Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".
методическая разработка по физкультуре по теме

В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же,  выборочно могут применять воспитатели в физкульт минутках, в группе и на улице.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга

Использование здоровьесберегающих технологий   в работе с детьми

с нарушением зрения

                                   Авторы:

Терехина О.Е. - руководитель физического воспитания

                               

Санкт-Петербург

2012

Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ является внедрение  и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий.

Острота проблемы состоит в том что:

- анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений во всей системе образования, начальной ступенью которого является ДОУ.

- показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья;

-многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Цель: Укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников с депривацией зрения.

Внедряя в работу комплексное сочетание технологий   в системе занятий физической культурой, решаются следующие задачи:

  1. У детей повышается интерес к занятиям, а так же к выполнению физических упражнений.
  2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: (мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости, координационных способностей).
  3. Развиваются психические качества: (внимание, память, воображение, умственные способности).
  4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
  5. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

               

На занятиях с детьми разного возраста применяются следующие технологии:

1. Стрейчинг

2. Лечебная гимнастика

3.Психогимнастика

4. Пальчиковая гимнастика

5.Фитбол гимнастика

6. Дыхательная гимнастика

7 Ритмическая гимнастика

8.Зрительная гимнастика.

9.Нетрадиционное оборудование ( Мягкие модули, парашют, тренажёры).

                                       

Срейчинг

Стрейчинг представляет собой упражнения на растяжку, которые делают мышцы более эластичными, а суставы подвижными и гибкими, Во время растяжения к мышцам приливает больше крови и мышцы становятся эластичными. Каждую позу стрейчинга нужно выдерживать 10-20 секунд, до тех пор, пока не исчезнет мышечное напряжение.

Задачи:

  1. Повышение эластичности мышц.
  2. Увеличение подвижности опорно-двигательного аппарата.

Упражнения на растягивания выполняются в статическом и динамическом режиме, из разного исходного  положения (стоя, сидя, лёжа на спине и на животе). Так же, используется для выполнения упражнений, музыкальное сопровождение.

Упражнения на растягивания определённых мышечных групп, выполняемые под музыкальное сопровождение, и без.

 Примерные упражнения:

«Кобра», «Птица», « Морская звезда», « Аист», «Рак», «Дощечка», « Паучок», «Гусеница», «Ножницы», «Медвежонок», «Ласточка», « Бабочка», «Лягушонок», «Качели», Веточка» и т. д.

Используемая литература:

  1. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» / авт.- сост. О.Ф.Горбатенко, ТА.Кардаильская, Г.П.Попова- Волгоград: Учитель 2008г.
  2. «Игровой стрейчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста» Спб.: Союз 1994г.

Примечание: см. слайд №5

Лечебная гимнастика

1.Коррегирующие упражнения (укрепление костно-мышечной системы)

2.Самомассаж

3.Профилактика плоскостопия

Самомассаж

Задачи:

1.Снятие мышечного напряжения.

2. Способствовать расслаблению определённых мышечных групп.

3.Улучшение кровообращения.  

4.Закаливание организма и предупреждение простудных заболеваний, при применении точечного массажа.

Упражнения делятся:

-выполнение упражнений с предметом

-выполнение упражнений без предмета,

- с речевым сопровождением,

Так же упражнения проводятся под музыкальное сопровождение (упражнения Екатерины Железновой и других исполнителей).

Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма.  Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, у детей улучшается настроение, появляется ощущение лёгкости и радости. А так же при выполнении самомассажа рук, происходит воздействие через биоактивные точки пальцев на внутренние органы. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью и развитию навыков собственного оздоровления.

Примерные упражнения:

Массаж рук «Моем руки», «Вот какие пальчики», «Стиральная доска» и т.д.

Массаж ушных раковин «Лепим ушки», «Серёжки на ушках», «Улитка», «Чебурашка», и т.д.

Массаж головы «Моем голову», «Хороший», «Расчёска», и т.д.

Массаж лица «Лепим лицо», «Ж ужу жу, я летаю и жужжу», «Лес, полянка, горка, ямка », и т.д.

Массаж тела « Строим дом», «Рельсы- рельсы», «У жирафа пятнышки» и т д.

Используемая литература:

  1. Н. Ч. Железняк « Занятия на тренажёрах в детском саду» - М.: Издательство 2009г.
  2. О. В. Козырева « Лечебная физкультура для дошкольников ( при нарушениях опорно- двигательного аппарата), М.: Просвещение, 2005г.
  3. В.С. Лосева « Плоскостопие у детей 6-7 лет: профилактика и лечение» М.: Т.Ц. Сфера, 2004г.

Примечание: см. слайд №6

Психогимнастика

Задачи:

  1. Снятие эмоционального напряжение.
  2. Обучение детей выполнять упражнения с выражением.
  3. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Психогимнастика развивает и корректирует познавательную и эмоционально-личностную сферу ребёнка. Развивает память, внимание, волю, воображение, творческие способности ребёнка.

1.Обучение Релаксации.

 Упражнения на расслабление и релаксацию, проводятся в основном в конце занятия, по методике М.И.Чистяковой.

Примерные упражнения:

« Волшебный сон», «Космос», «На южном море», «Поза лотоса»,  « Ласковое солнышко», «Вибрация», «Слушай себя», «Волшебная музыкальная кисточка», «Медуза», «Качели», «Лентяи», «Холодно-жарко»,  и т.д.

2.Обучение Аутотренингу.

Упражнения создают положительный эмоциональный настрой, устраняют замкнутость, снимают усталость, развивают навыки концентрации, пластику, координацию движений ребёнка.

Примерные упражнения:

« Обезьянка», «Сердитый лев», «Дракончики», « Настроение»

и т.д.

Все упражнения проводятся под словесное или музыкальное сопровождение (звуки природы).

Используемая литература:

1 «Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ» /авт.-сост. О.Ф. Горбатенко, Т.А .Кардаильская, Г.П. Попова- Волгоград: Учитель, 2008г.

2. Н.Ч. Железняк «Занятия на тренажёрах в детском саду»- М.: Издательство 2009г.

3.Е.А. Алябьева, «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» - Методическое пособие Москва 2008г.

4.Е.Н. Вареник «Утренняя гимнастика в детском саду».- М.:Т.Ц Сфера, 2008г.

Примечание: см. слайд № 7.

Пальчиковая гимнастика

Задачи:

1.Развитие тактильно- двигательной активности у детей дошкольного возраста.

2.Развитие мелкой моторики и речевого центра ребёнка.

Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль. С её помощью развивается не только мелкая моторика, но и так- же и речевой центр ребёнка. Весёлые игры с сопровождением их интересными стишками доставляют удовольствие не только ребёнку, но и взрослому. Стимуляция речевых и моторных зон мозга, позволит ребёнку быстрее сформировать речь и подготовить руку ребёнка к письму.

Упражнения пальчиковой гимнастики делятся:

- пальчиковые игры с речевым сопровождением; (« Пять человечков», « Дружные пальчики», « Замок», « Флажок», « Петушок», «Ягодки», « Коза-дереза» и т.д.).

- Без речевого сопровождения; (« Слоник», «Домик», Очки», « Цветок», « Буратино», « Окошечко», « Малыш взбирается на дерево», « Птенцы в гнезде», «Кораблик», « Море», « Игра на пианино», «Маляры», и т.д.).

Используемая литература:

  1. « Физкультурные минутки в детском саду» Практическое пособие / И.Е. Аверина-М.: Айрис-пресс, 2011г.
  2. Н.Ч. Железняк « Занятия на тренажёрах в детском саду М.: 2008г.
  3. « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов. Л.П.Савина, 2005г. Издательство АСТ Родничок.

Примечание: см. слайд №8.

Фитбол-гимнастика

Упражнения на фитболах способствуют повышению физической подготовленности занимающихся, развитию двигательных способностей, а так же содействию профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

На занятиях применяются упражнения:

- Упражнения на укрепление мышц рук и плечевого пояса.

-Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна.

-Упражнения для укрепления мышц свода стопы.

-Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов.

Все эти упражнения выполняются стоя, в ходьбе, беге, в парах. Из И.П. сидя на полу и на фитболе, лёжа на спине на полу,  и на фитболе, лёжа на животе на полу, и на фитболе, и др.

