задаваемые детям вопросы, тщательно работать над словами и речевыми оборотами; добиваться от детей полных ответов.

Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей в МАДОУ ДСКВ № 29 «Карамелька» соответствует среднему уровню программных требований. У многих детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.

Педагогам необходимо все занятия строить методически правильно, использовать игровые, словесные и наглядные методы и приемы, в совершенстве владеть методикой речевого развития у детей.

Приложение 3

Деловая игра

  1. Разминка.

К какому виду творчества это относится?

  • « Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
  • «На дворе трава – на траве дрова» (скороговорка)
  • «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота» (небылица.)
  • «Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста…» ( потешка)
  • «В некотором царстве, в некотором государстве…» (сказка)
  •      «Ехала машина темным лесом,

                 За каким-то интересом.

                 Инте-инте-интерес,

                 Выходи на букву С»  (считалка)

  • «Расскажу-ка я вам про дела старые,

            Да про старые, про бывалые,

            Да про битвы, да про сражения,

            Да про подвиги богатырские…» ( былина.)

  • «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка)

  1. Задание 1.

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи.

  1. Слушать рассказывание или чтение  небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном  слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стихотворения в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. (1-ая младшая группа)
  2.  Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.   (2-ая младшая группа)
  3. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. (Средняя группа)
  4. Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)

  1. Задание 2.

Из предложенного набора слов составить маленький рассказ (например, заяц, карамель, магазин – заяц захотел карамели и отправился в магазин).

- бегемот, парта, лес;

- собака, лестница, улица;

- мальчик, сковородка, цирк;

- мама, карусель, волшебство;

- медведь, сосна, ночь;

- курица, калитка, зоопарк;

- календарь, прогулка, самовар;

- книга, листопад, мороженое;

- музыкант, голубь, самокат;

- скамейка, каравай, лягушка;

- король, барабан, простокваша;

- кукла, песня, мармелад;

- рыцарь, мышеловка, сарафан;

- солнце, парашют, дача;

- мартышка, улыбка, карнавал.

  1. Задание 3.

Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

- А.Барто.  «Игрушки»; «Репка», «Колобок», «Теремок»; «Сорока Белобока»; К.Чуковский. «Цыпленок»; С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа)

- З.Александрова «Мой мишка», А.Барто «Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый»; «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях»; Е.Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)

- «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»; Я.Тайц «По грибы», К.Чуковский «Федорино горе», З.Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик» (средняя)

- Н.Носов «Живая шляпа»; «Айога», «Крошечка-Хаврошечка»; П. Бажов «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок»; А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (подготовительная)

  1. Задание 4

« Чудесный мешочек» - предложить командам назвать одним словом: 

  • образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка);
  • короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания  с выводом-моралью (басня);
  • устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина);
  • основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка);
  • короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот);
  • устное народное творчество, народная мудрость (фольклор);
  • небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня);
  • вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка);
  • краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица);
  • короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

  1. Задание 5

Прочитать стихотворение с заданной интонацией.

Во дворе щеночек Кузька.

Рядом – рыженькая Муська.

Кузя дружбой дорожит:

Муся спит – он сторожит.

Интонации: весело, грустно, монотонно, с удивлением, с презрением, застенчиво, ласково, назидательно, трагически, со злостью, загадочно, плаксиво, настороженно, с восхищением, грозно.


Джанни Родари учит детей играть и фантазировать, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории. В его игры можно играть в повседневной жизни - в автобусе, в машине, по дороге в детский сад.

1. Возьмите любое слово. Например «кошка». Придумайте слова, которые начинаются на каждую из его букв. Допустим, у вас получилось: катер, окно, штора, кит, азбука. А теперь попробуйте придумать стихотворение или рассказ, в котором будут использованы эти слова.

2. Возьмите любое слово. Например, «мячик». Попробуйте вместе с ребенком придумать рассказ про мячик.

3. Попробуйте вместе придумать фантастический вопрос. Например: «Что было бы, если бы к вам постучался крокодил?» Придумайте вместе рассказ на эту тему.

4. Деформируйте слова. Допустим, можно добавлять ко всем словам префикс «не», «раз», «мини», «би» или «три» (трикорова, антизонт). И дальше фантазируйте сколько угодно с получившимися персонажами (антизонт – какой он?).

5. Салат из сказок. «Красная шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчик». И что же было дальше?

6. Помните старую игру с записками и вопросами? «Кто это был? Где находился? Что делал? Что сказал? Что сказали люди? Чем кончилось?» Это гениальный способ сочинять рассказы и развивать фантазию.

7. Можно взять любое существительное и облечь его в форму загадки. Как, например, морковь – «Сидит девица в темнице, а коса на улице». А вы придумайте загадку на своё слово. Оптимально, если у вас получится в стихотворной форме.

8. Перевирайте сказки! «Жила была девочка, которую звали Желтая шапочка»… Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка переживать ее заново.

9. Возьмите пять слов из знакомой сказки. Например: «девочка», «волк», «цветы», «лес». «бабушка» и шестое слово, постороннее. Скажем, «вертолет». Придумайте историю с этими шестью словами.

10. Выворачивайте сказки наизнанку: «Красная шапочка злая, а волк добрый». А как дальше разворачивались события?

11. Придумывайте продолжения сказок.

12. Вырежьте заголовки из статей, сгруппируйте их – и получится целая поэма. Например: «Купол собора святого Петра, раненный ударом кинжала, ограбив кассу, сбежал в Австралию».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»

C:\Users\Admin\Desktop\94302339_chipolino2.jpg

Игры Джанни Родари

                                  Составитель: Мищенко С.С.,

         ст. воспитатель

Юрга 2015

13. Бином фантазии. Возьмите 2 слова и соединяйте их в разных вариантах. Например, пёс – шкаф. Получаем: пес со шкафом, шкаф пса, пес на шкафу, пес в шкафу и т. д. Каждое из этих словосочетаний может послужить основой для придумывания конкретной ситуации («По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его будка -
значит, в этом нет ничего особенного. Он всегда ее таскает на себе, как улитка раковину». И т. д. и т. п., по вашему разумению).

14. Что было бы, если..? Это техника фантастических гипотез. Она выражена в форме вопроса. Что было бы, если? Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и
сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать (Что было бы, если чемодан умел летать?)

Ещё больше идей вы можете почерпнуть в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения

педагогический совет №2 по проблемам речевого развития дошкольников...

Педсовет -деловая игра "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Педсовет в виде деловой игры с педагогами по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения».

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...

Педагогический совет "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Цели педагогического совета.1. Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.2. Определить пути совершенствования работы кол...

Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решений.

Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...

Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения.

К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте.Нарушения речи многообразны, они различаются по форме и степени...