Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения.
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Татьяна Александровна Ефремова

Использование здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zst1.docx421.93 КБ
Microsoft Office document icon ispolzovanie_metodik_konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения

Предложенный материал будет полезен для воспитателей, логопедов, учителей-дефектологов и родителей.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк, а затем переходить к более сложным и длинным.

C:\Users\admin\Desktop\фотто\IMG_20230201_151254.jpg

C:\Users\admin\Desktop\фотто\IMG_20230202_175112.jpg

  

Виды гимнастик для глаз.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

— с предметами (например, комплекс 4 или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т. д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д.

— без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

— с использованием специальных полей (комплекс 73,74 или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

— с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и выставляет ее в нужный этап.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/16/5_0.jpg

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

C:\Users\admin\Desktop\фотто\IMG_20230201_125418.jpg

Картотека гимнастики для глаз.

“Весёлая неделька

— Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

— В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

— По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

— В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

— Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

— В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

— Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена

И расслаблена…

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, дальше всех!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

сейчас медленно опустите голову вниз. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.

«Глазкам нужно отдохнуть»

Физкультминутка для глаз

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

МОСТИК

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

СТРЕКОЗА

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

Ветер

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

БЕЛКА

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи — раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

ТЕРЕМОК

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

ЗАЯЦ

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(Смотрят вверх.)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.

(Моргают глазками.)

Глазки закрывает.

(Глазки закрывают.)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

(Прыгаем, как зайчики).

ДОЖДИК

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

(Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

КОШКА

Вот окошко распахнулось,

(Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх.

(Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.

(Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась.

(Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

(Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

(Смотрят прямо.)

И закрыла их в мурчаньи.

(Закрывают глаза руками.)

КОТ

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза)

КАЧЕЛИ

Есть качели на лугу:

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть вверх, вниз)

ЛУЧИК СОЛНЦА

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

«Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Ночь»

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 — 4 раза)

«Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

Слева ель растет — старушка, смотрят вправо

Справа сосенки — подружки. смотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.

I Комплекс

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

II Комплекс

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

III Комплекс

-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

-Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

-Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево — вправо, вверх-вниз.

-Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

-Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев Ю. И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2. Анищенко В. С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебн. Пособие. М. : Изд-во РУДН, 1999.

3. Ковалько В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. — М. : ВАКО, 2007



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей групп с нарушением зрения.

Использование в условиях ДОУ элементов 

здоровьесберегающих технологий

МЕТОДИКА В.Ф. БАЗАРНОГО

Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор. Ученый, врач, музыкант и педагог

новатор, руководитель Научно - внедренческой лаборатории физиолого

- здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад), доктор медицинских наук, действительный член

Академии творческой педагогики, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке –здоровьеразвивающей педагогики. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения».

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

  • Режим динамической смены поз. 
  • Упражнения на зрительную координацию. 
  • Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-

двигательных траекторий (офтальмотренажеры). 

  • Упражнения на мышечно-телесную координацию. 

РЕЖИМ ДИНАМИЧЕСКОЙ СМЕНЫ ПОЗ:

 «Не усади!» – заповедь Базарного.

 «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф.

Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у детей зрительно - моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный

предлагает два варианта:

  1. использование настольной конторки
  2. а там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на

ковре – сидя,  лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку. 

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

- поддержание физической, психической активности умственной сферы;

- имеет высокие показатели физического развития здоровья;

- повышается иммунная система;

- улучшаются ростовые процессы;

- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-

координаторной, психо-эмоциональной);

УПРАЖНЕНИЯ НА ЗРИТЕЛЬНУЮ КООРДИНАЦИЮ –

«СЕНСОРНЫЕ КРЕСТЫ»
«Никакой преграды глазу!» -  еще один принцип В. Ф. Базарного.         

Методика сенсорно – координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно – сигнальных сюжетов (картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры по углам, в соответствии с тематическим

планированием и возрастом). В различных участках группы фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки.

Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. 

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. 
        Влияние таких упражнений:

- данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие

зрительно-моторной реакции, 

- скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные

ситуации в жизни. 

- у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а

так же зрительно-ручная и телесная координация. 

- дети  становятся зоркими, внимательными.

ЗРИТЕЛЬНО-КООРДИНАТОРНЫЕ ТРЕНАЖИ, С ПОМОЩЬЮ ОПОРНЫХ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ (ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕРЫ)

Особую роль в профилактике зрительного утомления играет работа со зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен групповой комнаты:

- на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: 

- наружный овал – красный,

- внутренний – синий, 

- крест коричнево-золотистый,

- восьмерка – зеленым  цветом. 

