Ослабление симбиотических связей как одно из условий социализации ребенка-инвалида
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

 Ребёнок и мама во внутриутробный период – одно целое.

После рождения ребенка связь остаётся - это симбиотическая связь матери и ребёнка. Так как человеческий детёныш рождается раньше, чем способен существовать самостоятельно, симбиотическая связь – естественный процесс выживания для ребенка. Ослабление симбиотической связи в норме начинается от возраста 5-6 месяцев, когда ребенок получает первый прикорм и его пищеварительная система начинает перестраиваться, получая первую независимость от грудного молока. Выход из симбиоза заканчивается двумя-тремя годами, кризисом трех лет «Я сам». Это естественный процесс, в результате которого ребенок может справиться с основными процессами жизнеобеспечения. Он умеет самостоятельно ходить, есть, одеваться и раздеваться, играть, общаться со сверстниками и взрослыми, обладает достаточно развитой речью. В этом возрасте дети начинают вступать в общественную жизнь – детский сад.

Однако из-за нарушения в развитии, задержке в развитии дети-инвалиды и их матери застревают в максимальном симбиозе на долгие годы, иногда эта связь длится всю совместную жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ослабление симбиотических связей как одно из условий социализации ребенка-инвалида

  Ребёнок и мама во внутриутробный период – одно целое.

После рождения ребенка связь остаётся - это симбиотическая связь матери и ребёнка. Так как человеческий детёныш рождается раньше, чем способен существовать самостоятельно, симбиотическая связь – естественный процесс выживания для ребенка. Ослабление симбиотической связи в норме начинается от возраста 5-6 месяцев, когда ребенок получает первый прикорм и его пищеварительная система начинает перестраиваться, получая первую независимость от грудного молока. Выход из симбиоза заканчивается двумя-тремя годами, кризисом трех лет «Я сам». Это естественный процесс, в результате которого ребенок может справиться с основными процессами жизнеобеспечения. Он умеет самостоятельно ходить, есть, одеваться и раздеваться, играть, общаться со сверстниками и взрослыми, обладает достаточно развитой речью. В этом возрасте дети начинают вступать в общественную жизнь – детский сад.

Однако из-за нарушения в развитии, задержке в развитии дети-инвалиды и их матери застревают в максимальном симбиозе на долгие годы, иногда эта связь длится всю совместную жизнь.

Как следствие, чем сильнее симбиотическая связь ребенка-инвалида и матери, тем меньше у него возможностей самостоятельности и успешной социализации.

Причины «застревания» в симбиотической связи матери и ребёнка:

- чувства вины перед ребенком вызывает у матери желание максимально облегчить его существование, как следствие ограничение самостоятельности;

- вследствие задержки развития дети-инвалиды зачастую физически и интеллектуально выглядят младше своего биологического возраста, что побуждает мать относится к ним как к детям более младшего возраста;

- культ ответственности за больного ребенка, боязнь сделать ему больно, спровоцировать заболевание, побуждает ограничивать возможности ребенка буквально во всем;

- не возможность разделить уход за больны ребенком с другими членами семьи, с няней, приводит к тому, что мать долгое время не реализуется в других направлениях (карьера, хобби, отдых, общение), уход за ребенком становится единственным важным делом в её жизни, и она реально воспринимает себя и ребенка как единое целое. Употребляет местоимение «мы», когда говорит о ребенке, постоянно о нем тревожится, никому его не доверяет, контролирует не только ребенка, а и всех, кто с ним соприкасается (братья и сестры, отец, бабушки и дедушки, воспитатель, врач и т.д.);

- не понимание, какие возможности развития у ребенка с тем или иным заболеванием, приводит к тому, что мама просто не знает к чему и как необходимо приучать ребенка;

- немало важным фактором выступает и то, что дети с нарушениями в развитии имеют низкую активность, нарушение внимания и других психических процессов приводит к ограничениям в подражательных функциях, как следствие без специального обучения, а зачастую без специальных коррекционных приемов не происходит переход к самостоятельности в естественных для ребенка с нормой в развитии процессах, таких как культурно-гигиенические навыки, общение, игра, другие виды детской деятельности;

- еще одна из причин - ограниченная социализация: не посещение детского сада или посещение только вместе с мамой, занятие со специалистами в присутствии мамы, очень ограниченный круг общения, избегания посещения общественных мест.

