Комплекс коррекционно-развивающих занятий
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)

Демьянова Елена Михайловна

Комплекс занятий для адаптации детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_zanyatiy.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

Картотека коррекционно-развивающих занятий

в период адаптации

Разработчик:

Педагог-психолог

Демьянова Елена Михайловна

с. Родино 2020 г.

Предложенные занятия рассчитаны на вновь поступающих детей в детский сад в возрасте от 1,6 до 3 лет.

Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Задачи:

- помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;

- снизить уровень тревожных переживаний у детей;

- способствовать развитию навыков общения сверстников в группе.

Формы, методы работы:

- беседа;

- рисуночные методы;

 - подвижные и развивающие игры.

Ожидаемые результаты: снижение частоты проявлений тяжелых эмоциональных состояний (повышенной тревожности, тяжелой формы адаптации). благоприятное вхождение детей в новую для них социальную ситуацию, умение справляться со стрессовой ситуацией.

Адаптационное занятие с детьми «В гостях у Козы»

Участники: педагог-психолог, воспитатели, дети.

Задачи:

  • Создать приятную психологическую обстановку в группе;
  • Пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада;
  • Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: магнитофон, музыкальный диск; мягкая игрушка –заяц; морковка, листы для рисования (на каждого ребенка) с изображением морковки; краски, губки.

Ход занятия:

Дети и воспитатели находятся в игровой зоне. В гости приходит Коза.

Психолог: Ребята, посмотрите, кто пришел! (психолог показывает игрушку Козы.) - Коза, козочка(говорит психолог, изменяя интонацию голоса).

Коза: Здравствуйте, ребята, я Коза-Дереза – хозяйка детского сада. Очень рада я, что вы ко мне в гости пришли.

Психолог: Давайте поздороваемся с хозяйкой и пожмем ей копытце. Коза (психолог держит в руках игрушку – козы) подходит к каждому ребенку, пожимает руку и знакомится. Если ребенок не называет свое имя, то ему помогает воспитатель.

 Психолог: Ребята, мы Козе пожимали копытце, а кто знает, где у нее глазки? А у вас где (ушки, носик)? Молодцы!!!

 Коза: Я очень люблю играть, давайте вместе поиграем.

Психолог: Ребята, повторяйте за мной:

Шла коза на каблуках

В модных красных сапогах (Идем на носочках)

По дорожке: цок-цок-цок!

Поломала каблучок. (идем прихрамывая)

Вот коза на одной ножке

Поскакала по дорожке

Прыг-скок, прыг-скок! (скачем на одной ножке)

Вновь сломала каблучок! (осторожно падаем на пол)

Вот коза сняла сапожки,

Зашагала по дорожке:

Топ-топ! Топ-топ! Как легко без каблуков! (весело шагаем)

Игра проводится 2-3 раза.

 Психолог: Кто-то козу испугал, коза–то убежала. Ребята, кого испугалась коза (показывает игрушку- волка)? А кто знает, как волки воют? (психолог с детьми говорят: Ауууууу) Козочки очень боятся волков, убегают от них.

Игра «Волк и коза» 

Ребята давайте превратимся в козляток. Хлопнем три раза в ладоши и станем козлятками. Козлята веселятся, прыгают на полянке, но как только появится волк, то они убегают в свой домик на свои стульчики. Игра проводится 2-3 раза. Психолог: Ребята, козлята очень любят кушать морковку. Потрогайте ее (показывает морковь), морковка гладкая, длинная. У нашей Козы много детей – козляток, но одной морковки на всех не хватит. Ребята, давайте для них нарисуем морковки и угостим их.

Рисование «морковка для козлят».

Психолог включает магнитофон с аудиозаписью, раздает детям рисунки-заготовки. Детки рисуют с помощью губок. Коза благодарит, прощается и уходит.

Адаптационное занятие с детьми «Кот и мышата»

Участники: педагог-психолог, воспитатели, дети.

Задачи:

  • Создать приятную психологическую обстановку в группе;
  • Пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада;
  • Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику. Оборудование: магнитофон, музыкальный диск; мягкая игрушка – котик; маски мышат, листы для рисования (на каждого ребенка) с изображением следов лапок котика; краски.

Ход занятия:

Дети и воспитатели находятся в игровой зоне. В гости приходит Кот.

 Психолог: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел! (психолог показывает игрушку кот).

Котик (говорит психолог, изменяя интонацию голоса). - Мяу, здравствуйте, ребята. Котик здоровается (психолог держит в руках игрушку – кота) подходит к каждому ребенку, пожимает руку и знакомится. Если ребенок не называет свое имя, то ему помогает воспитатель.

Психолог: Ребята, шубка у котика мягкая, хвостик красивый пушистый. У котика есть коготки, что бы он мог защищаться. Психолог предлагает детям и воспитателю изобразить, как котик показывает коготки и шипит.

Психолог: Ну-ка, милые котятки, Покажите свои лапки. Я люблю своих ребяток, Я люблю своих котяток. Всех обнимет Котик, Скажите только «мяу»! Давайте помяукаем, как котята.

Психолог: А котик любит играть с мышатами. Давайте вы будете мышатами, и мы поиграем с котиком. Мышата пищат «пи-пи».

Психолог:

Шёл один я по дорожке, (Показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (Показывает два пальчика)

 Вдруг на встречу три мышонка, (Показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка! (Хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (Показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (Царапаем ноготками поверхность того чтопод рукой)

 Один, два, три, четыре, пять, (На каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

 Нужно быстро убегать! (Двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

 Психолог: Мышата, давайте котика позовем с нами поиграть. Озорной котенок, Ножками потопай, Ручками похлопай, головкой покивай, с нами поиграй. Не идет играть котик, давайте еще раз позовем. Дети повторяют движения, соответствующие словам в стихотворении.

Психолог: Хитрый кот в углу сидит, Притворился, будто спит. Мышки, мышки, вот беда!- Убегайте от кота!

Игра проводится 2-3 раза.

Психолог: Весело с котиком играли И немножко мы устали. А теперь мы отдохнем, Рисовать сейчас пойдем. Дети садятся за столы.

Психолог: Ребята, маленький котенок оставил свои следы.

Намочил котенок лапки,

Он пошел гулять босой.

Не нашел себе он тапки

И скорей бежит домой.

После показа дети рисуют следы лапок котика.

 Психолог:

Наши ручки рисовали,

 Грязными от краски стали.

Ручки нужно нам помыть,

Полотенцем просушить. 

Котик прощается с детьми и уходит. Все дети идут мыть руки.

 

Адаптационное занятие с детьми «Петушок Золотой гребешок»

Участники: педагог-психолог, воспитатели, дети.

Задачи:

  • Создать приятную психологическую обстановку в группе;
  • Пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада;
  • Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику. Оборудование: магнитофон, музыкальный диск; мягкая игрушка – петушок; маски цыплят, листы для рисования (на каждого ребенка) с изображением петуха; краски.

Ход занятия:

Психолог включает магнитофон с аудиозаписью петушиного крика.

Психолог: Ой, ребята, кто это так громко кричит? Петушок (его роль исполняет психолог, держа в руках игрушку – петуха). Это я, петушок, ку-каре-ку! Здравствуйте!

Психолог: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Что так рано встаешь, Деткам спать не даешь?

Петушок:

 Всех ребят зову, зову:

 Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку.

Очень я играть люблю:

 Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку.

Будем вместе мы играть,

Будем весело кричать:

 Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку.

Психолог:

Шёл по берегу петух, (шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной.)

Поскользнулся, в речку бух! (делать круговые движения руками, приседать) Будет знать петух, что впредь (грозить пальчиком )

 Надо под ноги смотреть. (наклоны вперед)

 Ребята, а петушок один не ходит. Рядом с ним курочка и их детишки – цыплята.

Пальчиковая гимнастика:

Как-то вывела курица-мать

Своих деток-цыпляток гулять.

 Разбежались они кто куда!

 Ах, какая для мамы беда!

Стала курочка бегать, кричать,

 Своих деток-цыпляток искать.

Кто-то тихо сидит за кустом,

Кто под папиным пышным хвостом,

 Кто играет с ней в прятки,

Кто бежит без оглядки.

Долго бегала курица-мать,

Удалось ей цыпляток собрать!

Стала курица считать

Маленьких цыпляток:

Желтых пять

И черных пять,

 А всего десяток!

Игра «Кот и цыплята»

Психолог: Мы сейчас с вами превратимся в маленьких цыплят. Учит курица цыплят Сторониться злых котят:

 - Нет для нас опасней зверя,

 Не ходите к задней двери.

Ко-ко-ко...ко-ко-ко!

Вы куда так далеко?!

У калитки Васька кот,

Он давно вас глупых ждет!

 Цыплята гуляют на полянке, резвятся. Но цыплята, будьте осторожны! Если появится кот, убегайте, прячьтесь!

 Игра проводится 2-3 раза.

Психолог:

Желтые комочки

Убегали к маме –квочке.

 Цыплята прятаться устали,

а играть мы перестали. 

Проголодались и цыплята , и курочка, и петушок. Они любят кушать зернышки. Давайте покормим их, нарисуем зернышки. Психолог раздает детям рисунки-заготовки с изображением петуха. Дети рисуют пальчиками зернышки.

Психолог: Петушка накормлю, Дам я зернышка ему. Петушок: Спасибо, ребята! До свидания!

Адаптационное занятие с детьми «Солнышко»

Участники: педагог-психолог, воспитатели, дети.

Задачи:

  • Формировать дифференцированные связи с окружающими людьми;
  • Развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия;
  • Вызвать положительное отношение к детскому саду;
  • Расширять словарный запас.

Оборудование: магнитофон, музыкальный диск с записью «голубой вагон»; мягкие игрушки – Лошадка и солнце; листы для рисования (на каждого ребенка) с изображением солнца; краски.

Ход занятия:

Стук в дверь.

Психолог: Ой, ребята, кто это? Лошадка (ее роль исполняет психолог, держа в руках игрушку-лошадь).

Лошадка:

Иго-го! Здравствуйте, ребята!

 Озорная я лошадка Весело играю!

Травушку зеленую,

На лугу щипаю.

Психолог: Что-то наша лошадка перестала играть и загрустила. Маруся, что с тобой?

 Лошадка: Всю, всюду я хожу, Солнышка не нахожу. Ну куда же мне пойти? Где же солнышко найти?

Психолог: Ребята, без солнышка очень грустно становится, и играть не хочется. Солнце утром встало, Всех детишек приласкало. А когда солнышко не светит, то и детишек некому согреть, поднять настроение.

Игра «Дождик»

Психолог: Светит солнышко и мы гуляем, прыгаем, радуемся. Спряталось солнышко, закапал дождик, - скорее убегаем под зонтик.

Дождик, дождик

– Кап, кап, кап, Мокрые дорожки.

 Нам нельзя идти гулять,

Мы намочим ножки.

Игра проводится 2-3 раза.

Психолог: Дождик, дождик, Хватит лить, малых деточек мочить.

Лошадка: Ребята, без солнышка плохо, давайте вместе отправимся на солнечную полянку и попросим солнышко вернуться.

Психолог: А поедем мы туда на поезде. Ребята садитесь в вагончики. Я паровозик ЧУХ-ЧУХ, По рельсам я стучу, Сначала я вперед бегу, Потом назад качусь, Теперь звоню в звонок: ДЗИНЬ-ДЗИНЬ! Теперь в свисток свищу: ТУУ-ТУУУУУУ!!!!!!!!!!!!!!!!! ОЙ! Неужели это Я ТАКОЙ НАДЕЛАЛ ШУМ?!

