Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке оздоровительно-речевой направленности «Речевичок-здоровячок» в работе с детьми с нарушением зрения Сценарий мастер-класса: занятие «Путешествие гномиков»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

Фондикова Ирина Валерьевна

Представленный материал содержит сценарий занятия в кружке "Речевичок-здоровячок" с детьми среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Заняти построено на используются здоровьесберегающих технологий. К сценарию прилагается пояснительная записка, в которой обосновывается необходимость использования здоровьесберегающих технологий как новых эффективных форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста. Прилагаются упражнения дыхательной гимнастики по А.Н.Стрельниковой, адаптированной к детям дошкольного возраста, артикуляционные упражнения, включающие элементы биоэнергопластики, а также рецепт оздоровительного напитка на основе шиповника, красной рябины и меда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

на занятиях в кружке оздоровительно-речевой направленности «Речевичок-здоровячок» в работе с детьми с нарушением зрения

Сценарий мастер-класса: занятие «Путешествие гномиков»

Фондикова Ирина Валерьевна,

учитель-логопед,

МБДОУ  № 82 г. Мурманска

Пояснительная записка

к сценарию занятия кружка «Речевичок-здоровячок».

        Представленный ниже сценарий к занятию «Путешествие Гномиков» показывает, как используются здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушением зрения в рамках кружковой работы.

Кружок «Речевичок-здоровячок» функционирует на базе детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения  (МБДОУ № 82 г. Мурманска).  Всестороннее обследование двигательной сферы наших воспитанников обнаружило ряд закономерностей в отставании в физическом развитии: гипер- или гиподинамия, нарушение общей и мелкой моторики, дискоординация движений, заметное отставание в показателях основных физических качеств, частые соматические заболевания, нарушение ориентировки в пространстве, осанки, слабо развит дыхательный аппарат, не развита артикуляционная моторика, часто лицо амимично, наблюдается назальный оттенок  в голосе. Все это приводит к задержке и всяческим нарушениям в формировании речевого развития, без нормального развития которого невозможна  успешная социализация и адаптация ребенка с ОВЗ в школьных условиях.

Кроме того, речевой дефект в ряде случаев приводит к задержке психического развития (ЗПР). Патология в психической сфере прежде всего проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Своеобразно поведение детей данной категории: им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или заторможенность, апатичность, чувство ущемленности. Нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям.

Поэтому перед нами встал вопрос о  необходимости поиска новых эффективных форм, средств  и методов оздоровления детей дошкольного возраста. Для целенаправленной помощи детям с ОВЗ был создан кружок «Речевичок-здоровячок», имеющий оздоровительно-речевую направленность. При разработке основных направлений работы кружка изучались вопросы и пожелания родителей по физкультурно-оздоровительной работе; анализировались результаты логопедического обследования, научно-методическая литература. Результаты логопедического обследования подвели выводу, что начинать занятия целесообразно с дошкольниками не  старшего возраста, когда возрастное неправильное произношение звуков у ребенка уже укоренилось,  а на год раньше, со среднего дошкольного возраста, когда можно при помощи определенной системы упражнений  помочь ребенку избежать неправильности произношения сложных звуков).

Цель кружковой деятельности: профилактика, восстановление, коррекция и компенсация недоразвитых функций в двигательной и речедвигательной сфере,  снижение заболеваемости.

Основные преимущества занятий в кружке «Речевичок-зоровичок» заключаются в насыщенности коррекционно-оздоровительными видами деятельности, которые описаны ниже. В занятие включается:

дыхательная гимнастика, способствующая выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности у детей с нарушением темпа речи, имеющих дефекты звукопроизношения;

корригирующая ходьба — для развития координации движений, профилактики плоскостопия;

логоритмика — для развития речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закрепления двигательных навыков и правильного произношения;

психогимнастика — для восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств, развития и коррекции различных сторон психики;

пальчиковая гимнастика — для тренировки пальцев и кистей рук, стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга;

