Технологическая карта логопедического занятия " Как дети учили зайчонка Саню звук С произносить". Автомактизация звука С. Актуализация словарного запаса по теме "Дикие животные"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ткаченко Татьяна Владимировна

Технологическая карта логопедического занятия с детьми дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО педагога

Ткаченко Т. В.

Группа

Дети старшей группы ФФНР, ФН

Тема, вид

Как дети научили зайчонка Саню звук С произносить. Автоматизация С. Актуализация лексической темы «Дикие животные»

Технологии

Игровые, проблемно-поисковые технологии, мнемотехнологии, ИКТ,здоровьесберегающие,  технологии коррекции звукопроизношения, элементы сказкотерапии, личностно-ориентированные

Цель

Актуализация и систематизация знаний о звуке С, автоматизация звука С, обобщение знаний о звуках и использование в речевой практике.

Задачи

Общеобразовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Развитие социально-коммуникативных навыков. Воспитание нормативного произношения.

Воспитание слухового внимания и фонематического слуха

  • создать условия для положительного эмоционального и психофизического состояния детей.
  • закрепить характеристику звука по мнемотаблице,
  • закрепить навык определения  наличие звука в слове, место звука  в слове на материале звука С,
  • выработка самоконтроля за произношением звука С, использование навыки в речевой практике.

Предполагается, что в конце занятия дети самостоятельно смогут дать характеристику звука  со зрительной опорой, воспроизводить слоговые ряды в данной последовательности, распознавать звука в словах, определять место звука в слове

Воспитывать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками, умение работать в паре, микрогруппой.

Способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Развивать и стимулировать познавательный интерес

Оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей, формировать способы самоконтроля, прогноза предстоящей деятельности

Формирование умения внимательно относиться к мнению других детей, интегрироваться в микрогруппу

Развивать умения ставить проблему и формулировать цель. Совершенствовать умение обобщать, аргументировать.

Получать информацию путем использования имеющихся знаний, делать самостоятельные выводы.

Особенности занятия

Виды деятельности с учетом логопедического заключения, возрастных особенностей развития в микрогруппе, планирование деятельности с учетом «зоны актуального развития»

Обеспечение

Проектор, презентация к занятию, карточки-символы звука С, карточки- символы для самостоятельного составления мнемотаблицы, предметные картинки, картинки для определения места звука в слове, смайлики

Организационная структура логопедического занятия

Этап занятия

Длительность

Задачи

Методы, приемы

Формы организации

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Контроль

Мотивация

2мин

Психологический настрой, создание благоприятной обстановки, создание условий для возникновения у детей потребности включиться в деятельность

Беседа, уточняющие вопросы, игровой прием звонок телефона, на экране проектора- сказочный персонаж

подгрупровая

Создание мотивации:

-Здравствуйте, ребята, а вы любите сказки? Какие сказки знаете? Вы хотите побывать в новой сказке? Нас приглашает Зайчонок Саня в свою сказку.

 («Меня зовут Фаня, я хочу к фуфлику, я вышел на опушку лефа и фкакакал, фкакакал, спрашиваю у мышки, как дофкакать до фуфлика, а мышка ничего не говорит, молчит…)

Ребята, а мы можем помочь Сане? Вы поняли, что хочет Саня?

Приветствуют

Дети вспоминают известные сказки

высказываются

Рассуждения детей

Мы можем помочь Сане?

дети подтверждают желание детей участвовать)

Постановка темы

2 мин

Включение в деятельность

Игровые технологии , проблемно-поисковые

подгрупповая

Создание проблемной ситуации:

Почему не все поняли что случилось с зайчишкой?

Как вы думаете, почему мышка не поняла зайчишку?

Какой звук не умеет произносить зайчишка?

Что нужно сделать зайчишке, чтобы его все понимали?

А как мы сможем помочь Сане?

 

Развитие рече-мыслительных процессов

Ответы детей с опорой на свой опыт

Дети самостоятельно формулируют тему и цель деятельности

«Саня не умеет произносить С»

Рассуждения детей

Диалог, разнообразие ответов

Ориенти

ровочный

3 мин

С помощью целенаправленно организованной беседы, актуализация мыслительных операций, знания и опыт детей

Мнемотехнология,

Проблемно-поисковые Словесный метод: уточняющие вопросы

наглядные методы-символы

Индивиду

альная

Уточнение артикуляции звука[с], характеристика , с помощью символической карточки.

Дети выбирают необходимые символы, доказывая свой выбор (согласный, потому, что есть преграда для воздуха при произнесении, глухой- на основе тактильных ощущений

Обобщение знаний о звуках по акустическим признакам

деятельностный

13мин

Организовать деятельность воспитанников, направленную на решение проблемной ситуации

ИКТ, Игровые технологии, технология автоматизации звука, здоровьесберегательные (нейропедагогические приемы), дифференцированного обучения

Микрогруппа

Предлагается вспомнить все, что они знают о звуке С

(характеристику-выбрать карточки для составления мнемотаблицы)

Предлагается ответить на вопросы: что нужно Сане, чтобы он научился правильно произносить С

 

Предлагается детям рассказать, зарисовать схематично  

правильную артикуляцию- составить схему)

«Скажите, а теперь Саня сможет правильно произносить звук С? (педагог показывает, что еще не все получается), Почему?