Лошадка: Иго-го, не видно и здесь солнышка.

Психолог: Не расстраивайся: солнышко, как и мы, ночью спит, а утром встает.

Утром солнышко встает выше, выше.

К ночи солнышко зайдет ниже, ниже.

Игра проводится 2-3 раза.

Психолог: Солнышко спит, а мы его позовем и разбудим.

Солнышко, солнышко,

Солнышко нарядись

Красное покажись!

 Выгляни в окошко,

 Ждут тебя малыши,

 Ждут тебя крепыши.

Ой, ребята, вот и солнышко встало и согревать людей всех стало. Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки – Очень рады солнышку.

Повторяется 2 раза.

Психолог: Ребята, мы с вами нашли солнышко, оно ярко светит. А теперь садимся в паровозик, пора возвращаться. Психолог включает магнитофон с записью песни «Мы едем, едем, едем в далекие края»

Психолог:

Мы ехали, мы пели,

С песенкой смешной

Все вместе, как сумели,

Приехали домой.

Лошадка: Иго-го, ребята, спасибо вам, я теперь могу прыгать и резвиться. Психолог: Ребята, что бы весело было всегда, каждый сам нарисует себе солнышко сам, а мы поможем.

Адаптационное занятие с детьми «Мишка»

 Участники: педагог-психолог, воспитатели, дети.

Задачи:

- формировать у детей активное доброжелательное отношение к окружающим;

- совершенствовать умение выполнять движения по подражанию, ориентироваться на сверстника;

- продолжать учить детей выполнять игровые и танцевальные движения, соответствующие словам и характеру музыки, правилам игры;

- создавать условия для овладения детьми элементами ролевого поведения;

- развивать выразительность движений, умение передавать характерные особенности движения игровых персонажей (медведя, зайца, лисы, белки);

- продолжать учить детей выполнять центральную роль в игре, преодолевать робость;

- развивать эмоциональные позитивные отношения между матерью и ребенком через тактильное взаимодействие;

- развивать отзывчивость, доброжелательное отношение к игровому персонажу, желание помочь ему;

- способствовать снятию у детей эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

- развивать координацию движений, общую и мелкую моторику; развивать внимание, речь и воображение;

- продолжать развивать интерес к рисованию красками с помощью кисточек, к совместной продуктивной деятельности.

Материалы и оборудование: игрушка – Мишка для психолога; лист с контурным изображением банки, гуашь желтого цвета, кисточки.

Ход занятия:

 Психолог показывает игрушечного медвежонка и просит детей внимательно послушать, что он скажет: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мишка. А фамилия моя - Топтыгин. А как вас зовут? Дети называют свои имена и фамилии, пожимают «Мишке» лапку.

Психолог: Ребята, а кто знает, как ходят медведи! Давайте попробуем так же походить.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет:

Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою - топ!

Имитируют походку медведя. Наклоняются, делая вид, что собирают шишки. Хватаются за лоб. Топают ногой.

Игра «Разбудим Медвежонка»

Медведь: Ребята, а вы знаете, где я живу? А где я сплю зимой? Правильно, в лесу, в берлоге.

Психолог предлагает разбудить Медвежонка. Воспитатель с игрушкой - Мишкой ложится на пол, дети и взрослые водят вокруг него хоровод и поют:

Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге.

Громко не кричите, Мишку не сердите,

Тихо подходите, ласково будите.

Все подходят к «медвежонку» и «будят» его (аккуратно, ласково прикасаются к нему, гладят). «Медвежонок» открывает глаза и улыбается.

Психолог: «Мишка проснулся, друзьям улыбнулся, сладко потянулся». Все поднимают вверх сначала левую, потом правую руку, встают на носочки.

Психолог:

Долго, Мишка, ты лежал

 И весну чуть не проспал!

А проснулись все давно,

Ведь в лесу уже тепло!

Далее все выполняют движения вслед за психологом.