Все вышеперечисленные причины образуют прочную симбиотическую связь, в которой ребенок становится крайне зависим от матери, а мать от ребенка, что приводит к высокой степени тревожности с обеих сторон и значительно влияет на успешность социализации ребенка-инвалида.

 Шаги ослабления симбиотических связей:

  1. Работа психолога с мамой ребенка инвалида на снятие вины.
  2. Разъяснение с научным обоснованием, что задержка в развитии не задержка возраста, и временные затраты не приведут к развитию, а лишь усугубят задержку еще сильнее, если неадекватно подходить к воспитанию ребенка-инвалида.
  3. Детально познакомить родителей с патологией, характерной заболеванию ребенка, чтобы родители понимали, могут ли они теми или иными действиями навредить ребенку, что действительно не следует допускать, в чем необходимо ограничивать ребенка, а в чем нет.
  4. Поиск ресурсов-помощников для разделения ответственности по уходу за ребенком. Крайне важно постараться помочь маме реализовать себя в профессиональном плане, в личном, в общении.
  5. Помощь в составлении плана развития ребенка  (желательно совместно с медицинскими работниками, ППк, ПМПК), реабилитация, лечение, обследование, процедуры и т.д.
  6. Необходимость коррекционной помощи, как специалистами так и в домашних условиях (помощь в составлении плана, обучение родителей упражнениям, методам приучения к самообслуживанию, игре, общению, труду).
  7. Посещение дошкольного образовательного учреждения без родителей (от 2-х часов до полного дня, в зависимости от физических и эмоциональных возможностей ребенка), посещение спортивных секций, центров реабилитации, общественных мест, общение со сверстниками на прогулке, в гостях и т.д.).

Если не ослаблять симбиотические связи, возможен выход в материнскую депривацию как явную (до отказа от ребенка) так и скрытую (причинение вреда себе) со стороны мамы и в полную беспомощность со стороны ребенка.

Понимая всю ответственность перед возможностью развития такого сценария, педагоги и специалисты должны крайне внимательно относиться к вопросам социализации ребенка-инвалида и отслеживать случаи паталогических симбиотических связей.

Список литературы

1. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации / Ю.А.

Александровский. – Москва: Наука, 2016. – 272 с.

2. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений / А.Я. Варга. –

Москва: Педагогика, 2017. – 258 с.

3. Гурко, Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства / Т.А.

Гурко. // Дефектолог. – 2010. – № 10. – С. 90 - 97.

4. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского

отношения / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2018. – № 3. – С. 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шаги ослабления симбиотических связей: - Психологическая помощь; - задержка развития ≠ задержка возраста; - детальное знакомство с патологией; - поиск ресурсов-помощников; - план развития; коррекционная помощь; активная социализация.

Слайд 2

Осложнения - Материнская депривация (явная или скрытая); - н евозможность социализации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ослабление симбиотических связей как одно из условий социализации ребенка-инвалида» у читель-дефектолог Дорогова М.В. Лесосибирск - 2019

Слайд 2

Симбиотическая связь – как естественный процесс - Причина возникновения; - возможности ослабления; - выход из симбиоза в норме.

Слайд 3

Причины « застревания » в симбиотической связи матери и ребёнка-инвалида - Чувство вины; - физическая задержка развития; - культ ответственности; - отсутствие ресурса помощников; - нет понятия о сущности заболевания; - отсутствие коррекции; ограниченная социализация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста

В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...

Интеллектуальное развитие дошкольников, как одно из условий успешной социализации.

статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Развивающая образовательная среда в детских садах – одно из условий социализации и индивидуализации детей

Развивающая образовательная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возмож...

Консультация для воспитателей "Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей"

Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей...

Организация развивающей предметно-пространственной среды как одно из условий успешной социализации дошкольника.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, инте...

Ослабление симбиотических связей как одно из условий социализации ребенка-инвалида

Ребёнок и мама во внутриутробный период – одно целое.После рождения ребенка связь остаётся - это симбиотическая связь матери и ребёнка. Так как человеческий детёныш рождается раньше,...