Презентация "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушением зрения"
презентация

Макарова Ольга Владимировна

Презентация знакомит с использованием здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в дошкольном учреждении.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушением зрения Презентацию выполнила учитель-дефектолог Макарова О.В. МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка Пензенской области

Слайд 2

Зрение — это подарок природы, который надо беречь. Зрение дает нам способность видеть окружающий мир, во всей его красочности и разнообразии.

Слайд 3

Задачи: - создать в группе условия для преодоления зрительных нарушений, развития зрительной ориентации, снятия зрительного утомления, совершенствования центрального и периферического зрения; - способствовать укреплению позвоночника ребёнка, сохранению правильной осанки, формированию чувства равновесия и координации; - познакомить педагогов, родителей с примерной картиной трудностей, возникающих у ребёнка с конкретным функциональным нарушением; - собрать консультационный, дидактический и наглядный материал. Долгосрочный проект « Здоровьесберегающие технологии в детском саду для детей с нарушением зрения» Цель проекта: укрепление и сохранение здоровья детей с нарушениями зрения через перестроение структуры и организации развивающей среды в группе в соответствии со здоровьесберегающими технологиями В.Ф.Базарного.

Слайд 4

ЭТАПЫ ПРОЕКТА: 4. Итоговый. - анализ состояния зрения и здоровья воспитанников в целом; - итоговая презентация; - дальнейшее развитие проекта. 1. Подготовительный этап. - презентация «Как ребёнок с нарушениями зрения видит мир»; - обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. 2. Организационный этап. - изучение проблемы и постановка цели проекта; - изучение системы педагогических технологий В.Ф.Базарного, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье; - составление плана и схемы проекта; - выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна кабинета дефектолога, групповой комнаты; - обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта. 3. Практический. - разработка эскизов оформления помещения; - перестроение структуры занятия в соответствии с методикой В.Ф.Базарного (динамическая смена поз во время занятия); - модернизация среды группы, создание компонентов здоровьесберегающих компонентов ( офтальмотренажеры , зрительные траектории, сигнальные метки, сенсорные кресты); - поиск спонсоров для изготовления конторок Базарного; - оформление прообраза «Экологического букваря».

Слайд 5

Ожидаемые результаты: - осуществление комплексного подхода к воспитанию, обучению и лечению детей со зрительными нарушениями; - создание такого развивающего пространства, которое обеспечивало бы каждому ребёнку гармоничное развитие, помогало бы ему использовать резервы своего организма для укрепления здоровья; - укрепление и восстановление зрительных функций; - улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния; благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников; совершенствование зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве; развитие творческих способностей детей. Актуальность проекта определяется необходимостью сочетания задач коррекционно – педагогической работы в группе для детей с нарушениями зрения с рекомендациями медицинских специалистов. Участники проекта: дети 4 – 7 лет, педагоги и родители. Технологичность (практическая значимость): данный проект может быть использован в любой группе дошкольного возраста. Срок проведения: с 1 сентября 2014 г - 1 сентября 2016 г.

Слайд 7

Режим смены динамических поз. Обучение в режиме смены динамических поз предусматривает на каком-то этапе урока или занятия менять позу детей «сидя-стоя». Для этого используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - конторки. Конторка напоминает высокую парту или трибуну с зафиксированной горизонтальной поверхностью на уровне солнечного сплетения ребёнка с учётом его роста. Каждая конторка дополняется массажным ковриком для ног. Использование такой мебели способствует: укреплению позвоночника ребёнка, сохранению правильной осанки, формированию чувства равновесия и координации, профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, предупреждению близорукости.

Слайд 8

Использование зрительных траекторий, офтальмотренажеров . В процессе урока или занятия для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы зрительных траекторий. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве.

Слайд 9

С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках и занятиях предлагается применять специально разработанный "Экологический букварь” (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты занятия. Применение «Экологического букваря».

Слайд 10

Режим движения наглядного учебного материала. Урок или занятие проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса, группы. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Например, педагог показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.

Слайд 11

Основные методы и приёмы, используемые в здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного

Слайд 12

Режим динамической смены поз. Реализация режима динамической смены поз: - использование настольной конторки; смена поз детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечнососудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Слайд 13

Упражнения на зрительную координацию. Влияние таких упражнений: данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорость ориентации в пространстве, реакцию на экстренные ситуации в жизни, у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация, дети становятся зоркими, внимательными.

Слайд 14

Зрительно – координаторные тренажи. Данные тренажи рекомендуется выполнять после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. они снимают напряжение, расслабляют, снимают психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость, с пособствуют доброжелательности, улучшают чувство гармонии и ритма, развивают зрительно-ручную координацию. Офтальмотренажеры предусматривают движение глазного яблока по разным направлениям. Каждая траектория отличается от остальных цветом.

Слайд 15

Упражнения на мышечно – телесную координацию. Занятия проводятся в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки-задания могут оказаться в любой точке группы, кабинета. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Для двигательной активности на занятии используются «сенсорные кресты»; они развешиваются под потолком в группе , в кабинете. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, предметные картинки и пр.). Педагог в ходе занятия периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит найти ответ на картинке, показать заданную букву, н азвать предмет. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Слайд 16

Опыт работы показал, что дети с интересом работают на экологическом полотне, у окна, сенсорном кресте, на зрительных тренажерах. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, но повышается иммунитет, снижается риск искривления позвоночника, исчезает утомляемость, повышаются психическая устойчивость, внимание, Применение здоровьеразвивающей технологии В.Ф. Базарного повышает двигательную активности на занятиях, развивает познавательные процессы, остроту зрения, мелкую моторику у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются творческие способности.

Слайд 17

Источники информации: https://clinica-opora.ru/ офтальмология/дети-с-нарушением-зрения-восприятие-о/ Технологии Владимира Филипповича Базарного - http://www.valeo.akipkro.ru Сайт Владимира Базарного - http://www.hrono.ru/proekty/bazarny 4. Базарный В.Ф. «Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома» М.: 2005 г. 5. Фотоматериал из личного архива.