Некоторые упражнения выполняются в игровой и танцевальной форме: « Космонавты», «Пятнашки на мячах» и т.д.

Используемая литпература:

1. А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова  « Двигательный игротреннинг для дошкольников», С-Петербург - Издательство «Речь» 2003г.

2. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» /авт.-сост. О.Ф. Гарбатенко, Т.А.Кардаильская, Г.П.Попова- Волгоград: Учитель, 2008г.

  1. Н.Ч.Железняк, « Занятия на тренажёрах в детском саду»- М.: Издательство 2009г.
  2. «Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитбол- гимнастика», автор Н.М.Соломенникова- Издательство Учитель 2011г.

Примечание: см. слайд №9

Дыхательная гимнастика.

Задачи:

1.Повысить жизненный тонус и сопротивляемость организма к заболеваниям дыхательной системы.

2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо и кровообращение в легких.

Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

Занятия по дыхательной гимнастики, проводятся по методике, Э.В. Стрельцовой,  а так же дыхание по методу А.Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко.

 

Дыхательные упражнения делятся:

- Статические дыхательные упражнения (с произношения звуков, с сопротивлением дыханию, с удлинением и ступенчато-удлинённым выдохом и т.д.).

- Динамические дыхательные упражнения (с выполнением различных двигательных действий, респираторная гимнастика)

Примерные упражнения;

« Водолазы»,  « Заведи мотор», Надуй шарик», « Подуй на пёрышко», «Ха»- жаркий ветер, « У-у»- холодный ветер, « Сдуй снежинку с ладони», « Надуй шар», « Пускаем мыльные пузыри»,  «Подыши одной ноздрёй», « Насос», « Лес шумит», « Маятник»,  «Каша кипит», « Подуем на плечо», « Ладошки» и т.д.

Использованная литература.

  1. М.Н.Щетинина « Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»/ М.: Айрис-пресс, 2007г.
  2. М.Н. Кузнецова «Оздоровление детей в детском саду» / Система мероприятий / М.: Айрис пресс 2008г.
  3. « Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ» / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова- Волгоград: Учитель 2008г.
  4.  Н.Ч. Железняк « Занятия на тренажёрах в детском саду» - М.: Издательство, 2099г.

5.   Е.Н. Вареник «Утренняя гимнастика в детском саду».- М.:Т.Ц Сфера, 2008г.

  1. «Физкультурные минутки в детском саду» Практическое пособие/ И.Е.Арерина – М.: Айрис- пресс, 2011г.

Примечание: см. слайд №10

                     

Ритмическая гимнастика

Задачи:

1.Развивать чувство ритма и способность двигаться под музыку.

2.Развивать координационные способности и ловкость при выполнении упражнений с предметами.

3.Развивать эстетические качества.

 Ритмическая гимнастика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно её структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. На занятии применяются специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Все танцевальные упражнения, задания и комплексы разработаны с учётом возрастных и физических особенностей детей и делятся:

- на упражнения без предметов

-упражнения с предметами (обручи, мячи, палки, скакалки, ленты, платочки и.т.д.)

- групповые упражнения с предметами и без , включая перестроения и передвижения

-хореография

Используемая литература:

1 Фирелёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-фи-данце « Танцевальная игровая гимнастика для детей». –СПб.: Детство- пресс 2006г.

2.Слуцкая С.Л. « Танцевальная мозайка. Хореография в детском саду» М.: Линка-пресс 2006г.

3. « Детская аэробика»: Методика, базовые комплексы / С.В.Колесникова – Ростов Н/Д.: Феникс 2005г.

4.  Сказочный театр Физической культуры «Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок», Автор-составитель Н.А. Фомина, Волгоград 1999г.

5. Т.И. Суворова « Танцуй малыш 1 и 2 часть, Олимпийские танцы, Танцевальная аэробика».

Примечание: см. слайд №11

Зрительная гимнастика.

Задачи:

  1. Снимать зрительное утомление.
  2. Научить прослеживать различные предметы, с различного расстояния.
  3. Укреплять и тренировать глазные мышцы.

Проводятся специальные общеукрепляющие  упражнения  и физкультминутки для глаз, направленных на снятие зрительного утомления по методике Н Шабановой, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Усенской.

Например: « Дождик», «Посмотри на нос» , «Стрекоза», «Очки», « Жук», « Самолёт», « Мы учимся письму», « Линии», « Прогулка в зимнем лесу» и т.д.

Так же проводятся упражнения на укрепление глазных мышц по методу У.Г. Бейтса и М.Д. Корбетт.

Используемая литература:

  1. « Нарушение зрения у дошкольников, развитие пространственной ориентировки / Т.И. Нагаев.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2010г.
  2. Г.Г. Демиргоглян « Детское зрение. Практические советы по профилактике близорукости у детей М.: «РИПОЛ КЛАССИК» 1998г.
  3. «Зрение: Сохранение, нормализация, восстановление .» Составитель Н.И. Кудряшова.-М.: «Грэгори-Пэйдж», «Новый Центр», 1996г.

Примечание: см. слайд №12

     

Использование  нетрадиционного оборудования.

Применение тренажёров, а так же нестандартного оборудования сделанного из подручных материалов, создают условия для увеличения объёма двигательной активности детей. Новое спортивное оборудование, это всегда стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, а так же вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой к выполнению физических упражнений.

Мягкие модули

Задачи:

1.Развивать координационные способности

2.Развивать зрительно - двигательную ориентацию  в пространстве.

 На занятиях с детьми мягкие модули используются разносторонне:

- При выполнении специальных и игровых упражнений: («Перепрыгни кочку», « Спрыгни с возвышения», «Перешагни бревно», и т.д.

- При проведении подвижных игр (из мягких модулей делаются различные домики, полянки и т. д.) Так же используются для мишени при метании, игра «Попади в цель», «Кто добросит до….», и т.д.

-При проведении эстафет и полосы препятствий.

-При выполнении упражнений по станциям или круговой тренировки.

 Приложение: см. слайд №14)

Парашют

Задачи:

1.Снятие у детей эмоционального напряжения.

2.Развивать ориентировку в пространстве и зрительную ориентировку.

3.Укрепление психических функций организма дошкольников.

Упражнения а парашютом проводятся в виде:

-ОРУ ( обще развивающих упражнений), в ходьбе, беге, прыжках,

из различных И.П. ( стоя, сидя, лёжа)и  т.д.

- Игровых упражнений :(« Под грибом», « Купол», «Накройся одеялом», « Букашки» и т.д.)

- Подвижные игры с предметом и без: («Салют» , « Попкорн», « Не урони мяч», « Море волнуется, море шумит», « Художник», « Поменяйся местами», « Карусель», и т.д.).

Примечание: см. слайд №15.

Тренажёры

Задачи:

1.Развивать двигательную активность и физические качества.

2.Развивать координационные способности.

3.Воспитывать бережное отношение к спортивному оборудованию и инвентарю.

-Велотренажёы

-Диски здоровья

-Батут

-Мешочки и блинчики ( для развития равновесия)

-Массажные мячи

- Массажный тренажёр

-Гантели

-Эспандеры

Примечание: см. слайд №16

Используемая литература

  1. « Занятия на тренажёрах в детском саду» Н.Ч.Железняк, -М.: 2009г.
  2. Н.С.Голицина, « Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении» ,М.: Издательство Скрипторий 2003г.
  3. « Методика физического воспитания детей дошкольного возраста», Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин,- М.: Гуманитар, изд. ВЛАДОС. 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения

В статье  говорится о необходимости использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Применение инновационных технологий  связано с тем, что современные требо...

Статья "Требования к использованию ИКТ технологий в работе с детьми с нарушением зрения".

Современное образование и Требования ФГОС ДО  ставит перед воспитателями задачу стать первыми  для ребенка проводниками в мир новых технологий, наставниками в выборе компьютерных игр, помога...

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми с нарушением зрения...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения.

Предложенный материал будет полезен для воспитателей, логопедов, учителей-дефектологов и родителей.Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастик...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения»

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушением зрения"

Презентация знакомит с использованием здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в дошкольном учреждении....


 

Комментарии