Этапы коррекционной работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Сабсай Елена Леонидовна

В данной методической разработкет рассматривается поэтапное формирование фонематических процессов у дошкольников,  которое можно использовать для работы с дошкольниками как с нормальным онтогенезом, так и с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichekaya_razrabotka.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы коррекционной работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование  фонематического восприятия звуков речи

        Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме              на  подгрупповых и индивидуальных занятиях.

        Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка             (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся            и вводятся в самостоятельную речь).

        Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

        В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его        на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

I        этап - узнавание неречевых звуков.

II        этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых
звуков, сочетаний слов и фраз.

Ш этап - различение слов, близких по звуковому составу.

IV        этап - дифференциация слогов.

V        этап - дифференциация фонем.

VI        этап -развитие навыков элементарного звукового анализа, фонематического
восприятия   у   детей   на   каждом   из   указанных   этапов   логопедического

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи

        Актуальной является разработка наиболее рациональных путей формирования звуко-слогового анализа – необходимой ступени к овладению грамотой. Как указывает Л.Ф.Спирова, в сложном комплексе психических процессов, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребенка производить анализ звукового состава слова. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. За период предбуквенного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит предложений, предложения - из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков речи. Обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

        Таким образом, процесс обучения звуковому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации.

        В ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме. Основными пособиями на всех этапах обучения грамоте является разрезная азбука            и специальные таблицы, схемы.

        Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слова, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме находит отражение в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи. Упражнения в определении последовательности в пространстве    и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов. Поэтому, как отмечают специалисты, исходным в работе         по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве.

        Упражнения в различении правой и левой руки, в соотнесении частей тела с правой и левой рукой можно проводить как организационный момент на подгрупповых и индивидуальных занятиях, использовать в физкультурных минутках. Это способствует установлению латерализации у тех детей,         при обследовании которых была обнаружена несформированность ведущего из парных сенсомоторных органов.

        После того, как дети стали четко различать правую и левую руку         и ногу, необходимо развивать пространственные представления («слева», «справа», «сверху», «снизу, «впереди», «сзади»). В организационный момент включаются задания типа: «Сядет тот, кто назовет предмет справа от себя (слева от себя) и т.п.

        Затем дети овладевают представлениями о ряде как совокупности ровно расположенных однородных предметов. Они узнают, что ряд имеет начало, конец, середину. Сначала дети строятся в колонну, и их расположение указывает на начало и конец ряда. Детям задаются вопросы типа: «Где ты стоишь? Кто стоит впереди тебя? Кто стоит сзади тебя?» и т.д. В играх «Найди место», «Кто быстрее?», «Угадай-ка» и др. дети определяют место положения предмета в ряду. Потом дошкольникам предлагается построиться в шеренгу и для формирования представлений о начале, середине, конце такого ряда используются аналогичные упражнения. Свои действия дети оречевляют, что способствует введению в их активный словарный запас слов: начало (в начале), середина (в середине), конец (в конце). Эти упражнения предполагают тренировку детей в перемещении взора слева направо.

        Далее проводится работа с картинками, которые выставляются в ряд    и перевернуты обратной изображению стороной. Ребенок по собственному выбору переворачивает любую картинку изображением вверх и говорит, что он сделал («Я перевернул картинку в начале (середине, конце) ряда»). Подобные игры «Добавь картинку в ряд», «Где была картинка?» и т.д.

        После освоения детьми вышеперечисленных упражнений, можно формировать у детей представления о том, что слово – это ряд звуков, как       и любой ряд, имеет начало, середину и конец, правило отсчета элементов слева направо.

        Проведение коррекционной работы по развитию фонематического восприятия, формированию слоговой структуры слова, развитию пространственных представлений у детей позволяет сформировать основу для их обучения звуко-слоговому анализу, в том числе профилактика дисграфии.

Этапы формирования звуко-слогового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В данной работе можно условно выделить три этапа:

1 этап: посвящается изучению гласных звуков. При этом можно использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно     в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы – это геометрические формы красного цвета: А – большой круг, У – маленький кружок, И – горизонтальная полоска, О – вытянутый           по вертикали овал, Ы – нижняя половина круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.

2 этап: наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно-простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог    с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласн.+согл., прямые слоги типа согл.+гласн., а затем слов СГС (например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные кружки обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые кружки – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых            и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами, и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий          и глухой звук.

3 этап: дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием “живые звуки”. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры                     на утрированное произнесение.

У детей формируются умения:

  • различать изученные звуки;
  • знать гласные звуки первого ряда и звук И;
  • знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость – мягкость, звонкость – глухость);
  • выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);
  • определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);
  • определять линейную последовательность звуков в слове;
  • определять количество звуков в слове.

Знания детей о звуковом составе слов, полученные на первых двух этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. В схеме теперь обозначаются не только звуки, но и слоги. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук; учатся делить на слоги слова различной слоговой структуры (односложные – мак, дом; двусложные с открытым слогом – вата, каша; трехсложные с открытым слогом – радуга, бумага; двусложные           со стечением согласных – тыква); определять последовательность слогов       в слове и их количество.

Упражнения в составлении схемы слов полезны и при закреплении правильного произношения, и при обучении чтению. Большое количество упражнений в этот период направляется на анализ и чтение слов. Все слова, намеченные для чтения, предварительно анализируются и выкладываются  их схемы. Во всех случаях после завершения работы со схемой фишки полностью заменяются буквами и слова читаются. Упражнения на развитие звукового анализа слов большую роль играют на начальных этапах букварного периода обучения, когда первоочередными задачами являются: воспитание у детей навыка различения согласных и гласных звуков; усвоение слогообразующей роли гласных звуков, а также постепенное овладение детьми особенностями обозначения буквами мягких звуков.

        Эту работу необходимо проводить совместно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Основной целью логопедического воздействия является формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.Сущность логопедического воздействия заключается в умении слушать, слышать и дифференциро...

Направления коррекционной работы по развитию логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья рассказывает  об особенностях развития логического мышления у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие логического мышления имеет свои особенно...

Коррекционно-педагогические условия формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразования у дошкольниклв с общим недоразвитием речи....

«Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи, через игровые приемы».

Игру не зря называют королевой детства, при умелом использовании она может стать незаменимым помощником педагога. Данный материал можно использовать в работе воспитателей групп компенсирующей направле...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи...