Проектная деятельность, как одно из средств, способствующих преодолению речевых нарушений у дошкольников
проект по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

nadia.yakovleva

Как проектная деятельность помогает в коррекционной работе учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metrazr_proekty.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Проектная деятельность, как одно из средств, способствующих преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Н.Н. Яковлева Учитель-логопед ГБДОУ д\с № 15 Петроградского р-на СПб

Немного истории

Предпосылки проектной деятельности были еще у Сократа, когда педагог с помощью вопросов, приводил ученика к истине.

В 16 веке появился сам термин «проект». Тогда внимание педагога направлялось на раскрытие внутренних задатков ученика.

В Римской высшей школе искусств появился термин «проект» у профессиональных архитекторов. Учащиеся ориентировались на получение  новых знаний в ходе самостоятельного осуществления своего проекта.

В Париже в королевской архитектурной академии студенты участвовали  в конкурсах. Лучшие проекты засчитывались как вступительные экзамены. Мишель Монтень говорил, что хотя чужое знание может нас кое-чему научить, но мудр человек становится, лишь собственной мудростью.

Томмазо Кампанелла мечтал о школе, которая не наполняла бы ребенка лишь знаниями, а давала возможность проявлять свои способности в процессе деятельности. В трактате «Город Солнца» он писал, что умственное образование должно сочетаться с физическим, нравственно-эстетическим воспитанием, участием детей в труде, обучением профессии.

Жан Жак Руссо в своем романе «Эмиль» призывает не давать ребенку словесных уроков, а создавать условия, чтобы ребенок приобретал знания из собственного жизненного опыта и практики. Обучение должно быть максимально наглядным.

И.Г. Песталоцци проводил идею соединения обучения и труда, в соответствии с психологией детей, их естественным стремлением к самой разнообразной деятельности.

В 18 веке в Европе метод проектов получил распространение в технических и промышленных школах Франции, Германии, Австрии, Швейцарии.

В середине 19 века в США в технических вузах инженеры начали рассматривать проект, как способ приобретения знаний и навыков.

Джон Дьюи – американский философ и педагог видел цель - воспитание личности умеющей приспосабливаться к различным ситуациям. Накопление опыта ведет к воспитанию личности.

Е.Коллингс в книге «Опыт работы по методу проектов» отмечает, что детей особенно привлекает в проекте, это стремление добиваться цели.

В 1920-30 годах метод проектов активно внедрялся в практику на научной основе. Происходит переосмысление идей и использование некоторых в качестве новых методов и форм обучения.

Елена Паркхерст (Дольтон-план) выдвигает основную идею – свободу для ребенка при выполнении любого задания учителя.

Для советской школы метод проектов имел огромное значение, т.к. его зарождение – это начало формирования свободной личностно-ориентированной педагогики. Самостоятельность и практическая деятельность – этому уделялось особое внимание.

В 1931 году метод проектов был осужден и запрещен, но некоторые элементы остались: трудовые школы, студийная работа, комплексный подход, звеньевой метод, летние школы, метод учебного исследования.

Во всем мире с 1930 по 1960 г.г. о проектах молчали, печатных работ нет. В 1960-90 года возник вновь интерес к проектам. И теперь в 20 веке учителя широко используют данный метод.

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда (из опыта)

К проектной исследовательской деятельности обратились педагоги в то время, когда шли активные поиски новых эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения, когда в ДОУ стали отходить от стандартных занятий по типу начальной школы, когда дети слушают учителя, сидят за столами, поднимают руку и отвечают на вопрос. Занятия становятся игровыми, комплексными, сочетают в себе разные виды деятельности, методы, инновационные технологии.

В проектной деятельности важна самостоятельность каждого ребенка, познавательная и продуктивная активность, творчество, игра, которые позволяют получать новые знания, делать открытия, узнавать окружающий мир.

Коррекционные задачи

Для детей с нарушениями речи проекты позволяют: обогащать словарный запас, развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, закреплять обобщающие понятия, активно участвовать в творческих работах как самостоятельно, так и в группах, делать свой выбор, отстаивать точку зрения, учиться размышлять, экспериментировать, подводить итог, делать выводы, намечать новые цели.

