«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения»
консультация по коррекционной педагогике

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения»

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения

Виды здоровьесберегающих технологий:

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном учреждении:

  • Медико - профилактические;
  • Физкультурно - оздоровительные;
  • Технологии обеспечения социально - психологического благополучия ребенка;
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии

Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

 

К данным технологиям относится технология личностно - ориентированного воспитания и обучения дошкольников, решение задач здоровьесбережения через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.

Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

  1. Часто встречаемые заболевания, связанные с нарушением зрения у детей: дальнозоркость, амблиопия, близорукость и косоглазие
  2. Пособия для детей с близорукостью и косоглазием, которые я использую при работе с детьми ОВЗ – это лабиринт, пирамидка, шнуровка, мозаика
  3. Гимнастика для глаз. Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз
  4. У таких детей, как правило, слабые руки, их движения неточны и недостаточно координированы, они не всегда могут уверенно и точно выполнить необходимые движения. В решении таких задач так же помогают игры с природным и бросовым материалом «Разноцветные крышечки», «Перебери фасоль».
  5. Вроде на первый взгляд обычное рисование произвольно выбранная тема. Но есть одно но. Если  с обычными детьми без каких-либо проблем со здоровьем мы пользуемся карандашами, то с ребенком ОВЗ мы используем фломастеры. Чтобы не нагружать зрение.
  6. «Игры для детей с ослабленным зрением». Еще я использую игры из коллекции игр Воскобовича «Квадрат Воскобовича», «Коврограф Ларчик». Эти игры используются на развитие мелкой моторики, мышления, памяти, воображения и речи.

При работе с детьми ОВЗ важно соблюдать определенные требования. Так мы на занятиях и в свободной деятельности используем яркие и насыщенные, контрастные, натуральные цвета. Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает.

  1. Схемы зрительных траекторий я использую для разминок и упражнений на зрительную координацию. На стенах расположены зрительные ориентиры и детям предлагаю найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем пробежать глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху вниз.
  2. Метка на стекле (По Аветисову)

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагаю рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем предлагаю перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что ребенок там видит.

    9. Сегодня нельзя забывать о современных технологиях. Использование современной компьютерной техники позволяет развить традиционные методические подходы, которые способствуют повышению эффективности глазных заболеваний. Это еще позволяет решить вопрос наглядности, активизирует деятельность дошкольников, способствует повышению мотивации к обучению.

Заключение

Регулярное проведение коррекционных работ на занятиях, а также в самостоятельной деятельности с использованием методов и приемов здоровьесберегающих технологий показывает, что: у детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение; активнее развивается общая, мелкая, координация движений; повышается познавательная активность, улучшается  психо - эмоциональное самочувствие и здоровье детей; улучшаются соматические показатели здоровья дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".

В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же,  выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...

Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения

В статье  говорится о необходимости использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Применение инновационных технологий  связано с тем, что современные требо...

Статья "Требования к использованию ИКТ технологий в работе с детьми с нарушением зрения".

Современное образование и Требования ФГОС ДО  ставит перед воспитателями задачу стать первыми  для ребенка проводниками в мир новых технологий, наставниками в выборе компьютерных игр, помога...

Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"

Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми с нарушением зрения...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения.

Предложенный материал будет полезен для воспитателей, логопедов, учителей-дефектологов и родителей.Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастик...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушением зрения"

Презентация знакомит с использованием здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в дошкольном учреждении....