«Сказкотерапия как средство духовно-нравственного развития дошкольника»
статья по коррекционной педагогике

Сауцкая Вера Юрьевна

Сообщение на тему «Сказкотерапия как средство духовно-нравственного развития дошкольника»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Сказкотерапия как средство духовно-нравственного развития дошкольника»

Подготовила: педагог-психолог Сауцкая В.Ю.

Москва 2019 г.

Актуальность.

Духовно-нравственное развитие и воспитание является одним из приоритетных направлений в современном образовании, что отражено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и ФГОС ДО.  В настоящее время все чаще можно увидеть ребенка с внешними признаками «взрослости» при внутренней социальной и духовно-нравственной незрелости. Это может быть обусловлено как изменением внешних форм активности детей в целом («угасание» сюжетно-ролевой игры), распадом социокультурных механизмов, задававших специфику детства, так и ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют трудности  формирования личностной сферы и самосознания. А ведь о нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения.

В связи с этим, использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка, мотивацию его поступков в условиях социализации представляет большой практический интерес.

Cказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения.  Это один из эффективных методов работы с детьми, испытывающих эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разных возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми, с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои трудности, а также увидеть различные пути их решения.

В разработку научных основ сказкотерапии внесла большой вклад Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Ей принадлежит одно из ключевых определений понятия «сказкотерапия»  – это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

В своей работе с использованием сказкотерапии я поставила цель: развитие ценностных ориентаций посредством сказки, гармонизация внутреннего мира ребенка.

Задачи работы: 

- формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

- развитие  у детей интереса к своей личности,

- развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

- снижение уровня тревожности и агрессивности;

- развитие умения преодолевать страхи.

Прогноз результативности проведения занятий: снижение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности; преобладание положительных эмоций; способность приемлемым способом выражать негативные эмоции; изменение характера общения с использованием конструктивных приемов; изменение в продуктивной деятельности детей: появление ярких красочных рисунков, развитие связной речи.

Существуют различные виды сказок. Рассмотрим типологию сказок, предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Художественные сказки (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории - это сказки, мифы, притчи. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались не для психологического консультирования, но успешно применяются в этой области специалистами-педагогами, психологами и библиотекарями.

Дидактические сказки создаются педагогами для «оформления» обучающего и учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок - сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Медитация подразумевает полное погружение в процесс слушания через положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестические образы.

Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста ребёнка.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Рассмотрим некоторые направления работы со сказкой, как метода психокоррекции, на которые я опираюсь в своей работе с дошкольниками.

1. Анализ сказки. Использование данного метода учит размышлять, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

Формула для составления вопросов следующая:

- что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.;

- что было бы, если...? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.;

- что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

2. Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-несмеяна ставится задача – почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а мне позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.

3. Рассказывание сказки.

Используя этот метод, я решаю следующие задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, воображения, умения слушать другого.

Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему.

Приемы, используемые мной при рассказывании сказок различны это:

-  рассказчик  педагог от 3 лица (группе детей);

- рассказчик  педагог - одному ребенку;

- рассказывание известной сказки группой детей по кругу;

- рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения;

- рассказчик  педагог от первого лица  (группе детей);

- рассказывание сказки от 1 лица детьми;

- рассказывание сказки от имени различных персонажей.

При приеме «рассказчик педагог - одному ребенку» я применяю в своей практике персонализированные сказки. Это сказки, в которых сам ребенок главный герой. Для усиления эффекта сказкотерапии я использую куклы – рукавички (Медвежонок, лягушонок). Этот прием усиливает воспитательное воздействие, поскольку беседы идут не от взрослого, а от сказочного «друга». Дети, разговаривают с ними, устраивают всевозможные представления, да и в их волшебном кармане всегда может оказаться какая – либо волшебная вещь.

4. Сочинение сказки.

Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки (которую ребенок находит в песке), быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Примерная схема, используемая при сочинении сказок:

- Выбор главного героя;

- Создание места, в котором приятно находиться герою;

- Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они есть);

- Описание любимых и не любимых занятий главного героя

- Рассказ о главной мечте (желании) героя

Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со своими трудностями?)

Завершение сказки (осуществилась ли мечта героя?)

