Бизиборды, как средство развития детей с ОВЗ (из опыта работы)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Бушаева Марина Вячеславовна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_bushaeva_m.v._1_1.docx764.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 22»

города Аши Челябинской области

БИЗИБОРДЫ,

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

( из опыта работы)

М. В. Бушаева

воспитатель МКДОУ № 22 г. Аша

г. Аша

2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Бизиборды, как средство развития детей с ОВЗ……………………….3
  2. Играем и обучаемся (из опыта работы).………………………………..6
  3. Литература……………………………………………………………….18

  1. Бизиборды, как средство развития детей с ОВЗ

«Если слепой или глухой ребёнок достигает в развитии того же,

что и нормальный, то дети с дефектом достигают это иным способом,

на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать

своеобразие пути, по которому он должен повести ребёнка»

(Л.С. Выготский)

Современное дошкольное образование – это первая государственная форма, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательно-образовательная работа с детьми. Возраст от рождения и до семи лет – это самый чувствительный период, который характеризуется особенно быстрыми изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном и языковом развитии ребенка. Положительный жизненный опыт и основа для успешного развития, заложенные в дошкольном возрасте, создают базу будущего разностороннего развития ребенка. В этом и состоит значимость дошкольного образования. В России дошкольное образование регулируется федеральным законом «Об образовании», который вступил в силу в 2013 году. Этот документ определяет формы и методы, содержание и принципы ДО (дошкольного образования), а также ожидаемые социокультурные и общественно-государственные результаты реализации программы. Федеральный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) является ориентиром для специалистов ДОУ, работников системы ДО, семей, широкой общественности. В дошкольном возрасте начинает формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальные, нравственные, моральные, физические, творческие, эстетические и личностные качества. Целостность системы также обеспечивается преемственностью дошкольного и начального школьного уровней образования.  В дошкольных учреждениях обеспечивается комфортная эмоциональная обстановка и образовательная среда, разносторонне развивающая ребенка. Дети могут выбирать, как проявлять самостоятельность в соответствии с собственными склонностями и интересами. Это обеспечивается вариативностью и разнообразием образовательных программ дошкольного образования. Успех модернизации российского образования во многом зависит от грамотного определения приоритетов развития образовательной системы.

Современные требования общества к развитию детей с особыми образовательными потребностями диктуют необходимость более полно реализовать педагогическую идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Начиная с дошкольного обучения, педагоги оказывают комплексную  дифференцированную  помощь «особым»  детям, помогают в преодолении трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной интеграции их в общество. Большинство специалистов соглашается, что развитие ребёнка с ограниченными возможностями в большей степени, чем нормального, зависит от обучения.

Дети с ОВЗ — это  дети с ограниченными возможностями здоровья, в связи с которыми воспитанники ДОУ не могут осваивать учебно-воспитательную программу без обеспечения для этого особых условий организации воспитательно-образовательного процесса. К категории детей с ОВЗ относятся дети, имеющие:

  • нарушения зрения, слуха, речи;
  • проблемы в опорно-двигательном аппарате;
  • отклонения в интеллектуальном развитии;
  • выраженные нарушения эмоционально-волевого характера (агрессивность, плаксивость, пассивность, «зацикленность» на одной эмоции);
  • диагноз аутизм;
  • задержку психического развития (ЗПР);
  • комплексные нарушения развития (то есть более одного отклонения из перечисленных выше).

Кроме общих, характерных для детей с конкретным отклонением, особенностей, есть ещё ряд сугубо индивидуальных черт, например, замкнутость или медлительность, что также накладывает отпечаток на продуктивность работы ребёнка.

Взаимодействие с особенными малышами предполагает особенно тщательный подход педагога к выбору методов и приёмов работы. Основа основ этой деятельности — игровой метод. Через содержание и форму игры дети осваивают установленные программой знаний, умения и навыки. При этом в учебно-воспитательном процессе педагог активно применяет все виды игр (дидактические, подвижные, театрализованные), но не в «чистом» виде, а комбинируя их и наделяя коррекционной составляющей. Иными словами, каждый блок игр имеет определённую корригирующую направленность. Дети с задержкой психического развития обычно очень неусидчивы, им сложно сконцентрироваться на задании и тем более выполнить его самостоятельно.

Основой методики проведения занятий с малышами с ОВЗ является четыре основных общепедагогических принципа работы с детьми:

  • индивидуальный подход к ребёнку;
  • профилактика утомляемости при помощи чередования интеллектуальной и практической деятельности, проведения физкультминуток, обеспечения занятий яркой и интересной наглядностью;
  • использование методов и приёмов, активизирующих область познания детей;
  • создание ситуации успеха для каждого малыша, то есть поощрение за успехи, положительная оценка посыла выполнить задание, даже если не всё получилось.

Кроме того, на занятиях с особенными детьми педагогу нужно помнить о том, что необходимо использовать различные методы и приемы коррекционной работы для более эффективного воздействия на ребенка и взаимодействия с ним, для получения качественного результата:

  • просить детей  повторить услышанную инструкцию к выполнению задания;
  • обеспечить учебно-воспитательный процесс аудио-визуальными средствами обучения;
  • объясняя задания, находиться близко к  ребенку с ОВЗ;
  • предоставлять особенным ребятам дополнительное время для выполнения задания;
  • давать возможность детям с ОВЗ доделывать и переделывать работу, если справиться с заданием с первого раза у ребёнка не получилось.

Особенности развития детей с ОВЗ определяют ряд важных нюансов в организации индивидуальной работы  в течение дня: в играх, на прогулках, на занятиях и т.п.

  1. Играем и обучаемся (из опыта работы)

Дошкольное детство – важный уникальный и самоценный этап  в общем развитии человека. Используя возможности предметно-развивающей среды группы, которая   отвечает современным требованиям,  педагоги часто занимаются поисками наиболее эффективных и продуктивных игровых комплексов, технологий, методов и приемов, способов организации деятельности и т.п., для получения качественного результата образования своих воспитанников.

      Поэтому воспитатель всегда ищет наиболее эффективные пути взаимодействия с детьми группы с ОВЗ.

 Мой опыт работы расскажет об очень действенном и нужном для детей с ОВЗ  инструменте – бизиборде.

В выборе образовательных технологий для детей с ОВЗ любой педагог в большей степени руководствуется не возрастом воспитанников, а степенью проявления отклонений в здоровье. 

Для детей с ОВЗ все имеет решающее значение:

  • речь взрослого, так как с её помощью малыш не только познаёт объективный мир вокруг, но и получает информацию эмоционального характера: одобрение, поощрение и пр. 
  • набор приёмов, так как, давая малышам задания разного уровня сложности, выделяя дополнительное время на выполнение работы тем, кому это необходимо, а также оказывая посильную помощь ребятам, которые не справляются с заданием; мы даем шанс детям совершить новое открытие в процессе познания мира. Особо застенчивых можно привлекать в помощь к подготовке материалов и оборудования для занятий, а также предлагать исполнять функции учителя, то есть проводить физминутки, артикуляционные упражнения или дыхательные гимнастики.
  • Наглядность, потому что от правильно подобранного материала и методики работы с ним, будет зависеть развитие ребенка и его успешность.
  • Использование практических методов в деятельности. Развитие тактильных ощущений для детей с ОВЗ имеет ключевое значение.

Дети с ОВЗ испытывают сложности, связанные с состоянием здоровья, которые препятствуют полноценному общению с другими детьми, освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с отклонениями в развитии испытывают сложности в получении информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, они не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Дети с ограниченными возможностями здоровья частично лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.

Существует необходимость в помощи такому ребенку, в преодолении вместе с ним трудностей.

Для этого  мною, как педагогом  коррекционной группы были использованы различные технологии в работе с дошкольниками:

  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированные;
  • ТРИЗ - развивающее  обучение;
  • игровые;
  • информационно-коммуникационные;
  • технологии  коррекционной работы и т.п.

Большая работа велась в деле создания программно-методических условий, психолого-педагогических условий, организации  соответствующей предметно-пространственной среды.

Но в силу обстоятельств и определенных трудностей,  результат не всегда бывает положительным.

И вот тогда на глаза попадается обычный бизиборд – доска, содержащая разные  предметы  из окружающего нас мира. Психологи доказали прямую связь правильного формирования нервной системы, речевого и зрительного центров с развитием мелкой моторики. Вот почему нужно уделять много внимания выполнению детьми разнообразных действий пальцами. Умению хорошо скоординировать движения замечательно помогают игры со шнуровкой, открыванием-закрыванием замочков, липучек, шпингалетов и крючков.

 И задаешься вопросом, а вдруг, вот оно, средство, которое поможет решить ряд проблем в обучении детей с ОВЗ? И как эту доску можно применить в образовательном процессе, а в игре?!

Путем несложного пути изучения теории вопроса, понимаешь – это то, что обязательно поможет  педагогу  и ребенку, облегчит  процесс обучения и выравнивания возможностей детей с ЗПР и  даст положительный эффект интеграции детей  в общество, в школьную, а потом и взрослую жизнь.

В 2020году я начала свою работу по использованию бизибордов при организации воспитательно-образовательного процесса в группе.

Бизиборды вошли в нашу жизнь не так давно, но их принцип знаком многим с детства. Бизиборды сейчас многообразны в своих тематических решениях. Выучить цвета помогают разноцветные элементы, которые можно подергать, развязать, взять в руки. Названия животных, изображения которых скрываются за дверками, запоминаются быстрее и легче. Форму и внешний вид фруктов и овощей ребенок запоминает в процессе игры, собирая игрушки в специальные кармашки.

Бизиборд  - это палочка-выручалочка и для педагогов, и для родителей!

Бизиборды вошли в нашу жизнь не так давно, но их принцип знаком многим с детства. Бизиборды сейчас многообразны в своих тематических решениях. Выучить цвета помогают разноцветные элементы, которые можно подергать, развязать, взять в руки. Названия животных, изображения которых скрываются за дверками, запоминаются быстрее и легче. Форму и внешний вид фруктов и овощей ребенок запоминает в процессе игры, собирая игрушки в специальные кармашки.

В 1907 году была впервые изготовлена первая занимательная доска (скорее даже прототип доски) Марией Монтессори,  сегодня эта доска теперь имеет множество вариантов и привычное для многих из нас название «бизиборд». Известная врач и педагог Мария Монтессори, считавшая самым главным в развитии ребёнка свободу выбора, была основоположником авторской одноимённой педагогической методики для обучения детей с особенностями в развитии, где взрослый должен помочь ребёнку стать самим собой. Она предложила своё видение проблемы обучения детей с особенностями в развитии. Ею же было доказано на практике, что стимулируя ребёнка извне, взрослый может развивать его мозг. Мария Монтессори предложила перенести всевозможные подручные бытовые приспособления на доску. При помощи такого вот тренажёра дети определяют способ работы с каждой мелкой деталью, а родители при этом могут не опасаться за жизнь своих чад. Двигая дверные цепочки, бусины, кольца от карниза или замки-молнии ребёнок развивает мелкую моторику рук и изучает заинтересовавшие его предметы. Нейронные сигналы от пальцев рук передаются в мозг, что благоприятно влияет на интеллектуальное, речевое, сенсорное и физическое развитие  ребенка.
Эта теория отлично работает с детьми, имеющими некоторые отличия от нормально развивающихся сверстников. Но с течением времени эта методика стала интересна педагогам, работающим с обычными детьми и получила мировую известность.

