Статья "Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м.наук В.Ф.Базарного в работе с детьми с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Махлова Валентина Николаевна

Статья  о работе с детьми с нарушением зрения с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием) по методике д.м.наук В.Ф. Базарного

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов  здоровьесберегающих методик

 В.Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе

       с детьми дошкольного возраста.        

В нашем дошкольном учреждении наряду с обычными группами функционируют две группы детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие). Эти группы дети посещают с 3-х лет. По возрастному составу группы делятся:  вторая младшая – средняя, старшая – подготовительная к школе группа. Режим работы этих групп такой же, как и  обычных групп с 7.30 до 18.00. Набор детей в эти группы производится по рекомендации городской медико педагогической комиссии в мае. С детьми работают педагоги с высшей и первой квалификационной категорией В. Н. Махлова, В.И. Магаляс, В.М.Нистеренко, Т.Н. Никитенко. В работе с детьми используем «Программу специальных коррекционных образовательных учреждений» под редакцией Л.И.Плаксиной, элементы здоровьесберегающих методик доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного,  которые  мы внедряем и используем на протяжении нескольких лет. В чем же заключается сущность этой  методики?

         Особое внимание уделяем соблюдению зрительного режима. Планируем,  занятия с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения, сидя в положение стоя. При этом каждый ребенок во время занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом ежемесячно  по результатам обследования на предмет остроты зрения. Наблюдая за детьми, сделали вывод, что без ущерба образовательному процессу дети  3-4 раза переходят из одного положения в другое. Главным здесь оказалось не время пребывания в таком положении, а сам факт смены позы.

В этом году благодаря участия в краевой программе «Дети Алтая» были приобретены конторки, что позволило проводить образовательную деятельность в режиме динамической смены поз. Часть занятия ребенок стоит на массажных ковриках за конторкой, другую часть сидит за столом. Режим динамических поз позволяет эффективно развивать и укреплять опорно-двигательный аппарат, творческие способности, исчезает утомляемость, дети раскрепощены, свободны. А также развивающие игры, мягкие модули, конструкторы, предназначенные для внедрения в коррекционно-образовательный процесс.                                      

Используем  максимальную подвижность ребенка во время занятий; может встать, подойти и рассмотреть демонстрационный материал. Проводим физкультминутки, дыхательную  и зрительную гимнастику стоя.

Физкультминутки в игровой форме, учитывая возрастные и зрительные возможности детей. Например: «Веселые человечки», на карточках, которые показывает педагог, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен  2 см. Дети повторяют движения человечка. Комплексы зрительной гимнастики основаны на  методиках В. Ф. Базарного, Э. С. Аветисова. Зрительную гимнастику проводим не менее 3-4 раз в день в течение 3-5 минут. Упражнения носят игровой характер, включая стихи, потешки. Включаем упражнения для глаз с предметами  и без предметов во время утренней гимнастики, физкультурных занятий. Принцип их выполнения заключается в сопровождении основного движения движениями глазного яблока по всем намеченным направлениям: вверх-вниз, вправо- влево, по диагонали, круговые движения. Такие упражнения улучшают кровообращение, расслабляют мышцы, снижают утомление, облегчают зрительную работу на ближнем расстоянии. Материалов по этой теме печатается не так много, поэтому сами разрабатываем, переделываем комплексы гимнастик.

Кроме названных упражнений для укрепления мышц глаза проводятся различного рода элементы  с мячом. Используя мячи с шипами с целью развития тонкой моторики, регулярно проводим пальчиковую гимнастику обязательно с речевым сопровождением. Одновременно дети получают массаж кистей и пальцев рук. Они способствуют развитию памяти, тонкокоординированных  движений кисти и пальцев рук, что способствует легкому овладению нашими выпускниками письмом в школе.

Используем зрительно-пространственную активность в режиме образовательного процесса, достигается это за счет максимального удаления от глаз детей дидактического материала. Выручают  деревянные планки, фабричные подвески (бабочки, птички, мишки и т. д.) и располагается на них дидактический материал высоко в центре группы и в углах, с помощью которого дети считают, составляют слова, упражняются в классификации предметов и т. д.

Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение упражнений для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.  Выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда.