Педагог соглашается, что нужно тренировать язык, губы и дыхание

Детям предлагается сделать артикуляционную гимнастику (комплекс для свистящих №2)

Педагог включает запись с правильным произношением

Теперь мышка сможет понимать зайчишку Саню?

Детям предлагается взять картинки с изображением детенышей диких животных, назвать их и повторить слоговые цепочки со звуком С (3-4 элемента)

Детям предлагается  выбрать картинки со звуком С.

Детям предлагается выбрать из нескольких только ту, в названии которой есть С,

Задание с усложнением:

найти подходящую схему (определение место звука в слове)

Предлагается сделать взаимопроверку)

Предлагается обратить внимание детей на имя зайчишки, в котором тоже есть звук С.

Детям предлагается повторить чистоговорку.

Детям предлагается отработать произношение слов со звуком С и подвигаться  по нейротаблицам( проговаривание, сопряженное с движениями)

Дети выбирают нужные карточки из предложенных для составления мнемотаблицы характеристики звука,

Дети рассуждают- разучить комплекс артикуляционной гимнастики,

дети выполняют упражнения.

Дети показывают и рассказывают положение органов артикуляции, направление воздушной струи при произношении С.

составляют схему произношения звука С для опоры

Дети схематично рисуют артикуляцию звука

Ответы детей с опорой на собственный опыт.

Дети выполняют комплекс упражнений, дыхательные упражнения.

Дети слушают запись

Да, теперь сможет понять

Дети задают слоговые цепочки для повторения своему напарнику.

Дети рассматривают картинки, анализируют звуковой сотав слов и выбирают картинку со словом, в котором есть С, определяют место звука в слове.

Дети слушают начало чистоговорки и продолжают рифму.

Дети выполняют

Самоконтроль выполнения

Самоконтроль

Правильное произношение звука С, самоконтроль

Самоконтроль перед зеркалом

Почему мышка стала понимать зайчишку?

Дети делают вывод, что если научиться правильно произносить звуки, то окружающие будут понимать тебя.

Правильное произношение С в слогах.

Самоконтроль, взаимоконтроль выполнения задания

Правильное произношение звука С на этапе автоматизации в словах

Самоконтроль

контрольный

3 мин

Закрепление знаний в разных видах деятельности

Игровые технологии,  мнемотехнология- наглядные приемы,

подгруппа

Логопед предлагает игру «Умная таблица»,

цель: умение давать полную характеристику звука, отрабатывают произношение С в словах (прикрепляя к символу С выбранные  картинки)

Каждый ребенок проверяет и описывает работу органов артикуляции, осознанно дает характеристику звука С, закрепляет произношение.

самоконроль

рефлексивный

2 мин

Соотнесение поставленных задач с результатом

подгруппа

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Чему мы научились? Что сегодя поняли? Как помогали Сане? Что помогло? Для чего учиться правильно произносить звуки? Где пригодится это умение?

Дети анализируют работу, высказывают впечатления, делают предположения.

рефлексивный

2 мин

Организовать оценку воспитанниками результата своей деятельности

(как отдельный этап не запланирован)

коррекционный

Организовать деятельность воспитанников в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

-

(как отдельный этап не запланирован)

итог

(как отдельный этап не запланирован)

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 общеразвивающего вида» г. Печора

Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [С]

Возраст детей – 5-6  лет, количество детей – 6, логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, осложненное  стертой дизартрией , фонетический дефект.

1.Место занятия в системе логопедической работы - Автоматизация звука [С] в словах, в предложениях Актуализация и систематизация знаний о звуке С.

2. Место данной темы в общей системе логопедической работы.- Совершенствование звукопроизношения,  фонематических процессов, развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи, связной речи, обогащения словаря по теме «Дикие животные».

3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим. Перед данным занятием проводилась работа по постановке, автоматизации  звука [С], укрепление артикуляционного аппарата.

Последующие занятия предусматривают усложнение материала по автоматизации звука, дифференцирование свистящих и шипящих в разных позициях, увеличение объема словаря, развитие общей и мелкой моторики.

Технологии: игровые, проблемно-поисковые технологии, мнемотехнологии, ИКТ,здоровьесберегающие,  технологии коррекции звукопроизношения, элементы сказкотерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']

Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И

Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников с ФН, ФФН 5-7 лет "Как Незнайка посуду покупал. Автоматизация С. Актуализация словаря по теме "Посуда"

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников ФФН, ФН 5-7 лет "Как незнайка посуду посуду покупал. Автоматизация звука С"...

Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»

Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)...