Каждый цвет выполняет определенную функцию

 Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый (коричневый) - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Методика работы с офтальмотренажёром

Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению. 

На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите

разноцветные фигуры. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения.

Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются

только стоя.

Эффект снятия зрительного напряжения на описанном зрительном

тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.

«Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух

режимах:

           - только глазами при неподвижной голове и туловище;

          - с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.

Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории.

Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека.

Например, в случае необходимости длительное время концентрировать

взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 15-20 минут.

Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и

ритма, развивает зрительно-ручную координацию.


УПРАЖНЕНИЯ НА МЫШЕЧНО-ТЕЛЕСНУЮ КООРДИНАЦИЮ

«Письмо носом»

Им можно заниматься в любом положении, но, конечно, удобнее и правильнее всего – в сидячем. Так что сядьте и расслабьтесь. Прикройте глаза и вообразите, что кончик вашего носа – это карандаш или ручка, с помощью которой вы можете что-нибудь написать либо нарисовать. Теперь приступайте непосредственно к письму или же рисованию. По своему усмотрению выберите, что хотите изобразить, и медленно выполняйте. Со стороны будет похоже, будто вы просто задумались и расслабились, чуть прикрыв глаза, так что не переживайте, что будете выглядеть глупо – вовсе нет. Удобство «письма носом» заключается еще и в том, что его можно делать где угодно. Поверьте, никто даже не догадается, что у вас проходит зарядка для глаз, а вы тем временем дадите глазкам долгожданный отдых.

Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования используем в своей работе гимнастику для глаз, разработанную В.Ф. Базарным.

 Вот некоторые элементы этой гимнастики:

 1. расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево; повторить 3 раза;

 2. медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;

3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3 раза;

         4. положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше; глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Все эти упражнения  способствуют тренировке мышц глаз.

Занимаясь по технологии В. Ф. Базарного можно сделать вывод:

Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения и  устранения близорукости. При систематическом использовании рекомендаций В. Базарного происходит положительный сдвиг в динамике развития зрения и психического состояния детей.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТРЕНАЖЕРАМИ В. А. КОВАЛЕВА

 МАССАЖ АКТИВНЫХ ТОЧЕК ЛИЦА. 

Первой физкультминуткой в системе методики В.А. Ковалева

является “запуск” глаз в работу. Это массаж активных точек лица на первой минуте занятия. Дети по команде педагога выполняют следующие упражнения:

        Массаж точек на висках на линии от уголка глаза снаружи до

козелка на ушной раковине. Особой точности при наложении больших пальцев на височную область не требуется, движения пальцами могут быть кругообразными или рисующими букву “с”. Время - 15 сек. Затем выполняются потирание переносицы достаточно близко к уголкам глаз, потом под глазами на линии крыльев носа и надбровные дуги снизу ближе к переносице. Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза.

       Основная задача второй физкультминутки - продление периода

высокой зрительной работоспособности на втором занятии. Для этого дети на 10-15-ой минуте занятия по команде воспитателя “рисуют” точкой взора прямоугольники по периметру рисунка тренажера.

         ТРЕНАЖЕР «ВИДЕОАЗИМУТ» на листе бумаги форматом А–3. Упражнения меняются на “рисование” диагоналей прямоугольника и вертикали. Движения глазами осуществляются при относительно неподвижном лице и способствуют резкому улучшению кровоснабжения тех участков оболочки глаза, к которым крепятся глазодвигательные мышцы. Именно эти упражнения способствуют укреплению склеры - оболочки глаза и превращают близорукий глаз в нормально видящий.

         Этот тренажер  выполняется в виде рисунка прямоугольника на

ватмане, на щите из фанеры, на чертежном листе. Размеры от 30 х 42 см до 140х330 см. Он служит развитию конвергенции, являясь синтезом идей тренажеров «Флажок», «Звездочка» и других подобных им. Первый внешний прямоугольник нарисован красным цветом, рисунок создают красные стрелки, дающие направление по часовой стрелке. Внутри красного нарисован зеленый прямоугольник. Стрелки показывают направление движения и другую сторону. Диагонали желтого и голубого цветов, а вертикаль и горизонталь – фиолетовые. По углам тренажера целесообразно расположить рисунки фигур героев мультфильмов, спортивную символику. Это опорные точки для Фиксации точки взора. У нас несколько вариантов тренажера. Один, небольшой, для работы на столе. Это тогда, когда мы много работаем глазами. Другой вывешивается на доске (стене) посередине. Он используется для тренировки глаз на дальнем, но привычном для ребенка расстоянии с его рабочего постоянного места в группе. Возможен домашний тренажер-плакат. Он поможет снять зрительное утомление во время выполнения домашних заданий или на коррекционных занятиях дома.