артикуляционная гимнастика — для развития функций речедвигательного аппарата, правильного произношения звуков речи;

релаксация — для расслабления мышц рук, ног, лица, туловища, снятия мышечного и эмоционального напряжения;

кинезиологическая гимнастика — для улучшения мыслительной деятельности, развития синхронности работы полушарий, улучшения запоминания, повышения устойчивости внимания, облегчения процесса письма;

беседы — для формирования убеждений и привычек здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, расширения представления о состоянии собственного тела, здоровья;

фитопедагогика – расширение знаний о полезных лекарственных растениях и прием настоя шиповника, красной рябины и меда (если нет противопоказаний).

Предполагаемые результаты по окончанию проведения занятий в кружке «речевичок-здоровячок»:

  • Снижение уровня заболеваемости детей.
  • Овладение навыками самооздоровления, ведения здорового образа жизни.
  • Укрепление функциональных возможностей сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развитие координации, гибкости и пластики, укрепление костно-мышечной системы и др.
  • Повышение речевой и двигательной активности детей.

Сценарий мастер-класса: занятие кружка «Речевичок-здоровячок»

«Путешествие гномиков»

Цели:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования здоровьесберегающих технологий,  оптимизации двигательной деятельности.
  • Развитие  речевых возможностей детей.
  • Оказание помощи по развитию умения использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья.

Задачи:

  • Создание условий для оптимального психофизического развития дошкольников.
  • Развитие основных двигательных навыков (ходьбы, бега) и двигательных качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость) на основе формирования двигательного стереотипа.
  • Формирование умения произвольно управлять телом, эмоциями.
  • Развитие дыхательного аппарата, мелкой и артикуляционной и мимической моторики.
  • Формирование навыков самомассажа.
  • Развитие синхронности работы обоих полушарий головного мозга.
  • Овладение  навыком расслабления мышц рук, ног, лица, туловища, снятия мышечного и эмоционального напряжения
  • Повышение функциональных и адаптивных возможностей организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.

Оборудование и материалы: колпачки на голову для гномиков, кукла Баба Яга, домик Бабы Яги, «Чудесный мешочек» с массажными шариками Су-джок по количеству детей, настой шиповника с красной рябиной и мёдом, разлитый по стаканчикам, индивидуальные коврики, зрительные ориентиры - цветочки на полу, аудиозаписи «Гномы» (без слов), «Гномы» (песня), «Бабка Ёжка», «Моль», музыка для релаксации (2 композиции).

Организационный момент. Звучит музыка «Гномы» (без слов). Заходят дети, на головах колпачки гномов. Логопед:

- Как много гномиков пришло к нам в зал! Хотите со мной попутешествовать? Тогда на дорожку встанет тот, чьё имя я назову шёпотом.

I. Коррегирующая ходьба, прыжки и бег.

Равнение: выпрямить плечи, подравнять носки вдоль полоски – зрительного ориентира, опустить руки вдоль тела. Повернуться направо, по музыку песни  «Гномы» дети начинают коррегирующую ходьбу:

  • Ходьба с высоким подниманием колена
  • Ходьба в полуприседе
  • Ходьба на носках в среднем темпе
  • Ходьба на пятках
  • Ходьба с высоким подниманием бедра, поворот на 180 градусов, ходьба в другую сторону.
  • Ходьба приставным шагом
  • Прыжки с продвижением вперед.
  • Легкий бег на носках (0.5 мин.)
  • Спокойная ходьба.

II. Дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой).

Гномы (дети) занимают свободные места по всему залу (используются зрительные ориентиры – цветочки). Логопед: мы пришли в лес понюхайте, какой здесь свежий воздух! Выполняется адаптированная для детей дыхательная гимнастика по показу логопеда при открытой фрамуге: «Ладошки», «Погончики», «Повороты» (+гимнастика для глаз), «Ушки», «Кошка», «Обними плечи», «Насос», «Большой маятник», «Малый маятник» +(гимнастика для глаз) (см. Приложение 1).

III. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Мы шли-шли и пришли к избушке Бабы Яги. Бабка Ёжка очень добрая и хочет с нами поиграть. Поиграем с ней? Дети: поиграем. Под музыка «Бабка Ёжка». Дети по показу логопеда выполняют артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики («Птенчик», Улыбка», «Трубочка», «Лошадка») (см. Приложение 2).

IV. Самомассаж (расслабляющий) Гномы приглашаются на полянку отдохнуть: садятся на стульчики. Логопед: давайте немножко отдохнем. Звучит спокойная музыка для релаксации. Дети выполняют по показу логопеда медленные массажные движения (поглаживания, растирание, разминание мышц лица  по массажным линиям от подбородка к ушам, на лбу от бровей к волосам, постукивание пальчиками по подбородку, скулам, лбу («пальцевой душ»), и заканчивают поглаживанием.

V. Самомассаж мягкого нёба, мимическая гимнастика (жевательные движения)

Логопед: Бабушке Яге очень понравилось с вами, гномики, играть. Но она опечалена, слишком много  у нее старых вещей в избушке, а в них моль завелась. Очень вредное насекомое. Расскажем бабушке, как от нее избавиться? Как? Правильно: напугать  и положить нафталин. Дети «пугают» моль: выполняют упражнение для самомассажа мягкого нёба (проговаривание гласных А, О, У, Ы, Э на твердой атаке голоса и с отодвижением языку вовнутрь – прием «Клювик» - соединенные в щепотку большой, указательный и средний пальцы просовываются в рот – язык инстинктивно отодвигается в глубь, вызывая движение мягкого нёба). Под музыку «Моль» в исп. Л. Полищук дети выполняют мимическую гимнастику (жевательные движения).

VI. Гимнастика для развития мелкой моторики

Бабка Ёжка благодарит детей и дарит им ёжиков («Чудесный мешочек») дети достают  шарик-суджок. Выполняется упражнение «Ёжик»:

Ёжик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ёжик  нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.

VII. Логоритмическое и кинезиологическое упражнение.

Подготовительный этап: упражнение на правильное произношение губных звуков В, П, слогов с этими звуками (ва, па, вап, вап-па). Под веселую музыку «Вап-па, дюрю-дюрю» гномы выполняют автоматизацию губных звуков, одновременно крутят в руках шарики Суджок и совершают движения ногами (приставной шаг вправо – влево по ритм музыки) с киванием головы.  

VIII. Релаксация «Путешествие на облаке»

Логопед: Дорогие гномики, мы с вами так растанцевались, что не заметили, как ушли очень далеко, пора возвращаться домой. А вернемся мы на облачке. Занимайте коврики. Дети ложатся на индивидуальные коврики на спину, закрывают глаза. Логопед: Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.  Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Облако везет вас назад, на ваше место в группе. Тихонько слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Итог. Логопед: Понравилось вам путешествие? Что запомнилось? (Ответы детей). А Бабушка Яга  приготовила вам «Волшебный напиток» (см. Приложение 3): он целебный, поможет вам быть здоровыми весь год. Угощение детей, они определяют по вкусу, из чего он приготовлен (каждое занятие на Кружке заканчивается питьем этого настоя - из шиповника, красной рябины и меда). Благодарят за напиток и путешествие, прощаются и возвращаются в группу.

Литература

  1.  Гаврючина Л.Я. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М., 2008.
  2. // Дошкольное воспитание. 2005. № 1, 4, 6.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие воспитание и обучение детей с нарушениями  зрения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  4. Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников. М., 2007.
  5. Новикова О.Л. Логоритмика. СПб., 2005.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2005.
  7. Чистякова МЛ. Психогимнастика. М., 1990.
  8.  Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М., 2007.

Особая благодарность логопеду Томилиной С.М., руководителю учебного центра «Логопед-Мастер» (г. Москва) за музыкальные находки, новые идеи.

Приложения.

Приложение 1.

Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой (описание упражнений)

«Ладошки» Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

 «Погончики» И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 4 вдоха-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 4 вдоха.

