Семинар - практикум для педагогов ДОО Выступление на тему:«Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста»
материал по коррекционной педагогике

Алексеева Анастасия Анатольевна

              Игровой комплект «Пертра»

 -представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями манипулятивами под руководством педагога.

-предназначен для коррекционной и развивающей работы педагогов-психологов, учителей-дефектологов и учителей-логопедов, воспитателей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

-способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov_doo.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ТАНЕЕВА

Районный семинар-практикум для педагогов ДОО

Инновационная мастерская «Интеграция психо – речевого развития обучающихся с ОВЗ в процессе игровой деятельности»

Выступление на тему: «Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

Алексеева Анастасия Анатольевна

г.о. Клин,  06 февраля 2023г

Название происходит от совмещенияначальных букв слов

perception (восприятие) - PER

training (упражнение) –TRA

- дословно означает тренировка восприятия.

Основная идея концепции Марианной Фростиг - движение и восприятие являются основными механизмами в развитии ребенка. 

Игровой комплект «Пертра»

 -представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями манипулятивами под руководством педагога.

-предназначен для коррекционной и развивающей работы педагогов-психологов, учителей-дефектологов и учителей-логопедов детей дошкольного и младшего школьного возраста.

-способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной,

кинестетической памяти, развитию речи.

- Продуманный состав каждого из 7 входящих в игровой комплект чемоданов позволяет педагогу предложить каждому ребенку определенные задания в соответствии с индивидуальной программой развития, а также разработать курс занятий с ребенком на длительный период.

-дает возможность работать с каждым набором отдельно, либо одновременно использовать детали из разных наборов, так как отсутствует жестко заданная игровая последовательность при работе с комплектом; организовать одновременную игру нескольких детей (дети могут играть каждый за себя, а могут разбиться на команды)

В процессе работы с данным материалом активизируются все анализаторные системы ребенка.

Игровой комплект «Пертра» благодаря продуманному подбору разнообразных элементов позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических)

Неслучайно, в игровом комплекте особое место отведено материалу направленному на обогащение анализаторных систем. Так  на основе полученных образов будут в дальнейшем развиваться внимание, память, мышление, эмоции ребенка.

Состав комплекта

Игровой комплект «Пертра» состоит из:

  • Набор игровых средств 1-7 (в чемоданах)
  • Доски-основы
  • Мобильный стеллаж, в котором размещены чемоданы с наборами

Набор игровых средств 1 (Konstruktion)

Пространство на плоскости

Располагая элементы с фигурными или прямыми пазами на доске-основе, можно «проложить» дороги, составить различные узоры из линий, буквы, цифры.

Варианты индивидуальных игровых упражнений

 1. «Кто первый?»

цель: привести двух своих человечков по выложенным дорогам в центральный круг быстрее соперника.

2. «Чей поезд быстрее?»

цель: дуть на шарик по дорожке, чтобы он быстрее прибыл на «вокзал» и не выкатился с дорожки по ходу движения.

Набор игровых средств 2 (Kllassifikator)

Упорядочивание элементов

Раскладывая разноцветные детали, дети раз за разом получают новые виды фигур. Они обнаруживают, что из одних и тех же деталей можно создавать различные фигуры, учатся различать основные геометрические формы.

Варианты упражнений на развитие представлений о форме

1.Выкладывание фигур по зрительному образцу, составленному педагогом.

2.Определение на ощупь фигуры.

3.Собрать определенную фигуру согласно инструкции.

4.Собрать узор из геометрических фигур по зрительному образцу.

5. Поиск сходств и отличий между выложенными фигурами.

6. Игры на развитие мыслительных операций (классификация, закономерности, выбор лишней фигуры).

Набор игровых средств 3 (Diskimination)

Одинаковое и разное

Умение выявлять признаки и классифицировать объекты – важнейшая предпосылка любой деятельности. Сортируя фигуры, дети определяют их сходство и различие по цвету и форме.

Вариант коллективной игры

Два ребенка садятся друг к другу спиной. У одного ребенка завязаны глаза, перед ним лежит шнур с нанизанными бусинами разной формы. Перед вторым ребенком лежит пустой шнур и набор бусин разной формы, но одного цвета для нанизывания. Ребенок с завязанными глазами снимает одну бусину со шнура, ощупывает и описывает ее форму. Второй ребенок выбирает среди своих бусин такую же и нанизывает на шнур.

Набор игровых средств 4 (Relation)

Пространство и преобразование

Через осознание взаимного расположения трехмерных фигур воспринимаются пространственные взаимосвязи, сходство и различие фигур. Можно изучать сходство и различие как плоских, так и пространственных объектов.

Варианты игровых упражнений

  • Несуществующее животное и фантазийные конструкции; большие и маленькие; заборчик; пространственные узоры; часть и целое; повтори фигуру.

Набор игровых средств 5 (Grafomotorik)

От каракуль к каллиграфии

В процессе строительства и эксплуатации «дороги и транспортных развязок» ребенок проходит через все этапы развития графомоторики: грубую  и тонкую координацию движений и выработку автоматических навыков письма.

Варианты индивидуальных игровых упражнений

  1. Из набора деталей, ребенок образует линии (продольную, поперечные, изогнутые)
  2. Детали размещаются на доске-основе,  так чтобы можно было организовать продвижение человечков, машинок, шариков по желобкам
  3. Собранные детали покрываются листом оргстекла. При помощи магнитного штифта проводят стальной шарик по дороге

Набор игровых средств 6 (Handgeschiklichkeit)

От хватания к схватыванию

Освоение всех видов хватательных движений – основа дальнейшего развития ребенка. Наличие специальной доски-основы позволяет прорабатывать математические понятия.

Варианты индивидуальных игровых упражнений

  • Захват кольца кончиками пальцев; боковой захват; растягивание резинки пальцами; удержание и вворачивание цилиндра; дозирование усилия с шариком и диском; перемещение шайбы палочкой между кеглями; перемещение шайбы с фиксацией кисти; удержание деталей пальцами, надевание шайбы на шнур; вставление штырьков с головками в отверстие; упорядочение и пересчет; воспроизведение на доске-основе образца составленного из штырей и резинового шнура; плетение косички с использованием цветных шнуров.

Набор игровых средств 7 (Mathematik)

Начальные умения

Посредством целевого обучения с помощью набора дети получают необходимые основы математических знаний и умений.

Варианты индивидуальных игровых упражнений

  •  Числа 1 – 5 представлены определенным цветом, необходимо представить следующий по возрастанию цифры 6-10 при помощи имеющихся в наличии меньших чисел.
  • На числовых лучах выложены числа от 1 до 20. Ребенок кладет один металлический шарик на цифру 1. затем он переворачивает два шарика и выкладывает получившееся количество – 2. И так до числа 20. Ребенок учится последовательному счету при сложении материальных объектов и арабских цифр визуализация математических действий.

Работа с любым набором игровых средств должна начинаться

1… с изучения каждой детали

Дети учатся исследовать

1.Выделение формы предмета (ощупывание, обведение по контуру, определение на ощупь)

2.Выделение поверхности предмета

3. Рассмотреть элементы каждой детали

2… с изучения совместимости деталей из одного комплекта-чемодана

Дети учатся понимать и использовать инструкцию. Овладевают четким понятным алгоритмом действия

1.Сравнение деталей-фигур по сенсорным признакам (цвет, форма, величина, тактильные качества)

2.Классификация деталей-фигур по различным основаниям

3. Задание на отбор деталей-фигур с определенными признаками (от одного до нескольких) 

4.Освоение принципа работы с комплектом (проигрывание видов индивидуальных и коллективных заданий).

3… с изучения совместимости деталей из разных комплектов-чемоданов.

Учатся использовать полученный опыт. Переходят к сознательной, целенаправленной работе с комплектами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются  еще в  детстве....

План по самообразованию на тему: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

   Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Р...

Консультация для педагогов на тему: «Использование устного народного хантыйского творчества в работе с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время, в условиях современной социально -  экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение националь...