Путешествие на машине времени
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Михалева Юлия Сергеевна

Занятие по развитию речи для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_mashine_vremeni.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие на Машине Времени». Конспект НОД в старшей группе для детей с ЗПР


«Путешествие на Машине Времени». Конспект НОД в старшей группе для детей с ЗПР

Конспект игры-путешествия «Путешествие на Машине Времени» непосредственно-образовательной деятельности в старшей интегрированной группе для детей с ЗПР

Интеграция образовательных областей «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

Цель занятия: уточнение знаний о домах.

Материалы и оборудование:

1. Демонстрационный.

«Машина Времени» - красиво украшенный обруч;

Презентация «Разные дома» (изображения домов и их жителей - картинки с изображением пещеры – первобытного человека; шалаша, индейского дома «типи» - индейца; иглу - эскимоса, хижины - папуаса, мазанки (хаты, избы – человека в русском национальном костюме) ;

Игрушечный домик.

2. Раздаточный.

Картинки на каждого ребенка (люди в национальной одежде – их дом) ; рисунки с изображением домов с разным количеством этажей и «горящим» светом в одном из окон (на каждого ребенка) ;

Разрезные картинки с изображением замка, дворца, избушки на курьих ножках, теремка, домика трех поросят;

Деревянные палочки, игрушечный домик.

Ход занятия.

Учитель-дефектолог: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, это «Машина Времени» (красиво украшенный обруч, с помощью нее мы можем с вами совершить путешествие. Хотите отправиться в путешествие и узнать много интересного?

Тогда возьмемся правой рукой за «Машину Времени» и заведем ее.

Ор – Ор - Ор - быстро заведем мотор.

Учитель-дефектолог: Посмотрите, куда мы попали? (слайд 1)

Показ презентации «Разные дома».

Учитель-дефектолог: Мы с вами попали в прошлое (слайд 2). В то время, когда жили первобытные люди. Как вы думаете, где жили первобытные люди? Дети: Раньше люди жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи. У них не было машин, которые помогли бы им строить большие дома.

Учитель-дефектолог: А первобытному человеку удобно было жить в пещере?

Учитель-дефектолог: Да. Вы правы. Человеку нужно было убежище, которое укрыло бы его от палящего солнца, пронизывающего ветра, жгучего мороза. Сначала люди обживали пещеры, где их соседями нередко становились хищные звери. Со временем человек научился сам строить дома. В ход шли ветки, бревна, камни (слайд 3). Учитель-дефектолог: Как вы думаете, как человек решил построить шалаш, а не остаться жить в пещере? Дети: В пещере холодно, могут обвалиться камни. А если варить еду, весь дым остается в пещере.

Учитель-дефектолог: А в шалаше было хорошо жить?

Дети: Зимой в шалаше холодно.

Учитель-дефектолог: Умницы! Вы очень внимательные. Действительно, в шалаше хорошо летом прятаться от палящего солнца, а зимой было очень холодно. Но в древности человек строил себе жилище еще и из других материалов. (слайд 4). Так индейцы делали жилища – «типи» из шкур бизонов.

На Крайнем Севере эскимосы и сейчас строят свои дома из снежных кирпичей с окнами из речного льда (слайд 5). Эти дома называются «иглу». Находят ровное место, очерчивают круг, складывают стены из тяжелых ледяных кирпичей, которые вырезают изо льда. Посмотрите, во что одеты эскимосы?

Дети: Эскимосы одеты в теплые шубы, которые сшиты из шкур оленей.

Учитель-дефектолог: На Крайнем Севере существуют даже небольшие поселки, в которых несколько иглу стоят рядом (слайд 6). Как вы думаете, удобно жить в иглу? (Ответы детей).

На берегах теплых морей аборигены строили хижины из веток пальм (слайд 7). Но в таких домах, наверное, тоже было неудобно жить? Почему?

Ответы детей.

Учитель-дефектолог: Да. В хижине земляные полы, во время дождя вода попадает в хижину, ветер может ее снести.

В джунглях аборигены строили вот такие необычные дома (Слайд 8) .

Дети: Это дом на дереве.

Учитель-дефектолог: А почему аборигены построили дом так высоко?

Ответы детей

Учитель-дефектолог: Вы правильно думаете. В джунглях много опасных хищников: это и дикие животные, и змеи. Поэтому, чтобы жить в безопасности, дома местные жители строили так высоко.

Люди думали: из чего бы им построить крепкие, надежные дома. В Африке (слайд 9) местные жители строили дома из глины, а крышу покрывали соломой или Фтравой. Посмотрите, какие необычные дома. Что в них интересного на ваш взгляд?

Ответы детей

Учитель-дефектолог: Подумайте, вам удобно было бы жить в таком доме?

Дети: В таком доме внутри темно.

Учитель-дефектолог: Верно. В Африке есть и другие хижины, а вот и жители этих домов (Слайд 10). В Африке жаркая погода, редко идут дожди и в таком доме в жару прохладно, но в нем нет окон и внутри темно. Пол в хижине холодный, земляной.

Посмотрим, какие дома строили раньше в нашей стране. В степях появились дома из глины (слайд 11). Эти дома назывались мазанки. А на Кубани дома из глины назывались курень или хата.

А там, где было много лесов, люди делали дома из деревянных срубов. (Слайд 12). Угадайте, как называются такие дома (изба? (Слайд 13) У избы есть высокое крылечко, крыша, украшенная резьбой. Внутри дома есть лавочка. А главное, есть большая теплая печка, где весело потрескивают поленья. А как вы думаете, чем были удобны эти дома? (Слайд 14). Ответы детей.

Стихотворение «Когда-то люди жили… »

Когда-то люди жили

Без крыш над головой,

Защитой скалы были

И леса кров живой.

Мелькает год за годом,

Идет за веком век,

Зависеть от природы

Не хочет человек.

Полезные орудья,

Создав своим трудом,

Сильнее стали люди,

И вот – построен дом!

Учитель-дефектолог: «Машина Времени» прислала конверт с заданием. (слайд 15). Нужно расселить людей, живших в разное время, в свои дома.

Задание «Рассели людей в дома»

(С помощью карандаша дети соединяют изображения людей и домов). (Словесная инструкция: справа жилища, а слева люди, которые в них живут. Соедините линиями) .

Учитель-дефектолог: На ваших карточках одному человеку не досталось жилища. Это человек, который живет в наше время. Отправимся на машине времени в настоящее и посмотрим дома для современного человека

Перемещение на «Машине Времени». Заводим мотор

Учитель-дефектолог: «Машина Времени» перенесла нас в наше время на улицы нашего города.

Слайд-презентация «Современные дома г. Чебоксары» (продолжение предыдущей презентации) .

Учитель-дефектолог: Как называется наш город?

Дети: Чебоксары.

Учитель-дефектолог: Перед вами одна из центральных улиц нашего города – проспект Тракторостроителей. (Слайд 16). Что вы видите на этой улице?

Ответы детей

Учитель-дефектолог: Мастерство строителей растет, материалы для домов становятся красивее, надежнее и безопаснее. (Слайд 17). Обратите внимание на эту фотографию. Вы узнаете это место?

Дети: Это Залив.

Учитель-дефектолог: Опишите дома, расположенные на Заливе (Ответы детей) .

Учитель-дефектолог: На Заливе расположены дома разные. Есть многоэтажные, двух- и трехэтажные. Все они очень красивые и сделаны из разных современных прочных материалов. В нашем городе есть много театров (Слайд 18). Посмотрите, какие они разные по цвету, по размеру, по форме.

Есть в Чебоксарах и большие современные торговые центры (Слайд 19). Они отличаются от жилых домов. Как вы думаете, из каких материалов построены эти здания?

Дети: Эти здания построены из стекла, железа.

Учитель-дефектолог: В нашем городе много других интересных зданий (слайд 20). Что это за здания?

Дети: Это кинотеатры.

Учитель-дефектолог: И, конечно, вы должны узнать вот это здание (Слайд 21).

Дети: Это наш детский сад.

Учитель-дефектолог: Молодцы. Вы очень внимательны. Сегодня большинство жителей городов живет в многоэтажных «башнях», где «дом» для каждого - отдельная квартира. Как же люди строят такие высокие дома? Конечно, им в этом помогает специальная техника (Слайд 22) .

Учитель-дефектолог: А какую специальную технику вы знаете?

Дети: Экскаватор, бульдозер, подъемный кран, каток.

Учитель-дефектолог: Всем на свете нужен дом. Построим его и мы. Встанем на ножки, приготовим ладошки.

Логоритмическое упражнение «Строим дом»

Целый день тук да тук

Раздается громкий стук.

Строим дом,

Дом большой,

Дом с крылечком

И с трубой.

Игра «Мы построим новый дом».

Учитель-дефектолог: Мы размяли наши руки, подойдем к столам и построим дом из палочек. Возьмите палочки и постройте дом, который вам понравился. (Дети выполняют задание. Анализ готовых работ)

Учитель-дефектолог: Из чего мы построили свои дома?