«Повороты» («Любопытная Варвара»)

И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо - сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево - "шмыгните" носом с левой стороны. Вдох справа - вдох слева. Посередине голову не останавливать. Шею не напрягать, вдох не тянуть! Одновременно развивается глазодвигательная мышца (ребенок делает глазодвигательную гимнастику, фиксируя взгляд на предметах справа и слева от него). Затем отдых 3-4 секунды и снова 4 вдоха.

«Ушки» ("Ай-ай") 

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как бы мысленно говорите кому-то: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. Это упражнение напоминает "китайского болванчика". Затем отдых 3-4 секунды и снова 4 вдоха.

«Кошка» ("Приседание с поворотом")

И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии. Затем отдых 3-4 секунды и снова 4 вдоха.

«Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки)

И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встерчного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Затем отдых 3-4 секунды и снова 4 вдоха.

«Насос» ("Накачивание шины")

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена. Затем отдых 3-4 секунды и снова 4 вдоха.

«Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад - руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох с "пола" - вдох с "потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох! Затем отдых 3-4 секунды и снова 4 вдоха.

«Маятник головой» («Малый маятник») 

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) - тоже вдох. Вниз - вверх, вдох с "пола" - вдох с "потолка". Выдох должен успевать "уходить" после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно, не слышно, либо в крайнем случае - тоже через нос). Затем отдых 3-4 секунды и снова 4 вдоха. При этом ребенок фиксирует взгляд на полу и потолке, т.о., выполняется глазодвигательная гимнастика.

Приложение 2.

Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики.

  1. «Птенчик»: открывание рта, пальцы сжаты в щепоть. На счет 1 – большой палец опустить вниз, глаза открыты, на счет 2 – сомкнуть щепоть, глаза закрыты.
  2. «Улыбка»:  пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. На счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее. На счет 1 - глаза широко открыты – «радуются солнышку», на счет 2 – закрыты.
  3. «Трубочка»: Пальчики вытянуты вперед (собраны в щепоть) На счет 1 – пальчики вытягиваются вперед и удерживаются одновременно с губной трубочкой  5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.
  4. «Лошадка» - щелчки языком с одновременным пощелкиванием пальцев (у кого не получается - раскрытие в стороны всех 5 пальцев из зажатого кулачка) на «Улыбке»  с широко раскрытым ртом и на «трубочке» (губки трубочкой)

Приложение 3.

«Волшебный напиток».

        Настой плодов шиповника, ягод красной рябины с добавлением мёда.

Настой плодов шиповника обладает способностью повышать остроту зрения. Ягоды рябины содержат значительное количество витамина А. Из-за этого они положительно влияют на сетчатку глаза. Настой плодов шиповника и ягод рябины  помогает  повысить остроту зрения, положительно влияют на сетчатку глаза, а добавленный в настой мед укрепит общее состояние организма. Пропорции, в которых настаиваются шиповник и рябина, указаны на аптечной упаковке. Мёд – по вкусу детей. (Соблюдать противопоказания – индивидуальную непереносимость).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".

В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же,  выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...

Мастер класс "Использование игровизора и волшебного квадрата В.Воскобовича в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в детском саду."

Демонстрация разновидностей заданий и игр на Игровизоре для педагогов. Положительные стороны, многофункционнальность, разновозрастный диапозон Игровизора. Примеры использования в работе с детьми с ОВЗ...

Мастер-класс «Методы и приёмы индивидуальной работы с детьми с нарушенным зрением»

Мастер-класс будет полезен педагогам, работающим с детьми, которые имеют нарушения зрения....

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми с нарушением зрения...

Статья "Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м.наук В.Ф.Базарного в работе с детьми с нарушением зрения.

Статья  о работе с детьми с нарушением зрения с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием) по методике д.м.наук В.Ф. Базарного...

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

Использование средств двигательной направленности в работе с детьми с нарушением зрения

Значение движения в развитии ребёнка дошкольного возраста трудно переоценить. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения происходит у него в опоре на практические действия. Системати...