Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука Р
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

В данном материале представлена технологическая карта занятия с включением материала для детей , которые быстрее усваиват тему или есть 1-2 ребенка более старшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Панфилова Ирина Николаевна

Группа, логопедическое заключение

Дошкольники группы №,7.                                            Логопедическое заключение:ОНР 3 уровня.

Подгрупповое  занятие.

Тема занятия

Автоматизация звука /Р/  в слогах и словах.

Тип занятия

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности.

Цель

Автоматизация звука /Р/.

Задачи

Образовательные:

  • закреплять слуховой и моторный образы звука Р ;
  • автоматизировать звук Р изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • дифференцировать звук Р от других звуков.
  • Познакомить с буквой Р.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную  и мелкую моторику (биоэнергопластика).
  • Развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность).
  • Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
  • Развивать пространственную ориентировку. Понятия «Вправо-влево».

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения.
  • Формировать функции контроля и самоконтроля.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • чередовать статические и динамические задания;
  • создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.

Универсальные учебные действия

Личностные:   Формирование интереса к занятию.

Регулятивные: 1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, звуковой материал диска, поддерживать беседу с учителем-логопедом.

Познавательные:  Формирование умения извлекать информацию из схемы.

Оборудование (средства ИКТ, картинный материал, предметы и игрушки, дидакт.пособия и др.)

  1. Учебно-демонстрационный материал: предметные картинки, «Артикуляция звуков в графическом изображении»
  2. Предметы: зеркало, зонд при необходимости, мягкая игрушка Тигр, предметы для развития дыхания (султанчик, волчок, флюгер-вертушка, трубочки для коктейля, ватный комок или семечки липы), шнурки цветные, счетные палочки, картинки-символы «самолетика», карандаши,  тетрадь.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

1 этап. Мотивационно-проблемный.

Задача логопеда

Технологии, методы, приёмы и формы работы

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность ребенка

Планируемые результаты

Дополнительный материал для 6-7 лет

(Вносятся коррективы для детей подгт возраста )

Адаптировать детей к деятельности

(3мин)

Личностно-ориентированные приемы.

  1. Орг.момент .

- Добрый день, дети! Подарим друг другу улыбку.

  1. Характеристика звука

- Догадайся, про какой звук я говорю? Рот открыт, кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Под напором выдыхаемого холодного воздуха кончик языка дрожит. Голос есть.

Показ профиля (схемы) звука

Ребенок проверяет уклад звука и определяет его. Это звук Р.

Создание благоприятного психологического климата.

Формирование умения извлекать информацию из схем, из практического показа логопеда положений языка и губ.

Схема не обязательна, если у ребенка нарушена одна группа звуков.

2 этап. Актуализация знаний по теме

Создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач ребенком самостоятельно или под руководством логопеда.

Актуализи-        ровать имеющиеся у ребенка знания. Выявить уровень знаний по теме.

 (5мин)

ИКТ

Методы здоровьесберегающей технологии.

Логоритмика

Частая смена вида деятельности.

Сюрпризный прием.

Сообщение цели занятия:

-Да, сегодня мы продолжим работу над звуком /Р/, будем стараться правильно произносить /Р/ в слогах и словах . Давай, вспомним, с чего мы начинаем занятие? Да, с гимнастики, подготовим наши губки и язычок (артикуляционный аппарат) для красивой речи:

  1. Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой

Артикуляционная гимнастика: Лошадка, Грибок, Качели, Вкусное варенье. Останови лошадку. Барабанщик.

  1. Упражнения на развитие дыхания в уголке «Ветерок» по выбору ребенка.
  2. Логоритмика
  • Изолированное произношение звука /Р/. «Заведем мотор самолета»              
  • Автоматизация слоговых рядов со звуком /Р/ в сочетании с дыхательно-голосовыми упр-ми:

Ры-ры-ры

Ра-ра-ра

ру-ру-ру

  1. Сюрпризный момент.  

-К нам в гости утром пришел Тигр. Он  умеет рычать и выпускать когти р-р-р.

Выполняет упр-я перед зеркалом сопряженно или самостоятельно.

Поддувание волчка, султанчиков, семечек или «буря в стакане» трубочкой.

Ответы ребенка.

Произносит звук с  движением и  «выбрасыванием» рук зажатых в кулачки в разные стороны.

Самостоятельное выполнение ребенком большинства упражнений

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

Формирование интереса к изучаемому материалу.

В зависимости от психологического состояния ребенка артикул.гимнастика может быть заменена на психогимнастику или пальчиковую, а также на самомассаж рук.

При дизартрии возможен самомассаж лица и шеи.

При достаточном уровне автоматизации звука возможен пропуск логоритмики.

3 этап. Практическая деятельность.                      

А. Учебно-познавательный блок

Развивать логическое мышление

-Организовать деятельность детей, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату.

Организовать релаксацию.(12 мин)

Игровой прием

Деятельностный

Предоставление выбора

  1. Автоматизация в словах

-Тигр принес тебе коробку с буквами и картинками, давай их посмотрим. А тут задания для вас. - Ты будешь стараться четко и правильно произносить слова со звуком Р, а Тигр будет внимательно тебя слушать.

  • «4й лишний» (рысь, корова, жираф, рыба). - Почему лишний?
  • Игра «Посчитай до 5» тигров. Сколько тигров смотрят вправо, влево?
  • Найти букву Р (Ш,Ж,Р). –Куда смотрит буква Р: влево или вправо?
  • Создать продукт деятельности на выбор:                    

 Р- из палочек, шнурком.

 Напиши букву Р пальчиком в воздухе, маркером на доске, карандашом в тетради.

  1. Минутка здоровья. Самомассаж.

Головушка-соловушка

Лобик-бобик

Носик-абрикосик

Щечки-комочки

Бородушка- молодушка

Плечики-кузнечики

Пальчики-мальчики

Спинка-осинка

Животик-бегемотик

Ножки-сапожки

Ответы ребенка.

Действия ребенка по выбору.

Активные движения руками

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

Пробует выполнять самопроверку учебного задания и вносить коррективы.

Формируются функции контроля и самоконтроля

Отдых

Возможно повторение за ребенком (логопед в роли героя-игрушки)

Усложнение задания.

Возможно

Заучивание чистоговорки

  • Шел Егор через бор,

Видит - вырос мухомор.

  • Шел Егор через бор,

Нес топор - чинить забор.

Б. Интеллектуально-преобразовательный и диагностический блок  

-Диагностика качества усвоения темы. других     (3 мин)

Игровая

ИКТ

Развитие граммат.строя речи.

  1. Игра с мячом «Один-много»:

Рак, роза, ракета, рубашка, робот, ручка, рысь, ракушка, рыба.

  1. Развитие фонематического восприятия. Выделение звука из ряда

Выполнение ребенком действий по предварительной инструкции.

Показ карточки-символа.

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

Верно определяет на слух заданный звук.

Формирование умения слушать звуковой материал аудиодиска.

Усложнение по ситуации

4 этап.  Итоговая и рефлексивная деятельность

-Организовать оценку ребенком результата своей деятельности

Подведение итогов занятия учителем-логопедом.(2 мин

Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности.

Что мы сегодня делали на занятии?

-Как ты считаешь, сегодня ты справился со всеми заданиями?

-Тебе было интересно?

Отвечает на вопросы логопеда по желанию.

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце занятия)

Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....

Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [С].

Тема. Фонема [С] и «семантическое поле» слова «Снег».Цель. Создание условий для закрепления правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи.Образовател...

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников с ФН, ФФН 5-7 лет "Как Незнайка посуду покупал. Автоматизация С. Актуализация словаря по теме "Посуда"

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников ФФН, ФН 5-7 лет "Как незнайка посуду посуду покупал. Автоматизация звука С"...

Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»

Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)...

Технологическая карта логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [Р] в словах» Лексическая тема: «Весна. Признаки весны».

Ф.И.О.учителя-логопедаХаланова Нина БорисовнаВозрастная группаПодготовительная группа Форма организации,количество участниковПодгрупповое занятие, 2 человекаЛогопедическое заключениеОНР (III уров...