-На стенах размещены  силуэтные изображения предметов, животных, героев сказок, цифры и т. д. Размер 15-30 см. На занятии дети по просьбе  встают и отыскивают глазами нужную картинку – ответ на вопрос педагога    или на загадку.

-В своей работе широко используем методику замечательных тренажеров, разного рода траекторий, по которым дети «бегают глазами» за ориентирующими стрелками траекторий. На  листе ватмана (от 2 до 5 метров)   изображаем какие-либо цветные фигуры (овалы восьмерки, зигзаги, спирали, ломаные линии), толщина линии 1 см.

Разработали большие настенные тренажеры по сказкам, по временам года: «Помоги снеговику пройти к Деду Морозу», «Дорожное движение», «Мотыльки», «Страна математика», «На лесной тропинке» и другие. Используем  на занятиях и индивидуальные тренажеры: «Прокати мяч», «Смотай клубочек», «Покажи дорогу щенку», «Поймай рыбку», «Кто где живет?». Ребенок указкой (кончик указки окрашен в красный цвет) ведет по  тренажеру и прослеживает взглядом. Такие упражнения развивают прослеживающую функцию глаз, зрительно-двигательную координацию. Упражнения для глаз  сочетаются с пальчиковой гимнастикой, дыхательной  и физкультминуткой. Упражнения выполняются под музыку. В роли зрительного тренажера используем лазерный фонарик, пластмассовую указку, на кончик которой прикрепляем пчелку, кораблик, мячик, птичку и т. д.

Дети любят работать с такими тренажерами. Бумажные  тренажеры размещены  в приемной, в группе. Дети по желанию подходят и выполняют движение глазами, руками, туловищем, головой, поочередно обводят указательными пальчиками траектории и одновременно следят за ними глазами.

Решать задачи в образовательной области познание  нам помогают бумажные офтальмотренажеры:  «Пирамидки», «Тарелки с разноцветными кружками», «Коврик», «Витражи в домиках». Дети учатся считать, различают и называют цвета, сравнивают. С помощью таких приемов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.

Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребенка. Аналогично разработали свои тренажеры с определенным заданием, среди 10 горшочков  Вини-Пуха найти  и сказать на каком по счету месте стоят  два одинаковых горшочка, на каком по счету месте стоят три одинаковых матрешки, найдите две одинаковые неваляшки и т. д.

Развитие тонкой моторики и ручного творчества детей  решаем не только на занятиях, но и во время кружковой работы  посредством техники оригами кружок «Журавлик», «Умелые ручки», изонить - «Волшебная ниточка». У детей развивается тонкая моторика, появился художественный вкус, усидчивость. Работы детей принимают участие в городских и краевых конкурсах, отмечены грамотами и дипломами.

 Получаем поддержку от родителей в своей работе. Помогли оформить  экологическое панно, его мы используем во всех видах деятельности; массажные индивидуальные коврики; ребристые доски для закаливания; на участках «дорожки здоровья» для профилактики плоскостопия.

Комплексная интеграция элементов методик Владимира Филипповича Базарного в коррекционном образовательный процесс позволила нам добиться положительных результатов в восстановлении зрения и воспитании детей.

Желаем удачи.

        Руководитель творческой группы:

Махлова В.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".

В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же,  выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке оздоровительно-речевой направленности «Речевичок-здоровячок» в работе с детьми с нарушением зрения Сценарий мастер-класса: занятие «Путешествие гномиков»

Представленный материал содержит сценарий занятия в кружке "Речевичок-здоровячок" с детьми среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Заняти построено на используются здоровьесберегающих техно...

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми с нарушением зрения...

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и возможность их применения в домашних условиях»

С целью установления партнерского сотрудничества детского сада и семьи в вопросах здорового образа жизни детей с нарушением зрения, совершенствования практических навыков, необходимых для сохран...

статья из опыта работы "Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф.Базарного в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

Статья из опыта работы воспитателя по использованию элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...

Папка - передвижка «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах в работе с детьми с нарушениями зрения»

В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В связи с этим реализация здоровьесберегающих технологий в нашей группе стала эффекти...

Инновационная технология. Пальчиковые игры с предметами в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Практический материал.

Пальчиковые игры с предметами используются в коррекционной работе с детьми  с нарушением зрения. Пальчиковые игры в стихотворной форме с предметами (карандаши, крупа, орехи, каштаны, фасоль, горо...