Нормализация условий воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 21.01.2021 г.
занимательные факты по коррекционной педагогике (средняя группа)

Татьяна Олеговна Дернова

Когда в обычную группу детского сада приходит слабослышащий ребенок, перед воспитателями встает непростая задача: нужно так построить образовательный процесс, чтобы максимально извлечь пользу для этого ребенка, но при этом, не ущемляя прав других детей. Чтобы решить эту задачу – необходимо создать определенные условия для индивидуального развития такого ребенка.

«Закон об образовании в РФ гласит, что родители имеют право выбирать формы получения образования, формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Они имеют право на «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально – педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого – медико – педагогической коррекции». Создание таких условий – наша задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Нормализация условий воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Когда в обычную группу детского сада приходит слабослышащий ребенок, перед воспитателями встает непростая задача: нужно так построить образовательный процесс, чтобы максимально извлечь пользу для этого ребенка, но при этом, не ущемляя прав других детей. Чтобы решить эту задачу – необходимо создать определенные условия для индивидуального развития такого ребенка.

«Закон об образовании в РФ гласит, что родители имеют право выбирать формы получения образования, формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Они имеют право на «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально – педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого – медико – педагогической коррекции». Создание таких условий – наша задача.

Основу теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями слуха составляют общедидактические принципы: сознательность, активность, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, прочность, индивидуальный и дифференцированный подход.

Основные задачи работы со слабослышащими детьми – помочь ребенку адаптироваться в социуме, развить у него коммуникативные навыки, мышление, навыки межличностных взаимодействий, так как дальнейшее успешное обучение ребенка зависит не только от багажа знаний, но и от умения общаться, слушать и понимать речь.

Именно поэтому коррекционный процесс должен охватить все формы деятельности ребенка, учитывать его индивидуальность, его общее психоречевое и психомоторное развитие, его интересы и предпочтения.

ФГОС предусматривает организацию и оснащение центров активности. Это позволяет педагогам, воспитателям построить воспитательно– образовательную работу с детьми, учитывая их потребности, индивидуальные особенности.

Для работы со слабослышащими детьми я распределяю всё необходимое  по центрам активности. Утром во время индивидуальной работы и бесед, я использую больше демонстрационного материала: картинки, схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, плакаты. С их помощью проводим и речевую работу: разучиваем потешки, загадки, стихи, приветствия. Часто используем пантомиму, пальчиковые игры, логоритмические упражнения, «театр жестов». Воспитателю ни в коем случае нельзя запрещать использовать жесты, ведь по мере того, как речь ребенка станет более развитой – жестов будет меньше. Для развития слухового внимания нужно использовать не только речевые упражнения, но и неречевые звуки (хлопки, стук, щелчки, звуковые игрушки, музыкальные инструменты). Очень хороший результат показывают кинезиологические упражнения (например, Су – Джок терапия). Использование инновационных методов развития речи (игры с песком, сказкотерапия, мнемотаблицы, точечный массаж и др.) является очень эффективным средством для развития речи всех детей и слабослышащих, в частности. Стоит отметить, что большинство современных детей страдают ЗРР, поэтому эти приёмы юудут полезны не только для слабослышащих деток, но и для всей группы в целом.

Центр ИЗО: используем схемы – последовательности рисования, лепки, аппликации, складывания и конструирования из бумаги; игрушки и предметы для игры «Ощупай и слепи», «Ощупай и нарисуй». Хороший результат дают карточки – слова к упражнению «Нарисуй картинку по опорным словам». Хорошо использовать приемы «Работаем рядом», «Работаем вместе», «А я умею так». Доска с использованием презентации (также, удобно всей группе)

Центр литературы: магнитные доски с буквами, звучащие книги, картинки для рассматривания по методике «Образ и мысль», дидактические игры «Цепочка слов», «Продолжи сказку», «Расскажем по-очереди», «Книжка рассыпалась».

Центр строительства оснащаем большим количеством схем построек (зданий, мостов, транспорта, животных).

В центре ролевой игры располагаем атрибуты для игр драматизаций, пальчиковый кукольный театр, перчаточный театр.

Центр настольных игр дополняем звуковыми музыкальными игрушками, инструментами, шумовыми игрушками – самоделками (погремушки с использованием коробочек от киндера сюрприза, бутылки с крупами-делала с детками в группе сама). Здесь может быть и настольный кукольный театр, и теневой театр. Сюда же вносим магнитную доску с цифрами, «Игру Никитина», «блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера», «Чудесный мешочек», игра «Прищепки», «Волшебные рамки и вкладыши Монтессори», «Шумящие коробочки».

Еще один немаловажный прием! Индивидуальные занятия со слабослышащими детьми можно и нужно проводить в разных условиях.

Слуховая тренировка (упражнения) проводится в тишине, когда вопросы и задания даются ребенку, находящемуся напротив педагога, т.е. «лицом к лицу».

В специально осложненных условиях (в группе, где играют дети) при наличии шумов; в разных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по группе).

В комфортных условиях (т.е. в тишине), но при наличии нескольких поочередно говорящих людей (ребенок должен отвечать или выполнять задание одного из взрослых).

Коррекционная работа в детском саду со слабослышащими детьми ведется совместно с педагогами – специалистами. В первую очередь, это учитель – логопед (звукопроизношение, речевое дыхание, звуковая культура речи, артикуляционная гимнастика, начальная грамотность, схемы слов, звуки, буквы, слоги и т.д)

Большая работа ведется учителем музыки (пропевание высоких и низких звуков, подбор песенок – распевок, ритмический рисунок, музыкальные инструменты, движения).

Учитель физкультуры подбирает индивидуальные физические упражнения, движения, подвижные игры, учитывая физические возможности ребенка.

Педагог- психолог наблюдает за психическим развитием и корректирует психо- эмоциональное состояние ребенка; развивает внимание, слуховое и зрительное восприятие, мышление, память.

Также, с детьми, которые имеют нарушения слуха могут работать: дифектолог, сурдопедагог, тьютор). Я о них умалчиваю, потому что делюсь своим опытом, в образовательном учреждении, в котором работаю я, таких специалистов нет.

Нарушения слуха могут быть врождёнными и приобретёнными.

Врождённые нарушения слуха встречаются значительно реже (в 25% случаев),

чем приобретённые.

Среди причин, вызывающих приобретённые недостатки слуха, основное

место занимают инфекционные заболевания, перенесённые в грудном и

раннем детстве. Глухота бывает абсолютной в исключительных случаях.

Обычно остатки слуха, позволяют воспринимать отдельные очень громкие,

резкие и низкие звуки, однако разборчивое восприятие речи обычной

громкости невозможно.

Выделяют две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и

слабослышащие. Глухие дети – это дети с тотальным (полным) выпадением

слуха. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью,

затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность

самостоятельного овладения речью. К слабослышащим относятся дети с

понижением слуха от 20 до 75 дБ.

Отдельную группу, в отношении формирования речи и ее восприятия,

составляют позднооглохшие. У таких детей может быть разная степень

нарушения слуха и разный уровень сохранности речи. У ранооглохших детей

резко ограничена возможность овладения словесной речью, что приводит к

глухонемоте, так как ребёнок не может разборчиво воспринимать чужую и

собственную речь, поражать окружающим.

Глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает отрицательное влияние

на психическое, физическое и личностное развитие ребёнка. Главной и

наиболее трудной задачей воспитания и обучения глухих детей является

формирование у них словесной речи и речевого мышления.

В отличии от глухих детей слабослышащие обладают остаточным

слухом, который могут достаточно эффективно использовать в процессе

обучения, для общения с окружающими и познания действительности. На

основе слухового восприятия речи слабослышащие овладевают речевым

запасом.

Особенно важно учитывать степень снижения слуха (лёгкая, умеренная,

значительная, тяжёлая) и время, когда наступило это снижение.

Речь слабослышащих имеет свои особенности. Ребёнок некоторые звуки

не улавливает совсем, другие воспринимает неправильно. Он искажённо

слышит слово, искажённо воспринимает его и поэтому также искажённо

пишет и произносит его. Относительно слабый словарный запас сочетается с

неправильным усвоением и употреблением понятий. Дети легко смешивают

предметы и действия, близкие по звучанию слова (бутылка-булка, гребенка-ребёнок). Своеобразие речи слабослышащих детей следует рассматривать не столько как недостаточность, сколько как процесс замедленного поступательного развития речи, подчинённого особым закономерностям.

Речевые затруднения слабослышащих детей воспринимаются

окружающими как рассеянность, невнимание и даже как интеллектуальная недостаточность. Ребёнка часто ругают, а иногда и наказывают за упрямство, неграмотность, лень, не понимая истинных причин этих отклонений. В результате такое неправильное отношение к ребёнку вызывает у него отрицательное поведение (нерешительность, плаксивость, замкнутость, неуверенность, раздражительность, негативизм). Поэтому обязательным условие успешного развития слабослышащих детей является правильно организованное воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»

Педагогический проект  на тему: "Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздника "Масленица"....

«Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», (дистанционная)

Повышение квалификации за межаттестационный период  «Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», (дистанционная)г. МоскваООО «Междун...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...

Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Она обеспечивает полноценное вовлечение дошкольника с особенностями развития в жизнь детского сада. Смысл инклюзии в дошкольн...

Консультация «Создание условий успешности ребенка с ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОУ»

В статье рассматриваются вопросы создания инклюзивной среды в системе дошкольного образования. Обращается внимание на основные ресурсные требования к реализации инклюзивного образования в ДОУ....

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования

Патриотическое воспитатние детей дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования...