Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников с ФН, ФФН 5-7 лет "Как Незнайка посуду покупал. Автоматизация С. Актуализация словаря по теме "Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ткаченко Татьяна Владимировна

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников ФФН, ФН 5-7 лет "Как незнайка посуду посуду покупал. Автоматизация звука С"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО педагога

Ткаченко Т. В.

Группа

Дети подготовительной группы ФФНР, ФН

Тема, вид

Незнайка покупает посуду. Автоматизация звука С.

Технологии

Игровые, психогимнастика, проблемно-поисковые технологии, дифференцированного обучения, личностно-ориентированные, мнемотехнологии ,здоровьесберегающие,  технологии коррекции звукопроизношения, технологии профилактики недостатков чтения и письма

Цель

Актуализация и систематизация знаний о звуке С, автоматизация звука С.

Задачи

Общеобразовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Развитие социально-коммуникативных навыков. Воспитание нормативного произношения.

Воспитание слухового внимания и фонематического слуха

Создать условия для положительного эмоционального и психофизического состояния детей. Закрепить характеристику звука по мнемотаблице, дети закрепят навык определения  наличие звука в слове, место звука  в слове на материале звука С, дети смогут контролировать произношение звука С, использовать навыки в речевой практике. Актуализация словаря по теме «Посуда». Адекватное образование относительных прилагательных.

Воспитывать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками, умение работать в паре, микрогруппой.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Развивать и стимулировать познавательный интерес

Оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей, формировать способы самоконтроля

Формирование внимательно относиться к мнению других детей

Развивать умения ставить проблему и формулировать цель.

Получать информацию путем использования имеющихся знаний, делать самостоятельные выводы.

Особенности занятия

Виды деятельности с учетом логопедического заключения, возрастных особенностей развития в микрогруппе, планирование деятельности с учетом «зоны актуального развития»

Обеспечение

Фигурка Незнайки, самовар, карточки-символы звуков, мнемотаблицы для характеристики звука, описания правильной артикуляции , «полочки серванта» со схемами для определения места звука в слове, предметы посуды из разных материалов, наборы для конструирования буквы.

Организационная структура логопедического занятия

Этап занятия

Длительность

Задачи

Методы, приемы

Формы организации

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Контроль

Мотивация

2мин

Психологический настрой, создание благоприятной обстановки, создание условий для возникновения у детей потребности включиться в деятельность

Беседа, психогимнастика, игровой прием

подгрупровая

Создание проблемной ситуации:

Слышен звон разбивающейся посуды. Изобразить мимикой испуг, сожаление. Что случилось…?

Приветствуют

Высказываются, Рассуждения детей, краткие мимические этюды детей (испуг, любопытство, огорчение, радость).

Рассуждения детей

Постановка темы

2 мин

Включение в деятельность

игровые, проблемно-поисковые

подгрупповая

Ребята, отгадайте загадку : сверху дыра, снизу дыра, посередине огонь и вода (самовар).

Ее на плитку ставят, на ней картошку жарят, на ней блины пекут, а как ее зовут? (сковорода)

Для питья он предназначен, хрупок он и прозрачен,можно сок в него налить и с удовольствием попить (стакан)

Дети отгадывают, объясняют.

Приходят к выводу, что разговор пойдет о посуде.

Ориенти

ровочный

3 мин

С помощью целенаправленно организованной беседы, актуализация мыслительных операций, знания и опыт детей

Мнемотехнология,

Проблемно-поисковые Словесный метод: уточняющие вопросы

наглядные методы-символы

Индивиду

альная

Уточнение артикуляции звука[с], характеристика , с помощью символической карточки.

Дети выбирают необходимые символы, доказывая свой выбор (согласный, потому, что есть преграда для воздуха при произнесении, глухой- на основе тактильных ощущений

Обобщение знаний о звуках по акустическим признакам

деятельностный

13мин

Организовать деятельность воспитанников, направленную на решение проблемной ситуации

Игровые технологии, технология автоматизации звука, технологии профилактики недостатков чтения ми письма, здоровьесберегательные (нейроигры), дифференцированное обучение

Микрогруппа

Работа в парах

Детям предлагается сделать артикуляционную гимнастику (комплекс для свистящих №2)

Предлагается игра «Эхо».

Цель: тихое и громкое проговаривание слоговых цепочек.

Произношение С в словах

Предлагается игровая ситуация:

Незнайка зашел в магазин, ему нужно купить посуду, а названия посуды не знает.

Из выбранных картинок найти те, в названии которых есть звук С

Игра «Разложи посуду на полочки  

Учить группировать слова по определенному признаку, определяя позицию звука в слове (ориентируясь на схемы слов).

Словообразование

Логопед предлагает рассмотреть натуральные предметы посуды и рассказать Незнайке

«Из чего сделана?»

Как назвать посуду, которая сделана из фаянса-

Из стекла-,

Из хрусталя-, из пласика-,

Падежное управление

Расскажем Незнайке о назначении разной посуды (куда положит соль?...

Солонка, салатница, масленка, сливочник, соусник

Словарная работа «сухарница», «супница», «термос».

Автоматизация С в предложениях.

Поможем разобраться с остальной посудой

Незнайка говорит, что будет варить суп в сковороде…

Будет пить сок из солонки, Что будет делать с салфетницей, ….

НЕйроигры (по выбору детей)

Звуковой анализ:

Угадайте, что захотел съесть незнайка…

-В слове первый звук С, последний Т

-Я налью ему ПУС

(звуки в слове перепутались)

Предлагается провести

полный фонематический анализ слова СУП с использованием мнемотаблицы характеристики звуков. Провести звуко-буквенный анализ.

Задание с усложнением

Предлагается заменить фишки, чтобы получить слово СОК

Ознакомление с буквой

На что похожа буква.

Конструирование буквы из различных материалов.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Дети

Выбирают цепочку и проговаривают ее

Дети рассуждают, выбирают картинки.

Дети рассуждают, выбирают картинки.

Дети «расставляют» посуду в сервант определяя место звука С в слове, четко проговаривая каждое слово.

Дети рассуждают

Образовывают относительные прилагательные.

Дети рассуждают

Дети составляют предложения, произносят их

Дети рассуждают, выполняют, разъясняют

Дети анализируют слово, выкладывают схему, характеризуют каждый звук, используя мнемотаблицу

Рассуждения детей

Дети выбирают «правильные» фишки (закрепляя графический образ буквы)

Самоконтроль выполнения

Самоконтроль

Самоконтроль

Правильное произношение звука С в словах, самоконтроль

Самоконтроль, взаимоконтроль, правильное произношение звука С в словах,

Самоконтроль, взаимоконтроль, правильное произношение звука С в словах

Правильное произношение звука С на этапе автоматизации в словах, фразах

Совершенство

вание навыков слообразования

Обобщение знаний о звуках по акустическим признакам

контрольный

3 мин

Закрепление знаний в разных видах деятельности

Игровые технологии,  мнемотехнология- наглядные приемы,

подгруппа

Логопед предлагает игру «Умная таблица»,

цель: умение давать полную характеристику звука.

Каждый ребенок проверяет и описывает работу органов артикуляции, осознанно дает характеристику звука.

самоконроль

рефлексивный

2 мин

Соотнесение поставленных задач с результатом

(как отдельный этап не запланирован)

коррекционный

Организовать деятельность воспитанников в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

-

(как отдельный этап не запланирован)

итог

(как отдельный этап не запланирован)

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 общеразвивающего вида» г. Печора

Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [С]

Возраст детей – 6-7  лет, количество детей – 6, логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, осложненное  стертой дизартрией , фонетический дефект.

1.Место занятия в системе логопедической работы - Автоматизация звука [С] в словах, в предложениях.

2. Место данной темы в общей системе логопедической работы.- Совершенствование звукопроизношения,  фонематических процессов, развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи, связной речи, обогащения словаря по теме посуда, адекватное использование относительных прилагательных.

3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.

Перед данным занятием проводилась работа по постановке, автоматизации  звука [с], укрепление артикуляционного аппарата, проводилась работа по постановке, дети рассматривали самовар.

После занятия воспитателям/родителям рекомендовано прочитать  и обсудить с детьми сказку Г. Юдина «Свинья в гостях»

Последующие занятия предусматривают усложнение материала по автоматизации звуков, дифференцирование свистящих и шипящих в разных позициях, увеличение объема словаря, развитие общей и мелкой моторики.

Технологии: Игровые, психогимнастика, проблемно-поисковые технологии, мнемотехнологии ,здоровьесберегающие,  технологии коррекции звукопроизношения, технологии профилактики недостатков чтения и письма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....

Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [С].

Тема. Фонема [С] и «семантическое поле» слова «Снег».Цель. Создание условий для закрепления правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи.Образовател...

Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука Р

В данном материале представлена технологическая карта занятия с включением материала для детей , которые быстрее усваиват тему или есть 1-2 ребенка более старшего возраста...

Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»

Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)...

Технологическая карта логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [Р] в словах» Лексическая тема: «Весна. Признаки весны».

Ф.И.О.учителя-логопедаХаланова Нина БорисовнаВозрастная группаПодготовительная группа Форма организации,количество участниковПодгрупповое занятие, 2 человекаЛогопедическое заключениеОНР (III уров...