консультация для педагогов
консультация по коррекционной педагогике

Мельникова Надежда Владимировна

Консультация для педагогов на тему:

"Изотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении, социальной адаптации.

В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изобразительная арт-терапия, это с одной стороны - метод художественной рефлексии; с другой стороны - технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше; а с третьей стороны - метод, с помощью которого можно корректировать ощущения, которые испытывает каждый от работы: что мешало рисовать, а что помогало; какая из работ особенно нравится и почему; как изменилось ваше внутреннее состояние после рисования.

Изотерапевтическая работа играет немаловажную роль и носит  профилактический и развивающий характер в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка. Ребенок использует изодеятельность как некий способ для осмысления окружающей действительности и своих взаимоотношений с нею. Часто по рисунку составляется психологический портрет.

Цели изотерапии:

1. Выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом.

2. Настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции. Часто невербально легче выразить то, что больше всего нас беспокоит.

3. Развитие самоконтроля и рефлексии.

4. Налаживание отношений между детьми. Сопряженная  художественная деятельность помогает в развитии эмпатии.

5. Изотерапия естественным и первоначальным образом развивает художественно-эстетический вкус и способности. Если у ребенка получается работа, он будет удовлетворен, это вызовет положительные эмоции.

6. Научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека.

7.Развитие у детей чувственно-двигательной координации.

8. Привитие навыка следовать инструкции взрослого.

В целом изобразительная арт-терапия способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. В интерпретации рисунков внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, формы, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности. В изотерапии находит отражение непосредственное восприятие ребенком той или иной ситуации, различные переживания, часто не осознаваемые и невербализуемые.

Выделяют несколько типов заданий, которые можно использовать в практике проведения рисуночной терапии:

  1. Предметно-тематический тип — основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными — «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.
  2. Образно-символический тип — в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребёнка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств — «Радость», «Гнев», «Удивление».

Упражнения на развитие восприятия, воображения и символической функции — задания, основанные на принципе проекции, — «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление — «Рисование по точкам».

Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, сангиной и т. д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей — «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм).

Задания на совместную деятельность — могут включать задания всех четырёх указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.

Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми.

Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике. Она даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека, детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л.В.Выготский назвал детское рисование графической речью. Ребёнок в большинстве случаев затрудняется в вербализации (словесное выражение) своих чувств и переживаний. Для него более естественной является невербальная, в том числе изобразительная экспрессия. Прежде всего, это относится к детям, имеющим речевые и интеллектуальные нарушения. Поэтому изотерапия - это наиболее приемлемая форма психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей.

Практически у всех детей с ограниченными возможностями наблюдается общее недоразвитие речи, моторики, узость кругозора, бедность словарного запаса. Отмечается неадекватная самооценка, эгоцентризм и неумение выражать свои чувства и переживания. Кроме того следует отметить повышенную зависимость этих детей от взрослых. Поэтому использование изотерапии с такими детьми является одним из самых продуктивных методов. Она позволяет:

  • создавать доверительную атмосферу;
  • оказывать друг другу взаимную поддержку;
  • развивать социальные навыки;
  • повышать самооценку;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • устранять психологическое напряжение.

Нет детей, которые бы не любили рисовать. Есть дети, которые разлюбили краски. Причины кроются в том, что взрослые усаживают малыша перед листом бумаги и уходят, забывая о том, что ребёнку нужен не зритель, я человек сопереживающий. Дети рисуют то, что для них важно. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств, при использовании рисования, бесконечно.

Существует большое количество различных форм изотерапии, используя которые в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии можно преследовать разные цели. Любые традиционные формы работы подходят для развития мелкой моторики: гимнастика и специальные игры для пальчиков; лепка, рисование, вырезание из бумаги и аппликация; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон; конструирование и др.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми огромное значение имеет развивающая предметно – пространственная среда.

Так в группах для детей с ОВЗ можно использовать творческие мастерские, наполненные разнообразными материалами для творчески-продуктивной деятельности детей.

Кроме того, А. И. Копытин выделил четыре принципа арттерапевтического воздействия, которые напрямую связаны с организацией средового пространства:

1. Принцип использования разнообразных материалов.

2. Принцип создания условий.

3. Принцип посредничества взрослого человека.

4. Принцип использования специфических приемов в арттерапевтической практике.

Реализация этих принципов находит отражение, как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми с ОВЗ.

Какие техники рисования можно использовать при работе с детьми с ОВЗ?

1. Рисование пальцами. Изображения создаются без помощи специальных инструментов. Для этого обмакивают пальчик руки в свой цвет и рисуют на бумаге, проводя различные линии или точки, мазки с помощью пальцев, фаланг, ладоней. Данный приём позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачи.

Возможен и другой способ пальцевой живописи. При этом пластилиновые колбаски накладывают на карандашный рисунок и размазывают пластилин по поверхности. «Пластилиновое рисование» используют для отвлечения детей от грустных мыслей. С другой стороны, оно даёт возможность в социально приемлемой форме «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону.

2.Печатание.

Техника изображения с помощью печатей. Например – печатание листьями. Настоящий лист дерева намазывают краской и отпечатывают на бумаге.

3.Отпечатывание.

Нетрадиционная техника изображения с помощью отпечатков. В отличие от техники печатания, она не даёт возможность создавать штампы. Детям показываю разные способы отпечатывания. Для этого на любую поверхность наносят цветовое пятно, затем накладывают чистый лист бумаги. Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребёнок придаёт ему определённый образ.

Интересными являются изображения, созданные с помощью окрашенной нити. Для этого толстую нить намазывают краской, кладут между листами, прижимают и вытягивают нитку за кончик. К отпечатку дорисовывают элементы, создавая образы. Данная техника позволяет решать задачи развития образной и связной речи.

4. «Живопись по-сырому».

Бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается, тогда начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы.

5.Рисование мылом.

Для этого с помощью кусочка мыла дети наносят контурное изображение (как простым карандашом). Затем сверху губкой, наносят краски. При этом надо следить, чтобы ребёнок не прижимал сильно губку к изображению, иначе след мыла исчезнет.

6.Рисование щёткой.

Можно выполнять в технике набрызга. Смачивают в краске зубную щётку и, проводя по предмету, направляют цветные брызги на трафареты.

7. Рисунок на стекле

Живопись на стекле (изотерапия) – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, декоративно-прикладным искусством.

Коррекционные задачи при использовании «Прозрачного мольберта»:

-Коррекция зрения, зрительного восприятия;

-Развитие цветовосприятия и сенсорное развитие;

-Развитие общей и мелкой моторики;

-Развитие речи и мышления в процессе восприятия и отображения;

-Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных личностной недостаточностью, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.

Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности). А лучше взять прозрачный пластик или пластиковую доску для лепки.

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, на них есть, где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.

Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такая манера характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы аффективно-личностного плана. Пространство активности ребенка расширяется за счет вытекания воды за пределы стекла. К тому же консистенция воды значительно отличается от краски. Меньшая плотность и текучесть увеличивают скорость манипуляций, убирают статику и конкретику изображений.

За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.

Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.

Занятия с ребенком с ОВЗ может включать в себя следующие этапы:

ЭТАП ПЕРВЫЙ – Знакомство с материалами используемыми при рисовании (бумага, ее свойства, картон, краски и т.д.).

Все даем в руки для любых видов манипуляций. Ребенок работает один (в группе только, если он предварительно подготовлен).

ВТОРОЙ ЭТАП - Чирканье и мазанье карандашами и красками (кистями и пальцами). Работа в основном на бумаге (просто мажем все подряд во время знакомства с материалом).

ТРЕТИЙ ЭТАП - Работа с трафаретами.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - Раскрашивание готовых картинок. Раскрашивание простых и составных геометрических фигур с обязательным их называнием, проговариванием их расположения на листе и заданиями типа:

ПЯТЫЙ ЭТАП - Работа с копиркой. Работаем от простого к сложному. Обсуждаем сюжеты копируемых рисунков (подобранные психологом с учетом проблем детей).

ШЕСТОЙ ЭТАП - Рисование по клеткам.

СЕДЬМОЙ ЭТАП - Самостоятельный рисунок на свободную тему.

ВОСЬМОЙ ЭТАП - Рисунок на заданную тему (я в школе, дома, моя семья, я гуляю во дворе и т.п.).

ДЕВЯТЫЙ ЭТАП - Все дети рисуют один рисунок на большом листе.

Этот этап необходим для закрепления навыков коммуникации. Также используем его для логического завершения работы (память для руководителя о группе), подведения итогов (вот к чему мы пришли; какие мы стали: умелые, дружные, веселые и т.п.).

Можно использовать на занятиях разные упражнения:

* «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».

* «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».

* «Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».

* «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».

* «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый – сильный; счастливый – несчастный, печальный – веселый; любить – не любить; хороший – плохой; счастье – несчастье; доверие – подозрение; отдельно – вместе».

* «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»

Детям эмоционально зажатым, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям можно предложить краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах или на конторках, глину, пластилин, рисование мелом.

Вовлечение детей с ограниченными возможностями в художественную деятельность с большой эффективностью позволяет решать проблемы укрепления физического и психического здоровья, преодоления комплекса неполноценности и улучшения психоэмоционального состояния ребенка.


