Мастер - класс "Дидактические игры и пособия своими руками по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем"
учебно-методический материал

Слепнёва Татьяна Петровна

Материал будет полезен педагогам, родителям, студентам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_i_posobiya_svoimi_rukami.docx17.7 КБ
Файл igry.docx12.9 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МАП «Познавательное развитие»

Тема "Дидактические игры и пособия своими руками по ознакомлению детей с родным краем"


         Слайд 1. Титульник

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться опытом работы использования дидактических игр и пособий, выполненных своими руками в работе с детьми по ознакомлению с родным краем.

Ознакомление детей с родным краем – важнейшая составляющая патриотического воспитания и формирования личности.

Любовь к Родине начинается с малого – с любви к родному дому, улице, городу, краю.

В современном мире, который находится в условиях глобализации и возросшего влияния информационных технологий, важно привить детям чувство привязанности к своей малой Родине, сформировать уважение к ее прошлому и настоящему. Сегодня мы рассмотрим, как с помощью дидактического материала знакомить детей с родным краем.

Использование дидактических игр и пособий, сделанных своими руками, позволяет решить многие образовательные задачи по ознакомлению детей с родным краем, так и в нашей разновозрастной группе ознакомление с родным краем помогает решать нам поставленные цель и задачи, которые представлены на экране. А мы с вам и разберём классификацию дидактических игр и пособий по ознакомлению детей с родным краем!

Цель и задачи представлены для вас на слайде! 

Слайд 2.

Цель: Сформировать у детей целостное представление о родном крае, воспитать любовь к своей малой Родине.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей, культурой и традициями родного края.
  • Обогатить знания о географических особенностях, флоре и фауне.
  • Развивать познавательный интерес и любознательность.
  • Формировать патриотические чувства и гражданскую ответственность.
  • Способствовать развитию сенсорных и мыслительных процессов.
    Развивать коммуникативные навыки.

Дидактические игры и пособия по ознакомлению с родным краем можно классифицировать по различным критериям:

  1. Слайд 3.  По содержанию:
  • Исторические: Знакомят с историческими событиями, личностями, памятниками архитектуры (например, домино "Исторические места города", лото "Знаменитые люди края", карты-схемы "Исторические маршруты").
  • Географические: Знакомят с географическими особенностями, ландшафтом, водными ресурсами (например, настольная игра "Путешествие по краю", пазлы "Карта области", макеты рек и водоемов).
  • Природоведческие: Знакомят с флорой и фауной, природными явлениями, экологическими проблемами (например, лото "Животные нашего края", дидактическая игра "Растения и животные Красной книги", макеты природных зон).
  • Культурологические: Знакомят с народными промыслами, традициями, обычаями, фольклором (например, конструктор "Традиционный дом", куклы в национальных костюмах, наборы для росписи по дереву).
  1. Слайд 4. Форме организации:
  • Настольные игры: Лото, домино, пазлы, настольные игры-ходилки, карточные игры.
  • Развивающие книги и альбомы: Книги-раскраски, книги-игры, интерактивные альбомы.
  • Макеты и модели: Макеты городов, исторических мест, природных зон, моделей животных и растений.
  • Дидактические карточки: Карточки с изображениями, описаниями, вопросами и заданиями.
  • Дидактические коврики и панно: Используются для сюжетно-ролевых игр, создания композиций, моделирования ситуаций.

А каково же значение дидактических игр и пособий, в можете посмотреть на слайде.

Слайд 5. Значение дидактические игры и пособия в ознакомлении с родным краем:

  • Повысить познавательный интерес: Превращают обучение в увлекательный процесс, стимулируют любознательность.
  • Развить сенсорные навыки: Использование различных материалов и техник в создании пособий позволяет развивать тактильные, зрительные и слуховые ощущения.
  • Активизировать мыслительные процессы: Игры способствуют развитию памяти, внимания, логического мышления, воображения.
  • Формировать коммуникативные навыки: Совместные игры учат взаимодействию, сотрудничеству, умению делиться информацией.
  • Углубить знания о родном крае: Ознакомить с историческими событиями, географическими особенностями, флорой и фауной, культурой и традициями.
  • Воспитывать патриотические чувства: Формировать у детей чувство гордости за свой край, уважение к его наследию.

А мы остановимся на методических рекомендациях по использованию дидактических ир и пособий.

Слайд 6.  Методические рекомендации по использованию дидактических игр и пособий:

  1. Учет возрастных особенностей: Выбирать игры и пособия, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
  2. Создание мотивирующей среды: Поддерживать интерес к игре, стимулировать любознательность.
  3. Активное участие педагога: Направлять деятельность детей, помогать в решении проблем, задавать вопросы.
  4. Использование разнообразных методов и приемов: Словесные методы (рассказ, беседа, описание), наглядные методы (показ, демонстрация), практические методы (игры, упражнения).
  5. Создание ситуации успеха: Хвалить за достижения, поддерживать инициативу.
  6. Регулярное обновление дидактического материала: Разнообразить игровые пособия, добавлять новые элементы и сюжеты.
  7. Использование краеведческого материала: Включать фотографии, книги, альбомы, карты, посвященные родному краю.
  8. Связь с реальной жизнью: Организовывать экскурсии, прогулки по городу, посещения музеев, выставок.
  9. Вовлечение родителей: Привлекать родителей к созданию дидактических пособий, организации экскурсий и мероприятий.

Слайд 7. У нас же в группе имеется уголок патриотического воспитания, который содержит дидактические игры, пособия, художественную литературу по ознакомлению детей с родным краем

  • "Собери карту своего края, Байкала/герб и флаг": Разрезная карта, которую дети должны собрать, ориентируясь на контуры, а так же по цифрам.
  •  «Весёлый осьминожек», "Узнай по описанию", «Интервью», «Четвёртый лишний»: Игры на закрепление знаний о животных и растений с их средой обитания в родном крае, ознакомлению с памятниками и историческими местами города.
  • «Наша коллекция камней» ( полезные ископаемые нашего края)
  •  «Волшебный куб» (города Иркутской области),
  • Книга-раскраска "Природа родного края": С изображениями растений, животных и ландшафтов, требующих раскрашивания.
  • Лепбук «Мой город Иркутск»,  «Моя семья!», дидактическое пособие включает в себя загадки, фотографии, игры. (ПОКАЗ)
  • Макеты: Лес, Байкал, Байкальские степи.

Слайд 8  «Разминку для ума»

Хотелось бы закрепить представленный для вас материал. Предлагаю вам немного поразмыслить и классифицировать по различным критериям предложенные дидактические игры. Приглашаю 8 человек – студентов и 2 эксперта педагога.

Ваша задача: предложенную вам дидактическую игру классифицировать по содержанию (Раздать карточки: с категориями д\игр (Исторические. Географические. Природоведческие. Культурологические); + карточки с названием и цель д\игры)

Время на обдумывание: 2 минуты

Проверка работы экспертами: 1 минута

Оглашение результатов.

Слайд 9. Дидактические игры и пособия являются важным инструментом в формировании у детей любви к родному краю, уважения к его истории и культуре. Правильно организованная работа с использованием дидактических материалов способствует развитию познавательного интереса, мыслительных процессов, коммуникативных навыков, а также формированию патриотических чувств. Систематическое использование дидактических игр и пособий в образовательном процессе позволяет создать благоприятные условия для всестороннего развития личности ребёнка и воспитания достойного гражданина своей страны.

Слайд 10. Рефлексия



Предварительный просмотр:

Дидактические игры и пособия по ознакомлению с родным краем разного содержания:

Игры на знание географических объектов:

"Найди на карте":
Цель: Закрепить знания о расположении географических объектов (рек, озер, гор, городов) на карте.
Материал: Карта родного края, карточки с названиями географических объектов.
Ход игры: Ведущий показывает карточку с названием географического объекта. Дети должны найти его на карте и показать. Можно усложнить, давая описание объекта (например, "Это самая длинная река в нашем крае") или загадывая загадки.

"Что лишнее?":
Цель: Закрепить знания о географических особенностях разных местностей в крае.
Материал: Карточки с изображениями разных ландшафтов (горы, леса, поля, реки, города).
Ход игры: Ведущий показывает ряд карточек, где одно изображение не соответствует остальным (например, 3 карточки с лесом и 1 с морем в лесной зоне). Дети должны определить, что лишнее и почему.

"Путешествие по краю":
Цель: Познакомить детей с разными городами/районами края и их особенностями.
Материал: Карта края, фотографии достопримечательностей разных городов/районов, карточки с описаниями этих мест.
Ход игры: Дети "путешествуют" по краю, рассматривая фотографии, читая описания и отмечая маршрут на карте. Можно использовать элементы ролевой игры (например, дети - туристы, экскурсоводы, местные жители).

"Собери герб (карту, пазл)":
Цель: Закрепить знания о символике и границах родного края.
Материал: Разрезанный на части герб (карту) края.
Ход игры: Дети собирают из частей целое изображение герба или карты. Можно усложнить, попросив обосновать, что изображено на гербе и что обозначает.



Игры на знание истории края:

"Что было раньше, что потом?":
Цель: Познакомить детей с основными историческими событиями в крае.
Материал: Карточки с изображениями или краткими описаниями исторических событий.
Ход игры: Дети должны расставить карточки в правильном хронологическом порядке.

"Исторические личности":
Цель: Познакомить детей с выдающимися людьми, внесшими вклад в развитие края.
Материал: Карточки с портретами исторических личностей и краткими описаниями их деятельности.
Ход игры: Дети должны сопоставить портреты с описаниями или ответить на вопросы о каждом персонаже.

"Музейные экспонаты":
Цель: Формирование представлений о культуре и быте прошлых поколений, проживавших в крае.
Материал: Карточки с изображением старинной утвари, одежды, орудий труда.
Ход игры: Детям предлагается определить, как назывался предмет, для чего он использовался в прошлом, а затем в современном мире.


Игры на знание природы родного края:

"Узнай растение (животное)":
Цель: Закрепить знания о растениях и животных, обитающих в крае.
Материал: Карточки с изображениями растений и животных, звуки природы.
Ход игры: Ведущий показывает изображение или включает звук. Дети должны узнать растение/животное и рассказать о нем.

"Кто где живет?":
Цель: Познакомить детей с разными средами обитания животных в крае.
Материал: Карточки с изображениями разных ландшафтов (лес, поле, река и т.д.) и карточки с изображениями животных.
Ход игры: Дети должны соотнести каждое животное с подходящей средой обитания.

"Найди пару листку":
Цель: Закрепить знания о деревьях, произрастающих в крае.
Материал: Листья разных деревьев (можно засушенные или муляжи), картинки с изображением этих деревьев.
Ход игры: Каждый ребенок получает листок дерева и ищет соответствующую картинку с изображением этого дерева.

"Экологическая тропа":
Цель: Формирование бережного отношения к природе родного края.
Материал: Карточки с экологическими знаками (например, не мусорить, не ломать ветки, не разводить костры).
Ход игры: Дети "путешествуют" по "экологической тропе", на которой встречаются различные экологические знаки. Они объясняют значение каждого знака и рассказывают, как нужно вести себя в природе.


Игры на знание культуры и традиций родного края:

"Народные промыслы":
Цель: Познакомить детей с традиционными народными промыслами края.
Материал: Изображения изделий народных промыслов (дымковская игрушка, хохломская роспись, гжель и т.д.), настоящие изделия или муляжи.
Ход игры: Дети узнают промысел по образцу изделия, рассказывают о его особенностях и истории.

"Народные игры":
Цель: Познакомить детей с народными играми, распространенными в крае.
Материал: Описание правил народных игр, необходимые атрибуты (мяч, платок и т.д.).
Ход игры: Дети играют в народные игры, узнают об их истории и значении.

"Народные песни и танцы":
Цель: Познакомить детей с народным музыкальным творчеством края.
Материал: Аудиозаписи народных песен, видеозаписи народных танцев.
Ход игры: Дети слушают народные песни, смотрят народные танцы, учатся их движениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.

Формировать положительное отношение к природе родного края , вызвать интерес к коренному населению Севера можно через дидактические игры....

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.

Формировать основы положительного отношения к природе, развивать интерес к коренным народам Севера, их традициям, культуре....

Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей  д...

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.

Принципы работы, виды занятий, литература, основные объекты и понятия....

Методическая разработка для воспитателей ДОУ "Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем"

В данной разработке описывается методика ознакомления дошкольников с родным краем, дается тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста...

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эт...

Мастер – класс Дидактическая игра своими руками «Шнуровка» для детей дошкольного возраста.

Мастер - класс Дидиктическая игра своими руками "Шнуровка" для детей младшего дошкольного возраста....