Комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими трудности в формировании УУД и предпосылок.
статья по теме

Одной из задач, обозначенных в ФГТ, является «учет  особых образовательных потребностей детей с ограниченными  возможностями здоровья», т.е детей, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии.

Раздел программы «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при наличии в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Основу работы составляют принципиальные положения:

-коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;

- содержание  – это психолого- медико-педагогическое  сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

- все специалисты осуществляют коррекционную работу;

Цель коррекционной работы – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                 

Комплекс  коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими трудности в формировании УУД и предпосылок.

Одной из задач, обозначенных в ФГТ, является «учет  особых образовательных потребностей детей с ограниченными  возможностями здоровья», т.е детей, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии.

Раздел программы «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при наличии в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Основу работы составляют принципиальные положения:

-коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;

- содержание  – это психолого- медико-педагогическое  сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

- все специалисты осуществляют коррекционную работу;

Цель коррекционной работы – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Задачи коррекционной работы:

1.Выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;

2.Преодоление затруднений в освоении основной общеобразовательной программы;

Принципы организации коррекционной работы:

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные коррекционно-развивающие технологии в зависимости от структуры и выраженности нарушения;

- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с ОВЗ.

Содержание коррекционной работы:

1.Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии (содержание диагностического модуля);

2.Осуществление индивидуального ориентированной психолого-медико-педагогической  помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, в соответствии с рекомендациями псхолого-медико-педагогической комиссии (содержание коррекционно-развивающего, оздоровительно-профилактического , социально-педагогического модулей);

3.Возможность освоения детьми с ОВЗ основной общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении (результат коррекционной работы)

Диагностический модуль.

Задачи модуля:

1.Выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребенка при освоении основной общеобразовательной программы;

2.Определить причины этих трудностей;

Направление

Содержание работы

Кем выполняется работа

Медицинское

и психического здоровья, изучение медицинской документации.

Медицинские работники

Психолого – педагогическое

Обследование актуального уровня развития ребенка, определение зоны ближайшего развития, выявление трудностей, возникающих по мере освоения основной общеобразовательной программы.

Психолог, дефектолог, воспитатель, логопед.

Социально-педагогическое

Изучение семейных условий воспитания ребенка.

Психолог, дефектолог, воспитатель, логопед.

Коррекционноразвивающий модуль.

Задачи модуля:

1.Определить необходимые условия  коррекционно-развивающей работы;

2.Разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка необходимыми специалистами  при освоении основной общеобразовательной  программы (на основе полученных диагностических данных);

3.Организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка, испытывающего трудности в освоении основной общеобразовательной программы, на основе комплексных диагностических данных.

Индивидуальный образовательный маршрут:

- дает представление о видах трудностей, возникающих у ребенка при освоении общеобразовательной программы;

- раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;

- содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.

Оздоровительно профилактический модуль.

Задачи модуля:

1.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ;

2.Обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка  с ОВЗ;

Этот модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями.  Этот вид сопровождения ребенка с ОВЗ осуществляется по плану профилактической работы учреждения.

Социально-педагогический модуль.

Задачи модуля:

1.Повышение профессиональной компетентности педагогов;

2.Взаимодействие семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами.

3.Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность.

Результаты коррекционной работы.

Итоговые и промежуточные результаты работы ориентированы на освоение детьми с ОВЗ основный образовательной программы ДО. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного  маршрута, продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении основной общеобразовательной программы.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником основной программы из-за тяжести физических или психических нарушений, подтвержденных психолого-медико-педагогической комиссией, содержание работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически ориентированных навыков.

Список литературы:

Материалы межрегиональной проблемно-творческой группы педагогов-психологов, педагогов дошкольных образовательных учреждений города Томска, Краснокаменска Забайкальского края, Кировской области/ под общей редакцией О.А.Осиповой, методиста информационно-методического центра. – Томск, 2013. – 208с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста "Формирование основ безопасности жизнедеятельности"

Представлен план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Работа ведется в течении года по пяти направлениям: "Ребенок дома", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребено...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интереса и потребности в чтении

План разработан с учетом лексической темы, подобраны методические приемы, коррекционная работа....

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с ОНР) по формированию коммунникативных навыков

Перспективный план включает 9 основных разделов: Содержание всех разделов  программы предусматривает формирование коммуникативных компетенций у детей: специальными знаниями, умениями и навыками, ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие познавательной сферы для детей старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности с моторикой.

Формирование потребности и способности активно мыслить, развитие познавательных процессов, умение преодолевать  трудности при решении разнообразных умственных задач, развитие мелкой моторики....