Мастер - класс "Дидактические игры и пособия своими руками по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем"
учебно-методический материал
Материал будет полезен педагогам, родителям, студентам
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.7 КБ | |
| 12.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МАП «Познавательное развитие»
Тема "Дидактические игры и пособия своими руками по ознакомлению детей с родным краем"
Слайд 1. Титульник
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться опытом работы использования дидактических игр и пособий, выполненных своими руками в работе с детьми по ознакомлению с родным краем.
Ознакомление детей с родным краем – важнейшая составляющая патриотического воспитания и формирования личности.
Любовь к Родине начинается с малого – с любви к родному дому, улице, городу, краю.
В современном мире, который находится в условиях глобализации и возросшего влияния информационных технологий, важно привить детям чувство привязанности к своей малой Родине, сформировать уважение к ее прошлому и настоящему. Сегодня мы рассмотрим, как с помощью дидактического материала знакомить детей с родным краем.
Использование дидактических игр и пособий, сделанных своими руками, позволяет решить многие образовательные задачи по ознакомлению детей с родным краем, так и в нашей разновозрастной группе ознакомление с родным краем помогает решать нам поставленные цель и задачи, которые представлены на экране. А мы с вам и разберём классификацию дидактических игр и пособий по ознакомлению детей с родным краем!
Цель и задачи представлены для вас на слайде!
Слайд 2.
Цель: Сформировать у детей целостное представление о родном крае, воспитать любовь к своей малой Родине.
Задачи:
- Познакомить детей с историей, культурой и традициями родного края.
- Обогатить знания о географических особенностях, флоре и фауне.
- Развивать познавательный интерес и любознательность.
- Формировать патриотические чувства и гражданскую ответственность.
- Способствовать развитию сенсорных и мыслительных процессов.
Развивать коммуникативные навыки.
Дидактические игры и пособия по ознакомлению с родным краем можно классифицировать по различным критериям:
- Слайд 3. По содержанию:
- Исторические: Знакомят с историческими событиями, личностями, памятниками архитектуры (например, домино "Исторические места города", лото "Знаменитые люди края", карты-схемы "Исторические маршруты").
- Географические: Знакомят с географическими особенностями, ландшафтом, водными ресурсами (например, настольная игра "Путешествие по краю", пазлы "Карта области", макеты рек и водоемов).
- Природоведческие: Знакомят с флорой и фауной, природными явлениями, экологическими проблемами (например, лото "Животные нашего края", дидактическая игра "Растения и животные Красной книги", макеты природных зон).
- Культурологические: Знакомят с народными промыслами, традициями, обычаями, фольклором (например, конструктор "Традиционный дом", куклы в национальных костюмах, наборы для росписи по дереву).
- Слайд 4. Форме организации:
- Настольные игры: Лото, домино, пазлы, настольные игры-ходилки, карточные игры.
- Развивающие книги и альбомы: Книги-раскраски, книги-игры, интерактивные альбомы.
- Макеты и модели: Макеты городов, исторических мест, природных зон, моделей животных и растений.
- Дидактические карточки: Карточки с изображениями, описаниями, вопросами и заданиями.
- Дидактические коврики и панно: Используются для сюжетно-ролевых игр, создания композиций, моделирования ситуаций.
А каково же значение дидактических игр и пособий, в можете посмотреть на слайде.
Слайд 5. Значение дидактические игры и пособия в ознакомлении с родным краем:
- Повысить познавательный интерес: Превращают обучение в увлекательный процесс, стимулируют любознательность.
- Развить сенсорные навыки: Использование различных материалов и техник в создании пособий позволяет развивать тактильные, зрительные и слуховые ощущения.
- Активизировать мыслительные процессы: Игры способствуют развитию памяти, внимания, логического мышления, воображения.
- Формировать коммуникативные навыки: Совместные игры учат взаимодействию, сотрудничеству, умению делиться информацией.
- Углубить знания о родном крае: Ознакомить с историческими событиями, географическими особенностями, флорой и фауной, культурой и традициями.
- Воспитывать патриотические чувства: Формировать у детей чувство гордости за свой край, уважение к его наследию.
А мы остановимся на методических рекомендациях по использованию дидактических ир и пособий.
Слайд 6. Методические рекомендации по использованию дидактических игр и пособий:
- Учет возрастных особенностей: Выбирать игры и пособия, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
- Создание мотивирующей среды: Поддерживать интерес к игре, стимулировать любознательность.
- Активное участие педагога: Направлять деятельность детей, помогать в решении проблем, задавать вопросы.
- Использование разнообразных методов и приемов: Словесные методы (рассказ, беседа, описание), наглядные методы (показ, демонстрация), практические методы (игры, упражнения).
- Создание ситуации успеха: Хвалить за достижения, поддерживать инициативу.
- Регулярное обновление дидактического материала: Разнообразить игровые пособия, добавлять новые элементы и сюжеты.
- Использование краеведческого материала: Включать фотографии, книги, альбомы, карты, посвященные родному краю.
- Связь с реальной жизнью: Организовывать экскурсии, прогулки по городу, посещения музеев, выставок.
- Вовлечение родителей: Привлекать родителей к созданию дидактических пособий, организации экскурсий и мероприятий.
Слайд 7. У нас же в группе имеется уголок патриотического воспитания, который содержит дидактические игры, пособия, художественную литературу по ознакомлению детей с родным краем
- "Собери карту своего края, Байкала/герб и флаг": Разрезная карта, которую дети должны собрать, ориентируясь на контуры, а так же по цифрам.
- «Весёлый осьминожек», "Узнай по описанию", «Интервью», «Четвёртый лишний»: Игры на закрепление знаний о животных и растений с их средой обитания в родном крае, ознакомлению с памятниками и историческими местами города.
- «Наша коллекция камней» ( полезные ископаемые нашего края)
- «Волшебный куб» (города Иркутской области),
- Книга-раскраска "Природа родного края": С изображениями растений, животных и ландшафтов, требующих раскрашивания.
- Лепбук «Мой город Иркутск», «Моя семья!», дидактическое пособие включает в себя загадки, фотографии, игры. (ПОКАЗ)
- Макеты: Лес, Байкал, Байкальские степи.
Слайд 8 «Разминку для ума»
Хотелось бы закрепить представленный для вас материал. Предлагаю вам немного поразмыслить и классифицировать по различным критериям предложенные дидактические игры. Приглашаю 8 человек – студентов и 2 эксперта педагога.
Ваша задача: предложенную вам дидактическую игру классифицировать по содержанию (Раздать карточки: с категориями д\игр (Исторические. Географические. Природоведческие. Культурологические); + карточки с названием и цель д\игры)
Время на обдумывание: 2 минуты
Проверка работы экспертами: 1 минута
Оглашение результатов.
Слайд 9. Дидактические игры и пособия являются важным инструментом в формировании у детей любви к родному краю, уважения к его истории и культуре. Правильно организованная работа с использованием дидактических материалов способствует развитию познавательного интереса, мыслительных процессов, коммуникативных навыков, а также формированию патриотических чувств. Систематическое использование дидактических игр и пособий в образовательном процессе позволяет создать благоприятные условия для всестороннего развития личности ребёнка и воспитания достойного гражданина своей страны.
Слайд 10. Рефлексия
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и пособия по ознакомлению с родным краем разного содержания:
Игры на знание географических объектов:
"Найди на карте":
Цель: Закрепить знания о расположении географических объектов (рек, озер, гор, городов) на карте.
Материал: Карта родного края, карточки с названиями географических объектов.
Ход игры: Ведущий показывает карточку с названием географического объекта. Дети должны найти его на карте и показать. Можно усложнить, давая описание объекта (например, "Это самая длинная река в нашем крае") или загадывая загадки.
"Что лишнее?":
Цель: Закрепить знания о географических особенностях разных местностей в крае.
Материал: Карточки с изображениями разных ландшафтов (горы, леса, поля, реки, города).
Ход игры: Ведущий показывает ряд карточек, где одно изображение не соответствует остальным (например, 3 карточки с лесом и 1 с морем в лесной зоне). Дети должны определить, что лишнее и почему.
"Путешествие по краю":
Цель: Познакомить детей с разными городами/районами края и их особенностями.
Материал: Карта края, фотографии достопримечательностей разных городов/районов, карточки с описаниями этих мест.
Ход игры: Дети "путешествуют" по краю, рассматривая фотографии, читая описания и отмечая маршрут на карте. Можно использовать элементы ролевой игры (например, дети - туристы, экскурсоводы, местные жители).
"Собери герб (карту, пазл)":
Цель: Закрепить знания о символике и границах родного края.
Материал: Разрезанный на части герб (карту) края.
Ход игры: Дети собирают из частей целое изображение герба или карты. Можно усложнить, попросив обосновать, что изображено на гербе и что обозначает.
Игры на знание истории края:
"Что было раньше, что потом?":
Цель: Познакомить детей с основными историческими событиями в крае.
Материал: Карточки с изображениями или краткими описаниями исторических событий.
Ход игры: Дети должны расставить карточки в правильном хронологическом порядке.
"Исторические личности":
Цель: Познакомить детей с выдающимися людьми, внесшими вклад в развитие края.
Материал: Карточки с портретами исторических личностей и краткими описаниями их деятельности.
Ход игры: Дети должны сопоставить портреты с описаниями или ответить на вопросы о каждом персонаже.
"Музейные экспонаты":
Цель: Формирование представлений о культуре и быте прошлых поколений, проживавших в крае.
Материал: Карточки с изображением старинной утвари, одежды, орудий труда.
Ход игры: Детям предлагается определить, как назывался предмет, для чего он использовался в прошлом, а затем в современном мире.
Игры на знание природы родного края:
"Узнай растение (животное)":
Цель: Закрепить знания о растениях и животных, обитающих в крае.
Материал: Карточки с изображениями растений и животных, звуки природы.
Ход игры: Ведущий показывает изображение или включает звук. Дети должны узнать растение/животное и рассказать о нем.
"Кто где живет?":
Цель: Познакомить детей с разными средами обитания животных в крае.
Материал: Карточки с изображениями разных ландшафтов (лес, поле, река и т.д.) и карточки с изображениями животных.
Ход игры: Дети должны соотнести каждое животное с подходящей средой обитания.
"Найди пару листку":
Цель: Закрепить знания о деревьях, произрастающих в крае.
Материал: Листья разных деревьев (можно засушенные или муляжи), картинки с изображением этих деревьев.
Ход игры: Каждый ребенок получает листок дерева и ищет соответствующую картинку с изображением этого дерева.
"Экологическая тропа":
Цель: Формирование бережного отношения к природе родного края.
Материал: Карточки с экологическими знаками (например, не мусорить, не ломать ветки, не разводить костры).
Ход игры: Дети "путешествуют" по "экологической тропе", на которой встречаются различные экологические знаки. Они объясняют значение каждого знака и рассказывают, как нужно вести себя в природе.
Игры на знание культуры и традиций родного края:
"Народные промыслы":
Цель: Познакомить детей с традиционными народными промыслами края.
Материал: Изображения изделий народных промыслов (дымковская игрушка, хохломская роспись, гжель и т.д.), настоящие изделия или муляжи.
Ход игры: Дети узнают промысел по образцу изделия, рассказывают о его особенностях и истории.
"Народные игры":
Цель: Познакомить детей с народными играми, распространенными в крае.
Материал: Описание правил народных игр, необходимые атрибуты (мяч, платок и т.д.).
Ход игры: Дети играют в народные игры, узнают об их истории и значении.
"Народные песни и танцы":
Цель: Познакомить детей с народным музыкальным творчеством края.
Материал: Аудиозаписи народных песен, видеозаписи народных танцев.
Ход игры: Дети слушают народные песни, смотрят народные танцы, учатся их движениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.
Формировать положительное отношение к природе родного края , вызвать интерес к коренному населению Севера можно через дидактические игры....

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.
Формировать основы положительного отношения к природе, развивать интерес к коренным народам Севера, их традициям, культуре....

Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей д...

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.
Принципы работы, виды занятий, литература, основные объекты и понятия....

Методическая разработка для воспитателей ДОУ "Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем"
В данной разработке описывается методика ознакомления дошкольников с родным краем, дается тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста...

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эт...
Мастер – класс Дидактическая игра своими руками «Шнуровка» для детей дошкольного возраста.
Мастер - класс Дидиктическая игра своими руками "Шнуровка" для детей младшего дошкольного возраста....
