СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике

Смирнякова Елена Анатольевна

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

С самого рождения ребенка окружает многообразие звуков. Речь, которая звучит вокруг, помогает ему общаться со взрослыми, ориентироваться в окружающей среде. Так же на развитие речи ребенка положительно влияет формирование фонематических процессов.

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеются особенности формирования фонематических процессов. То есть, нарушены или отстают в развитии компоненты речевой системы (лексика, грамматика, фонетика). У таких детей наблюдается позднее появление речи. Им присущ: скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

Речевое недоразвитие у дошкольников может меняться от полного отсутствия речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями аграмматизма.

Изучением ОНР занимались Г.А. Каше, Е.Ф. Соботович, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Они придавали большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с ОНР.

В работах Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В. говорится о том, что у детей с ОНР прослеживается недоразвитие фонематических процессов . При недоразвитии фонематических процессов у детей самостоятельно не формируется звуковой анализ и синтез. А связь, которая возникает между звуком и буквой, недостаточно четкая.

У детей с общим недоразвитием речи нарушены процессы формирования и восприятия звуков речи. У них наблюдается смазанность речи, недостаточная ее выразительность и четкость, что не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это затрудняет фонематический анализ структуры слова. Процесс фонематического восприятия речи в целом замедляется из-за собственного неправильного произношения и неразличения речи окружающих.

У детей с ОНР развитие звуко-слогового анализа находятся на низком уровне. Особенности фонематического представления заключаются в нечетком представлении о звуке. У детей не сформированы понятия «начало», «середина», «конец» слова. У них выявляется низкий уровень сформированности операций определения места звука в слове, а также количественный и последовательный анализ.

В работах Левиной представлены особенности звуковой и фонематической сторон речи.

У детей первого уровня речевого развития формирование фонематических процессов находится на начальной стадии. Произношение звуков носит смешанный характер. Это вызвано нестабильной артикуляцией и низкой вероятностью распознавания на слух. У таких детей дефектных звуков больше, чем правильно произносимых. В их речи содержатся в основном одно - двух сложные слова. При произношении более сложных по слоговой структуре слов, количество слогов уменьшается до двух - трех. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Таким детям сложно даже отобрать сходные по названию, но разные по значению слова [37]. Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза, отсутствуют звуки, требующие подъема кончика языка, нет стечений согласных, искажена ритмико-слоговая структура слова.

Дети вовсе не говорящие или находящиеся на уровне лепетной речи в школьном возрасте встречаются редко. Это касается случаев, когда неблагоприятно складываются бытовые условия. Чаще всего к 7-8 годам дети достигают второго уровня речевого развития.

Для детей II уровня речевого развития характерным является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза. Так же характерно наличие искажений, замен и смешений звуков. У таких детей нарушено произношение звонких и глухих звуков. При этом изолированный звук они могут произносить правильно. Ошибки возникают только при спонтанном произношении. Гласные произносят нечетко.. Хотя воспроизведение слоговой структуры слова на этом уровне речевого развития дается легче, чем на предыдущем, звуковой состав слов еще очень расплывчатый.

Более сложные слоговые структуры настолько искаженны, что абсолютно не похожи на образцы. В отдельных случаях происходит укорачивание многосложной структуры. В развернутой речи произношение еще более нарушено.

Детям с этим уровнем недоразвития речи необходимо специальное обучение чтению и письму. Так как к школьному возрасту недостатки произношения, бедность словаря и аграмматизм проявляются очень резко. Однако пассивный и активный словарь расширяется, возникает понимание некоторых простых грамматических форм. Встречаются также дети, общее недоразвитие у которых выражено не так сильно. Можно считать, что такие дети относятся к третьему уровню развития речи.

У детей третьего уровня речевого развития встречается недостаточность фонематических процессов. У таких детей не сформированны процессы различения звуков (свистящих, шипящих, сонорных), когда один звук заменяет два или несколько звуков близкой фонетической группы. Сложные звуки заменяются простыми. Некоторые звуки ребенок произносит правильно, а в речи  их не использует или заменяет. Наблюдаются нестойкие замены и смешения. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при элементарном звуковом анализе - при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

Главными ошибками у детей являются перестановки, сокращения и замены звуков и слогов. Также отмечаются персеверации (магазин-магазим); добавление лишних звуков и слогов. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ОНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия.

В устной речи детей проявляются отдельные аграмматические фразы. Готовность к звуковому анализу и синтезу слов у детей не формируется при неполноценном развитии фонематического слуха и восприятия. В впоследствии это не позволит им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

У детей с четвертым уровнем развития речи не отмечается грубых нарушений звукопроизношения, но наблюдается недостаточно четкое различение звуков. Незначительные нарушения проявляются при детальном обследовании (путем выполнения специально подобранных заданий).

У них обнаруживаются едва заметные нарушения в лексике, фонетике, грамматике. Такие дети не могут удерживать в памяти грамматический образ слова. Поэтому их речь содержит слова с нарушенной слоговой структурой (искажения) и звуконаполняемостью: персеверации; перестановку звуков и слогов, сокращение согласных при стечении, замену слогов. Наиболее распространены элизии, в основном в сокращении звуков, в единичных случаях - пропуски слогов. Недостаточная внятность, выразительность, нечеткая дикция создают ощущение общей смазанности речи. Все это считается главным признаком незакончившегося процесса фонемообразования.

Лексические ошибки проявляются в замене слов близких по значению, в смешении признаков. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных.

Особенность речевого рaзвития этих детей зaмедляет их интеллектуальное развитие. В речевом общении дети намеренно заменяют граммaтически сложные словa более простыми. Поэтому имеющиеся у них трудности не всегдa внешне проявляются. Но к концу коррекционного обучения в логопедическом сaду часть детей достигаю четвертого уровня рaзвития речи.

Тaким образом, у детей с общим недоразвитием речи отмечaется недорaзвитие фонематических процессов. Состояние фонематического восприятия детей оказывает влияние на овладение звуковым анализом. Недиффеpенцированность фонем родного языка приводит к заменам и смешениям звуков. Смешиваются, как правило, фонемы паpных звонких и глухих согласных; лабиализованные гласные; соноpные; свистящие и шипящие; аффpикаты. Дети с ОНР с трудом запоминают pечевой матеpиал и делают большое количество ошибок, связанных с активной pечевой деятельностью.

Фоpмиpование фонематической системы pебенка и пpоцесс овладения устной и письменной pечью зависят от развития фонематического восприятия. Дети с ОНР нуждаются в своевpеменной, квалифицированной помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонетико-фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи

Развитие фонетико-фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи...

Тема: «Проблема взаимосвязи лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В статье раскрывается вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики....

"Проблема взаимосвязи лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики вызывает много споров. Одни учёные считают, что процессы словообразования наиболее тесно связаны с грамматическими категориями, другие скл...

Этапы коррекционной работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной методической разработкет рассматривается поэтапное формирование фонематических процессов у дошкольников,  которое можно использовать для работы с дошкольниками как с нормальным онтогенез...

«Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи, через игровые приемы».

Игру не зря называют королевой детства, при умелом использовании она может стать незаменимым помощником педагога. Данный материал можно использовать в работе воспитателей групп компенсирующей направле...

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Современное состояние проблемы изучения активного словаря у детей с общим недоразвитием речи

Каждому уровню речевого развития соответствует своя градация, однако есть существенные признаки сформированности словаря, которые проявляются в бедности его проявления. Дошкольники с ОНР понимают знач...