При проведении данной работы я использую карточки разработанные Еленой Эсауловой, карточки из настольной игры «Кто я?»  изображающие сказочные героев и существ.Так же при сочинении сказок в помощь ребенку предлагается пальчиковый театр, фигурки из «киндер-сюрприза», что способствует преодолению психологических барьеров.

Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.

В связи с вышесказанным и опираясь на данные мониторинга состояния эмоциональной сферы детей, учитывая пожелания педагогов и родителей, а также по результатам тестов  «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»,  «Кактус», «Страхи в домиках», «Почта». Я посчитала необходимым остановиться на двух различных подходах к сказкотерапии, которые отличаются, с одной стороны, по степени индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой - степенью директивности применяемого подхода.

Следует отметить, что предварительная психологическая диагностика и специальный подбор детей в группу необходима по ряду причин. Во-первых, существует ряд детских проблем, для решения которых групповая работа малоэффективна и даже нежелательна на первых порах. Поэтому с детьми крайне агрессивными, эгоцентричными, переживающими стресс, лучше работать индивидуально. Напротив, для детей замкнутых, малообщительных, пассивных, не владеющих элементарными навыками общения, или же для детей с нарушениями поведения, контролируемой агрессией, с заниженной самооценкой, тревожных детей проведение пробной формы групповой работы полезно и дает хорошие результаты. Во-вторых, проведение предварительной диагностики необходимо для подбора оптимального состава группы, где дети сочетались бы по принципу дополнения, (т.е. с противоположными синдромами), что обеспечивает более успешную идентификацию с альтернативным образцом поведения. Кроме того, предварительная диагностика позволяет выявить круг проблем у детей, участвующих в группе, и подобрать максимально «эффективные» сказки и игры. В связи с этим, очень часто в рамках этого направления на одном занятии сочетаются сказкотерапия и арт-терапия (рисование сюжета сказки, элементы песочной терапии). План проведения таких занятий может быть произвольным. Однако, для своей работы я предпочитаю опираться на план предложенный Д.Т. Зинкевич-Евстигнеевой.

Структура коррекционно-развивающего занятия с элементами сказкотерапии:

1. Этап. Ритуал «входа» в сказку. Создание настроя на совместную работу. Вход в сказку. Коллективное упражнение (дети совершают «сплачивающее» действие, передают что-либо по кругу).

2. Этап. Повторение.

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Я задаю детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз .

3. Этап. Расширить представления ребенка о чем-либо.

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

4. Этап. Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям пробрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и др.

5. Этап. Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.

6. Этап. Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

7. Этап. Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Также необходима параллельная работа с родителями. Родителям предлагаются консультации об индивидуальных особенностях их детей, даются рекомендации как себя вести в той или иной ситуации, проводятся беседы, анализ нарушения базовых потребностей детей в семье с конкретными заданиями (например, в течение недели понаблюдать и записать, как вы демонстрируете ребенку свою любовь).

Таким образом, можно сказать, что сказкотерапия является одним из наиболее эффективных методов психологической коррекции детей разных возрастов. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений, учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам.

Список литературы:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб. Речь, 2013.

2. Лютова Е.К.,Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными. Тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000. -192с.

3. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… - М.: Генезис, 2011. - 288 с.

4. Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих перврклассников»/ Н.Ю. Куражева и др.: под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2016. - 208 с.

5. Хухлаева Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е.,Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2004 —175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка, как средства духовно-нравственного воспитания ребёнка дошкольника"

В данной статье рассказывается о влиянии русских народных сказок на духовно-нравственное воспитнание дошкольников....

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на освоение социальной действительности, повышает позн...

Консультация для воспитателей "Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Презентация и теоретический материал по описанию сказкотерапии, способах ее использования в воспитательном процессе. Даны примеры сказок Г.Х. Андерсена для дошкольного возраста....

Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания воспитания дошкольника

Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно - нравственного воспитания....

Конспект НОД для детей подготовительной группы «А» Тема: «Использование сказкотерапии как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников »

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие» ;«Социально - коммуникативное развитие» ;«Познавательное развитие»; «Художественно - эстетическое развитие» ; «Речевое развитие». Цель: углу...