 


 


 


 


 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

"Изотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении, социальной адаптации.

В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изобразительная арт-терапия, это с одной стороны - метод художественной рефлексии; с другой стороны - технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше; а с третьей стороны - метод, с помощью которого можно корректировать ощущения, которые испытывает каждый от работы: что мешало рисовать, а что помогало; какая из работ особенно нравится и почему; как изменилось ваше внутреннее состояние после рисования.

Изотерапевтическая работа играет немаловажную роль и носит  профилактический и развивающий характер в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка. Ребенок использует изодеятельность как некий способ для осмысления окружающей действительности и своих взаимоотношений с нею. Часто по рисунку составляется психологический портрет.

Цели изотерапии:

1. Выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом.

2. Настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции. Часто невербально легче выразить то, что больше всего нас беспокоит.

3. Развитие самоконтроля и рефлексии.

4. Налаживание отношений между детьми. Сопряженная  художественная деятельность помогает в развитии эмпатии.

5. Изотерапия естественным и первоначальным образом развивает художественно-эстетический вкус и способности. Если у ребенка получается работа, он будет удовлетворен, это вызовет положительные эмоции.

6. Научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека.

7.Развитие у детей чувственно-двигательной координации.

8. Привитие навыка следовать инструкции взрослого.

В целом изобразительная арт-терапия способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. В интерпретации рисунков внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, формы, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности. В изотерапии находит отражение непосредственное восприятие ребенком той или иной ситуации, различные переживания, часто не осознаваемые и невербализуемые.

Выделяют несколько типов заданий, которые можно использовать в практике проведения рисуночной терапии:

  1. Предметно-тематический тип — основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными — «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.
  2. Образно-символический тип — в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребёнка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств — «Радость», «Гнев», «Удивление».

Упражнения на развитие восприятия, воображения и символической функции — задания, основанные на принципе проекции, — «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление — «Рисование по точкам».

Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, сангиной и т. д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей — «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм).

Задания на совместную деятельность — могут включать задания всех четырёх указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.

Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми.

Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике. Она даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека, детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л.В.Выготский назвал детское рисование графической речью. Ребёнок в большинстве случаев затрудняется в вербализации (словесное выражение) своих чувств и переживаний. Для него более естественной является невербальная, в том числе изобразительная экспрессия. Прежде всего, это относится к детям, имеющим речевые и интеллектуальные нарушения. Поэтому изотерапия - это наиболее приемлемая форма психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей.

Практически у всех детей с ограниченными возможностями наблюдается общее недоразвитие речи, моторики, узость кругозора, бедность словарного запаса. Отмечается неадекватная самооценка, эгоцентризм и неумение выражать свои чувства и переживания. Кроме того следует отметить повышенную зависимость этих детей от взрослых. Поэтому использование изотерапии с такими детьми является одним из самых продуктивных методов. Она позволяет:

  • создавать доверительную атмосферу;
  • оказывать друг другу взаимную поддержку;
  • развивать социальные навыки;
  • повышать самооценку;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • устранять психологическое напряжение.

Нет детей, которые бы не любили рисовать. Есть дети, которые разлюбили краски. Причины кроются в том, что взрослые усаживают малыша перед листом бумаги и уходят, забывая о том, что ребёнку нужен не зритель, я человек сопереживающий. Дети рисуют то, что для них важно. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств, при использовании рисования, бесконечно.

Существует большое количество различных форм изотерапии, используя которые в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии можно преследовать разные цели. Любые традиционные формы работы подходят для развития мелкой моторики: гимнастика и специальные игры для пальчиков; лепка, рисование, вырезание из бумаги и аппликация; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон; конструирование и др.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми огромное значение имеет развивающая предметно – пространственная среда.

Так в группах для детей с ОВЗ можно использовать творческие мастерские, наполненные разнообразными материалами для творчески-продуктивной деятельности детей.

Кроме того, А. И. Копытин выделил четыре принципа арттерапевтического воздействия, которые напрямую связаны с организацией средового пространства:

1. Принцип использования разнообразных материалов.

2. Принцип создания условий.

3. Принцип посредничества взрослого человека.

4. Принцип использования специфических приемов в арттерапевтической практике.

Реализация этих принципов находит отражение, как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми с ОВЗ.

Какие техники рисования можно использовать при работе с детьми с ОВЗ?

1. Рисование пальцами. Изображения создаются без помощи специальных инструментов. Для этого обмакивают пальчик руки в свой цвет и рисуют на бумаге, проводя различные линии или точки, мазки с помощью пальцев, фаланг, ладоней. Данный приём позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачи.

Возможен и другой способ пальцевой живописи. При этом пластилиновые колбаски накладывают на карандашный рисунок и размазывают пластилин по поверхности. «Пластилиновое рисование» используют для отвлечения детей от грустных мыслей. С другой стороны, оно даёт возможность в социально приемлемой форме «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону.

2.Печатание.

Техника изображения с помощью печатей. Например – печатание листьями. Настоящий лист дерева намазывают краской и отпечатывают на бумаге.

3.Отпечатывание.

Нетрадиционная техника изображения с помощью отпечатков. В отличие от техники печатания, она не даёт возможность создавать штампы. Детям показываю разные способы отпечатывания. Для этого на любую поверхность наносят цветовое пятно, затем накладывают чистый лист бумаги. Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребёнок придаёт ему определённый образ.

Интересными являются изображения, созданные с помощью окрашенной нити. Для этого толстую нить намазывают краской, кладут между листами, прижимают и вытягивают нитку за кончик. К отпечатку дорисовывают элементы, создавая образы. Данная техника позволяет решать задачи развития образной и связной речи.

4. «Живопись по-сырому».

Бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается, тогда начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы.

5.Рисование мылом.

Для этого с помощью кусочка мыла дети наносят контурное изображение (как простым карандашом). Затем сверху губкой, наносят краски. При этом надо следить, чтобы ребёнок не прижимал сильно губку к изображению, иначе след мыла исчезнет.

6.Рисование щёткой.

Можно выполнять в технике набрызга. Смачивают в краске зубную щётку и, проводя по предмету, направляют цветные брызги на трафареты.

7. Рисунок на стекле

Живопись на стекле (изотерапия) – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, декоративно-прикладным искусством.

Коррекционные задачи при использовании «Прозрачного мольберта»:

-Коррекция зрения, зрительного восприятия;

-Развитие цветовосприятия и сенсорное развитие;

-Развитие общей и мелкой моторики;

-Развитие речи и мышления в процессе восприятия и отображения;

-Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных личностной недостаточностью, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.

Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности). А лучше взять прозрачный пластик или пластиковую доску для лепки.

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, на них есть, где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.

Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такая манера характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы аффективно-личностного плана. Пространство активности ребенка расширяется за счет вытекания воды за пределы стекла. К тому же консистенция воды значительно отличается от краски. Меньшая плотность и текучесть увеличивают скорость манипуляций, убирают статику и конкретику изображений.

За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.

Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.

Занятия с ребенком с ОВЗ может включать в себя следующие этапы:

ЭТАП ПЕРВЫЙ – Знакомство с материалами используемыми при рисовании (бумага, ее свойства, картон, краски и т.д.).

Все даем в руки для любых видов манипуляций. Ребенок работает один (в группе только, если он предварительно подготовлен).

ВТОРОЙ ЭТАП - Чирканье и мазанье карандашами и красками (кистями и пальцами). Работа в основном на бумаге (просто мажем все подряд во время знакомства с материалом).

ТРЕТИЙ ЭТАП - Работа с трафаретами.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - Раскрашивание готовых картинок. Раскрашивание простых и составных геометрических фигур с обязательным их называнием, проговариванием их расположения на листе и заданиями типа:

ПЯТЫЙ ЭТАП - Работа с копиркой. Работаем от простого к сложному. Обсуждаем сюжеты копируемых рисунков (подобранные психологом с учетом проблем детей).

ШЕСТОЙ ЭТАП - Рисование по клеткам.

СЕДЬМОЙ ЭТАП - Самостоятельный рисунок на свободную тему.

ВОСЬМОЙ ЭТАП - Рисунок на заданную тему (я в школе, дома, моя семья, я гуляю во дворе и т.п.).

ДЕВЯТЫЙ ЭТАП - Все дети рисуют один рисунок на большом листе.

Этот этап необходим для закрепления навыков коммуникации. Также используем его для логического завершения работы (память для руководителя о группе), подведения итогов (вот к чему мы пришли; какие мы стали: умелые, дружные, веселые и т.п.).

Можно использовать на занятиях разные упражнения:

* «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».

* «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».

* «Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».

* «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».

* «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый – сильный; счастливый – несчастный, печальный – веселый; любить – не любить; хороший – плохой; счастье – несчастье; доверие – подозрение; отдельно – вместе».

* «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»

Детям эмоционально зажатым, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям можно предложить краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах или на конторках, глину, пластилин, рисование мелом.

Вовлечение детей с ограниченными возможностями в художественную деятельность с большой эффективностью позволяет решать проблемы укрепления физического и психического здоровья, преодоления комплекса неполноценности и улучшения психоэмоционального состояния ребенка.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....