Комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста с ЗПР в условиях дома ребенка
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Занятия рассчитаны на детей раннего возраста с диагнозом ЗПР в условиях дома ребенка. Комплекс направлен на развитие коммуникативных навыков и познавательных процессов по теме "Осень". При необходимости могут проводится повторно. для лучшего закрепления материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коррекция развития раннего возраста | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс коррекционно-развивающих занятий
по теме «Осень».
(для детей с ЗПР 3-х лет в условиях дома ребенка)
Цель: развитие коммуникативных навыков и активизация познавательных процессов детей раннего возраста.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Занятие № 1 «Здравствуй щедрая осень!»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Поддерживать стремление ребенка активно вступать в игровые общения.
- Знакомить детей с признаками осени.
- Закрепить с детьми понятия овощи и фрукты, место их выращивания.
- Формировать представления о том, кто из животных питается овощами.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение отвечать на простейшие вопросы.
- Развивать интерес к игровому общению со сверстниками.
- Развивать наглядно-действенное мышление.
- Развивать внимание, наблюдательность и воображение,
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать сочувствие, умение прийти на помощь.
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать любовь к животным.
Коррекционно-психологические:
- Развивать интерес к игровому общению со сверстниками.
- Создание положительной эмоциональной атмосферы в группе;
- Развитие эмоционально-выразительных движений.
Приветствие участников.
Дети по кругу говорят друг другу «Привет!» жмут руки и называют имя соседа. Если не все умеют говорить, то взрослый сам называет имена.
Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далёкий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
Осенью зовется.
Психолог - Какие подарки осень нам дарит? Ответы детей (овощи, фрукты…).
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.
Психолог - И не только фрукты, но и овощи. А где у нас растут овощи? – правильно на грядках, в огороде. Демонстрация картинки с овощами. А где растут фрукты? – в саду на деревьях. Демонстрация картинки с фруктами.
Игра «Покажи где растет?»
Игра на внимание. Дети стоят в кругу. Взрослый называет овощ или фрукт. Если овощ, то дети садятся на корточки, показывая, что растут на земле. Если фрукт, то поднимают руки вверх, показывая, что растут на деревьях.
Психолог – урожай собрали, теперь будем готовить блюда.
Игра «Поварята».
Дети встают в круг — это кастрюля.
Сейчас мы с вами будем готовить очень вкусный обед: овощной суп и компот из фруктов. Каждому раздаются шапочки с изображением фрукта и овоща. На полу два круга, куда должны встать дети.
Ведущий говорит, какой он хочет положить овощ в суп и фрукт в компот. Узнавший себя прыгает в свой круг и т. д. В результате получаются очень вкусные блюда.
Релаксационное упражнение.
Психолог: Я приготовила вам дорожки и предлагаю по ним пройтись. На полу расстилается тонкая и широкая дорожка. Предлагается поиграть в игру 2-3 раза.
Маленькие ножки
Шагали по дорожке.
(Мелкими шагами идут по узкой дорожке).
Большие ноги
Шагали по дороге.
(Широкими шагами идут по широкой дорожке).
Устали ножки,
Отдохнули немножко.
(Все присели на пол).
Дружно встали,
Снова зашагали.
(Все поднимаются на ноги).
Упражнение «Морковка для зайчика, яблоко для ежика».
Психолог - Ребята, кто же тут бежит – пыхтит? Это ежик, без рук и ножек. Он не один с ним самый лучший друг – зайчишка.
Приветствие игрушек. Каждый ребенок гладит и называет игрушку ласковым словом. Затем передает другому.
- Вот они (психолог показывает детям игрушки зверей)! Зайчик и ежик просит их накормить урожаем, что мы насобирали. А что больше всего они любят?
Каждому раздается картинка. Дети наклеивают силуэты морковок на доску, где нарисован зайка, а яблоки, где – ежик.
Прощание.
Все участники занятия берутся за руки и, покачивая ими вверх-вниз, поют прощальную песенку:
До свиданья, до свиданья, приходите к нам опять
До свиданья, до свиданья, будем вместе мы играть.
Занятие №2 «Разноцветная мозаика»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Продолжать знакомить детей с признаками осени.
- Поддерживать стремление ребенка активно вступать в игровые общения.
- Закрепить с детьми название основных цветов осенних листьев.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение отвечать на простейшие вопросы.
- Развивать наглядно-действенное мышление.
- Развивать внимания и координации движений.
- Развивать умения дифференцировать различия в одежде детей разного пола,
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать сочувствие, умение прийти на помощь.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать любовь к животным.
Коррекционно-психологические:
- Создание положительной эмоциональной атмосферы в группе.
- Осознание себя, своего имени.
- Снятие психоэмоционального напряжения.
- Развитие эмоционально-выразительных движений.
Приветствие участников.
Дети по кругу говорят друг другу «Привет!» жмут руку и называют имя соседа.
Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
Осенью зовется.
Психолог. - Осенью природа увядает, готовится к зимнему отдыху. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. На небе появляются серые тучи, идут долгие, холодные дожди. Листья желтеют и опадают – начинается листопад (детям раздают карточки «Осень»).
Упражнение «Ежик в лесу».
Психолог. – Ребята, а посмотрите кого я встретила в лесу! Ведь, это ежик. И знаете, что он мне рассказал? Хотите узнать? Ну, тогда слушайте.
В один прекрасный, солнечный денек ежик вышел в лесок. Захотелось ежику прогуляться по осеннему лесу и пособирать самые красивые листья. Лес превращается в разноцветную сказочную страну.
Психолог – а кто мне скажет, какого цвета бывают листья осенью?
Дети - Красные, желтые, зеленые и т.д.
Психолог - Правильно, молодцы.
И вот на опушке лежат красочные листья разных деревьев. И к огромной радости ежик стал собирать на свои колючки эти листочки. Да так много насобирал, что сил уж домой тащить не было. И приостановился ежик отдохнуть под могучим дубом. А тут, откуда не возмись, ветер налетел на опушку, да как поднимет в небо листья все, что ежик даже глазком моргнуть не успел, как его самые красивые листья улетели в разные стороны.
Ох, как опечалился ежик. Что же делать? - думал он. И решил ежик пойти помощи поискать у ребятишек, а вдруг помогут.
Психолог – Вы как ребята, готовы помочь ежику?
Дети – Да!!!
Психолог – Ну, тогда вперед! Оглянитесь и посмотрите где же листочки спрятались, а кто найдет, тот громко кричит: - Нашел !! и имя свое не забывает сказать, чтоб ежик знал кто ему помогал.
(Дети ищут листочки и выкрикивают свои имена).
Игра «Осенние деревья».
Роль дерева выполняют взрослые. Каждый из них стоит с листьями одного цвета. Пока звучит музыка, дети должны найти свое по цвету дерево и успеть подбежать к нему. Игра повторяется несколько раз.
Психолог – Пока мы играли, листочки собирали, дождик стал капать.
Релаксационное упражнение «Прячемся от дождика».
Психолог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняя действия вместе один, а затем вместе с детьми в соответствии со словами:
На прогулку вышел дождик. Кап-кап-кап!
Кап-кап-кап! /движение пальчиков о ладошку/
Не промочат дети ножки. /поднимают ножки/
Всех их зонтик соберет, /открывает зонтик и крутит его/
От дождя убережёт. /Все прячутся от дождя под зонт/
Психолог комментирует: «Все-все-все сюда. И Люда, и Света, и Владик. Все здесь… Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонт». Дети сидят и слушают музыкальное сопровождение со звуками дождя.
Психолог – Чтобы не простудится в прохладную погоду, какую одежду мы одеваем?
Упражнение «Оденемся на прогулку».
Детям предлагаются фигуры девочки и мальчика на доске. Рядом разложены картинки с осенней одеждой (куртка, шапка, сапоги, брюки) в разной цветовой гамме. Дети должны определить, какая цветом одежда принадлежит мальчику, а какая девочке. Картинки приклеиваются на фигуры детей.
Психолог – теперь мы не замерзнем на улице, и наши ребята могут идти прогуляться в лес к ежику и зайцу. Но пойдем мы в гости к ним в другой раз.
Прощание.
Все участники занятия берутся за руки и, покачивая ими вверх-вниз, поют прощальную песенку:
До свиданья, до свиданья, приходите к нам опять
До свиданья, до свиданья, будем вместе мы играть.
Занятие №3 «До свидания, осень!»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Продолжать знакомить детей с признаками осени.
- Поддерживать стремление ребенка активно вступать в игровые общения.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение отвечать на простейшие вопросы.
- Развивать интерес к игровому общению со сверстниками.
- Развивать внимание и координацию движений.
- Развивать творческие способности и воображение.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность к окружающим.
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
Коррекционно-психологические:
- Создание доверительных отношений между детьми.
- Создание положительной эмоциональной атмосферы в группе.
- Снятие психоэмоционального напряжения.
- Развитие мышечного контроля.
Психолог - Осень сначала теплая, богатая на подарки, а затем осень холодная, ветреная. Солнце мало греет нас, а мы его поприветствуем, и оно теплее станет.
Упражнение «Утреннее приветствие».
Дети и взрослый встают в круг. Все поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе). Руки над головой образуют полукруг.
Взрослый говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады».
«Мы все проснулись, за руки взялись», – руки медленно опускаются вниз. Дети берутся за руки.
Взрослый, обращая взгляд поочерёдно к каждому ребёнку, продолжает: «И Таня здесь…, И Ваня здесь…, И Миша здесь…» все дети вслед за взрослым повторяют: «И Таня здесь…»
Затем взрослый оглядывает каждого ребёнка и говорит: «Все здесь!» Дети встают на цыпочки, подняв сцепленные руки вверх, и хором говорят: «Все здесь!» После этого все медленно опускаются на корточки.
Психолог - Осень сначала теплая, богатая на подарки, а затем осень холодная, ветреная. Солнце мало греет нас, а мы его поприветствуем, и оно теплее станет.
Упражнение «Изобрази явление».
Психолог - Ребята, а кто мне скажет, что происходит осенью? (дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь).
Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Дует ветер» — дует, вытянув губы.
«Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Идет дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет психолог. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.
Релаксационное упражнение «Как летит листочек?»
Психолог поднимает лист бумаги, а затем опускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на пол. После этого просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Психолог снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Детям нужно сделать тоже самое, то есть плавно опустить руки одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Психолог подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
Психолог читает стихотворение:
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.
Затем психолог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.
А где же наши друзья ежик и зайка. В лесу наверно ждут нас. Пойдем мы в лес по тропинке.
Игра «Слепой, и поводырь».
Психолог помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый повязывает платком глаза, – он — слепой, его партнёр — поводырь. Поводырь должен провести слепого через препятствия, которые заранее созданы воспитателем из мягких модулей. Цель поводыря — провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы тот не упал. и не споткнулся. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Психолог вместе с остальными детьми, следит за ходом игры, помогает в случае, если возникли затруднения.
Психолог - Где ежик наш? – Он спит, в спячку зимнюю улегся, и запрятался он в норке. К зимушке готовится. Ну а зайка вот бежит только что-то с ним не так? Шубку белую надел, теплую, пушистую, чтоб лисичка не нашла.
Психолог - Осень уходит, а зима приходит.
Коллективный рисунок «Осеннее дерево»
Психолог – Давайте и мы попрощаемся с осенью, выложим ей дорожку из листьев.
Дети по очереди выкладывают тропинку из листьев и прощаются с осенью.
Прощание.
Все участники занятия берутся за руки и, покачивая ими вверх-вниз, поют прощальную песенку:
До свиданья, до свиданья, приходите к нам опять
До свиданья, до свиданья, будем вместе мы играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс методик по речевому развитию детей раннего возраста посредством общения со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения
Данный комплекс методик разработан для детей 2-3 летнего возраста. Методики собраны из различных источников литературы и интернет ресурсов. Игры и игры-занятия, потешки и стишки для режимных моментов ...
Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»
Одним из основных условий хорошего физического развития ребенка раннего возраста с ЗПР является своевременное и всестороннее развитие его движений. Растить детей здоровыми и сильными – задача каждого ...
Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь....
"Психолого-педагогическая социализация детей младшего возраста с ОВ, в условиях Дома ребенка"
Младший дошкольный возраст – это важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психологического развития. В это время происходит переход ребенка...
Методическая разработка. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты.
Контингент детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети с отягощенным и социальным анамнезом. Поэтому наша задача- обеспечить своевременное и полноцен...
Коррекционно-развивающее занятие для детей раннего возраста с ОВЗ " В гости к кукле Кате."
Цель занятия: социализация детей с синдромом Дауна. Учить понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе игры и общения со взрослым....
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА (ранний, дошкольный возраст))
Выступление на городском МО учителей-логопедов и дефектологов. Краткое изложение о сенсорной интеграции, о нарушениях процесса обработки сенсорной информации у детей дома ребенка и показ практич...