Педагогический совет "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"
методическая разработка по теме

Лякишева Ольга Геннадьевна

Цели педагогического совета.

1. Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.

2. Определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении. 

 

       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет №3

От  30 .03.2018 г

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:
ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Цели педагогического совета.

1. Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.

2. Определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.

        Вопросы, подлежащие проверке

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей – экспресс-опрос

2. Проверка документации педагогических работников

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

4. Оценка эффективности занятий по развитию речи во всех возрастных группах

С 19-27.03.2018 г

Открытое занятие –  воспитатель подготовительной группы «А»  28.03.2018 .

5. Работа с родителями

6. Консультация   учителя –логопеда

7. Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика», «Самомассаж» учитель – логопед

Повестка дня

Вопросы к обсуждению

Ответственные

1

Вступительное слово заведующего

Заведующий

2.

Доклад: «Проблемы развитие речи дошкольников».

Заместитель заведующей

3.        

 Учитель - логопед

специалисты

4.

Как же вовлечь детей в разговор?

Воспитатели

5.

Речь как средство общения на занятиях по физической культуре.

Инструктор по ФИЗО

6.

Речь как средство общения на музыкальных занятиях.

Музыкальный руководитель

7.

Итоги тематической проверки «Речевое развитие детей»

Заместитель заведующей

8.

Деловая игра

Заместитель заведующей

9.

  Принятие решения педсовета.

Весь коллектив

10.

Разное :

Инструктажи по пожарной безопасности (папки передвижки),

План мероприятий по пожарной безопасности – ознакомить коллектив.

Весь коллектив

Обоснование формы проведения педсовета

Форма проведения педсовета: смешанная.

1-я часть – традиционная – вступительное слово, итоги тематической проверки.

2-я часть – интерактивная – деловая игра.

Данная форма педсовета предполагает решение задач:

– создание у педагогов мотивации в решении данной проблемы через представление результатов тематической проверки, анкетирования педагогов;

– усовершенствование теоретического уровня профессиональной компетентности и повышение практического уровня профессиональной компетентности воспитателей за счет участия в деловой игре;

– развитие у педагогов умения общаться и вырабатывать единое мнение в работающей группе.

Приложение 1

Заберите у меня все, чем я обладаю,

                                                                   но оставьте мне мою речь,

                                                            и скоро я обрету все, что имел.

Дэниэл Уэбстер

Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам, уровень развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Приложение 2

Доклад: «Проблемы развитие речи дошкольников».

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь немногие из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие задачи:

• владение речью, как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря (пассивный итак большой);

• развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи;

• развитие фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Исходя из этого видно, что развитие речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Актуальность проблемы.

Речь у детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети как губка впитывают в себя речь окружающих взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, речь, которую они слышат в рекламных роликах, современных мультфильмах и в художественных фильмах для взрослых. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Результаты обследований и наблюдений за воспитанниками показывают, как сложно детям выполнить задания, направленные на выявление умения у дошкольников:

• пересказывать литературные произведения

• составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы

• создавать разные виды творческих рассказов

• направлены на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)

• а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Решение проблемы речевого развития дошкольников начинается с самого главного правила«Для того, чтобы правильно, красиво говорить, нужно говорить!»

При проведении занятия мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог и не дает высказываться детям.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.

В заключении хотелось бы сказать, что в вопросе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основ связной речи много всевозможных приемов, форм и методов.  А сейчас мы  дадим слово нашим логопедам.

Выступление Учителей – логопедов.

Главное, иметь желание и проявлять хотя бы чуть-чуть творчества в решении данной проблемы.

Давайте послушаем выступления наших педагогов, которые нам расскажут о своей работе по данному направлению: 

Как же вовлечь детей в разговор?

Выступают - Воспитатели групп.

Приложение 3

Деловая игра

  1. Разминка.

К какому виду творчества это относится?

  • « Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
  • «На дворе трава – на траве дрова» (скороговорка)
  • «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота» (небылица.)
  • «Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста…» ( потешка)
  • «В некотором царстве, в некотором государстве…» (сказка)
  •      «Ехала машина темным лесом,

                 За каким-то интересом.

                 Инте-инте-интерес,

                 Выходи на букву С»  (считалка)

  • «Расскажу-ка я вам про дела старые,

            Да про старые, про бывалые,

            Да про битвы, да про сражения,

            Да про подвиги богатырские…» ( былина.)

  • «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка)

Задание 1.

Из предложенного набора слов составить маленький рассказ (например, заяц, карамель, магазин – заяц захотел карамели и отправился в магазин).

- бегемот, парта, лес;

- собака, лестница, улица;

- мальчик, сковородка, цирк;

- мама, карусель, волшебство;

- медведь, сосна, ночь;

- курица, калитка, зоопарк;

- календарь, прогулка, самовар;

- книга, листопад, мороженое;

- музыкант, голубь, самокат;

- скамейка, каравай, лягушка;

- король, барабан, простокваша;

- кукла, песня, мармелад;

- рыцарь, мышеловка, сарафан;

- солнце, парашют, дача;

- мартышка, улыбка, карнавал.

Задание 2

Прочитать стихотворение с заданной интонацией.

Во дворе щеночек Кузька.

Рядом – рыженькая Муська.

Кузя дружбой дорожит:

Муся спит – он сторожит.          

 Интонации: весело, грустно, монотонно, с удивлением, ласково,  со злостью, плаксиво,  с восхищением, грозно

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА

1. Использовать создание на занятиях и в свободное время проблемных ситуаций, побуждающих детей к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира.

Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.

2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности и т. п.

Срок: по мере необходимости. Ответственные: педагоги ДОУ.

3. Воспитателям всех групп организовывать тематические вечера, посвященные детским писателям и поэтам.

Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.

4. Следить за своей речью, её эмоциональностью, интонационной выразительностью, тембром и темпом; строить грамматически правильные высказывания; правильно ставить ударения в словах; не использовать в речи слова-паразиты (как бы) и жаргон.

Срок: постоянно. Ответственные: все сотрудники ДОУ.

5. В родительских уголках групп размещать речевой материал по теме модуля, советы логопеда.

Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели, учитель-логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения

педагогический совет №2 по проблемам речевого развития дошкольников...

Педсовет -деловая игра "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Педсовет в виде деловой игры с педагогами по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения».

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...

Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решений.

Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...

Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения.

К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте.Нарушения речи многообразны, они различаются по форме и степени...