Дети: Из деревянных палочек. Наши дома деревянные.

Игра «Дом, в котором я живу» (Дети, как эстафету, передают игрушечный домик)

Учитель-дефектолог: Из каких еще материалов можно строить дома? (Из кирпича, блоков, камня, стекла и т. д.)

— Как называется дом, построенный из дерева? (Деревянный.)

— Из кирпича?

— Из блоков?

— Из панелей? и т. д.

Учитель-дефектолог слушает ответы детей и поправляет их, если ошибаются.

— Дома бывают разные по высоте. Почему? (Ответы детей.)

— Как мы скажем про дом, у которого много этажей? (Многоэтажный.)

— Один этаж? (Одноэтажный.)

Игра «Весёлая считалка».

Учитель-дефектолог: «Машина Времени» приготовила вам еще одну игру. (раздаёт детям рисунки домов с разным количеством этажей, в одном из окон «горит свет»). Вы поселитесь в дома, там, где «горит свет», там ваша квартира. Надо сосчитать и сказать:

а) Сколько этажей в доме?

б) На каком этаже ты живёшь? (Там, где «горит свет») .

Учитель-дефектолог: (показывает детям свой рисунок с изображением дома). Я живу в пятиэтажном доме на втором этаже.

(Ответы детей) .

Учитель-дефектолог: Нам пора в дорогу,

Перемещение на «Машине Времени». Заводим мотор.

Ру – ру – ру – продолжаем мы игру

Учитель-дефектолог: Куда же занесла нас «Машина Времени»? Мы попали на улицу, где стоят дома, не похожие на те, в которых мы живём. А чтобы эти дома увидеть, надо их собрать (разрезные картинки)

Игра «Чей дом? ».

Детям раздаются разрезные картинки с изображением замка, дворца, избушки на курьих ножках, теремка и домика трех поросят.

Дети собирают разрезные картинки.

Учитель-дефектолог:

- Какой дом у тебя получился? — Дворец.

- Кто живет во дворце? – Король, принцесса.

- А в какой сказке они живут? – «Кот в сапогах»

- Какой дом получился у тебя? – Замок. В нем живет Кащей Бессмертный

- Какой дом у тебя получился? - Избушка на курьих ножках Бабы Яги

- Какой дом получился у тебя? - Дом Лягушки-квакушки? Сказка «Теремок».

- Какой дом получился у тебя? – Домик трех поросят.

Учитель-дефектолог: Как вы думаете, дома настоящие? Почему?

Учитель-дефектолог: Пора возвращаться обратно.

Перемещение на «Машине Времени»

Ра – ра – ра – вот и кончилась игра.

Итог занятия.

Учитель-дефектолог: А пока мы летим, я хочу сказать, что мне очень понравилось путешествовать с вами на «Машине Времени». А что вам понравилось и запомнилось? (Ответы детей)

Учитель-дефектолог: Вот мы и вернулись обратно. Наше путешествие закончилось.

2. знакомство с гербом Чувашии.

Ведущая показывает флаг и герб Чувашии (слайд на доске). Дети рассматривают его.

-Желтый (золото) и красный- традиционные цвета чувашского народа. Желтый (саро) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото-богатство,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Путешествие на машине времени"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по истории возникновения  транспорта...

Путешествие на машине времени.(Экологический спектакль.)

В 2012 году наш детский сад в очередной раз принимал участие в Межрегиональном фестивале детских экологичсеких театров под девизом "Через искусство к Зелёной Планете" в рамках Общероссийких "Дней защи...

Сценарий юбилея детского сада "Золотая рыбка" - "Путешествие на машине времени".

В сценарии вы найдете юбилейные песни, театрализованное представление, поздравления гостей. Его легко можно дополнить собственными материалами, песнями для детей и танцевальными композициями....

Проект: Путешествие на машине времени в средние века.

Актуальность проекта: низкий уровень культуры общения детей друг с другом, невозможность  разрешить конфликтные ситуации путём переговоров;малая заинтересованность родителей работой д /сада и дея...

Проект: Путешествие на «машине времени» в Древнюю Грецию

Цель проекта:1.Сформировать устойчивую положительную позицию по отношению к культурам разных народов, их образу жизни, искусству.2. Развивать гуманитарную культуру дошкольников, приобщать и воспитыват...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Путешествие на машине времени»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе«Путешествие на машине времени»         Подготовила и провелаЦыпышева Л.Н....