Педагоги и психологи доказали, что хороший бизиборд способствует развитию:

  • мелкой и крупной моторики (это способность управлять своим телом и совершать мелкие движения пальчиками, чтобы достигнуть поставленной задачи, это умение только начинает развиваться в возрасте 1 года)
  • логики и причинно-следственных связей (малыш видит какие его действия приводят к каким результатам и понимает, что нужно сделать, чтобы открыть дверку и т.п.)
  • памяти (особенно зрительной, звуковой и тактильной – чем больше стимулов, тем лучше развитие)
  • усидчивости и концентрации внимания (то, что не свойственно детям изначально; например, желание ребенка открыть дверку на замке, будет заставлять его сосредоточиться на своих движениях и довести дело до конца, как бы сложно не было)
  • настойчивости в достижении цели (если ребенок не требует от вас помощи, не вмешивайтеь, дайте ему возможность сделать самому – радость от достижения цели укрепит его веру в собственные силы и повысит самооценку)

В процессе игры с бизибордом ребенком обязательно  будут получены новые знания. Привлекала родителей к этой деятельности, рассказывала им о пользе бизибордов. И результаты были положительными.Совместно с родителями дети узнавали  названия цветов и форм, понятия мягкое-твёрдое, большое-маленькое, светлое-темное, длинное-короткое, много-мало и т.д. Обилие объектов для исследования различных функций, форм, фактур и цветов стимулировало  развитие ребенка (современная наука не раз уже указала на пользу тактильных и визуальных стимулов для развития  мозга ребенка. Развитие мелкой моторики формирует нейронные связи в мозге, что ускоряет развитие речи, памяти, логики. Играя с доской, малыш учится самостоятельно совершать те или иные действия снова и снова. Всё получается не гладко и не сразу, но это только подстегивает стремление научиться.Таким образом,  ребенок обучается самостоятельности, усидчивости и концентрации внимания).

Развивающая доска – игрушка долгоиграющая. Бизиборд позволяет удовлетворить детское любопытство и снизить интерес к реальным опасным аналогам И при наличии элементов разной сложности можно говорить, что ребенок будет играть с ней не один год.

Если бизиборд выполнен качественно и правильно, кроме моторики он помогает развивать:

  • концентрацию внимания, усидчивость и терпение;
  • память. Обеспечивает запоминание действий, что за чем идет;
  • логику;
  • воображение. Для этих целей производители дополнительно придумали доски для инсценировки сказок с фигурками сказочных персонажей. Ребенок может по-своему разыграть сюжет и придумать концовку.
  • понимание причинно-следственных связей (отодвинул шпингалет – открыл дверь, засунул штепсель в розетку – увидел светящуюся лампочку, нажал на кнопку – услышал звонок);
  • изучение фигур, букв, счета;
  • безопасное знакомство с предметами, с которыми можно столкнуться в быту.

Бизиборды бывают разные.

Бизиборд – это игровая доска, которая не просто развивает мелкую моторику, но еще и позволяет с малого возраста ознакомиться с предметами быта, получить навыки самообслуживания. В список самых распространенных элементов в бизиборде входят:Бизикуб

  • застежки: шнурки, липучки, молнии, пуговицы;
  • замочки: замки с ключом, дверные цепочки, шпингалеты;
  • счеты;
  • часы;
  • лабиринты;
  • магниты;
  • мозаика с геометрическими фигурами;
  • выключатели, кнопки, розетки;
  • световые и звуковые модули.

Благодаря все этим элементам ребенок учится правильно использовать те или иные предметы. Замки закрывают  и открывают какие-то дверцы, выключатели  управляют  световыми или звуковыми элементами, а застежки, соответственно, застегиваются на одежде, рюкзаках, часиках и т.д.

Источник фото: iwoodplay.ruКлассический бизиборд. Это обычная одинарная доска с развивающими элементами. Ее размеры могут варьировать от дорожных компактных вариантов до метровых в ширину (при этом высота не должна превышать 60 см).

Классический бизиборд - «книжка». Эта развивающая доска состоит уже из двух частей, которые крепко скреплены между собой и надежно фиксируются в «рабочем» состоянии. Конструкция напоминает мольберт. Развивающие элементы могут располагаться как на двух сторонах, так и на одной из них, а вторая сторона в таких моделях выступает в роли меловой доски.

Источник фото: domwoodle.ru

Классический бизиборд разной формы. Такие доски обычно выполняются в виде животных, транспорта. Возможно, что веселые образы смогут увлечь ребенка, но в то же время они же отвлекают его внимание от основной функции доски – развитию моторики.

Источник фото: troys-toys.ru

Бизибоксы. Это кубы с пятью функциональными сторонами и, как следствие, с большим количеством развивающих модулей. Бизибокс благодаря своей форме может выступать в роли ящика для игрушек. В эту же категорию можно включить и бизиборды в виде домиков. Здесь скатная крыша образует не одну, а две функциональные поверхности (то есть всего будет 6).

Источник фото: iwoodplay.ru

Мягкий бизиборд. Они подходят для самых маленьких и обладают большим количеством элементов для тактильных ощущений (мешочки с наполнителями, разные виды ткани), липучками, шнурками, кармашками. Тканевая основа ограничивает в разнообразии «развивалок», но зато ее можно использовать с 6-ти месяцев, когда ребенок только учится сидеть. Ну и еще один плюс, многие мамы сами могут изготовить такие бизиборды или добавить свои элементы к уже готовой.

Источник фото: busycube.ru

Когда бизиборды впервые появляются в группе детского сада, дети хаотично переключают свое внимание с одного на другой, в поисках новых ощущений  игры. Затем, постепенно, из разряда  неизученных элементов бизиборды  переходят в статус необходимых и нужных предметов игрового оборудования группы.

Работа с использованием бизибордов проводилась  мною  поэтапно – от простого к сложному. Сначала ребенку предоставлялась  возможность познакомиться с самым простым по содержанию бизибордом, выполнить несложные манипуляции с деталями.

Знакомство происходило около недели. Дети с ОВЗ сложнее постигают окружающую действительность.

И вот, только тогда, когда дети вдоволь наоткрывались и назакрывались, назащелкивались и навставлялись, я начала процесс обучения. Чтобы интерес детей не угасал и появилась результативная деятельность с бизибордом, начали с применения бизибордов в индивидуальной работе. Проще сконцентрировать свое внимание и внимание ребенка на стадии изучения и овладения новыми способами действия, техникой безопасности, бережного отношения  к оборудованию и т.д.  Утром, вечером,  в течение дня, с каждым ребенком группы индивидуально отрабатывалась технология игры с бизибордом. Я использовала различные упражнения для игр.

Использовались самые простые игровые задания и упражнения:

  • «Отгадай-ка»

Воспитатель словесно описывает детям одну из фигур, которые находятся на стенах бизиборда. Дети стараются угадать, что это за фигура. Например, «У этой фигуры нет углов, фигура похожа на мяч». Когда ребятам станут понятны правила игры, они сами могут загадывать друг другу различные фигуры. Такая игра подойдет для группы детей численностью от 2 до 5 человек.

  • «Какой на ощупь»

Просим ребят описать свои ощущения от прикосновений к бизиборду. Воспитатель помогает наводящими вопросами. Упражнение отлично обогащает словарный запас дошкольников.

  • «Составь рассказ»

Педагог предлагает детям составить рассказ, используя для этого картинки, которые спрятаны за яркими дверками бизиборда. Каждый ребенок составляет по одному предложению, а воспитатель просит добавить в рассказ новые детали, постепенно открывая дверцы. В такую игру можно играть как с одним ребенком, так и с целой группой детей. В последнем случае важно, чтобы дети слушали друг друга и логично продолжали рассказ вместе.

  • «Ласковое слово»

Воспитатель просит ласково  назвать элементы бизиборда. Например, звезда — звездочка, цветок — цветочек, шляпа — шляпка. Данное упражнение учит дошкольников образовывать новые слова с помощью добавления суффиксов. 

  • «Где прячется...?»

Игра хорошо развивает память и речь. Воспитатель задает дошкольникам вопрос: «Где прячется...(одна из картинок за дверцами бизиборда)?». Ребята отвечают, за дверью какого цвета спряталась та или иная картинка, а затем проверяют это. Когда дети усвоят правила игры, воспитатель может предложить им поиграть в парах.

  • «Цвета»

Изучаем названия цветов.

  • «Насекомые»

Выбираем одно из насекомых, расположенных на крутящихся лепестках. Просим ребят рассказать о нем, задавая наводящие вопросы: «Где живет?», «Чем питается?», «Как передвигается?», «Какие части тела есть?». Упражнение расширяет представление детей об окружающем мире, развивает умение слушать и составлять предложения на заданную тему. 

  • «Сколько времени?»

Игра помогает ребятам научиться определять время, закрепляет навыки счета. Кто-то из детей ставит стрелки, а другой ребенок говорит, сколько времени на часах. Детки помладше могут называть цифры, на которые показывают стрелки. 

  •  «Что общего — что различного?»

Педагог просит ребят внимательно изучить бизиборды и рассказать, что у них общего и какие есть различия. Упражнение способствует развитию мышления и речи. 

Все упражнения  помогают  детям стать более внимательными, усидчивыми и целеустремленными. Формируют детский интерес к растениям и насекомым, к предметам быта и окружения на улице. 

 На следующем этапе работы детям предлагала  более сложные задания, когда действия ребенка сопровождаются  речевыми комментариями или ответами  на вопросы воспитателя.  Перед ребенком ставилась задача координации речи и движения, что особенно важно для данной категории детей. С помощью бизиборда легко закреплять изученный на занятиях материал по разным направлениям и образовательным областям. Некоторые упражнения давали особенные эффективные результаты:

Упражнения для развития мелкой моторики.

Змейки

 Обычно представляют собой прорези в виде искривленных линий, внутри закреплена ручка-маркер, которую можно передвигать. Главная цель этого элемента – помочь малышу научиться координировать движения кисти. А это – очень важный момент в подготовке руки к письму. Стимулировался интерес ребенка к этому элементу, используя соревновательный интерес. Дети играли в чемпионат по скорости прохода змейки,  устраивались «гонки» - кто быстрее доведет ручку до цели.

Лабиринт

Лабиринты бывают самые разные – магнитные, движущиеся, обычные механические, с геометрическими фигурами. Этот элемент также помогает развитию координации, контролю перемещения руки, используются движения: вращательные, вверх-вниз, влево – вправо. Использовали прохождение лабиринта как этап большой игры-загадки, либо предлагали какой-то приз за достижение цели. Так же можно использовать этот элемент как инструмент для подачи понятий «вверх», «вниз», «влево», «вправо».

Речевое развитие напрямую зависит от развитости мелкой моторики.

Шнуровка

Тренирует силу пальцев, подготавливает руку к использованию письменных принадлежностей. Развивается сенсомоторная координация, глазомер, дается бытовой навык, формируется волевые умения. Шнуровка дает отличный простор для фантазии воспитателя. Можно заниматься ею, используя картинки различных шнуровок, «писать» с помощью шнурков буквы или цифры. Или придумать сказку про девочку Машу, которая не умеет завязывать шнурки и ей срочно нужно помочь с этим сложным делом.

Шестеренки

Развитие вращательной функции кисти, умение координировать и направлять движения руки. Развитие последовательного мышления. С этим элементом можно изучать цифры – считать количество кругов. Дать детям понимание механического движения, понятия взаимосвязи. Шестеренки ассоциируются у современных детей с определенными персонажами мультфильмов – это можно использовать, придумывая сказочную историю для этого элемента.

Мешочки

Предназначены для работы с тонкими сенсорными ощущениями, что способствует интеллектуальному развитию ребенка. Предлагалось ребенку определить на ощупь, что находится в мешочке. Придумывали сказку про деда Мороза, Зайку, Лисичку и т.д. которые спрятали в мешочках подарки, яблоки, курочку и т.д. Также с помощью этого элемента можно давать начальные понятия о счете.

Геоборд

Модуль со штырьками, на которые крепятся резинки. Создан специально для развития силы и координации пальцев. Содействует исследовательской деятельности ребенка, познавательной активности, развивает пространственное мышление. С помощью геоборда рассказывали детям о геометрических фигурах, закреплялось  понятие симметрии, цифр, букв. Заранее подготовленные  картинки помогали детям делать рисунки или буквы резинками. Резинками можно изобразить практически любой предмет и придумать про него историю.

Упражнения для сенсорного развития

Цвет

 В области восприятия цвета сенсорными эталонами считается 11 цветов. Это хроматические цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, серый, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный). Работала с помощью простых инструкций, указаний, напоминаний:

- Возьмите карточки с цветами, присутствующими на бизиборде. Сейчас я буду называть предметы, а вы покажите мне карточку нужного (названного) цвета. Затем можно назвать цвет. Через время упражнения усложняются, производятся  действия в обратном порядке.

- На развивающих досках есть цветные вкладыши – фигуры определенного цвета. Выньте все детали и расставьте  их по цветам.

- Используйте разноцветные дверки на бизибордах.  Откройте дверку зеленого цвета!

-Произнесите слова: «Кто в теремочке живет?» и откройте дверцу.

Скажите мне в ответ: « В теремочке живет лисичка».

 Форма

 Цель знакомства с фигурами – научить ребенка распознавать их. Не стоит считать углы и стороны – необходимо запоминать саму форму. Начинали с  изучения  основных фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал. Обычно на бизибордах есть модули с фигурами, модификации могут быть различными.

Если это вкладыши – можно познакомить детей с фигурами, позволив вынуть их из доски:

-Дети, найдите домик для каждой фигуры.

Величина

Начинать этот этап необходимо со сравнивания двух идентичных деталей, различных по размеру. Идеальным решением здесь может стать наличие одинаковых мешочков разных размеров. Возьмите один за эталон, и сравнивайте с ним (маленький - большой). Также можно ввести и понятие «средний».

-Помогите найти все фигуры большого размера и красного цвета!

Постепеннно бизиборд стал привычен в играх детей, они с удовольствием самостоятельно демонстрировали тот опыт, который приобрели в результате специально организованных занятий и игр.

Работая с бизибордами, всегда ставила перед собой разные задачи:

  • дать ребенку возможность познавать мир через тактильное восприятие.
  • развитие мелкой моторики и памяти. Благодаря наличию множества мелких деталей мозг ребенка активно развивается.
  • развитие координации движений. Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели. развитие логики и понимания причинно-следственных связей. привитие усидчивости.
  • раскрытие воображения.
  • развитие когнитивной функции:

Цвет. В оформлении бизибордов используются различные яркие цвета, которые легко запоминаются.

Форма. Во многих деталях и модулях развивающей игрушки используются геометрические фигуры, которые изучаются визуально и тактильно.

Первые буквы и цифры. Ребенку легче воспринять понятие цифр благодаря счетам и другим элементам. В бизибордах используются буквы, которые ребенку также легче запомнить на ощупь.

Базовые знания о мире. В модулях развивающих досок используются картинки с фруктами и овощами, животными, транспортом.

Сегодня можно смело сказать о том, что  у детей  с ОВЗ наблюдаются:

  • Положительная динамика физического и интеллектуального развития детей;
  • Развитие таких полезных качеств, как умение концентрироваться, удерживать внимание на достаточно долгий срок;
  • Улучшение координации движений ребенка;
  • Положительная речевая динамика;
  • Подготовка кисти рук детей к письму.

Этот пока еще небольшой опыт работы принес ощутимые результаты в развитии детей моей группы.

Одной из главных целей образовательного процесса является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на гармоничных партнерских отношениях, для создания единого пространства детского развития.

Организация взаимодействия с семьей в рамках данного опыта работы представляет собой интересную деятельность в течение учебного года по привлечению родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе и способствовала укреплению партнерских взаимоотношений. В начале  2020 учебного года  для начала  знакомства  родителей с бизибордами  было проведено анкетирование на тему: «Развивающие игрушки вашего ребенка», которое показало необходимость повышения родительской компетентности по данному вопросу. Для родителей были проведены консультации о роли игрушки и правилах подбора игрушек для игр детей с ОВЗ.  Дискуссия «Что знает Ваш ребенок о правилах поведения в быту» позволила выявить знания детей по востребованной проблеме. Информационный буклет: «Бизиборд. Что это такое», выступление на родительском собрании: «Как изготовить бизиборд своими руками», просмотр видео ролика «Играем и развиваемся» помогли родителям увидеть и понять предназначение развивающих игровых комплексов. Наши родители овладели понятием «бизиборд» и с интересом наблюдают успехи детей в группе в играх с бизибордами.

С  каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только ко взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, который нужно им передавать. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Современные бизиборды – это не просто игрушки, способные ежедневно занимать маленького непоседу на 30-40 минут. Это полноценные дидактические пособия, которые способствуют гармоничному развитию и рекомендуются многими воспитателями, педагогами, логопедами, психологами. Обилие объектов для исследования различных функций, форм, фактур и цветов стимулирует быстрое развитие ребенка. Современная наука доказала пользу тактильных и визуальных стимулов на развитие мозга ребенка. Развитие мелкой моторики формирует нейронные связи в мозге, что ускоряет развитие речи, памяти, логики. Играя с доской, ребенок  учится самостоятельно совершать те или иные действия снова и снова. Всё получается не гладко и не сразу, но это только подстегивает стремление научиться. Таким образом, ребенок обучается самостоятельности, усидчивости и концентрации внимания. Бизиборд позволяет удовлетворить детское любопытство и снизить интерес к реальным опасным аналогам, а также дать новую тему для исследования и познания.

Опыт работы мы только приобретаем, потому что это интересно и увлекательно. Я постаралась рассказать  все, что знаю сегодня о самом загадочном  игровом комплексе – бизиборд. Обучаемся, играя. Информация  может быть полезна для использования в работе педагогов дошкольных учреждений, а так же для родителей  и их детей.

Литература

1. Адеева, Т.Н. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе «Особый ребенок» [Текст] / Т. Н. Адеева, М. С. Голубева, И. В. Тихонова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – №2. – С. 148-152. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Л.Н. Вахрушева. - М.: Форум, 2016. - 96 c.

2. Архипова, Е.Ф. Коррекционная и инклюзивная практика в ДОО в программе «От рождения до школы» [Электронный ресурс] / Е.Ф. Архипова // СДО. - 2016. №1 (63). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionnaya-i-inklyuzivnaya-praktika-vdoo-v-programme-ot-rozhdeniya-do-shkoly (дата обращения: 26.02.2019).

3. Трифонова, Е.В. Развитие игры детей 3-5 лет. ФГОС / Е.В. Трифонова, Е.М. Волкова, Р.А. Иванкова и др. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 240 c.

4. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 192 c.

5. Портал для любящих родителей http://razvitie-krohi.ru/igryi-dlya-detey/igrushki/bizibord-razvivayushhaya-doska.html

6. gazeta-pedagogov.ru › bizibord-razvivayushhaya-doska-marii-montes...

7. Маревчева, Н. В. Бизиборд как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста / Н. В. Маревчева, С. М. Руденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 289-291.

8. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка. Вопросы психологии. М.: Московский психолого-социальный институт. 1988. 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Бизиборд как средство развития детей младшего дошкольного возраста”

 Организуя игровую деятельность воспитанников, я стремилась найти что то новое, нетрадиционное. Хотелось избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желание и деятельность...

«Нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с ОВЗ» (из опыта работы)

Представление опыта работы на семинаре - практикуме в рамках программы ДПО (повышение квалификации) "Специфика работы с детьми с особыми образовательными потребностями (детьми с ОВЗ) в ДОУ" ...

«Бизиборд как средство развития детей дошкольного возраста»

Обучающая доска способствует развитию причинно-следственных связей, позволяет тренировать моторику. Игра с бизибордом стимулирует познавательную деятельность ребенка и...

Презентация "Бизиборды, как средство развития детей с ОВЗ "(из опыта работы)

Одним из эффективных средств в работе   с детьми с ОВЗ  являются  бизиборды,  занимательный материал которых    способствует созданию у детей эмоционального нас...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...

Нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с ОВЗ ( из опыта работы)

   С целью осуществления коррекционной работы в нашем детском саду функционирует логопедическое сопровождение.    Логопедическим сопровождением охвачены дети не только ...