Статья: "Хотите научить ребенка жить - играйте с ним!"
статья по коррекционной педагогике

Аскерова Гюзель Абдуазизовна

         Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья я с успехом использую различные методики и технологии:

  • Здоровьесберегающая технология «Песочная терапия» для развития психических процессов у детей с ОВЗ.
  • Коррекционно-развивающая технология «Блоки Дьенеша» для развития сенсорных эталонов детей с ОВЗ.
  • Игровая технология: «Палочки Кюизенера» для развития математических способностей у детей с ОВЗ.
  • Здоровьесберегающая технология с использованием нетрадиционных материалов «Игры с камешками Марблс».
  • Инновационная игровая технология «Нумикон» для развития математических представлений у детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хотите научить ребенка жить – играйте с ним!

           Не секрет, что число детей с ОВЗ год от года растёт, а, значит, наша цель обеспечить условия для оптимального развития, успешной интеграции их в социум то, что мы называем социализацией, что в свою очередь станет условием повышения качества обучения детей этой категории.

        В связи с изменением законодательства в области образования появились новые требования к обучению детей с ОВЗ, что отразилось в работе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №17» города Аши. В соответствии с ФГОС созданы специальные условия для обучения детей с ОВЗ, учитывая их индивидуальные потребности.

           Таким образом, передо мной как перед учителем-дефектологом, который ведет работу с детьми с ОВЗ (с интеллектуальной недостаточностью), возникла проблема поиска и внедрения в практику специальных методик развития в соответствии с индивидуальными потребностями обучающегося.

         Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья я с успехом использую различные методики и технологии:

  • Здоровьесберегающая технология «Песочная терапия» для развития психических процессов у детей с ОВЗ.
  • Коррекционно-развивающая технология «Блоки Дьенеша» для развития сенсорных эталонов детей с ОВЗ.
  • Игровая технология: «Палочки Кюизенера» для развития математических способностей у детей с ОВЗ.
  • Здоровьесберегающая технология с использованием нетрадиционных материалов «Игры с камешками Марблс».
  • Инновационная игровая технология «Нумикон» для развития математических представлений у детей с ОВЗ.

         Игры с блоками Дьенеша наделены нестандартными решениями поставленных задач с захватывающим сюжетом. Играя в них, дети учатся анализировать информацию, сравнивать, создавать логические цепочки и различные математические модели. Занимаясь по методике Дьенеша, дети становятся более сконцентрированными, целеустремленными, сообразительными, у них значительно улучшается оперативная память и внимание.

С помощью счетных палочек Кюизенера дети с удовольствием познают основы геометрии, сравнивают величины, форму, объем и цвет, развивают мелкую моторику, тренируют память.

Игры с камешками Марблс представляют собой комплекс упражнений постепенно возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных, до таких, с которыми трудно справляются обычные дошкольники. Эти игры нацелены исключительно на развитие творческих, мыслительных способностей ребенка.

 Развивающая игра «Нумикон». Это учебно-игровое пособие универсально. Занятия с ним дают возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности и речевую активность детей с ограниченными возможностями здоровья.

        С целью коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ использую приемы песочной терапии, как средство развития познавательных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. При помощи «педагогической песочницы» улучшается обучение детей, значительно повышается их заинтересованность в деятельности. Именно поэтому в нашем ДОУ проводятся коррекционные, развивающие и обучающие занятия с песком для детей с ОВЗ по дополнительной программе "Сказка на песке". 

          На базе в МКДОУ№ 17 г. Аши  организован Консультационный центр, оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями. Консультационный центр является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста, создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), дети которых не посещают ДОУ, поддержки всестороннего развития личности детей.

Для создания специальных условий с целью взаимодействия «родитель-ребенок-педагог» запущен образовательный проект «Современные формы взаимодействия семьи и детского сада». Где я провожу серии мастер-классов для родителей «Игровые технологии в развитии познавательной активности старших дошкольников с отклонениями в развитии». А также веду семинары-практикумы для воспитателей по использованию игровых технологий.

       В ноябре 2019г. на базе ГБУ ДПО "ЧИППКРО" г. Челябинска проходила  IV Международная  научно-практическая конференция "Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности".

          Делегация педагогов от Ашинского муниципального района  приняла  активное участие в данном мероприятии. Участвовала в заседании круглого стола "Разработка и реализация актуальных инновационных проектов в сфере дополнительного образования детей и взрослых как основа интеграции ресурсов институционального, муниципального и регионального уровня". В рамках Педагогического интерактива "Стратегия успеха" я провела мастер-класс, где  рассказала  о преемственности работы в системе дополнительного образования с детьми с ОВЗ и поделилась с коллегами имеющимися результатами работы.

