Мастер-класс «Игры с предлогами своими руками»
презентация по коррекционной педагогике

Мастер-класс «Игры с предлогами своими руками».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24 « Пчёлка»

Мастер-класс для педагогов

«Игры с предлогами своими руками»

Выполнила:

Кузнецова Светлана Александровна

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

Бердск,2020

Цель. Повышение педагогического мастерства воспитателей  в использовании дидактических игр и упражнений по обучению предложным конструкциям.

Задачи:

1.Познакомить педагогов   с дидактической  игрой « Составь предложение».

2. Формировать умения использовать дидактическую игру для работы с предлогами в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.

3. Совершенствовать практические навыки проведения дидактической игры  с использованием предложных конструкций.

Материал: предметные картинки, карточки  со схематическим изображением предлогов, карточки со схематическим изображением слов действий, крышки.

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю  мастер-класс на тему: « Игры с предлогами своими руками».

Одна из актуальных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения - это ориентировка в пространстве.

Дети с нарушением зрения не в полной мере  владеют схемой тела, не имеют  четкого словаря, отражающего направления движения. Вследствие нарушений  ориентировки в пространстве у детей формируется своеобразное представление об окружающей среде, которое не отражает реальных пространственных связей между предметами. Так же  у детей наблюдается  отсутствие необходимого запаса слов; отмечается сложность удерживания   в речевой памяти развернутых  высказываний и правильность грамматического конструирования предложения. Из-за нарушения зрительного восприятия у дошкольников возникают трудности  в употреблении  предлогов. Дети допускают различные ошибки:  не правильно изменяют падежные окончания,  пропускают  предлоги, ошибаются в понимании пространственных предлогов–антонимов («из-за – из-под», «над – под», «от – к», «за – перед»). Поэтому  формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с нарушением зрения и речи является одной из важных сторон коррекционной  работы.

Для решения данной проблемы  использование  дидактических игр, это самый эффективный метод воздействия на ребёнка, так как игра основной вид его деятельности.

Я предлагаю Вашему вниманию практический материал, представленный играми и упражнениями, которые могут быть использованы при  индивидуальной и совместной деятельности с детьми.

         На начальном этапе знакомства с предлогом использую упражнение «Поймай предлог», когда из ряда «маленьких слов» надо выделить изучаемый и хлопнуть в ладоши. При этом происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога, что развивает фонематический слух, внимание и способствует запоминанию пройденного предлога.  Давайте поиграем, вы должны поймать предлог «из-под»: на, из, около, перед, из-под, у, к, над, на, с, из –под, между, над, под, из-под.

Затем детям предлагаю задания на понимание обобщённого значения предлогов, например: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? Хочу услышать ваши варианты ответов  ( ответы участников): на стуле, на окне, на полке и т.д.

После ознакомления дошкольников с двумя опозиционными предлогами, мы продолжаем совершенствовать умение их использования уже в сравнении. Например, «Положи книгу в ящик, а папку на стол. Учу детей вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность. Хочу предложить Вам выполнить такие задания:  положи кружок... стол, а грибок... стул. Какие предлоги подходят в данном случае Достань куртку  ИЗ шкафа, а ботинки С полки.

Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игру провожу в двух вариантах.

Первый вариант, когда дети  разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия, ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы из лейки, собираешь грибы в , положил ложку на стол, и т.д.). Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.( Поиграть.Фото)  (2 слайд)

Второй вариант, когда инсценирование ситуации происходит на столе с помощью реальных предметов.  Под строчки стихов или небылиц ребенок выкладывает изображения – «живые картинки»  в соответствии с текстом стихотворения или рассказа. Например, я читаю  стихотворение

З. Александровой «Что взяла – клади на место», а ребенок, в соответствии с текстом, разыгрывает его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. Усложнение: необходимо исправить ошибки, допущенные героиней стихотворения.   ( ФОТО)  (3 слайд)

Дети с большим интересом выполняют такое упражнение, как

«Вставь пропущенный предлог». ( Дети сели ….самолет, комар залетел …комнату, корабль приплыл …пристани, учитель пишет…доске.)

Упражнение « Исправь ошибку»: Яблоки лежат под столе. Кошка лежит на диваном,

”Жил человек “рассеянный на улице Бассейной ...”.

Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал

все слова. Помогите ему правильно прочитать и понять предложения. Вот как он прочитал:

- Дед в печи, дрова на печи”. Исправьте его.

- На столе сапожки, под столом лепёшки. А как надо сказать?

- Овечки в речке, караси у речки”. А как правильно?

- Под столом портрет, над столом табурет.

Упражнение «Бабочка».  Используется для закрепления лексического значения пространственных предлогов.  Предлагаю детям   выполнять действия с предметами, интонационно выделяя предлог. Для этого можно использовать бабочку, птичку, любого сказочного персонажа по теме недели. Бабочка «летает», «садится» на предметы, «залетает» в предметы, под предметы. (4 слайд)

        В своей работе использую словесные и настольно-печатные игры такие как: ( 5 слайд)  « Предлоги», « Что где лежит или стоит в кабинете», « Куда спрятали игрушку», « Придумай предложение о каком либо предмете , который находится в кабинете».

Дети с удовольствием играют в  игру малой подвижности « Прятки». Я закрываю  глаза, а дети берут игрушки и прячут их в кабинете в разных местах. Делаю вид что не могу найти игрушку, и прошу детей помочь мне в поиске: « Таня, куда ты спрятала свою игрушку? Таня отвечает « Я спрятала куклу под стол..». Дети сами помогают найти мне свои игрушки.

 Также в своей работе использую дидактические игры изготовленные своими руками.

  1. В кабинете оформлено игровое пособие  «Город птиц». Цель: развивать пространственную ориентировку; зрительное восприятие, внимание и память; совершенствовать цветовосприятие. ( 6 слайд)

Задания: ( которые предлагаются к этому пособию)

-какого цвета птичка сидит на жёлтом скворечнике?

-какой «предлог» держит в клювике розовая птичка?

-какая птичка несёт предлог «над»?

-в какую сторону летит зелёная птичка?

- какой скворечник находится между зелёным и жёлтым?

Работая с  этим  пособием я использую лазерную  указку , т.к. игры с лазерной указкой как правило проходят на высоком эмоциональном уровне, а главное являются средством развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения.

        

2.« Хоровод» . (7 слайд)  Дети становятся в центр круга и называют  где находится заданный мною  предлог.

3. « Проведи дорожку» (8слайд)  В данной игре нужно подобрать к каждой картинке схему предлога  и провести дорожку при помощи шнурков.

4.« Найди  место крышечке». (9 слайд)  Данное пособие помогает активизировать в речи употребление предлогов с пространственным значением, учит составлять предложения по наглядной ситуации, развивает мелкую моторику.

Сегодня я хочу поделиться с Вами опытом изготовления игры  « Составь предложение». ( 10 слайд)  

Задачи: научить понимать пространственное значение предлогом, сформировать представление о предлоге как отдельном слове, научить придумывать словосочетания и предложения с опорой на картинки, научить составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему.

Дидактическую игру « Составь предложение" я использовала для работы с предлогами в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.

Для изготовления игры я использовала бросовый материал:  горлышки и крышки диаметром 3,5 см  от молочных бутылок; предметные картинки на разные лексические темы; картинки обозначающие слова-действия, цв. бумага  и пластиковые или любые прочные прямоугольные пластины.

Сначала я подготовила схемы,  нарезала полоски одинаковой длины и разной ширины. Для более легкого варианта игры  использовала схемы  из трёх слов ( 2 предмета и схема предлога) , разместила их на широкой полоске. При усложнении задания использовала схемы из четырёх слов  ( 2 предметов, предлога и действия) разместила их на  узкой полоске.  Прежде чем использовать схемы слов действий, детей познакомила с этими словами и их обозначением. Например : кровать – спит, самолет- летит, стул- сидит и т.д).

А сейчас мы с Вами попробуем подготовить схемы предложений . Перед вами нарезанные полоски, и картинки на разные лексические темы. Составляем схему предложения из трёх слов. Для составления схем из трёх слов мы используем  картинки большего размера.  У меня получилась схема предложения  : Солнце над домом.   Составляем схему из четырех слов на узкой полоске. Она состоит из двух предметов, предлога и действия. У меня получилась схема предложения : Бабочка летит над цветком. Схемы готовы.

Сейчас нам нужно подготовить крышки. Вам необходимо вырезать картинки и наклеить их на крышки.  Крышки готовы.

Я сейчас мы с вами поиграем. Покажите мне схему из трёх слов. Она располагается на широкой полоске. Какая схема вашего предложения?

……….

А сейчас нам нужно подобрать и разложить крышки с предметными картинками так, чтобы они отражали схему этого предложения. И прикрутить крышки на прямоугольные пластины. Далее с детьми проводится анализ предложения, активизируется внимание на использование предлога.  Тоже самое с предложением из четырёх слов. Покажите схему из четырёх слов. Переворачиваем прямоугольную пластину , и прикручиваем крышки так чтобы они отражали схему этого предложения.

Затем можно предложить ребенку самостоятельно придумать предложение и выложить его с помощью крышек .  В индивидуальной работе с детьми можно  использовать специально подобранные картинки для составления предложений по ним.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и упражнения на ознакомление детей с предлогами

Слайд 2

Сценки пантомимы

Слайд 3

Игра «Живые картинки»

Слайд 4

Упражнение «Бабочка»

Слайд 5

Настольно-печатная игра «Предлоги»

Слайд 6

« Город птиц»

Слайд 7

Игра «Хоровод»

Слайд 8

Игра «Проведи дорожку»

Слайд 9

Игра «Найди место крышечке»

Слайд 10

Игра «Составь предложение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Елочная игрушка своими руками"

Мастер-класс с использованием технологии художественно-творческого моделирования из бумаги....

Мастер класс: рождественский венок на дверь своими руками

Великий праздник-Рождество Христово всегда отмечался на Руси ярко, пышно и красиво. У всех людей было праздничное настроение, готовились вкусные блюда, пели песни, украшали избы....

Мастер-класс для родителей "Новогодние украшения своими руками"

Познакомить детей и родителей со способами изготовления елочных игрушек из бумаги. Детей 4-летнего возраста учить делать из бумаги, сложенной «гармошкой» новогодний бантик. Детей 5-летнего возраста уч...

Мастер-класс "Дидактическая игра для дошкольников своими руками"

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.Чтобы дети с удовольствием посещали лого...

Мастер - класс «Дидактические игры по ФЭМП своими руками»

К вашему вниманию дидактические игры, которые можно изготовить своими руками для закрепления счета. геометрических фигур. состава чисел из двух меньших ....