За 15 лет в ДОУ накоплен большой опыт в проектной деятельности. В первую очередь – это литературные проекты, проходившие для детей старшего и подготовительного возраста. Они позволяют более углубленно познакомить с творчеством А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С.Михалкова, А.Л. Барто, В.Г. Сутеева, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена и др. Обычно литературные проекты длятся от 10 дней до месяца и включают в себя литературные викторины, спектакли по произведениям авторов, выставки творческих работ, изготовление рукотворных книг и многое другое. В них участвуют дошкольники всего сада.

Со временем расширилась тематика проектов: «Витамины или полезные овощи и фрукты», «Зачем человеку кожа», «Летательные аппараты», «Космос», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Хоровод матрешек», «Очевидное-невероятное или история появления самовара», «История платка», «Богатыри земли русской». Темы возникали не стихийно, а по запросам ребят, когда возникал интерес к чему-то, и требовалось полное раскрытие вопроса. К участию привлекали всех педагогов, специалистов, работающих с детьми группы, родителей; собирали материал, обдумывали тему проекта, намечали план работы.

В 2006 году в ДОУ появился мини-музей «Русская изба». Он дал возможность проводить в нем совместную игровую, познавательную, досуговую деятельность. Там проходят фольклорные праздники, досуги, игры, викторины, спектакли, квесты, мастер-классы, выставки, дегустации.

Проектная деятельность позволяет решать задачи:

- повышение познавательного интереса;

- формирование коммуникативных способностей;

- развитие каждого ребенка, проявление индивидуальности;

- привлечение детей в посильном участии; чтобы любой мог ощутить свою значимость в общем деле;

- объединение взрослых и детей, приобретение опыта совместной деятельности;

- самореализация, открытие способностей в другой, новой для себя сфере.

В основе любого проекта лежит проблема. От способов ее реализации, различают типы проектов: творческие, игровые и приключенческие, информационные, практические. По составу участников они бывают: детские, взросло-детские.

Примерная схема организации проектов:

  1. выдвинуть проблему, поставить цель, определить задачи;
  2. поиск форм реализации;
  3. продумать материальную базу;
  4. выдвинуть гипотезу;
  5. определить актуальность и тип проекта;
  6. решить сколько потребуется времени для реализации;
  7. продумать участников;
  8. предположить результаты;
  9. прописать все этапы.

Плюсы проектной образовательной деятельности:

- воспитывает самостоятельность в практической творческой работе;

- учит сообща взаимодействовать, вместе двигаться к поставленной цели;

- формирует целостную картину окружающего мира;

- дает возможность проявить себя;

- развивает коммуникативные и нравственные качества личности, а также познавательную активность и творчество, умение планировать, что способствует успешному обучению в школе.

Чтобы не допустить ошибок при планировании и проведении проектов:

- не ставить слишком сложных задач перед дошкольниками;

- учитывать возраст детей и их возможности;

- реализовывать проекты в игровой форме;

- т.к. это коллективная работа, то и темы надо выбирать коллективно, совместно со всеми участниками проекта;

- не забывать, что совместные переживания радости и удовлетворения от достижения поставленной цели, способствуют развитию личности свободной, творческой, уверенной в себе и в своих силах.

Поэтому проектный метод делает образовательный процесс интересным, открытым и важным для дальнейшей жизни ребенка.

Литература:

  1.  Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008.
  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  3. Проектная деятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО: метод рекомендации / авт. - сост. О. Л. Гильманова, Н. Я. Гомоюнова. – Нижний Тагил: НТФ ИРО, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников...

Технологии коррекции мануальной диспраксии как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) наряду с недоразвитием всех речевых компонентов отмечаются проблемы психомоторного развития, которые характеризуются как мануальная диспраксия. Одним из ...

Семинар для родителей по теме «Логоритмика - эффективное средство для преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР»

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач....

Консультация "Логопедические праздники и развлечения как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР"

В консультации рассматриваются виды логопедических досугов в дошкольном образовательном учреждении по степени активности участия детей как цель совершенствования правильной, эмоциональн...