        Ежегодно в г.Челябинске ГБОУ ОЦДиК проходит Региональный Форум учителей-логопедов, учителей-дефектологов Челябинской области. Форум ориентирован на представление широкой общественности современных практик педагогической, социально-педагогической и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним с особыми возможностями здоровья, их родителям и педагогическим работникам. 

В Форуме принимают участие  ведущие специалисты Челябинской области. Я трижды выступала в номинации "ведущий мастер-класса", где показала свое профессиональное мастерство в демонстрации методических наработок, обобщении и распространении эффективных технологий и методик педагогической помощи обучающимся с ОВЗ.

                   С 2016 года Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17»  города Аши является резидентом образовательного технопарка «РОСТ», представляя в проекте интересы учреждений от дошкольного образования.

В декабре 2019г. на базе МКУ ДО "ДЮЦ" г.Аши состоялась неформальная конференция – Баркемп на тему "Развитие технопаркового движения в Челябинской области". Проводился он с целью реализации плана мероприятий образовательного технопарка "РОСТ".

        На данном мероприятии были представлены результаты и продукты деятельности технопарков Челябинской области.
Третьим этапом Баркемпа было представление мастер-классов по работе технопарков. Я представила мастер-класс по теме "Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с ОВЗ". Наши педагоги также посетили мастер-классы участников и резидентов технопарков. Обмен опытом очень заинтересовал как гостей, так и наших педагогов.

          В феврале 2020 г. в Ашинском муниципальном районе проходил муниципальный этап областного конкурса профессионального мастерства среди педагогов-дефектологов и педагогов-логопедов образовательных организаций Ашинского муниципального района. Я продемонстрировала практический опыт работы с детьми дошкольного возраста, провела мастер-класс: «Развитие математических представлений у детей с ОВЗ через развивающие игры пособия Нумикон».  По итогам конкурса получила диплом Победителя в номинации «Лучшие методические идеи и разработки».

         В феврале 2020г. в г.Златоуст на базе МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №73" был проведен региональный семинар-практикум "Особенности организации образовательного процесса в ДОО с детьми с ОВЗ", на который были приглашены учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи дошкольных образовательных учреждений Челябинской области. Педагоги знакомились с организацией воспитательно-образовательной деятельности детского сада, делились опытом. Я показала мастер-класс: «Нумикон – как эффективный метод развития и обучения детей с ОВЗ». Данной методикой заинтересовались специалисты нашего региона.

         Обобщив свой опыт работы по развитию познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта мной подобраны, разработаны и внедрены специальные образовательные технологии, позволяющие добиваться максимального результата в работе с детьми с ОВЗ.

- Программа  «Вместе весело играть».

- Программа «Сказка на песке».

- Учебно-тематическое планирование «Игры с Нумиконом».

- Картотека игр с камешками Марблс.

         Участие в образовательном технопарке РОСТ стало для меня стартовой площадкой для открытого представления результатов личного вклада в повышении качества образования на основе использования современных образовательных технологий и методик, совершенствования методов обучения и воспитания. Мне, как учителю-дефектологу отрадно осознавать, что внедренные мной игровые технологии, используют педагоги не только в Ашинском районе, но и, в целом, по Челябинской области. В свою очередь, участвуя в профессиональных мероприятиях, я почерпнула огромный опыт по  вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ.

         И сегодня я могу с уверенностью сказать: нет необучаемых детей, важно правильно подобрать методику обучения. Дети способны научиться многому, главное – вовремя ввести новый опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как научить ребенка рисовать" (игры с красками)

Творчество в детском возрасте является одним из важных этапов в развитии ребенка. Наиболее интересным видом продуктивной деятельности является рисование, к которому тянет всех детей с самого раннего в...

Консультация для родителей: «Как научить ребенка рисовать. Игры с красками»

Многие педиатры считают, что здоровый ребенок хорошо играет, говорит и рисует. Рисование очень важно для гармоничного развития маленького человечка. Рисование — это средство самораскрытия, свобо...

Консультация для родителей. Как научить ребенка жить в гармонии с эмоциями?

Консультация для родителей.Как научить ребенка жить в гармонии с эмоциями?...

как научить ребенка аутиста играть

стадии игры аутичного ребенка, рекомендации по обучению игровым навыкам...