"Психолого-педагогическая социализация детей младшего возраста с ОВ, в условиях Дома ребенка"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Лейман Оксана Николаевна

Младший дошкольный возраст – это важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психологического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Пслихолого-педагогическая социализация  детей младшего дошкольного возраста».

Младший дошкольный возраст – это важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психологического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром.

Хотелось бы обратить внимание на взгляды некоторых педагогов, которые мне интересны, например, педагогические взгляды В. А. Сухомлинского строятся на гуманистических принципах уважения личности воспитанника, его человеческого достоинства, на безграничном доверии. Он выражает воспитание как «единство духовной жизни воспитателя и воспитанников, единство их идеалов, стремлений, мыслей, переживаний». В свое время Л. С. Выготский говорит о том, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами.

Человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не сформулирует в себе тех качеств, которые возникли в результате всего человечества. Движущей силой социального развития личности выступает обучение, общение и различные виды совместной деятельности. Обучение вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в действие внутренний процесс развития. Социальный же опыт ребенок приобретает путем научения, имитации подражания, приучения и индентификации в обществе и деятельности. Процесс социализации – это включение ребенка в общество сверстников и взрослых.

Каждый этап детского развития построен по одному принципу: вначале открывается ориентация в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта и становление опыта. Это положение предоставляет нам возможность сделать вывод приоритетности вхождения ребенка в систему человеческих отношений, приобщения культуры, нравственным эталоном социума по сравнению с процессом обучения. Дошкольный возраст является именно тем периодом в жизни человека, когда он начинает свое вхождение в человеческое общество. Последующие этапы его жизни связаны с коррекцией уже приобретенного ранее возраста.

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в этот время эмоциональное отношение к жизни, людям и либо наличие, либо отсутствие символов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека.

Особенно важно знакомить ребенка со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться им как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания состояния других. Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие.

Таким образом, на сегодняшний день осуществлять социально-эмоциональное развитие дошкольников актуально и продуктивно.

Мною была четко обозначена цель педагогической деятельности – это создание условий для развития социально - эмоционального и эмоционально- психического развития здоровья ребенка путем приобретения социальных способов и опыта вхождения в социум, адаптации и активного действия в нем. Важными направлениями образовательной деятельности являлись:

- обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

- воспитание интереса к окружающим людям;

- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми людьми;

- Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) ;

- развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;

- обучение детей речевым средствам.

Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Поэтому, главным я считаю создание условий теплой и сердечной атмосферы в группе. Необходимо наполнить жизнь маленького ребенка интересными событиями, занимательными играми, полезными и познавательными занятиями. Малыш должен почувствовать себя окруженным вниманием и заботой, найдет первых друзей, научится проявлять доброжелательность к людям, заботиться о животных, растениях, игрушках и одежде. Основная задача состоит в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, постоянно накапливал опыт положительных поступков и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.

Каждый ребенок в течение дня стремится получить эмоциональную оценку взрослого – одобрение, похвалу, ласку. Ощутив любовь воспитателя, ребенок становится более уверенным и общительным и с удовольствием начинает подражать его действиям. Поэтому, я считаю особенно важным подавать пример детям через свои положительные действия в различных ситуациях, через культуру своего поведения и через культуру речи. То есть, живой и постоянный пример воспитателя, его искреннее участие в детских делах и проблемах – это важное условие успешного социально- эмоционального развития дошкольников и установления доброжелательных отношения их со сверстниками и взрослыми, а также их отношения к окружающему миру.

Для меня, этот новый подход к данной проблеме, потребовал самостоятельного изучения и осмысления современных психолого– педагогических исследований, глубокого анализа научно – методической литературы. Это дало возможность эффективно реализовать содержательный аспект и реализующие технологии социально – эмоционального восприятия дошкольников.

Цель и задачи достигались на основе реализации общеобразовательной программы дошкольного образования:

- программы «Детство»;

- Т. А. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 3-8 лет»;

- Л. Н. Шаманская «Путешествие по сказкам» // нравственное развитие дошкольников;

- Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении»;

- А. Усяева «Азбука хорошего поведения в стихах»;

- А. Ю. Капская «Подарки фей» (программа развития нравственной сферы дошкольников.

Важным этапом моей деятельности явилась разработка перспективного плана по социально – эмоциональному развитию дошкольного возраста. Там я включила такие темы как: «труд взрослых», «предметный мир», «семья», «детский сад», «родной город и наша Родина». В процессе воспитательно – образовательной работы я выделила наиболее эффективные формы обучения:

- развивающие игры (игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры и др) .

- имитационные упражнения;

- этюды;

- импровизации;

- беседы;

- чтение художественных произведений;

- свободное и тематическое рисование или лепка;

- рассказ педагога и рассказы детей;

- сочинение коротких рассказов или историй;

- наблюдения, прогулки.

Инновационным в осуществлении социально – эмоционального развития дошкольников явилось обеспечение интегрированного подхода: это означает то, что содержание педагогической деятельности по социально – эмоциональному развитию интегрировано с содержанием работы по познавательному, речевому, художественному, музыкальному и физкультурно – оздоровительному развитию детей.

Важное место занимает ИГРА. Ролевые игры помогают детям апробировать различные характеры героев – положительный и отрицательные, грустные и веселые, а также помогают детям воспроизводить эмоциональные тотальности, которые служат ребенку в качестве эталонов. Растущей и развивающейся личности предоставляется возможность соотносить свои переживания с эмоциональными переживаниями близких людей, а затем путем сравнения развивать способность детей изменять и корректировать свою эмоциональную сферу.

Необходимо отметить то, что дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт воспитатель передает детям в совместной с ним игре. Дети охотно подражают и воспроизводят цепочку игровых эпизодов, преимущественно передающие реальные ситуации. Это такие сюжетно – ролевые игры, как «Больница», «Зоопарк», «Семья», «День рождения» и др. Ежедневно я организую различные формы общения детей. Это беседы («Кто я такой? », «Каое у тебя имя», «На кого из сказочных героев хачу быть похож?, рисование («Рисую себя», «Мой секрет», «Мой портрет в лучах солнца», Игры – драматизации («Брат и сестра», «Мамин день», «Смешные и грустные истории», имитационные упражнения («Угадай по походке», «Кто это», «Передай другому», индивидуальные беседы («Когда мне грустно», «Что тебя пугает? », «Чему ты радуешься? ») .

Особенно важную роль в эмоционально – художественном развитии детей я отдаю музыке. Именно она влияет на эмоциональное сочувствие. Поэтому, в своей работе, я часто к обращаюсь к музыке. Это и слушание музыкальных произведений, и пение детских песен вместе с детьми, и дидактические игры с музыкальными инструментами. Детям очень нравятся колыбельные песни и классические произведения В. Моцарта, И. Бах, которые мы прослушиваем перед сном.

Необходимо выделить то, что мы с детьми рассматриваем различные реальные ситуации и проводим игры – драматизации. И тут нам помогают театральные куклы и персонажи. С помощью родителей мы приобрели кукольные театры русских народных сказок. Руками родителей и детей был изготовлен пальчиковый театр и пошиты халаты с чепчиками врача для сюжетно – ролевой игры «Больница». Эти персонажи помогают нам в обыгрывании различных ситуаций, которые требуют особого внимания и наиболее оптимального их разрешения. Например, сюжетно – ролевая игра «День рождения куклы Кати» знакомит детей с правилами гостеприимства, учит общению со сверстниками, развивает коммуникативные способности детей.

Достижение положительных результатов в социально – эмоциональном развитии дошкольников невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Это родительские собрания, консультации, анкетирование. Родители заинтересованы, сотрудничают, становятся участниками педагогического процесса, что позволяет нам повышать их педагогическую культуру.

Опыт работы по данной проблеме был представлен на педсовете, открытых просмотрах занятий в МБ ДОУ № 21. Это открытые занятия: «Зоопарк», «Упрямый козленок», «Страна сказок», «Учимся играть и работать дружно». Для педагогов была проведена консультация по проблеме «Эмоция, как объект психолого – педагогических исследований», «Значение театра в эмоциональном развитии детей»; а также проведены консультации родителей по темам: «10 правил воспитания ребенка», «Капризный ребенок», «Как организовать детский театр дома? », и выработаны памятки для родителей о возрастных психологических особенностях детей младшего дошкольного возраста, «Хвалите ребенка чаще», «Что такое дружба? », так же даны индивидуальные консультации: «Воспитание у ребенка осознанного отношения к своему поведению», «Воспитание правильного поведения в природе».

Важным для меня является открытие детям радости общения, познания, ощущения роста собственных возможностей и самостоятельности. Планируя развивающую среду, я стараюсь учитывать все направления программы, понимаю важность интеграции и учитываю взаимосвязь образовательных областей. Главное, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и радости общения со сверстниками и взрослыми.

Воспитатель обязан внимательно наблюдать за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка. Дети могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Особенно это заметно у детей, которые впервые приходят в группу. Следует учитывать, что взаимоотношения детей отличаются нестабильностью, зависят от ситуации и требуют постоянного внимания воспитателя. Необходимо приучать детей играть спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с одной игрушкой, развивать игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, участвовать в несложной совместной практической деятельности.

Я побуждаю детей доброжелательно относиться к окружающим, проявлять эмоциональную отзывчивость, без чего невозможно правильное социальное развитие. Считаю важным, умение воспитателя ярко передавать свои чувства и вызывать у детей эмоциональный отклик. То есть, я стараюсь показать детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, как угостить, как обрадовать, как помочь и т. д. Я помогаю детям увидеть в мимике, жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером я поддерживаю стремление детей к положительным поступкам, способствую становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить. Ведь утверждение ребенка как личности приходится именно на дошкольный период, поэтому проблема социально - эмоционального и эмоционально - психического развития ребенка мне интересна.

Результаты диагностики по методике Н. Г. Пешковой за трехлетний период:

Разделы социально-нравственного воспитания 2009 г. 2010 г. 2011г.

Дети взаимодействуют со взрослыми в творческой деятельности 35% 50% 64%

Дети взаимодействуют со сверстниками, оказывают поддержку и помощь, проявляют сочувствие. 31% 45% 58%

Дети одобряют способы решения конфликтов 30% 47% 65%

Дети эмоционально оценивают ситуации, непосредственно их не касающиеся 40% 58% 67%

Основная цель для меня – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, стараюсь вовлечь каждого ребенка, т. е. провожу работу по развитию социальных способностей у детей. Мои дети стали более уверенны в себе, жизнерадостны, активны и адаптированы к различным социальным ситуациям, а многогранная воспитательно–образовательная работа по социально – эмоциональному развитию обеспечила приобретение моими воспитанниками социального опыта, социальных способов взаимодействия, способов общения друг с другом, умения высказывать свои оценки, суждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста с ЗПР в условиях дома ребенка

Занятия рассчитаны на детей раннего возраста с диагнозом ЗПР в условиях дома ребенка.  Комплекс направлен на развитие коммуникативных навыков и познавательных процессов по теме "Осень"....

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Удостоверение о повышении квалификации "Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" 18.01.2019г.

Удостоверение о повышении квалификации "Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" 18.01.2019г....

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА (ранний, дошкольный возраст))

Выступление на городском МО учителей-логопедов и дефектологов. Краткое изложение о сенсорной интеграции, о нарушениях процесса обработки сенсорной информации у детей дома ребенка и показ  практич...

Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО

Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО...