Цикл занятий по лексической теме "Фрукты"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)

Лозовская Татьяна Николаевна

Задачи:

·        расширение предметного словаря;

·        развитие слухового и зрительного внимания; развитие речевых модуляций;

·        развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.

Оборудование: натуральные овощи (огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель), плоскостной театр «Репка», бубен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frukty.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «ФРУКТЫ»

Занятие 1

Задачи:

·        расширение предметного словаря;

·        упражнение в сличении предметов по цвету и форме; упражнение в складывании разрезной картинки; развитие зрительного восприятия и памяти; развитие двигательного воображения и координации движений

Оборудование: картинки с изображением предметов основных цветов (красный флажок, желтое ведро и т.п.), фишки основных цветов (по количеству детей), натуральные фрукты и соответствующие картинки (яблоко, груша, банан, апельсин, слива, лимон), разрезные картинки из двух частей (изображения фруктов, разрезанные по диагонали).

Ход занятия

1. Организационный момент

Каждый ребенок получает картинку с изображением предмета (красного, желтого, синего или зеленого цвета). На стульчиках детей педагог раскладывает фишки основных цветов и предлагает детям «найти свое место», т.е. найти фишку того же цвета, что и предмет на картинке.

2. Ознакомление с темой занятия

Педагог показывает детям натуральные фрукты, называет их, дает детям потрогать, понюхать; знакомит с обобщающим понятием «фрукты».

3. Игра с речевым сопровождением «Яблочко»

Дети идут по кругу друг за другом и имитируют действия в соответствии с текстом:

Катя шла-шла-шла,

(Дети шагают,)

Катя яблочко нашла.

(нагибаются, «поднимают яблочко»,)

Села, поела, приседают,

«кушают яблочко».)

Опять пошла.

( Шагают.)

4. Дидактическая игра «Подбери картинку к предмету»

На столе у педагога разложены картинки (яблоко, груша, банан, апельсин, слива, лимон) и стоит поднос с натуральными фруктами. Каждый ребенок берет с подноса фрукт, который педагог называет, а затем находит на столе картинку с его изображением и также называет его (самостоятельно или при помощи).

5. Складывание разрезных картинок из двух частей по теме «Фрукты»

На столах раскладываются разрезные картинки, дети их складывают и называют те фрукты, которые у них получились.

Занятие 2

Задачи:

·        уточнение произношения гласных звуков;

·        развитие тактильного и вкусового восприятия, памяти;

·        активизация предметного словаря и словаря определений.

Оборудование: натуральные фрукты (те же, что на предыдущем занятии), разрезанные и целые;

непрозрачный мешочек, предметные картинки по теме.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Упражнение «Потянем ниточки»

Дети, подражая педагогу, произносят гласные звуки «А», «Э», «О» длительно и кратко.

2. Активизация предметного словаря и словаря определений

Педагог дает детям кусочки фруктов и предлагает попробовать их на вкус:

Лимон кислый .

Груша - сладкая . И т.д.

Затем педагог очищает апельсин и делит его на дольки, знакомит детей со словами «кора», «дольки» .

3. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин .

(Сжимание и разжимание кулачков.)

Много нас , а он один .

Эта долька для ежа ,

(Поочередное загибание пальчиков)

Эта долька для чижа ,

( левой руки пальцами правой, начиная)

Эта долька для котят ,

(с мизинца.)

Эта долька для утят .

Поделили все , ура !

(Поднять руки с разведенными пальцами вверх.)

Ну, а волку - кожура .

(Показать вытянутые вперед ладошки.)

3. Дидактическая игра «Вспомни, что положили в мешочек»

У педагога на столе поднос с фруктами (яблоко, слива, груша, лимон, апельсин, банан). Педагог складывает фрукты в мешочек, называя их. Затем просит детей вспомнить, какие фрукты лежат в мешочке. Дети их называют, а педагог выставляет соответствующие картинки.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Педагог предлагает каждому ребенку опустить руку в мешочек, взять один из фруктов и определив на ощупь, назвать, какой фрукт в руке. Затем ребенок вынимает фрукт и выбирает соответствующую картинку.

Занятие 3

Задачи:

·        активизация словаря;

·        практическое усвоение согласования существительного с прилагательным в роде; развитие у детей ориентации в пространстве; развитие общей и мелкой моторики; уточнение понятий«один» - «много».

Оборудование: кусочки разных фруктов, мяч, картинка «В саду», магнитофон, аудиозапись с веселой музыкой, корзина, 5-6 муляжей яблок.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Угадай фрукт по вкусу»

Детям предлагается с закрытыми глазами определить, кусочек какого фрукта педагог положила им в рот.

Дети припоминают названия фруктов и обобщающее понятие «фрукты».

2. Дидактическая игра «Какой по вкусу этот фрукт?»

Дети стоят в кругу, педагог по очереди бросает им мяч, спрашивая:

- Лимон какой? ( - Кислый.)

- Слива какая? (- Сладкая.) И т.д.

Педагог поправляет детей при неверном согласовании в роде.

Вот деревья.

(Поднять вверх руки с разведенными пальцами.)

Вот кусты.

(Руки с разведенными пальцами поставить локтями на стол.)

Покачай ветвями ты.

(Покачать кистями рук из стороны в сторону.)

4. Уточнение пространственного понятия «верх»

Педагог демонстрирует картинку « В саду», обращает внимание детей на то, где растут фрукты:

- Фрукты растут на деревьях, наверху. Когда собирают фрукты, поднимают руки вверх. Покажите, где «верх».

Дети поднимают руки.

5. Динамическая пауза «Собираем яблоки»

Звучит веселая музыка.

В центре игровой зоны стоит пустая корзина. Дети «гуляют по саду», «рвут яблоки» и «складывают» их в корзину.

6. Уточнение понятий «один»—«много»

Дети садятся на свои стульчики, а логопед в это время незаметно для детей кладет в корзину муляжи яблок.

- Что вы собирали в корзину? ( — Яблоки.)

- Вася положил в корзину одно яблоко, и Саша положил одно яблоко... Теперь в корзине стало много яблок.

Педагог показывает детям наполненную яблоками корзину. Сколько теперь яблок в корзине? ( - Много.)

Занятие 4

Задачи:

·        закрепление в речи оборота «у меня»;

·        работа над пониманием понятий «большой» - «маленький»;

·        работа над пониманием значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнения в понимании предлога «в»

Оборудование: муляжи фруктов разных размеров, корзина, картинка «В саду».

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог кладет на стол перед каждым ребенком по одному муляжу маленького или большого по размеру фрукта.

Педагог спрашивает:

— У кого маленькое яблоко?

- У кого большая груша?

Детям дается образец ответа: «У меня».

После правильного ответа педагог берет у ребенка муляж и кладет его на поднос.

2. Выполнение детьми словесных инструкций

Педагог вызывает поочередно детей к своему столу, на котором стоят корзина и поднос с муляжами фруктов. Детям даются задания типа:

— Возьми маленькую грушу и положи в корзину.

- Возьми большой апельсин и дай Вике. И т.п.

3. Дидактическая игра «Большое — маленькое»

Педагог демонстрирует детям пары муляжей фруктов, отличающихся размером, комментируя:

- Это большой апельсин, а это маленький апельсинчик.

- Это большая слива, а это маленькая сливка. И т.д.

При произнесении этих фраз педагог выделяет голосом уменьшительно-ласкательную форму существительных. Затем детям предлагается угадать, о каком (большом или маленьком) фрукте говорит. Педагог сначала показывает ребенку два фрукта (например, яблоко и яблочко), и ребенок показывает жестом названное, а педагог просит его повторить («яблоко - большое» ,«яблочко - маленькое»).

Далее дети отвечают педагогу без зрительной опоры:

— Апельсин. ( - Большой.)

— Грушка. ( - Маленькая.)

— Бананчик. ( - Маленький.)

. Игра с речевым сопровождением «Яблочко»

5. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема проведения познавательно – исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе цикла лексических тем весенней тематике «Как весна приходит к нам»

Целью разработки тематического плана познавательно – исследовательской работы развитие познавательно - коммуникативных навыков и личностной активности детей с нарушением зрения.Данная методическая раз...

Комплексно-тематическое планирование лексического цикла в средней группе

Комплексно-тематическое планирование, составлено по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М....

Цикл занятий по познавательному и речевому развитию по лексической теме "Кто Я"

Занятия предназначены для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедические группы и общеразвивающие группы. Все используемые в занятии игры проверены детьми: дети любят эти игры, после у...

Домашние задания с элементами логоритмики по лексическим темам из цикла "Времена года" для старших дошкольников с ОНР

Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, представляет собой сложную проблему для специалистов, так как у данной категории детей отмечаются нарушения всех компо...

тематический цикл по лексическим темам

Дети должны усвоить: обобщающее понятие игрушкщ на­именование, предназначение игрушек; как с ними обра­щаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу,Лексико-грамматические иг...

Практическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Мебель".

Данный материал поможет учителю- логопеду организовать качественное взаимодействие с воспитателями при систематизации детских представлений в лексическом цикле "Мебель". В данном материале п...