        Схема упражнений для нашего тренажера.

        Обежать только взором, не двигая головой, красный

прямоугольник. Дозировка для дошкольников – 4 движения полного цикла.

        Обежать взором зеленый прямоугольник.

        Обежать взором диагональ из угла в угол. Поочередно каждую.

         Вертикаль и горизонталь в той же дозировке.

        Скорость бегания каждый, определяет сам. Необходимо темп

держать выше среднего. Расстояние до тренажера от глаз равно его ширине. Старайтесь не двигать головой. При обучении малышей тренировочным движениям глазами используйте указку, но только на первом этапе. Если на тренажере нарисованы картинки (опорные точки), можно называть их для облегчения освоения детьми программы движений глазами. 

        ТРЕНАЖЕР «ДОРОЖКА» – лист белого картона размером 18х4- см, на нем нарисована дорога (вид сверху). Дорога с двухсторонним движением, постепенно сужается к линии горизонта. На дороге автомобили, вокруг дороги деревья и дома. Если положить дорогу на стол перед собой и так, чтобы она уходила от вас, то возникает возможность «пробежать» глазами по дороге в одну сторону от себя и к себе. Так нужно делать 20 раз для ребенка 4-7 лет.

       ТРЕНАЖЕР «РАКЕТКА – 2» Тренажер представляют миниатюрную копию теннисной ракетки с диаметром 8 см. Фон поля ракетки белый с одной стороны. На белом фоне посередине наклеена или нарисована буква алфавита, соответствующая по размеру шрифта учебника или книги для данного детского возраста. Мы рекомендуем букву «С». С другой стороны ракетки, мы рекомендуем наклеить цветную 6умагy какой-то одной расцветки, которая нужна ребенку (он выбирает цвет сам). Для этого используется цветная бумага и картон в наборах для труда. В центре диска наклеивается рисунок или почтовая марка, спичечная этикетка, вырезка из старого детского журнала. Важна фигурка, которая для малыша заменит букву, тогда, когда она будет ему неинтересна. Тренировка аккомодации и снятие напряжения с уставшего глаза заключается в том, что ребенок или взрослый глядя одним глазом на ракетку (другой закрыт картонным кружком), ставит его (рисунок или букву) в положение четкого видения. Это примерно то расстояние, которое используется для чтения. Затем подвигаем букву к себе до момента «расплывания» текста, т.е. тогда, когда хрусталик не может больше изменить фокус. Это наступает на пределе возможностей аккомодационного аппарата. После этого вернем ракетку в положение четкого видения. Так делать в быстром темпе 20-30 раз для каждого из глаз.

         ТРЕНАЖЕР — «ФЛАЖОК» на длинной ручке, ее длина 80 – 90 см.,

ткани полотнища ярко-красный, другой вариант – зеленый, желтый, голубой и фиолетовый. Пять флажков разного цвета, по одному на каждый день. Задача педагога – стоя лицом к воспитанникам, двигать полотнище флажка по прямым линиям перед собой, «рисуя» в пространстве перед собой фигуру прямоугольника со сторонами не менее 1м х 2м. Дети следят за флажком одними глазами, не двигая головой. Для детского сада (для всех групп) «рисуем» 4-6 раз один прямоугольник, затем рисуем его в другую сторону столько же раз. Потом в прямоугольнике обозначим диагональ (4-5 раз) . Вертикаль и горизонталь труда не представляют, дозировка 4-5 движений вверх-вниз, затем вправо-влево.

           Какой цвет использовать и когда?

В понедельник используется красный цвет флажка.

Во вторник пойдет желтый или зеленый цвет, как и в среду.

Затем голубой и фиолетовый.

Варианты упражнений.

           Учитель или воспитатель, стоя перед группой детей, сидящих или

стоящих, выполняет движения флажком в воздухе по определенным направлениям. Рекомендуется широкая амплитуда движений в среднем темпе, остановки флажка в опорных угловых точках обозначаемой фигуры;

Упражнение «Ромашка» для дошкольников заключается в том, что

педагог «рисует» в воздухе круг из 30-40 движений по диагонали, через воображаемый центр окружности. Дети сопровождают взором каждое движение флажка.

Упражнение «Восьмерка» довольно сложное по характеру

движения. Выполняется медленно, рисуется восьмерка, лежащая на боку. Данное упражнение выполняется по кругу. В данном упражнении мышцам глаз приходится выполнять работу ступенчатого типа, движения флажка должно быть медленным. Выполнить 5-6 восьмерок для малышей и 10-15 для начальной школы.

Упражнение «Ромбик». Медленно нарисовать в воздухе ромб,

стоящий острым углом вниз по вертикали. Делать 10 – 15 рисунков,

Упражнение «Пила». Двигаясь перед столами, за которыми

работают дети, рисовать над головами детей рисунок пилы, четко прорабатывая углы внизу и вверху. Делать 1 минуту.

Упражнение «Змейка». Упражнение «Змейка» выполняется как и

предыдущее, но без обозначения углов, они плавно округляются, делать медленно 1 минуту.

Упражнение «Оса». педагог ходит по группе с тренажером, детям

разрешается движение головой при сопровождении флажка взором. Дети следит только глазами за тренажером тогда, когда педагог находятся перед ними, т.е. не заходят за их спины. Как только это происходит, дети начинают следить глазами и поворачивают голову вправо или влево. 

       ТРЕНАЖЕР — «СОЛНЫШКО» Для его изготовления нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхности рукавичек снаружи. Он применяется даже для детей ясельного возраста. Воспитатель, надев рукавички – тренажер, разводит руки в стороны, стоя перед детьми лицом к ним, находясь в центре перед детьми. Вначале он объясняет детям старшего возраста, что им нужно делать.

        Затем начинает поочередно сжимать одну и затем вторую ладонь.

переводят точку взора, держа голову неподвижно.  Воспитатель контролирует выполнение задания, глядя в глаза детям.

       С малышами насколько сложнее – приходится добиваться выполнения задания без предварительного объяснения задачи. Придется постараться подвигать, потрясти одной ладошкой, чтобы привлечь внимание детей.

         Схема тренажера: вначале держим руки в стороны и 10-15 секунд

поочередно сжимаем и разжимаем ладони. Затем ставим руки в положение в сторону – вверх /одна рука/ и другая в сторону – вниз. Рука как бы показывают диагональ прямоугольника. 10-15 секунд выполняем движения, затем меняем положение рук и снова проводим тренаж. Таким образом, мы заставим сокращаться и расслабляться все глазодвигательные мышцы ребенка. Хотя мы развиваем конвергенцию, но можем воздействовать этим тренажером и на аккомодацию. Поставим одну руку перед собой, стоя перед ребенком ясельного возраста, Раскрытая ладонь сжимается и убирается на 40-50 см к нам и снова раскрывается. Ребенок видит объект, постоянно перемещающийся в глубину от него и к нему.

         Вместо солнышка можно нашить  бабочки, очень яркие и красивые.

Есть варианты солнышка с лучиками, ягодок, цвет тоже может быть разнообразным.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ   Э.С. АВЕТИСОВЫМ

        Исходное положение в двух первых группах  упражнений — сидя.

ГРУППА ПЕРВАЯ

(ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЦИРКУЛЯЦИИ КРОВИ И ВНУТРИГЛАЗНОЙ ЖИДКОСТИ)

       Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

       Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

       Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

       Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4 раза.

        Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

ГРУППА ВТОРАЯ

(ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ)

        Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

       Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

       Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так — 8-10 раз.

         Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении и повторите 4-6 раз.

ГРУППА ТРЕТЬЯ

 (ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ АККОМОДАЦИИ – СПОСОБНОСТИ ХРУСТАЛИКА МЕНЯТЬ ФОРМУ)

        В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

       Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

        Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз. Упражнение облегчает работу на близком расстоянии.

       Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз. 

        Упражнение 4. «Метка на стекле»

        В групповой комнате заранее на оконное стекло прикрепляется на уровне глаз ребенка зрительная метка, расстояние от глаз до метки не менее 0,5 метра.

       Ребенок должен смотреть на метку, и переводит взгляд далеко вперед, при этом голова должна быть неподвижной.

       1. Детям дается задание посмотреть на метку на стекле и плавно перевести взгляд далеко вперед и найти на окне напротив другую зрительную метку или зафиксировать свой взгляд на определенном объекте.

       2. Дети должны выполнять упражнение, стоя, педагог предлагает переводить взгляд с одной метки на другую (близко – далеко) под счет.

        3. Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.

       4. Продолжительность  выполнения упражнения – 1 минута.

       5. Дети должны смотреть на метку, не снимая очков, обоими глазами 1-2 секунды, затем  переводить взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводить взор то на метку, то на объект.

       6. Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы дети не поворачивали головы.

         Систематические занятия способствуют кроме снятия зрительного утомления и тренировки мышц глаза.

 

МЕТОДИКА БЕЙТСА 

       Ульям Горацио Бейтс – врач - окулист из США — стал основоположником методики по улучшению зрения без использования очков. Методика восстановления зрения была основана на неправильной теории, но это не мешает ей восстановить зрение многим людям.

      В 1917 году он открыл первые курсы занятий для желающих хорошо видеть. Три года спустя он выпустил книгу-сборник упражнений. В основу упражнений легло утверждение, что зрение в немалой степени зависит от тонуса глазных мышц. И психическое напряжение в немалой степени влияет на них. А значит для того, чтобы улучшить зрение, их надо расслабить. За счет этого нормализуется кровообращение в глазном яблоке и прилежащей области, что, несомненно, ведет к улучшению зрения. 6 мышц отвечают за зрение. И гимнастика для глаз направлена на то, чтобы они отдыхали и восстанавливались.

       Например, при взгляде влево, отдыхают правые мышцы. Если человек смотрит наверх, то нижние глазодвигательные мышцы в этот момент расслаблены.

      Все виды упражнений, предлагаемых Уильямом Бейтсом можно разделить на несколько категорий:

      ПАЛЬМИНГ. Под этим любопытным словом скрывается всего-навсего отдых для глаз. А название произошло от того, что руками закрываются глаза, чтобы избежать даже малейшего проникновения света. Необходимо сесть, закрыть глаза и расслабиться. Главная цель – по максимуму расслабить глазные мышцы. Зачастую бывает, что как только человек закрыл глаза, ему начинают чудиться различные блики, играющие цветовые пятна, возникают искры. Показателем, что наступило максимальное расслабление и все делается верно, является абсолютная чернота перед глазами. Ничего больше. Глаза нужно закрыть так чтобы не проникал свет Необходимо попробовать визуализировать что-то, попытать думать о приятном. Постепенно, если получается возникать образы, переходить на воображение черных предметов, пока все пространство не станет абсолютно черным и не исчезнут светлые пятна. Это упражнение является ключевым и с него начинается весь комплекс. Рекомендуется его делать 3-4 раза и лишь затем переходить к остальным.

       СОЛЯРИЗАЦИЯ. Помощником для этого занятия является солнце. Необходимо смотреть на него в течение нескольких секунд ежедневно. Суть упражнения состоит в приучении своих глаз к яркому свету.

       ВОСПОМИНАНИЕ. Необходимо попробовать восстановить в памяти какие-либо события или ощущения из прошлого. Когда человек вспоминает что-то приятное, он расслабляется. Его психика становится не такой натянутой, все мышцы тела, в том числе и глаз, находятся в состоянии покоя. Мысленное представление. Необходимо закрыть глаза и попытаться себе что-то представить. Не надо пытаться увидеть каждую мелочь. Образ должен быть общим и резко сменяться. Можно перебирать в уме какие-либо предметы или, например, буквы. Бейтс полагал, что зрение и зрительная память тесно связаны. И для нормализации остроты видения необходимо навести порядок с представлением вещей. Представьте мысленно свой любимый предмет и мысленно его рассмотрите

         ПЕРЕМЕЩЕНИЕ. При перемещении зрачка в какую-либо сторону напрягается один вид глазных мышц, а другие в это время расслабляются. На этом и основываются упражнения на перемещение. Требуется смотреть то в одну сторону, то в другую и постоянно чередовать.

         РАСКАЧИВАНИЕ. Наблюдение за раскачивающимся предметом приводит к частой смене мышц и движению глазного яблока. А что может быть лучшей зарядкой?

        МОРГАНИЕ. Быстрое открытие и закрытие глаз с попыткой фокусирования за этот короткий промежуток времени также может принести немалую пользу здоровью глаз. Всего Уильям Бейтс предложил более 100 упражнений, которые можно выделить в вышеперечисленные группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".

В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же,  выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...

Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения

В статье  говорится о необходимости использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Применение инновационных технологий  связано с тем, что современные требо...

Статья "Требования к использованию ИКТ технологий в работе с детьми с нарушением зрения".

Современное образование и Требования ФГОС ДО  ставит перед воспитателями задачу стать первыми  для ребенка проводниками в мир новых технологий, наставниками в выборе компьютерных игр, помога...

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми с нарушением зрения...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения.

Предложенный материал будет полезен для воспитателей, логопедов, учителей-дефектологов и родителей.Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастик...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения»

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушением зрения"

Презентация знакомит с использованием здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в дошкольном учреждении....