Вышел мишка из берлоги

 И затопал по дороге.

Руки слегка сгибают в локтях, покачиваются на месте из стороны в сторону.

А навстречу ему заяц

От лисы бежит, спасаясь.

 Прыгают на месте, поджав руки.

Из норы лиса идет,

На прогулку всех зовет.

Плавные движения рук перед собой – «походка лисы».

Белка смотрит из дупла,

Выходить и ей пора.

Руки в кольцо, соединяют над головой – «смотрят в дупло».

На полянке все играют,

 Нас, ребята, приглашают.

Хлопают в ладоши.

Психолог: «Ребята, наш Мишка проголодался. Что медведи любят больше всего? Правильно, мед. Мишка принес пустые банки и просит налить меда. Вы хотите угостить Мишку? Тогда нужно раскрасить банки. Какого цвета мед? Раскрашивайте желтой краской так, чтобы ни одна капля мимо не упала!». Дети раскрашивают банки.

Психолог:

Наши ручки рисовали,

Грязными от краски стали.

Ручки нужно нам помыть,

Полотенцем просушить.

Мишка прощается с детьми и уходит. Все дети идут мыть руки.

Адаптационное занятие с детьми «Прогулка в лес»

Задачи:

 -развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками (умение здороваться, прощаться);

 - развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со сверстниками;

Оборудование: мягкие игрушки- волк, ежик; аудиозапись «Моцарт для малышей», магнитофон; рисунки- заготовки ёжиков; краски, губки.

Ход занятия

Психолог: Ребята давайте представим, что мы с вами идем на прогулку в лес. Дети встают в круг друг за другом и идут повторяя за психологом движения.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

По камушкам, по камушкам,

По кочкам, по кочкам,

По маленьким листочкам,

 В ямку – бух!

Игра повторяется 2-3 раза.

Психолог: Вот мы и пришли с вами в лес. Нас должен встречать ёжик. Ау, где же он? Дети находят спрятанную игрушку- ежика. Психолог рассматривает с детьми игрушечного ежика, предлагает его потрогать. Дети касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдергивают руку, говорят, что ежик колючий.

Психолог:

Что ты, еж такой колючий?

Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы да медведи!

Психолог объясняет, как ежик защищается от «своих соседей», предлагает детям поиграть. Дети, изображая ежиков, ползают на четвереньках по группе. Когда психолог показывает игрушку –волк, дети группируются и сидят не подвижно.

 Игра повторяется 2-3 раза.

Психолог предлагает спеть ежику песенку. Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садиться и обхватывает себя руками. Психолог и остальные дети встают вокруг него и поют песенку.

Шли по лесу не спеша,

Вдруг увидели ежа.

Ежик, ежик, мы – друзья,

Дай погладить нам тебя.

Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».

Игра повторяется 2-3 раза.

Психолог: Ребята давайте дорисуем иголки у ежика, и у каждого из вас будет свой друг. Дети рисуют иголки ежику, используя черную краску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими трудности в формировании УУД и предпосылок.

Одной из задач, обозначенных в ФГТ, является «учет  особых образовательных потребностей детей с ограниченными  возможностями здоровья», т.е детей, имеющих недостатки в физическом или психиче...

Комплекс коррекционно-развивающих занятий методом запоминания «мнемотехника»

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использован...

комплекс коррекционно-развивающих упражнений для подготовки детей к школе

комплекс предназначен для педагогов и психологов для работы с детьми подготовительной группы по подготовке к школе....

Комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста с ЗПР в условиях дома ребенка

Занятия рассчитаны на детей раннего возраста с диагнозом ЗПР в условиях дома ребенка.  Комплекс направлен на развитие коммуникативных навыков и познавательных процессов по теме "Осень"....

Комплекс коррекционно-развивающих занятий

Комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей подготовительной к школе группы...

Комплекс коррекционно-развивающих занятий

Комплекс коррекционных занятий для гиперактивных детей...