Проектная работа "Организация занятий направленных на сенсорное и сенсомоторное развитие школьников с нарушением зрения".
проект по коррекционной педагогике

Опыт стран всего мира свидетельствует о росте числа детей с отклонениями в развитии. К факторам, вызывающих увеличение числа детей-инвалидов, относят высокий уровень заболевания матерей, ухудшение экологической обстановки, отклонений в развитии, повышение процента рождения недоношенных детей с критически низкой массой тела.

 Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.

Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования восприятия у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_plotnikova_i.a.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования  Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сахалинский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра теории и методики обучения и воспитания

Проектная работа

Организация занятий направленных на сенсорное и сенсомоторное развитие школьников с нарушением зрения.

Плотниковой Ирины Алексеевны

слушателя курсов профессиональной переподготовки

 «Специальная педагогика. Дефектология»

Форма обучения

Очно-заочная

 «__» ___мая____2020 г.                                               Оценка _____________

г. Южно-Сахалинск

2020

ВВЕДЕНИЕ

Опыт стран всего мира свидетельствует о росте числа детей с отклонениями в развитии. К факторам, вызывающих увеличение числа детей-инвалидов, относят высокий уровень заболевания матерей, ухудшение экологической обстановки, отклонений в развитии, повышение процента рождения недоношенных детей с критически низкой массой тела.

 Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.

Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования восприятия у детей.

Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

Наиболее успешно развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития сенсомоторики у детей.

Теоритическая часть.

Особенности зрительного восприятия детей с нормальным зрением и слабовидящих

Восприятие - психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей. Восприятие - это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Восприятия, как и ощущения, можно классифицировать по самым различным основаниям. В основе одной из классификаций восприятия лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Обычно восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Во всех видах восприятия в той или иной степени участвуют двигательные ощущения. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие. Выделяют виды восприятия также и по степени участия в нем воли: произвольное и непроизвольное восприятие. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Восприятие и как процесс, и как результат включает в себя прошлый опыт, память, установки личности. Зрительное восприятие - очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении человека. Многомерная иерархия этого системного образования включает ощущения, в той или иной мере – некоторые процессы внимания, памяти, мышления, а иногда эмоциональные и другие компоненты. Акт восприятия связан с обнаружением объекта, выделением и различением его признаков: яркости, контраста между светлыми и темными частями, цвета, контура, формы, размера, местоположения в пространстве, ориентации, его отдельных деталей и т. д. На основе комплекса признаков, их мысленного анализа и синтеза формируется зрительный образ, который сличается с образом-эталоном, сформированным в предыдущем опыте и хранящимся в памяти. Сличение может быть сукцессивным, состоящим в последовательном переборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, либо симультанным — одномоментное сопоставление образа и эталона. В результате сличения осуществляется категоризация - отнесение образа, соответствующего воспринимаемому объекту, к определенной категории. К свойствам восприятия относятся предметность, целостность, константность, апперцепция и избирательность. Таким образом, зрительное восприятие - это формирование и развитие образа объекта в процессе отражения его свойств. Сенсорный образ составляют в совокупности все признаки объекта; они могут сохраняться на разных уровнях памяти, извлекаться из нее с целью идентификации воспринятого объекта. Для регуляции деятельности и поведения детей недостаточно только сенсорных данных. Очень важно выделение в них существенного и закономерного, определение их семантического значения. В связи с этим в ходе коррекционных занятий необходимо формировать системный зрительный образ, содержащий не только сенсорный материал, но и понятийные, семантические компоненты. Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих детей имеют свои специфические особенности в развитии. Детально анализируя своеобразие монокулярного видения, что характерно для данной категории детей, Л.И. Плаксина уточняет: наличие такого видения приводит к тому, что страдает точность и полнота зрительного восприятия, глаз не способен определить точное местоположение объекта в пространстве и его удаленность, выделить объемные признаки предметов, дифференцировать направления. Нарушение зрительных функций влечет за собой снижение скоростных характеристик, точности, дифференцированности, избирательности, предметности, детальности (структурности), апперцепции, антиципации, константности и обобщенности. Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. Далее автор отмечает затруднения детей с косоглазием и амблиопией, возникающие в работе с объемными материалами, и стремление к непосредственному контактированию с объектами. Также отмечается общая обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительнопространственной ориентировки. Из-за ограничения их чувственного опыта возникают значительные затруднения в предметнопрактической и словесной ориентировке в пространстве. За счет монокулярного видения у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметнопрактических действий, так как многие из признаков зрительно ими не воспринимаются. У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле, а также связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это, в свою очередь, делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметнопространственные ситуации. Исследование особенностей детей  дошкольного возраста (7-8 лет) показало, что у них существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, а собственные сенсорные возможности ими не осознаются. В результате автором установлено: дети с косоглазием и амблиопией имеют бессистемные и неточные сведения о собственных сенсорноперцептивных возможностях, о внешних признаках, строении и функциональном назначении органов чувств, что не позволяет им активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. Далее автор уточняет, что в процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения - полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь некоторые из них осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая предпочтение осязанию и слуху. У детей почти отсутствуют ориентация на обоняние и вкусовые ощущения; при этом они затрудняются планомерно обследовать предметы как зрением, так и сохранными анализаторами, наблюдается снижение их перцептивной активности. Таким образом, дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов. Восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер, отличается узостью обзора, большой замедленностью, снижением точности. Вот почему практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обуславливает ошибки при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения частей тела, овладении пространственными терминами. Такие признаки пространства, как удаленность, глубина, объем, трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что и определяет недостаточность зрительно-пространственной ориентировки. У детей с нарушением зрения (в отличие от слепых) ведущей остается зрительная ориентация, что отражается на объеме, качестве и скорости получаемой поврежденным анализатором информации. Это влечет за собой обеднение чувственного опыта ребенка, затруднение ориентировки в пространстве, дисгармоничное развитие сенсорных и интеллектуальных функций, что влияет на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Изучение зрительного восприятия

Для изучения формирования ведущих компонентов зрительного восприятия используется методика М. Фростиг (M. Frostig), модифицированная М.М. Безруких, Л.В. Морозовой. Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому тест представляет собой комплексную систему, включающую 6 субтестов и каждый из которых направлен на определение уровня развития одного из структурных компонентов зрительного восприятия. Зрительно-моторная координация. Ведущий компонент - зрительно-моторная интеграция, под которой понимается способность скоординировать моторные действия с зрительно-пространственной деятельностью. Краткая характеристика – проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линии от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу. Фигурно-фоновое различение. Ведущий компонент - помехоустойчивость восприятия, под которой понимается восстановление сигналов, частично разрушенных помехами. Наиболее ярко проявляется при выделении фигуры (предмета или объекта) из фона. Краткая характеристика – нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использованы пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры. Постоянство очертаний. Ведущий компонент - константность восприятия, под которой понимается относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий зрительного восприятия. Краткая характеристика – опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной фигуры предлагаются круг и квадрат. Положение в пространстве. Ведущий компонент - зрительно–пространственное восприятие, под которым понимается зрительное соотнесение предметов по их признакам и их различия положения в пространстве по отношению друг к другу и их основным частям. Краткая характеристика - узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях. Пространственные отношения. Ведущий компонент - зрительно-пространственное восприятие. Краткая характеристика - анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов. Комплексный субтест. Ведущий компонент – зрительно-пространственное восприятие и зрительный анализ, под которым понимается анализ фигуры с неполным отражением отдельных свойств и дальнейшим достраиванием полученной информации до целостного образа конкретной фигуры. Краткая характеристика - анализ фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу. Ко всем субтестам давались четкие инструкции. Задания выполнялись графически каждым ребенком в ходе индивидуального тестирования. Качество выполнения субтеста оценивалось в баллах согласно четким рекомендациям и инструкциям методом экспертных оценок. Каждый субтест включал несколько заданий. Проводилась балльная оценка.

Система мероприятий по коррекции сенсооторного развития детей с нарушением зрения

Психическое развитие детей с нарушением зрения, принципиально не отличаясь от нормального развития, имеет специфические особенности, к которым относятся трудности в приеме и переработке получаемой информации, замедляющие процесс познания и приводящие к отклонениям в познавательном, речевом и моторном развитии ребенка. Из-за зрительного нарушения отмечается замедленный темп развития двигательного анализатора. В большей мере нарушение зрительного восприятия сказывается на моторном развитии ребенка раннего возраста. Ребенок со зрительной недостаточностью значительно позднее начинает ползать и самостоятельно вставать на ноги, с трудом приобретает навыки равновесия и устойчивости в пространстве. Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей указывают, что дети со зрительной депривацией отстают в развитии навыков, связанных с инициализацией собственной подвижности, базовых локомоторных навыков и тонкой моторики.  При выявлении особенностей психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией было выявлено, что спонтанное исчезновение отклонений в сенсомоторной и двигательной сферах протекает медленно или совсем не происходит, поэтому необходима организация коррекционной помощи. Известно, что при функциональных нарушениях (снижение остроты зрения, аномалии бинокулярности, сужение полей зрения, цветоразличения и др.) страдает психическое развитие (ощущения, восприятия, представления, мышление, речь и др.), а также физические процессы (координация движений, ориентировка в пространстве, формирование осанки, плоскостопие и др.). Исходя из этого в психолого-педагогической практике коррекционная работа строится по следующим направлениям (Л.Н. Красниковой, М.П. Чигриновой (1980), Б.К. Тупоногова (1999)): – коррекция психического развития; – коррекция физического развития; – коррекция сохранных видов чувствительности. При организации коррекционной работы выделяется несколько этапов. Первый этап представлен системой тщательного изучения ребенка в образовательном учреждении. Основная задача этапа – сбор, анализ сведений о школьнике, оценка его индивидуальных особенностей.  Второй этап предусматривает прогнозирование развития личности ребенка и проектирование необходимых мер коррекционнопедагогической работы с ним (выработку необходимых рекомендаций для педагогов, родителей, специалистов). Третий этап предполагает выполнение данных рекомендаций, т.е. практические действия по осуществлению учебновоспитательного и коррекционно-развивающего воздействия. Четвертый этап предусматривает осуществление мониторинга результатов комплексной работы с обучающимся, анализ выполнения рекомендаций. Пятый этап предполагает (при необходимости) осуществление коррекции первоначального плана работы с ребенком, после чего может следовать повторение цикла. В учебно-методическом пособии представлены игры, приемы и упражнения для осуществления учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего воздействия, которые подобраны с учетом принципа возрастающего усложнения.  Предлагаемые игры и упражнения могут использовать воспитатели, учителя и родители, воспитывающие слабовидящих детей. При проведении занятий следует придерживаться рекомендаций, предложенных Л.А. Дружининой: - создавать эмоционально благоприятную обстановку при общении с ребенком; - избегать стрессовых состояний, ситуаций неуспеха; -поддержание всеми педагогами охранительного режима путем чередования видов деятельности и индивидуального подхода к степени предлагаемой интеллектуальной нагрузки; - виды деятельности в течение для предлагать с учетом перехода от малоподвижных занятий к активным играм, от эмоционально ярких к спокойным занятиям.

Практическая часть.

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по теме  «Бабочки»

 

Цель: совершенствование основных параметров зрительного восприятия (зрительно-пространственной, зрительно-моторной координации, сенсорных эталонов и глазомера);

Задачи:  

  1. Коррекционно - образовательные: расширить и активизировать представления детей о разнообразии видового состава бабочек, познакомить со строением, в том числе и органов зрения этих насекомых.
  2. Коррекционно - развивающие: закреплять навыки пространственной ориентировки, совершенствование зрительно-моторной координации (выработка точности и чёткости движений в системах «глаз-рука», «ухо-рука», «глаз-ухо-рука»), развивать прослеживающую функцию глаза, развитие зрительного и слухового внимания.
  3. Коррекционно - воспитательные : забота о своем здоровье (правильная осанка, посадка за партой, своевременный отдых для глаз), воспитание бережного отношения, внимания и интереса к представителям животного мира;

         Тип занятия: исследовательская работа;

          Продолжительность: 35 минут;

          Участники: школьники;

Возраст: 7 лет;

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация по теме, бабочки, дорожки разной длины, карточки с тенями от бабочек,  карточки с изображение половины бабочек, клубок ниток.  

Ход занятия:

  1. Мотивационно - побудительный этап.

Дети стоят в кругу. У воспитателя  в руках клубок ниток.  Игру «Паутинка». Будем передавать клубок ниток, и говорить друг другу пожелания, напутствия.

Ведущий:  Коля, я желаю, чтобы ты сегодня на занятии узнал много нового и интересного.

Коля держит нитку, а клубок передает следующему ребенку. Когда все дети выразили свои пожелания, у них в руках получилась паутинка из ниток.  Ведущий: Посмотрите дети, сколько дорожек дружбы протянулось друг к другу. Какие фигуры вы увидели в этой паутинке? (Треугольники).  Ведущий: А теперь положите паутинку на пол. Ведущий, подставляет в центр паутинки туловище из воздушного шарика.  В кого превратилась наша паутинка? (Она стала похожа на бабочку).  

Ведущий: Паутинка превратилась в бабочку. Как вы думаете что  мы сегодня будем делать? (будем превращаться в бабочек и будем говорить о бабочках).  2 Основная часть. 

Игры и упражнения, направленные на развитие  и совершенствование зрительного восприятия Дети под музыку имитируют полет бабочек и оказываются на цветочной полянке. Каждая бабочка «присаживается» на свой цветочек.  

Ведущий: Как вы думаете, почему бабочки так любят цветочные полянки?  А как появляются бабочки? Выслушиваются ответы детей.  

Задание 1. Ведущий. Определи «на глаз»: До какого цветочка дорожка длиннее? Короче?  Выслушиваются предположения детей.  

Ведущий; Проверим свои предположения с помощью мерки. Сегодня нашей меркой будет наш след. Инструкция. Прошагайте по дорожке следок к следку до вашего цветочка. Скажите, сколько получилось шажков?  Совместно с детьми приходим к выводу, что длиннее всех Колина дорожка, а короче всех - Арсения. Самый лучший глазомер у Ксюши.  

Ведущий: Чья бабочка летела по прямой дорожке?  По какой дорожке летела Колина и Лерина бабочка?  По какой дорожке летела бабочка Сени?  

Дети. Выслушиваются ответы детей: у Ксюши бабочка летела по прямой линии, у Коли и Леры по ломаной линии, у Сени по кривой.  Молодцы!  Диинамическая пауза. 

 Утром бабочка проснулась.

Улыбнулась, потянулась.  

Раз - росой она умылась.  

Два - изящно покружилась.  

Три - нагнулась и присела.  

На четыре - улетела.  

К нам за парту тихо села.  

Под музыку бабочки улетают на рабочие места.  

Ведущий: Красив и многообразен мир бабочек. Каких красавиц только не встретишь. Рассмотрите внимательно своих бабочек.  Чем они отличаются друг от друга?   (Цветом, размером, формой крыльев).  

Ведущий: Оказывается, ребята, в природе нет ни одной одинаковой бабочки. Все они отличаются друг от друга своей формой, величиной и цветом. А так же имеют очень интересное строение.  

Задание 2. Ведущий. Найди «на глаз» тень каждой бабочки.  Инструкция. Разложи в первый ряд цветные изображения бабочек. Во второй ряд их тени. Правильность выполнения задания проверяем наложением силуэтных изображений на цветные.  

Задание 3. Перед детьми на партах разложены карточки с наложенными контурными изображениями бабочек.  

Ведущий: Кто окажется самый внимательный и скажет, сколько бабочек здесь изображено? Инструкция. Обведите глазками контуры бабочек (как делали это сейчас на зарядке) и сосчитайте их кол-во.  Детям, испытывающим трудность, помогаю лазерной указкой. Веду по контуру яркой точкой. Тут же проверяем предположения других.  

Задание 4. Дорисуй вторую половинку.  

Ведущий: Инструкция. Обведи маркером на игровизоре левую половинку бабочки. Обводить надо аккуратно, не выезжать на края. Затем симметрично нарисуй бабочке правую часть. Чаще смотри на образец.  Следи за осанкой. Спинка должна быть прямая, а головка слегка наклонена.  Разминка для пальчиков.  На нашей цветочной полянке шумно и весело. Играет и резвится детвора. Как вы думаете, что они делают?  Хорошо это или плохо?  

Задание 5. Кого дети поймали в сачок? Инструкция. Посмотрите внимательно на сетку у доски. Назовите, кого вы видите за сеткой? Назовите, кого вы видите перед сеткой?  Почему вы так решили? ( В сачке у детей пчела, стрекоза и бабочка-адмирал, т. к. они находятся дальше от нас, и их изображение перекрывается сеткой.)

Ведущий: Назовите, кого вы видите перед сеткой, т. е. ближе к себе? ( Перед сеткой бабочка-лимонница, бабочка-капустница и кузнечик).  Если дети испытывают трудность в названии бабочек можно использовать презентацию. В. Как можно назвать их всех, одним словом? ( Это насекомые).  

Задание 6. Помогите бабочке выбраться. Инструкция. Наша бабочка тоже попала в сачок.

Возьмите ватную палочку и аккуратно уберите с контурного изображения бабочки нужные линии так, чтобы наша бабочка оказалась не за сеткой, а перед сеткой.  (Сетку, точнее как паутинку, дети выполняли на предыдущем занятии. На этом занятии мы используем ее как готовый сачок. Накладываем сверху на выполненное задание.

Прилетела бабочка на цветок!  

Тоненький у бабочки хоботок.  

Глазки словно бусинки - погляди!  

Ты, не трогай бабочку - отойди!  

Пусть она порхает, да над цветком…  

Пьёт нектар Божественный хоботком!  

В заключительной части занятия воспитатель обращает внимание детей на бережное, заботливое отношение к природе.  

3 Рефлексивный этап: Вы сегодня очень порадовали своей работой, желанием слушать и узнавать Спасибо за активность и старание.  Снимем с наших глазок напряжение, усталость. Выполним упражнение «Пальминг» и наденем релаксационные очки.  А какое у вас осталось впечатление  о нашей прогулке?  Если вам понравилось и было интересно - пусть на вашу ладошку прилетит желтая бабочка (бабочка-лимонница). Если вам не понравилось и вы устали - пусть на вашу ладошку прилетит белая бабочка (бабочка-капустница)  Если вам все - равно - пусть на вашей ладошке окажется бабочка - голубянка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день тифлопедагогика обладает арсеналом средств и методов обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Дети с нарушением зрения обучаются в специальных (коррекционных) детских садах и школах III – IV вида. В учебных планах предусмотрено проведений занятий по охране и развитию зрения и зрительного восприятия, на которых совершенствуется восприятие глубины пространства и сюжетного изображения, формируется зрительно-моторная координация, совершенствуются сенсорные эталоны и уточняются представления об окружающей действительности. Но подавляющее число детей с функциональными нарушениями (косоглазием и амблиопией) обучаются в общеобразовательных учреждениях, работа в которых зачастую ведется без учета их психофизиологических особенностей. В связи с этим возникает необходимость разработки модели коррекционного обучения. При нарушении зрения происходят изменения во многих функциональных системах, работа сохранных сенсорных систем  видоизменяется, формируются механизмы компенсации дефекта. Организация коррекционно-педагогической работы у детей с нарушением зрения должна проводиться с учетом физиологических и психофизиологических показателей.  Коррекционно-педагогическая работа проводится поэтапно.  Первый этап - подготовительный: обучение детей новым умениям и навыкам с опорой на имеющийся у них зрительный опыт. Основная роль принадлежит педагогу, который берет на себя руководящую, контролирующую и оценочную функции. Второй этап - основной: повторение полученных детьми на первом этапе умений и навыков. На этом этапе дети начинают выполнять оценочную функцию по отношению друг к другу. Педагог по-прежнему руководит коррекционным процессом. Третий этап - заключительный: закрепление полученных детьми навыков и умений. Дети применяют усвоенные навыки в новых условиях, помимо оценочной функции выполняют и контролирующую - по отношению друг к другу. На каждом этапе коррекционно-педагогической работы реализуются задачи воспитания, обучения и развития.  Коррекция и развитие зрительного восприятия предполагает совершенствование зрительного анализа и синтеза путем нахождения сходств и различий в предметах и изображениях; развитие умения узнавать контурные, силуэтные, точечные или пунктирные, наложенные и скрытые изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр; упражнение в выделении главных и второстепенных деталей; активизацию в речи детей слов, обозначающих признаки предмета (цвет, форма, величина, пространственные отношения); совершенствование зрительномоторной координации. Игры и упражнения по коррекции познавательных психических процессов направлены на развитие наглядно-образного мышления;  зрительной памяти и внимании; воспитание уверенности в своих силах. Игры и упражнения, направленные на двигательное развитие, предполагают совершенствование координации движений; развитие общей и тонкой моторики; обучение детей правильному положению тела стоя, сидя, при ходьбе и беге; обучение безопасному взаимодействию в подвижных играх. Обязательным условием развития нарушенных зрительных функций является взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы. На протяжении всей коррекционной работы необходимо учитывать результаты оценки зрительных функций и подбирать игры и упражнения с учетом индивидуальных возможностей детей.

Список используемой литературы:

 

1. Бабина Е.С., Трубникова Н.М. Анализ результатов исследования моторных и зрительно-вербальных функций в процессе изучения лексики у дошкольников с патологией зрения // Специальное образование. – 2009. – №

2. Безруких М.М., Морозова Л.В. Тестовый буклет и демонстрационные карточки к «Методике оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет». – М. : Новая школа, 1996. – 40 с.

3. Берулава Г.А. Психологические особенности интегративного мышления // Современные проблемы психологии мышления : Сборник научных трудов. – Бийск : НИЦ БиГПИ, 1994. – С. 13–19.

4. Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения // Дефектология. – 1982. – № 3. – С. 14–21.

  5. Головина Т.П. О некоторых особенностях узнавания объектов слабовидящими школьниками // Специальная школа. – 1958. – Вып. 4. – С. 6–

6. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / Под ред. М.Р. Гусевой, В.Г. Дмитриева, Л.И. Плаксиной. – М. : Просвещение, 1978. – С. 19–32.

7. Денискина В.З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонениях в их развитии // Сб. II Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии. – М., 2007. – 17 с.

8. Дружинина Л.А. Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 4. – С. 58–69.

9. Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе–интернате для слепых детей : Кн. для воспитателя (Из опыта работы). – М. : Просвещение, 2004. – 119 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Предметно развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения"

Подходы к построению развивающей среды для детей с нарушением зрения в условиях ДОУ...

Технология развития процесса обобщения у младших школьников с нарушением зрения

В технологии описана актуальность развития процесса обобщения для детей с нарушением зрения, подобрана методика для исследования словесно-логического мышления, предложен тематический план для группово...

Сенсомоторное воспитание дошкольников с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения нуждаются в развитии сенсомоторики , так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев компенсирует недостаточность зрения....

«Метод ковролинографии в сенсомоторном развитии детей с нарушением зрения».

Метод ковролинографии в сенсомоторном развитии детей с нарушением зрения....

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке оздоровительно-речевой направленности «Речевичок-здоровячок» в работе с детьми с нарушением зрения Сценарий мастер-класса: занятие «Путешествие гномиков»

Представленный материал содержит сценарий занятия в кружке "Речевичок-здоровячок" с детьми среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Заняти построено на используются здоровьесберегающих техно...

Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и иклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры

В методическом пособии представлены тематические занятия по развитию у детей с нарушением зрения зрительного, слухового, тактильного восприятия, восприятия запахов и вкуса. Занятия рассчитаны на детей...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...